Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Невроз навязчивых состояний 3 глава




 

// ТАК НАЗ. БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ

 

Большие диагностические и терапевтические трудности появляются при болях истерического характера, имеющих место при органических процессах (например после травм черепа, переломов, операционных вмешательств). Такие болевые ощущения имеют свое физиологическое объяснение после перенесенной травмы. Однако же их стабильность, усиление и часто отсутствие эффекта действия при применении обезболивающих препаратов дают основание подозревать их функциональный характер. В беседе с больным можно почувствовать его удрученное настроение, его чувство обиды, связанное, например, с несчастным случаем, происшедшим с ним, а который не был принят надлежащим образом со стороны окружения. Болезнь может служить средством достижения какой-то цели, не всегда, однако, определенной.

Такого рода ситуации появляются в процессах о пенсии. Больной, старающийся получить пенсию, находится в ситуации заколдованного' круга - чем больше он хочет получить ее, тем более акцентируются его болезненные невротические черты. Возрастает чувство обиды, непонимания окружающими людьми его страданий, а особенно врачами, плохо ориентирующимися в оценке его состояния. Все это приводит к увеличению невротических симптомов. Выздоровление становится невозможным, так как оно равнялось бы потере больным чувства правды, за которую он борется.

Каждая болезнь, кроме своих отрицательных имеет и положительные стороны, как например фиксация невротических симптомов или сохранение субъективных жалоб при органических повреждениях, когда последние уже давно перестали действовать. Это явление популярно называют "бегством в болезнь"., Однако такое использование болезненных симптомов является неосознанным позитивным фактом со стороны больного при его желании отделаться от неприятных обязанностей или иной неприятной ситуации, т.е. в этих случаях нельзя подозревать симуляцию. При неврозе больной действительно страдает. А если даже он, благодаря своей болезни, разрешит свои трудные проблемы, например получит пенсию, окружающие его люди изменят к нему свое отношение на лучшее, супруг или супруга будут для них более заботливыми, на работе они будут исполнять более легкие поручения и т.д., то эта цель достигается подсознательным путем, не так как при симуляции, а на основе психических механизмов, в которых больной не отдает себе отчета.

 

// НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

 

Переходя к более сложным формам активности, которые в результате истерической конверсии подвергаются нарушениям, необходимо вспомнить о нарушениях речи. Чаще всего встречается потеря голоса (aphonia hysterica) и больной едва говорит шепотом. При сомнительном характере нарушений речи, его функционального или органического происхождения, решающее значение имеют исследования гортани. Истерическая афония появляется, как правило, при сильном психическом шоке, например при внезапном ужасе, реже в припадке гнева. Афония проходит тоже чаще всего под влиянием внезапного эмоционального фактора (старым и часто эффективным способом лечения афонии является электризация гортани; страх, вызванный неожиданным болевым раздражителем, прерывает функциональный паралич гортанных мышц и больной кричит громким голосом). При истерических параличах и нарушениях чувствительности редко встречается временная связь появления симптомов с эмоциональным раздражителем.

С другой стороны, относительно часто болезненные симптомы появляются без видимой причины, например, больной пробуждается утром с обездвиженной конечностью. Нельзя исключить, что сновидения в этих случаях могут действовать в качестве непосредственного эмоционального фактора. Как правило, содержание сновидений стоит в противоположной связи с тем, что составляет смысл сознательной жизни, и насильственно подавляется сознанием; эмоциональное напряжение, связанное с той непроникающей в сознание борьбой между противоположными содержаниями, отражается на функции соматической нервной системы.

К нарушениям речи, как и афонии, связанным с самим исполнительным двигательным аппаратом (дыхательные, гортанные мышцы, мышцы языка, губ) принадлежат заикание, тики, сопутствующие разговору, скандированная речь, баттаризм, дизартрия. Некоторые из них встречаются при определенных органических нарушениях (скандированная речь при sclerosis disseminata, дизартрия при paralysis progressiva), но они могут появиться и при конверсии.

Заикание чаще всего появляется в детстве, неоднократно в результате действия сильного, внезапного эмоционального фактора угрожающего характера (например, ребенок подвергается нападению собаки, падает в воду и начинает тонуть, пугается пожара и т.д.). Большинство авторов не причисляет заикание такого типа к симптомам конверсии, а принимает во внимание факт травматизации эмоциональным раздражителем в определенном периоде развития наиболее свежей и Деликатной для ребенка функции. Аналогично тикам, заикание принадлежит к фиксированным двигательным стереотипам. Заикание выраженного истерического типа появляется у взрослых, менее стереотипно и более драматично. Больной во время разговора кривится, надувается, краснеет. Иные типы речевых нарушений (баттаризм, дизартрия, скандированная речь) встречаются реже. В отличие от нарушений, появляющихся на органическом фоне, они менее стереотипны, более разнообразны и богаты в своей картине и, поэтому, диагностирование истерической конверсии не трудно, особенно если отсутствуют иные неврологические проявления, указывающие на органический характер страдания.

Редко встречаются нарушения речи, напоминающие афазию, а следовательно относящиеся к самой записи слова в памяти. Чаще всего встречается афазия амнестического типа, когда под влиянием эмоционального блокирования невозможно вспомнить необходимое, хорошо известное себе слово. Такая афазия, в основном, не причисляется к истерическим симптомам, так как она представляет собой слишком частое явление, чтобы можно было ее отнести к болезненным проявлениям. Истерическая афазия, похожая на моторную или сенсорную афазию, встречается редко. При глубоком волнении можно "проглотить язык" и тогда - как при моторной афазии - вылетают только отдельные слова или слоги, непонятные для окружающих, или же - как при сенсорной афазии - слова нанизываются на одну нить, но они не связаны между собой при смыслом, ни содержанием. Редко, правда, встречается слишком длительное присутствие такого типа эмоциональных нарушений речи и трудно их причислять к симптомам истерической конверсии. С другой стороны, при действительной афазии, т.е. при нарушениях речи, появившихся в результате органического' повреждения соответствующих мозговых центров, факторы эмоциональной природы могут затруднять или облегчать функцию разговорной речи, что играет важную роль в процессе реабилитации.

Полная задержка функции речи определяется понятием мутизма. Так как и упомянутые выше нарушения речи, мутизм может появиться под влиянием резкого эмоционального раздражителя, что в популярном определении выражается словами "онеметь от волнения". Истерический мутизм довольно легко отличить от мутизма, появляющегося в процессе шизофрении, в ее кататонической форме, при тяжелой депрессии, после эпилептического припадка или при эпилептическом сумеречном состоянии и при некоторых органических повреждениях мозга, особенно локализированных в мозговом стволе (так наз. mutisme akinetique). При истерическом мутизме, в противоположность иным типам мутизма, больной способен установить контакт с окружающими при помощи мимики, жестов и писания. Истерический мутизм является, иногда, выражением негативного эмоционального состояния по отношению к окружающим людям; больной как обиженный ребенок - молчит. У людей с истерическими чертами личности встречаются элементы повышенной говорливости. Этот истерический щебет (diarrhea verborum или logorrhea) нарастает, обычно, в состояниях эмоционального напряжения. Поток слов становится фактором, разряживающим внутреннее напряжение. В этих случаях обязывает общее положение, что эмоциональное напряжение приводит к возбуждению или задержанию двигательного акта.

 

// ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ

 

К наиболее часто встречающимся психическим нарушениям, которые можно определять как истерическую конверсию, принадлежат сужения сознания различной степени при различной клинической картине. Самым простым примером может быть истерический припадок. Человек, находящийся в таком состоянии, создает впечатление возбужденного, оглушенного и глубоко эмоционально напряженного. Он кричит, плачет, рвет на себе волосы, одежду, бросается на землю, напрягает тело. (Несколько десятков лет тому назад, во времена Шарко *, известного исследователя истерии, были популярными истерические дуги - arc en cercle.Во время приступа больной максимально изгибает тело и только головой и пятками опирается о землю). Припадок обычно проходит спонтанно через несколько минут, неоднократно его можно прервать внезапным болевым или эмоциональным раздражителем (например, испугом). О своем припадке больной обычно не помнит.

Сужение сознания может быть связано с конвульсиями. В противоположность эпилептическому припадку, истерический протекает более хаотично и разнообразно, а продолжается значительно дольше. Больной во время припадка своеобразным способом падает на землю и сильно не ударяется о нее и, как правило, не отдает испражнений. При нем нет и патологических неврологических симптомов, встречаемых при эпилептическом припадке (неподвижность зрачков, симптом Бабинского); глубокий сон является типичным для эпилептического, а не истерического припадка. Однако, встречаются припадки, при которых дифференциальная диагностика трудна или вообще невозможна. Иногда эпилептические припадки переплетаются с истерическими приступами. Пароксизмальные элементы на электроэнцефалографической картине указывают на эпилептическую природу припадка даже в тех формах приступов, которые когда-то, на основании только клинической картины, причислялись к истерии.

С другой стороны, у людей с истерическими, инфантильными и импульсивными чертами личности значительно чаще, чем среди общего числа населения, встречаются патологические отклонения на электроэнцефалограмме в форме биологической незрелости, с увеличенной тенденцией к пароксизмальным разрядам. У таких людей также встречаются истерические реакции, и, между прочим - приступообразного типа. В XIX веке использовали термин истерической эпилепсии, который по мере развития психиатрической диагностики был отвергнут.

При истерических припадках иногда появляются такие формы поведения, которые выражают дремлющие у больного эмоциональные состояния, например экстазы любви, религиозная исступлённость, чувство ненависти, страха и т.д. Противоположным состоянием является истерическое окаменение (ступор). Здесь эмоциональное напряжение приводит к полной задержке движений. Больной, с устремленным в одну точку взглядом, не реагирует ни на что; неподвижный, беспомощный вызывает сочувствие или раздражение. Истерический ступор можно довольно легко отличить от кататонического, депрессивного или органического ступора. Он более поверхностен и несмотря на обездвиженность больного можно в мимике, случайных жестах и целесообразных движениях увидеть черты давней личности этого человека. То же относится и к истерическим сумеречным состояниям; как и предыдущие они менее глубоки, чем аналогичные синдромы при острой шизофрении и при органических психозах. Иногда в истерических сумеречных состояниях можно отметить тематику, связанную с конфликтами и мечтами больного. Степень сужения сознания бывает различной и часто колеблется. При так наз. ясных сумеречных состояниях эта степень незначительна и состоит в вычеркивании прошлого из памяти. Больные не помнят своей фамилии, адресами всего, что делалось с ними до настоящего момента. Больной начинает как бы снова жить. К чертам истерической личности принадлежит также тенденция к легкому перечеркиванию того, что было.

При ясном сумеречном состоянии желание начать все снова и стереть то, что уже было, реализуется. Случаи ясных сумеречных состояний редкие. При них часто трудно определить, в какой степени сужение сознания, состоящее в исключении из памяти всей истории жизни, является эпилептического происхождения, а в каком - истерического. Трудности такого типа появляются, прежде всего, в тех случаях, когда ясное сумеречное состояние наступает непосредственно или же спустя определенное время после травмы черепа. Больной после перенесенного потрясения неоднократно начинает хождения по местам, которые связаны с милыми для него воспоминаниями. Он не помнит своего прошлого, даже своей фамилии. Иногда такие странствования начинаются спонтанно, без видимой причины, а иногда обуславливающим моментом являются жизненные условия, например чч напряженная домашняя атмосфера, трудности на работе, пребывание в армии, страх перед судебной ответственностью.

Неудержимое стремление к бегству (пориомания, фуги) может быть тоже истерической реализацией укрытых в данном человеке желаний бегства от трудной жизненной ситуации или как у детей и молодежи - жажда приключений. Иногда весь эпизод побега покрыт амнезией или остаются в памяти только его фрагменты. Пориомания встречается у умственно отсталых людей, в старческих состояниях сумеречного сознания, при шизофрении и эпилепсии.

На свете нет, вероятно, такого человека, который хотя бы на момент не хотел бы быть кем-то иным, изменить свою роль в жизни, убежать от всего окружающего. Однако, такие желания могут быть только в сфере более или менее сознательных размышлений, а только при истерии они могут быть выполнены.

Литературным примером реализации злых намерений, укрытых в каждом человеке, может быть известная новелла Стивенсона "Dr Jekyll and Mr Hyde". Вильям Джеймс в своих "Основах психологии" приводит пример пастора Бурне, который в ясном сумеречном состоянии выехал из.Англии в Америку, там открыл лавочку как мистер Браун, а через несколько месяцев пробудился в "одно прекрасное утро" как пастор Бурне с чувством удивления и непонимания как он, пастор, мог очутиться так далеко от своего дома. Этот случай часто цитируется в учебниках психиатрии как пример истерического изменения личности.

Синдром Гансера или псевдодеменция (ложное отупение) Вернике чаще всего встречаются в условиях заключения, хотя это положение не является правилом, а эти синдромы могут появляться и при иных трудных для больного ситуациях. Такие больные беспомощны, на самые простые вопросы отвечают бессмысленно, а их поведение создает впечатление примитивной симуляции, когда они твердят, что у коровы пять ног и что два и два равняется пять. Их настроение снижено или неуместно шутливо. Можно подумать, что для больного принятие на себя роли "глупца" было единственным выходом из трудной ситуации. Эта роль, может быть, сначала и сознательно принятая, становится в конце концов его второй личностью. Пуэрилизм, также чаще всего появляющийся в тюремных условиях, состоит в поведении, напоминающем поведение беспомощного ребенка.

К редким случаям относится изменение личности, когда больной перевоплощается в животное. В средневековье встречались эпидемии ликантропии. Охваченные ею люди твердо верили, что превратились в животных, чаще всего в волков, и подражали им. Возможно, что среди них были и шизофреники, так как чувство превращения в зверя при этой последней болезни встречается не так редко, однако, ввиду эпидемического характера этого явления, такие нарушения скорее всего необходимо отнести к истерическому изменению личности. У ее основ могло лежать чувство вины, которое не позволило больному быть человеком, или же желание освободиться от своих "злых инстинктов" в роли зверя.

Примерно в 1700 году в одном из женских монастырей во Франции все монашки начали мяукать, будучи твердо уверенными в своем перевоплощении в кошек. У эскимосов встречается психоз, по-видимому, истерического характера, называемый whitico. Он начинается глубоким депрессивно-фобическим состоянием, которому сопутствует отсутствие аппетита, тошнота, рвота и понос. Больной боится превратиться в whitico, т.е. демона в форме огромного ледяного скелета, пожирающего людей. Если добрый шаман не отгонит злых чар, ниспосланных на больного, тогда он действительно может броситься на кого-нибудь из родственников, убить и съесть его. Картина этого психоза напоминает новеллу Стивенсона: человек превращается в свое злое alter ego, которое нормально укрывает в себе.

* Jean M. Charcot (1825-1893); знаменитый французский психиатр и невролог.

 

// "КОНТАГИОЗНОСТЬ" ИСТЕРИИ

 

Одной из черт истерических способов поведения является их легкость перенесения в окружение. Если около больного найдутся люди с истерическими чертами личности, с потребностью разрядки эмоционального напряжения, то легко и просто они могут "заразиться" поведением больного. Оно проторивает путь к выходу из гнетущего напряжения. Многочисленные примеры можно найти при наблюдении поведения толпы людей. Реакция одного человека - паники, энтузиазма, ненависти, которая своей театральностью напоминает истерическую реакцию, - легко передается сопутствующим людям. В психиатрических отделениях наблюдается взаимное индуцирование больных собственными симптомами типа болевой или двигательной конверсии или же истерического способа поведения.

Большой знаток истерии, Шарко, своим интересом к этой болезненной единице и театральными демонстрациями больных приводил к тому, что в больнице эпидемически появлялись драматические формы истерии. В XI-XV вв. в немецких и фламандских деревнях возникали эпидемии танца святого Вита. Люди, страдающие этой болезнью, собирались около костелов, пели, плясали без перерыва несколько дней и ночей до потери сознания. У многих из них были припадки конвульсий. Случалось, что среди общего возбуждения совершались половые акты и женщины беременели. Название пляски святого Вита происходит, по-видимому, от названия часовенки святого Вита в Забери, где лечили людей от этой болезни. Похожая эпидемия возникла в XV веке в северной Италии. Больные считали, что их укусил паук Lycosa tarentula, откуда и название тарантулизм. Музыка считалась эффективным средством лечения, и до сего времени используется танцевальная мелодия тарантеллы. Популярные в средних веках секты флагеллантов, паламитов, которые старались дотронуться головой до пупка, чтобы увидеть хвалу Господню, адамитов, ходящих без одежды - были скорее всего симптомом массового фанатизма, чем истерии.

Иногда в форме эпидемии появляется болезнь, описанная впервые на малайских островах под названием latah, известная и под иными названиями в Японии, Бирме, в Сибири, на Филиппинах, Мадагаскаре и Конго. Болезнь наблюдается у женщин в старшем возрасте. Она начинается припадком страха, часто с сопутствующим воображением, что больные наступили наядовитого паука. Сначала пациентки без перерыва повторяют собственные слова и целые фразы, далее повторяют слова людей, занимающих определенное общественное положение (эхолалия). В последующих циклах болезни они подражают чужим движениям (эхопраксия), а иногда воспроизводят движения, противоположные окружающим. Потом начинают выговаривать непонятные слова, которые по мере их более выраженного характера звучат вульгарно или льстиво (копролалия).

В эпидемической форме появлялась тоже и, описанная выше, ликантропия (оборотень).

"Заразительность" истерических симптомов проливает определенный свет на появление форм нашего поведения. Они образуются легче коллективно, чем индивидуально. "Мы" опережает "я". Это явление можно наблюдать в особенно трудных, новых ситуациях, например на войне, в концентрационных лагерях и т.д. Пример одного человека проторяет путь другим к определенным формам поведения. На этой же основе определенные способы поведения, которые бы индивидуально не нашли отзвука, легче появляются в коллективной форме. Мальчики, как правило, в группе начинают курить и пить алкоголь, онанизироваться. Взрывы элементарной агрессии легче появляются в толпе и т.д. "Мы" легче возбуждается, чем "я"; тем можно объяснить пословицу "Senatores boni viri, senatus mala bestia".

 

// ИСТЕРИЯ И ГИПНОЗ

 

Все симптомы истерической конверсии, как сенсорные, Двигательные, так и охватывающие высшие формы поведения, можно вызвать при помощи "суггестии в гипнотическом трансе. Загипнотизированный, так как и истерик, может потерять чувствительность в определенной области тела, а благодаря сосудистому спазму в обезболенном участке при проколе иглой не появится ни одна капля крови. Он может не двигать конечностью, может напрягать тело как при истерической Дуге, у него могут появиться конвульсии, загипнотизированный может вести себя как ребенок, как влюбленный, как животное и т.д., может удивлять необыкновенной памятью (гипермнезия) или ее полной потерей (амнезия), у него могут появиться галлюцинации. Все эти формы поведения не зависят от воли загипнотизированного, а только от воли гипнотизера. -

Загипнотизированный действует как автомат, управляемый гипнотизером. Аналогично ведет себя истерик; он не полностью владеет собой, часть тела или часть психики находится вне его воли. Как уже было упомянуто выше, чем больше больной старается возвратить утраченную власть, тем конверсионные симптомы становятся все более бурными. Больной неоднократно отдает себе отчет, что им овладевает какая-то сила, с которой он не может справиться. В случаях соматической конверсии тем другим управителем является таинственная болезнь, которая вызывает мучительные боли, параличи, навязчивые движения, гипостезии и т.д. А при истерических психических нарушениях тем другим хозяином будет "второе Я", "alter ego", которое, о обычно тщательно скрытое, вырывается наружу. Аналогичным путем человек, обуреваемый гневом или другим чувством, перестает владеть собой; иногда ему кажется, что он - не он, а что-то непонятное, сидящее в глубине его, управляет его поведением.

 

// ДИССОЦИАЦИЯ

 

Ученик Шарко Пьер Жанэ* - один из создателей современной психопатологии - считал, что основным механизмом истерии является отслоение, диссоциация. Часть психики, которая нормально подавляется и не может проявиться в какой-либо форме активности, отщепляется от целостности психической жизни, приобретает собственную автономию и начинает самостоятельно управлять определенными психическими или физическими процессами. Тогда они уже не подчинены психике, как целостность, ее актам воли, а являются лишь отщепленной частью.

Проблема интеграции является основной проблемой при шизофрении. При ней, однако, расщепление значительно более глубокое, чем при истерии. Больной не в состоянии синтезировать противоположные чувства, желания, мысли, в результате чего его решения, т.е. волевые акты, противоположны или вообще невозможны для реализации. С другой стороны, при истерии отщеплению подвергается большая часть - какой-то важный конфликт, сплетение чувств, которые больной не в состоянии разрешить, иными словами - комплекс. Он становится источником соматических или психических пертурбаций, получая собственную автономию, управляет как бы по собственным планам процессами, которые в нормальных условиях подлежат интегрированной активности нервной системы, а которая ощущается как "я".

* Pierre Janet (1859-1947), знаменитый французский психопатолог.

 

// ПРОБА НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

 

С точки зрения функции нервной системы проблема истерической конверсии представляется противоположным образом, нежели неврастенические синдромы. В этих последних управление довольно трудно в результате нарушения селекции сигналов, как в плохой бюрократической машине, где слишком много информации стекает в центральные органы и слишком много приказов оттуда выходит. При истерической конверсии возникает автономный центр управления, выделенный из целого как в порочной бюрократической системе, в которой создаются клики, руководствующиеся собственными правилами.

Правильного мнения придерживаются психиатры, которые к симптомам конверсии не причисляют нарушений вегетативной нервной системы, так как эта система по своей природе автономна. Истерическая конверсия охватывает те функции организма, которые в нормальных условиях подчиняются его максимальному интеграционному усилию, переживаемому субъективно как акт воли.

При неврастенических синдромах процессы интеграции в организме нарушены, так как он не может совладеть с огромным притоком информации, отделить важные от второстепенных. При истерической конверсии интеграция кажется сохраненной, так как все то, что должно быть подвергнуто селекции, создает отдельную автономную целостность, освобождая таким образом остальное от интеграционного усилия.

 

// "BELLE INDIFFERENCE"

 

Уже давние авторы подчеркивали, что больных истерической конверсией неоднократно характеризует "belle indifference" - удивительное равнодушие по отношению к нередко драматическим проявлениям. Симптомы конверсии разыгрываются как бы вне больного, временами он даже кажется довольным, что его собственное тело подвергается таким страданиям. Это положение не является правилом; неоднократно пациенты тяжело переживают свои болезненные ощущения. Тем не менее в таких случаях невротическое беспокойство уменьшается, ограничивается только болезнью. Благодаря этому равнодушию конфликты, травмы, горестные переживания, которые перед этим были источником беспокойства больного, отодвигаются на задний план его сознания, а иногда перемещаются и в подсознание.

 

// "ABREACTION"

 

Одним из часто применяемых методов лечения конверсии со времен Фрейда является метод "отреагирования" конфликтной ситуации. Волной в гипнотическом трансе, в рауше после наркотического средства (наркоанализ) или во время беседы с врачом должен пережить то, что было причиной его невротической реакции. Прежде всего, в этих случаях необходимо разрядить скрытые чувства, которые сделались диссоциирующим фактором, т.е. создали автономный интеграционный центр.

 

// КОНВЕРСИЯ КАК СИМПТОМ НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИИ ИНТЕГРАЦИИ

 

В некоторых случаях симптомы конверсии предшествуют шизофрении или психоорганическому синдрому. Истерическая диссоциация в этих случаях является первым симптомом нарушения процессов интеграции.

Для врача ошибки такого рода составляют предмет диагностического беспокойства; когда истерическая конверсия оказывается опухолью мозга - это не только компрометация. Тем не менее такие ошибки могут указывать на определенное сходство между разнообразными болезненными синдромами, которые составляют нарушение функции интеграции.

Порядок - одна из наиболее важных черт живой природы - на уровне энергетического обмена с окружением происходит, в основном, автоматически, т.е. не требует специального усилия, тогда как на уровне информационного обмена это усилие становится необходимым, ибо из хаоса информации, притекающих в организм, нужно выбрать важные, а среди возможных форм активности выбрать такие, которые были бы более пригодными в актуальной ситуации. Мы не знаем, в какой степени это усилие сознательно и как формируется сознание у низших форм живых организмов. Известно только, что содержание человеческого сознания связано прежде всего с информационным обменом, а энергетический обмен (анаболитические и катаболитические процессы) может, хотя и косвенно, влиять на изменение настроения, эмоциональное состояние, степень сознания, однако, непосредственно он не составляет содержания сознательных переживаний.

"Усилие при информационном обмене связывается с необходимостью выбора соответственной функциональной структуры. Должно быть принято.решение, что отбросить, а что оставить. Интеграция происходит за счет уменьшения возможности развития различных форм активности организма. То, что было отброшено, не исчезает полностью, остается каким-то образом зафиксировано в записях памяти "и может быть активировано при нарушенном процессе интеграции. Таким образом, во время сна могут появиться функциональные структуры в форме сновидений, которые никогда бы не появились в действительности. При истерии или в гипнозе могут появиться соматические или психические симптомы, невероятные в нормальной жизни человека, но однако, находящиеся в нем. Еще острее и полнее при шизофрении появляется проблема проявления не использованных человеческих способностей.

При истерической конверсии проблема интеграции разрешается относительно просто; то, что человека мучает и составляет источник беспокойства, чувства обиды, вины и т.д., отделяется от целостности, образуя автономный центр интеграции, активирующий отброшенные, в процессе онтогенетической эволюции, функциональные структуры.

 

ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ

// РОЛЬ БОЛЬНОГО

 

Если истерический невроз неоднократно вызывает в окружающей больного среде драматическое напряжение, то ипохондрический невроз часто принимается несерьезно, с пренебрежительно-покровительственным отношением. "Мнимый больной" издавна был темой лучших или худших анекдотов.

С социологической точки зрения положение больного может быть даже и благоприятным. Больной человек уклоняется от всех общественных обязанностей и близкие окружают его вниманием и заботой. Больной на время своей болезни переносится как бы в детство - его не принуждают работать, его охраняют от повседневных забот и трудных ситуаций, заботятся о нем, ухаживают за ним. Нет ничего удивительного в том, что если кто-нибудь займет безосновательно позицию больного, т.е. не будучи действительно больным, этот факт пробуждает у окружающих чувство обиды и протеста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...