Современный урок построен как технология и открыт для применения современных образовательных технологий
Выступление подготовила Гаращенко О.А.
Новые подходы к планированию уроков в условиях введения ГОС
В основу ГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.
Особенность ГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новыхГОС?
Урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и обучающихся в определенный отрезок времени
Урок как основа реализации стандарта
- Современный урок должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
- На уроке должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, умение работать с информацией, умение работать в коллективе.
- Урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования. Ключевой характеристикой качества образования становятся требования стандарта – требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ.
- Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности обучающихся (компетентностей).
Результаты освоения основных образовательных программ - предметные, метапредметные и личностные.
- Метапредметные образовательные результаты - межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, построение индивидуальной образовательной траектории, ключевые компетентности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных проблем;
- Предметные образовательные результаты (знания, умения, навыки) – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета: освоенные в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области; виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета; формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях; владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
- Личностные образовательные результаты – система ценностных отношений обучающихся: готовность к саморазвитию и личностному самоопределению; мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; сформированная система значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Каким образом прийти к этим результатам?
Изменения в современном уроке: ЦЕЛИ; СТРУКТУРА; ОЦЕНКА; АНАЛИЗ УРОКА.
Структура современного урока
- Организация начала урока и подготовка к активному усвоению нового учебного материала – активное целеполагание;
- В качестве основного выступает этап, отвечающий главной обучающей цели данного урока;
- Этап оценочной деятельности, позволяющий диагностировать достижение целей урока.
Модель урока
- Четкий алгоритм (последовательность этапов);
- Необычное, нетрадиционное наполнение этапов;
- Взаимосвязь первого (целевого) и завершающего (оценочного диагностического) этапов;
- Деятельностный подход к организации работы учащихся на уроке.
Ведущие ориентиры для построения современного урока
- От триединой цели урока - к формулировке целей через деятельность учащихся и далее – к самостоятельному целеполаганию (цели);
- От традиционного «линейного» урока изучения нового материала или закрепления пройденного – к многокомпонентному уроку - фундаменту современной организации учебного процесса (основное содержание);
- От традиционной отметки – к современной оценке (результаты).
Современный урок построен как технология и открыт для применения современных образовательных технологий
- Развивающее обучение
- Коллективная система обучения (КСО)
- Технология решения исследовательских задач (ТРИЗ)
- Исследовательские и проектные методы
- Технология «дебаты»
- Технология развития критического мышления (ТРКМ)
- Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других методов обучающих игр
- Обучение в сотрудничестве
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
- Система инновационной оценки «портфолио»
- Технологии интерактивного и дистанционного обучения
- Педагогические мастерские
- Кейс-технологии
- Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)
- Технология деятельностного метода
Технологии различаются по декларируемым задачам, по организации процесса обучения, направлением на развитие творческого мышления или коммуникативных способностей, но цели и конечный результат технологий можно в самом общем виде описать как формирование метапредметных результатов; эта цель заявлена в ФГОС, характеристика этих результатов сформулирована в терминах универсальных учебных действий (УУД: личностные; регулятивные (блок включает также действия саморегуляции); познавательные; коммуникативные).
Педагогическая деятельность одновременно
- Творческая (строится на вдохновении учителя);
- Технологичная (строится на определенных алгоритмах, циклах и модулях, что позволяет учителю конструировать образовательный процесс применительно к его целям, задачам и условиям).
Приемы и стратегии в педагогических технологиях на этапе целеполагания. Технология развития критического мышления. «Толстые» (требуют развернутого, аргументированного ответа) и «тонкие» ( требуют простого, односложного ответа) вопросы.
«Толстые» вопросы:
• Дайте три объяснения, почему…(компьютер является универсальным устройством)?
• Объясните, почему…(Интернет является глобальной сетью)?
• Почему вы думаете…?
• Почему вы считаете…?
• В чем различие…(между прикладным и программным ПО)?
• Предположите, что будет, если…(не использовать антивирусные программы)?
«Тонкие» вопросы:
• Кто…?
• Что…?
• Когда…?
• Может…?
• Будет…?
• Могли…?
• Было ли…?
• Согласны ли вы…?
• Верно ли…?
Приемы и стратегии в педагогических технологиях на этапе целеполагания. Технология развития критического мышления. «Список известной информации».
На стадии вызова на уроке информатики в 5 классе обучающимся предлагается в течение 3 -5 минут записать все, что они знают или им кажется, что знают, о компьютере. Важно записать все, что вспомнится. Работа производится в парах. Учитель просит записать все идеи, даже разногласия. Затем организовывается групповая работа, где позиции уточняются, затем группа делится информацией с классом. Всю информацию учитель записывает на доске. Информация будет объемной и противоречивой. Дальнейшая работа, например, чтение учебника или дополнительной литературы, проясняет трудные моменты.
Приемы и стратегии в педагогических технологиях на этапе целеполагания. Технология развития критического мышления. Игра «Верите ли вы?»
Учитель просит учащихся в группах ответить на вопросы и обосновать свое мнение.
Верите ли вы, что…
- Корень дерева, ветви, листья являются составными частями графа? (Да)
- Матрица, отражающая симметричный граф полностью симметрична? (Нет)
- Любую структуру данных, в том числе представленную в виде графа, можно свести к табличной форме? (Да)
- Любая наука занимается информационным моделированием? (Да)
Приемы и стратегии в педагогических технологиях на этапе целеполагания. Педагогические мастерские.
- Актуализация личностного опыта (задания, активизирующие воспоминания, воображение, интуицию).
- Стимуляция учащихся к постановке как можно большего количества вопросов.
- Обращение к образу.
- Обращение к чувственной сфере личности (через использование аудио-, видео-, сенсорно-тактильных ощущений).
- Обращение к ассоциативному мышлению.
- Социализация (афиширование, вербализация, театрализация, ролевая игра, предъявление группового продукта).
Приемы и стратегии в педагогических технологиях на этапе целеполагания. Педагогические мастерские. Примеры индукторов.
- Вспомните, как вы сегодня шли в школу. Опишите в текстовом редакторе или нарисуйте в графическом редакторе свою дорогу.
- «Подчинение и пересечение – есть ли взаимосвязь?». Подумайте, как вы ответите на этот вопрос. Защитите свой ответ.
- Вас попросили создать набор поручений для компьютерного робота. Предложите свой набор и объясните, почему именно он должен быть воспринят роботом.
- Запишите ассоциации к словам «алгоритм» и «компьютер» в две колонки. Составьте все возможные словосочетания, соединяя слова из первой колонки со словами из второй.
- Придумайте и инсценируйте спор, который может возникнуть между ОЗУ и ПЗУ.
- Перечислите вечные, с вашей точки зрения, проблемы.
- Нарисуйте в графическом редакторе время/технический прогресс. Поместите себя в этот рисунок. Запишите слова, отражающие ваши чувства, мысли, переживания, связанные с присутствием в созданном вами мире.
Воспользуйтесь поиском по сайту: