Риск падения общерыночных цен
Риск падения общерыночных цен — это риск недополучаемого дохода по каким-либо финансовым активам. Чаще всего он связан с падением цен на все обращающиеся на рынке ценные бумаги одновременно. В странах с развитой рыночной экономикой существуют фирмы- наблюдатели (например, "Стандарт энд Пуэрс"), которые постоянно анализируют уровень портфельного риска различных ценных бумаг. Можно определенно утверждать, что акции частных фирм и акционерных предприятий более рисковые, чем государственные облигации. Государство теоретически и практически не может разориться, потому что доход по его долговым обязательствам гарантируется всем достоянием страны. В то же время негосударственные, акционерные и венчурные предприятия более мобильны, эффективны, хотя уровень банкротства у них выше. Риск инфляции — это риск, который определяется жизненным циклом отраслей. Основные факторы, влияющие на развитие отрасли следующие: а) переориентация экономики, что связано с общей экономической нестабильностью в мире, по отдельным регионам, странам, рынкам, рыночным сегментам, нишам и окнам, с одной стороны, ростом цен на ресурсы, с другой; б) истощение каких-либо ресурсов; в) изменение спроса на внутреннем и мировом рынках сбыта; г) общеисторическое развитие цивилизации. Кредитный риск Кредитный риск, или риск невозврата долга, в одинаковой степени относится как к банкам, так и к их клиентам и может быть промьшленным (связанным с вероятностью спада производства и/или спрос на продукцию определенной отрасли); риск урегулирования и пocтавок обусловлен невыполнением по каким-то причинам договоры отношений; риск, который связан с трансформацией видов ресурсов (чаще всего по сроку), и риск форс-мажорных обстоятельств. Степень кредитного риска банков зависит от таких факторов:
* степень концентрации кредитной деятельности банка в какой-либо сфере (отрасли), чувствительной к изменениям в экономике т.е. имеющей эластичный спрос на свою продукцию, что выражается степенью концентрации клиентов банка в определенных отраслях или географических зонах, особенно подверженных конъюнктурным изменениям; * если удельный вес кредитов и других банковских контрактов, приходящихся на клиентов, испытывающих определенные специфические трудности; * концентрация деятельности банка в малоизученных, новых, не традиционных сферах; * внесение частых или существенных изменений в политику банка по предоставлению кредитов, формированию портфеля ценных бумаг; * удельный вес новых и недавно привлеченных клиентов; * введение в практику слишком большого количества новых услуг в течение короткого периода (тогда банк чаще подвергается наличию отрицательного или нулевого, потенциального спроса); * принятие в качестве залога ценностей, труднореализуемых на рынке или подверженных быстрому обесцениванию. По результатам статистического анализа можно сделать вывод что частные и акционерные предприятия более гибки и эффективны, чем государственные, но разоряются чаще. То же самое можно сказать о крупных и мелких производителях. Совместные предприятия подвержены чаще всего внешним и/или политическим рискам. Акционерные предприятия должны особое внимание уделять всем видам портфельных рисков. Риск кредитования заемщиков зависит от вида предоставляемого кредита. В зависимости от сроков предоставления кредиты бывают кратко-, средне- и долгосрочные; от видов обеспечения — обеспеченные и необеспеченные, которые в свою очередь могут быть персональными и банковскими; от специфики кредиторов —банковские, государственные, коммерческие (фирменные), кредиты страховых компаний и частных лиц, консорциональные (синдицированные), которые структурируются на клубные (где число кредиторов ограничено) и открытые (участие в нем. может принять любой банк или предприятие); от видов дебиторов — сельскохозяйственные, промышленные, коммунальные, персональные; от направления использования — потребительские, промышленные, на формирование оборотных средств, инвестиционные, сезонные, на устранение временных финансовых трудностей, промежуточные, на операции с ценными бумагами, импортные и экспортные; по размеру — мелкие, средние, крупные; по способу предоставления — вексельные, при помощи открытых счетов, сезонные, консигнации.
Транспортный риск Особый интерес представляют так называемые транспортные риски. Их классификация впервые была приведена Международной торговой палатой в Париже (1919 г.) и унифицирована в 1936 г., когда были обнародованы первые правила ИНКОТЕРМС. После последних коррекций (1990 г.) различные транспортные риски классифицируются по степени и по ответственности в четырех группах E, F, С и D. Группа Е включает одну ситуацию — когда поставщик (продавец) держит товар на своих собственных складах (Ex Works). Риски принимают на себя поставщик и его банк до момента принятия товара покупателем. Риск транспортировки от помещений продавца до конечного пункта уже принимается покупателем и его банком. Группа F содержит три конкретные ситуации передачи ответственности и рисков: a) FCA (Free Carrier....../named place), это означает, что риск и ответственность продавца (и его банка) переносятся на покупателя (посредника) в момент передачи товара в условленном месте; 6) FAS (Free Along Side Ship....../ named port of deshuation), это означает, что ответственность и риск за товар переходят от поставщика (и его банка) к покупателю в определенном договором порту; в) FOB (Free On Board...../ named of Shipment) означает, что продавец и его банк снимают с себя ответственность после выгрузки товара с борта корабля. Группа С включает ситуации, когда экспортер, продавец, его банк заключают с покупателем договор на транспортировку, но не принимают на себя никакого риска. Они включают следующие конкретные ситуации:
a) CFR (Cost and Freight......./ named port of deshuation). Продавец и его банк оплачивают стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за целостность и сохранность товара и дополнительные затраты берут на себя покупатель и его банк. Перенос рисков и ответственности происходит в момент загрузки корабля; 6) CIF (Cost, Insurance, Freight......./ named port of deshuation) означает, что, кроме обязанностей, как в случае CFR, продавец и его банк должны обеспечить и оплатить страховку рисков во время транспортировки; в) CPT (Carriage Paid То....../ named place of deshuation), т.е. продавец и покупатель (и их банки) делят между собой риски и ответственность. В определенный момент (обычно какой-то промежуточный пункт транспортировки) риски полностью переходят от продавца и его банка к покупателю и его банку; г) CIP (Carriage And Insuranse Paid To..../ named place of deshuation) означает, что риски переходят от продавца к покупателю в определенном промежуточном пункте транспортировки, но, кроме того, продавец обеспечивает и платит стоимость страховки товара. Последняя группа терминов D означает, что все транспортные риски ложатся на продавца. К этой группе относятся следующие конкретные ситуации: a) DAF (Delivered At Frontier..../ named place), т.е. продавец принимает на себя риски до определенной государственной границы. Далее риски принимают на себя покупатель и его банк; 6) DES (Delivered Ex Ship....../named port of deshuation) означает, что передача рисков продавцом покупателю происходит на борту корабля; в) DEQ (Delivered Ex Quay (Duty Paid)....../ named port of deshuation) — передача рисков происходит в момент прибытия товара в порт загрузки; г) DDU (Delivered Duty Unpaid...../ named place of deshuation) — продавец принимает на себя транспортные риски за порчу, потери, хищения и пр. товара до определенного договором места (чаще всего это склад) на территории покупателя; д) DDP (Delivered Duty Paid...../named place ofdishuation) —продавец ответствен за транспортные риски до определенного места на территории покупателя, но последний оплачивает их. Необходимо отметить, что, если покупатель не принимает товар по каким-либо причинам или не имеет возможности произвести оплату в договорной срок, риски могут перейти от продавца к нему раньше.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|