Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примеры задания итогового контроля: (тест №1)

СОДЕРЖАНИЕ (МОДУЛЬНОЙ) РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

6.2.1.Модуль 1.Введение в общую психологию.

I СЕМЕСТР
Модуль 1. Введение в общую психологию Цели: - сформировать представление о предмете и методологии психологии; - показать значение психологии для социальной практики человека; - вооружить знаниями об основных категориях психологической науки, о методологических проблемах; - формировать интерес к изучению психологии как науки; - систематизировать знания об основных методах исследования в психологической науке; - продолжить формирование навыков работы с научной литературой, научными журналами.
Аудиторная работа
Лекции Семинарские занятия
Предмет психологии, её задачи и методы (2 ч.) 1. Психология как наука о внутреннем мире человека. 2. Структура современной психологии. 3. Задачи и методы психологии. Литература: 2, 3, 5, 6, 11. Предмет психологии как науки и её задачи. (2 ч.) 1. Определение психологии как пауки. Место психологии в системе наук. Основные отрасли психологии. 2. Общее понятие о психике. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. 3. Задачи и общие характеристики методов психологического исследования. Литература: 2,3, 5, 6, 11.
Становление предмета психологии: основные этапы и подходы (2 ч.) 1. Возникновение научной психологии. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии. 2. Основные направления развития зарубежной психологии. 3. Развитие отечественной психологии. Литература: 2, 5, 6. Становление предмета психологии: основные этапы и подходы (2ч.) 1. Этапы становления психологии как науки. Отличия житейской психологии от научной. 2. Направления развития научной психологии в Западной Европе и США. 3. Основные направления развития отечественной психологии. Литература: 2, 5, 6, 7, 9, 26.
  Психика и её эволюция (2 ч.) 1. Мозг и психика. Физиологические механизмы психической деятельности. 2. Возникновение психики. Стадии развития психики. 3. Общая характеристика психики животных и её отличие от психики человека. 4. Сознание как высшая форма человеческой психики. Культурно-историческая концепция развития психики человека Литература: 2, 5, 6, 11, 12, 17; 25, 33, 34.
  Методы психологического исследования (2ч) лаб. 1. Характеристика понятия «методология», «метод», «конкретные методики». 2. Методологические принципы и общая организация психологического исследования». 3. Методы статистической обработки результатов психологических исследований. Литература: 2,3,4, 38.  

Информационное сопровождение: презентации к практическим занятиям, электронные тесты.

Темы для самостоятельного изучения:

1. Психология как наука. Исторический путь развития психологии (4 ч.).

2. Мозг и психика (2 ч.)

3. Сознание и бессознательное (2 ч.).

 

Контрольные вопросы по 1 модулю:

1. Представления античных философов о душе и сознании.

2. Психологическая мысль Нового времени.

3. Зарождение психологии как науки. Предмет психологии.

4. Нервная система – материальная основа психики.

5. Строение отделов мозга и их вклад в психические явления.

6. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии.

7. Понятие о психике. Психика как свойство мозга.

8. Гипотеза возникновения стадий развития психики в филогенезе по А. Леонтьева, Фабри.

 

9. Сознание как высшая ступень организации психики. Свойств сознания. Патология сознания.

10. Понятие о бессознательном. Гипноз как классический пример бессознательных явлений.

11. Бессознательное – центральная категория психоанализа. З. Фрейд и К. Юнг о проблеме бессознательного.

12. Основные научные школы и важнейшие направления современной психологии.

13. Методологические принципы и методы психологического исследования.

 

Контрольные задания по 1 модулю:

1. Подготовка сообщений о жизни и деятельности выдающихся учёных, внёсших вклад в развитие отечественной и зарубежной психологии.

2. Подготовка сообщений о жизни и деятельности отечественных учёных-физиологов, внёсших значительный вклад в разработку физиологических основ психической деятельности.

3. Подготовка реферата по психофизиологической проблеме в психологии.

4. Подготовка сообщений о жизни и деятельности Л.С. Выготского, З.Фрейда, К.Юнга;

5. Сообщение «Сознание как парадокс» (на материале В.М. Аллахвердова).

 

Примеры задания итогового контроля: (тест №1)

1. Предметом психологии является

а) поведение; б) душа; в) психика; г) сознание.

2. Возраст современной психологии составляет…

а) Более двух тысяч лет; б) около трёхсот лет;

в) сто лет с небольшим; г) три-четыре десятилетия.

3. Выберите правильное определение психики:

а) внутреннее переживание; б) отражательная деятельность мозга;

в) душевная субстанция; г) субъективный образ объективного мира.

4. Понятие интериоризации означает

а) Углубление человека в себя; б) перенос материального в план отражения;

в) душевная субстанция; г) особое свойство личности.

 

Терминологический минимум модуля:

психология, анимизм, житейская психология, научная психология, парапсихология, психика, перцепция, сознание, бессознательное, идеализм, материализм, интроспекция, естественно-научная парадигма, гуманитарная парадигма,

активность, акцептор действия, анализатор, афферентный нерв, динамический стереотип, доминанта, лабильность, нейропсихология, обратная связь, первая сигнальная система, вторая сигнальная система познания, ретикулярная формация, рефлекс, рефлекс безусловный, рефлекс условный, ре­цепторы, стимул, адаптация, аккомодация, апперцепция, восприятие, закон Вебера-Фехнера. избирательность иллюзии восприятия, интероцепторы, интероцептивные ощущения, кинестетические ощущения, константность восприятия, ощущения, перцептивные действия, представление, проприоцептивные ощущения, порог ощущений, рецепторы, сенсибилизация, сенсорика, синестезия, чувствительность, экстероцептивные ощущения.

 

-Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля:

 

-Список основной литературы:

 

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб. – 2003.

2. Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. – М. – 1998.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М. – 1997.

4. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: учеб. пособие Н.С.Глуханюк, Е.В.Дьяченко, С.Л.Семенова. – М. – 2009.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб. – 2008.

6. Никандров В.В. Психология: учеб. – М. – 2008.

7. Общая психология: хрестоматия

8. / сост. Л.Б. Бровина, Т.А. Сергеева. – М. – 2008. – С. 17 – 42.

9. Никандров В.В. Психология: учеб. – М.– 2008.

 

-Список дополнительной литературы:

1. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания – СПб. – 2003.

2. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс: Экспериментальная психологика. Т. 1. – СПб. – 2000.

3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. – М. – 1992.

4. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М. – 1997.

5. Зинченко В.П. Миры сознания, структура сознания // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 15 – 37.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. – 1977.

7. Немов Р.С. Психология в 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М. – 1994 и послед. издания.

8. Павлов И.П. Условный рефлекс // Хрестоматия по психологии. – М. – 1987. – С. 76-83.

9. Фрейд. З. Психология бессознательного. – М. – 1989.

 

 


 

6.2.2.Модуль 2.Психологические процессы и состояния

 

Модуль 2. Психологические процессы и состояния Цели: - сформировать представление о чувственной ступени познания действительности; - охарактеризовать закономерности возникновения чувств, образов и особенности их существования; рассмотреть условия взаимодействия человека и мира на ступени чувственного познания; - показать качественное своеобразие и раскрыть преимущество второй ступени познания; - раскрыть природу и своеобразие воображения как познавательного процесса; - раскрыть значение эмоций и чувств в познавательной и практической деятельности человека; показать необходимость и возможность развития способности распознавать эмоции и чувства; - познакомить с природой воли и волевыми свойствами; проследить особенности волевой регуляции в психологической деятельности человека.   .
Аудиторная работа
Лекции Лабораторно-практические занятия
Ощущение и восприятие (2 ч.) 1. Общая характеристика чувственной ступени познания. Понятие об ощущении и восприятии. 2. Физиологические механизмы ощущения и восприятия. 3. Основные свойства и закономерности ощущений и восприятия. 4. Характеристика основных видов ощущений и восприятия.   Литература: 5, 6, 7, 11 Ощущение и восприятие (2 ч.) (сем.) 1. Чувственная ступень познания как философская, биологическая и психологическая проблема. Понятие об ощущениях, восприятии и представлениях. 2. Виды и свойства ощущений и восприятия. 3. Закономерности ощущений и восприятия. 4. Наблюдение и наблюдательность как качество личности. Его значение в профессиональной деятельности педагога. Литература: 2, 5,6, 8, 10, 11
Память (2 ч.) 1. Общее представление о памяти. Теории памяти. 2. Основные виды памяти и их особенности. 3. Основные процессы и механизмы памяти. 4. Индивидуальные особенности памяти и её развитие. Литература: 5, 6, 7, 11. Память (2ч.) лаб. 1. Обсуждение основных вопросов темы: 1.1. Память в системе познавательной деятельности. Физиологические механизмы и теории памяти. 1.2. Виды памяти. 1.3. Процессы памяти. Условия их активизации в процессе усвоения знаний. 1.4.Запоминание: его виды, закономерности запоминания. 2. 1.5. Забывание, причины забывания. 3. 2. Решение задач по теме. 4. 3. Выполнение практических заданий: 5. 3.1. Исследование объема кратковременной памяти. 6. 3.2. Исследование зависимости запоминания от установки личности. 7. 3.3. Изучение продуктивного запоминания от переживаемых чувств. Литература: 2, 5, 6, 10, 13, 14.
Мышление и воображение (2 ч.) 1. Специфика рационального познания. Понятие о мышлении. Мышление и речь. 2. Основные формы мышления. 3. Основные виды мыслительных операций. 4. Виды мышления. 6. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности человека. Литература: 2, 5, 6, 11, 12. Мышление и воображение (2 ч.) + 2ч. Лаб. 1. Обсуждение основных вопросов темы: 1.1. Мышление и чувственное познание. 1.2. Мышление и речь. Основные формы мышления. 1.3. Мыслительные операции как основные механизмы мышления. 1.4. Качества ума. Мышление и решение мыслительных задач. 1.5. Роль воображения в психической деятельности человека. Виды воображения. Литература: 2, 4, 5, 6, 10, 11, 15, 17 Мышление и воображение (2) лаб. 1. Составление схемы решения проблемной ситуации посредством мышления. 2. Решение задач по теме. 3. Выполнение практических заданий: 4. Изучение роли представлений в решении мыслительной задачи. 4.1. Исследование обобщения как мыслительной операции. 4.2. Определение влияния шаблонности мышления при решении мыслительной задачи. 4.3. Рассмотрение особенностей воссоздающего и творческого воображения. 5. Составление рекомендаций по активизации мыслительной деятельности. Литература: 2, 4, 5, 6, 10, 11, 15, 17
  Внимание (2 ч.) 1. Обсуждение основных вопросов темы: 1.1. Роль внимания в психической организации человека. Функции и виды внимания. 1.2. Психологические теории внимания. 1.3. Физиологические механизмы внимания. 1.4. Основные свойства внимания. 1.5. Развитие внимания. 2. Решение задач по теме. 3. Выполнение практических заданий: 3.1.Исследование объема внимания. 3.2. Исследование избирательности внимания. 3.3. Исследование распределения и переключения внимания. Литература: 2, 4, 5, 6, 8, 11
Эмоции и чувства (2 ч.) 1. Общая характеристика эмоций и чувств. Функции чувств. 2. Виды эмоций и чувств и их общая характеристика. 3. Свойства эмоций и чувств. 4. Физиологические основы и психологические теории эмоций. Литература: 5, 6, 7, 11 Эмоции и чувства (2 ч.) 1. Обсуждение ключевых вопросов темы: 1.1. Виды эмоций и их общая характеристика. Значение эмоций в жизни человека. Свойства эмоций. 1.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций. 1.3. Чувства и личность. 2. Решение психологических задач по теме. 3. Выполнение практических заданий: 3.1.Исследование ситуативной и личностной тревожности. 3.2. Исследование эмоциональной отзывчивости Литература: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 29
Воля и произвольность (2 ч.) 1. Понятие о воли и произвольности человека. 2. Структура волевого действия 3. Взаимосвязь воли с другими сторонами психики у человека 4. Волевые качества человека и их развитие.   Литература: 5, 6, 7, 11 Воля и произвольность (2ч.) 1. Обсуждение ключевых вопросов темы: 1.1. Определение воли, её место в системе психики. 1.2. Функции воли и структура волевого действия. 1.3. Формирование воли как овладение собственным поведением. 2. Решение задач по теме. 3. Исследование волевых качеств личности. Литература: 2, 4, 5, 6, 7, 17, 33

Информационное сопровождение: презентации к практическим занятиям, электронные тесты.

Темы для самостоятельного изучения:

 

1. Ощущение и восприятие (3 ч.)

2. Память (2ч.)

3. Мышление и воображение (3)

4. Речь (2)

5. Внимание (2 ч.)

6. Эмоции и чувства (3 ч.)

7. Воля и произвольность (3 ч.)

8. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью (1 ч.)

 

Контрольные вопросы по 2 модулю:

 

1. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений.

2. Развитие ощущений.

3. Восприятие времени, пространства и движения.

4. Закономерности восприятия по Вертгеймеру.

5. Иллюзии восприятия.

6. Определение представления и его основные характеристики.

7. Виды представлений.

8. Представление о памяти с точки зрения различных психологических школ.

9. Факторы, влияющие на эффективность запоминания.

10. Аномалии памяти.

11. Формирование и развитие памяти.

12. Основные теории мышления.

13. Мыслительные свойства личности. Понятие об уме и интеллекте.

14. Индивидуальные особенности мышления.

15. Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых.

16. Творческие свойства личности. Сущность и определение речи. Речь и язык. Функции речи.

17. Компоненты содержания речи. Психология речевого высказывания.

18. Классификация речи.

19. Речевые свойства личности.

20. Функции внимания и его разновидности.

21. Физиологические основы внимания.

22. Последовательность основных этапов развития внимания

23. Теории внимания. Исследование внимания в когнитивной психологии

24. Нарушения внимания.

25. Общее представление об аффективной сфере человека.

26. Соотношение эмоций и чувств.

27. Эмоциональные свойства личности.

28. Эмоциональные состояния личности.

29. Природа воли. Филогенез воли. Уровни волевой регуляции.

30. Сущность и функции воли.

31. Понятие о свободе воли.

32. Волевые свойства личности.

33. Психические процессы с точки зрения кибернетической науки.

34. Теория сигналов и психические процессы.

35. Информационная структура нервных процессов и психические образы.

 

Контрольные задания по 2 модулю:

 

1. Подготовка сообщений о жизни и деятельности учёных, внёсших вклад в развитие чувственной ступени познания.

2. Подготовка рефератов и докладов:

· Образ как результат чувственного познания.

· Сенсорная организация личности.

· Восприятие времени и личность.

· Восприятие человека человеком.

3. Подготовка сообщения по книге А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти».

4. Составление психологического кроссворда по теме.

5. Составление рекомендаций по эффективному запоминанию материала;

6. Подготовка рефератов (на выбор).

· Виды памяти у человека.

· Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

· Теории памяти.

· Факторы, определяющие развитие памяти у человека.

7. Составление психологического кроссворда по теме.

8. Подготовка рефератов (на выбор):

· Психология творческого мышления.

· Средства развития мышления.

· Личностные особенности творческого человека.

· Мечта и фантазия как особый вид воображения.

· Сновидения, галлюцинации и грёзы.

9. Составление рекомендаций по развитию внимания.

10. Подготовка рефератов.

· Психологические теории внимания.

· Внимание и установка.

· Развитие внимания.

11. Составление психологического кроссворда.

12. Подготовка рефератов:

· Связь эмоций с потребностями человека.

· Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.

· Любовь как нравственное чувство.

· Развитие эмоциональной сферы человека.

13. Составление психологического кроссворда.

14. Составление рекомендаций по воспитанию воли.

15. Подготовка рефератов:

· Теоретические подходы к исследованию воли.

· Воспитание и развитие волевой сферы человека.

· Психология волевого усилия.

· Психические процессы с точки зрения кибернетической науки.

 

Примерные задания итогового контроля: (тест №2)

1. Применительно к отражению какого явления допустим научный термин «ощущение»?

а) радость; б) усталость; в) тепло; г) скорость.

2. Чувствительность измеряется

а) порогами; б) по субъективной шкале; в) ощущениями; г) с помощью закона Фехнера.

3. Восприятие – это…

а) сумма ощущений; б) отражение предметов в целом; в) реализация наблюдения; г) адекватное понимание.

4. Какое из перечисленных свойств не относится к восприятию?

а) предметность; б) обобщенность; в) разумность; константность.

 

- Терминологический минимум модуля:

внимание, непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание, чувственное, интеллектуальное, доминанта, устойчивость, распределение, переключение внимания, объем внимания, концентрация внимания, рассеянность, деятельность, действие, знания, интериоризация, интерференция, мотив, навык, перенос навыков, привычка, психика, сознание, умения, цель, знание, экстериоризация, амнезия, ассоциация, воспроизведение, двигательная память, запоминание, забывание, мнемоника, образная память, память. Реминисценция, ретроактивное и проактивное торможение, словесно-логическая память, эйдетизм, эмоциональная память, анализ, гипотеза, дедукция, задача, индукция, интеллект, инсайт, конкретно-действенное мышление, мышление, наглядно-действенное мышление, обобщение, опосредствование, понятие, проблемная ситуация, разум (ум), словесно-логическое мышление, синтез, сравнение, суждение, умозаключение, агглютинация, алгоритм, воображение, задача, творческое мышление, эвристика.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля:

 

Список основной литературы:

 

1. Бергсон А. Две формы памяти // Общая психология: хрестоматия. – М. – 2008. – С. 53 – 62

2. Выготский Л.С. Психология. – М. – 2002.

3. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб. – 2000.

4. Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). – М. – 2001.

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М. – 2007.

6. Леонтьев А.Н. О механизме чувственного восприятия / Общая психология: хрестоматия. – М. – 2008. – С. 42 – 53.

7. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПБ. – 2004.

8. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти //Общая психология: хрестоматия. – М. – 2008. – С. 73 – 92.

9. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб. – 2008.

10. Никандров В.В. Психология: учеб. – М.– 2008.

 

Список дополнительной литературы:

 

1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. Т. 2. / Под ред. А.В. Петровского. – М. – 1979.

2. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М. 1983.

3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб. – 2003. Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. – М. – 1998.

4. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. – М. – 1982

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.1.: Вопросы теории и истории психологии. – М. – 1982.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М. – 1997.

7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб. – 1997.

8. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Пер. с англ. – М. – 1970.

9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М. – 1986.

10. Ефимова Г., Новлянская З. Почему дети фантазируют? // Популярная психология: хрестоматия. – М. – 1990.

11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1: Психическое развитие ребёнка. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М. – 1986.

12. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М. – 1998.

13. Курячий С.И. Влияние установок личности на восприятие другого человека // Вопросы психологии. – 1983. – № 6. – С.105–108.

14. Ломов Б.Ф. Человек и техника: Очерки инженерной психологии. – М. – 1966.

15. Лурия А.Р. Внимание и память. – М. – 1975.

16. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. – М.: МГУ. – 1975.

17. Лурия А.Р. Язык и мышление. – М. – 1979.

18. Немов Р.С. Психология в 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М. – 1994 и послед. издания.

19. Общая психология: хрестоматия / сост. Л.Б. Бровина, Т.А. Сергеева. – М. – 2008.

20. Петровский А.В. Введение в психологию. – М. – 1995.

21. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности – М. – 1991.

22. Популярная психология: хрестоматия / Сост. В.В. Мироненко. – М. – 1990. Формы контроля знаний студентов.

23. Практикум по общей психологии / под ред. А.И. Щербакова. – М. – 1990.

24. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М. – 1999.

25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. – 2000.

26. Рувинский Л.И. Как воспитать волю и характер. – М. – 1988.

27. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М. – 2001.

28. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: учеб. пособие. – М. – 2001.

29. Тихомиров О.К. Управление мыслительной деятельностью // Хрестоматия по психологии. – М. – 1987.

 

Вспомогательные информационные источники:

 

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – Казань. – 1987.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М. – 1977.

3. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М. 1983.

4. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. – М. – 1988.

5. Василюк В.Ф. Психология переживания. – М. – 1989.

6. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М. – 1998.

7. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М. – 1982.

8. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М. – 1987.

9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М. – 1990.

10. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. – М. – 1974.

11. Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. – Минск. – 1995.

12. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М. – 1972ю

13. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л. – 1988.

14. Губин В.Д. Восприятие и проблема адекватного образа // Вопросы философии. – 1979. – № 2.

15. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии. – 1975. – № 2.

16. Дормашев Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. – М. – 1995.

17. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М. – 1991.

18. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб. – 1999.

19. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб. – 2000.

20. Исследования памяти / Под ред. Н.Н. Корж. – М. – 1989.

21. Курячий С.И. Влияние установок личности на восприятие другого человека // Вопросы психологии. – 1983. – № 6.

22. Леонтьев А.Н. О механизме чувственного восприятия / Общая психология: хрестоматия. – М. – 2008. – С. 42 – 53.

23. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. – М.: МГУ. – 1975.

24. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М. – 1990.

25. Пономарёв Я.А. Психология творчества. – М. – 1976.

26. Психология мотиваций и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. – М. – 2006.

27. Психология эмоций: Тексты / Под. ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. – 1993.

28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. – 2000.

29. Рувинский Л.И. Как воспитать волю и характер / Л.И. Рувинский, С.И. Хохлов. – М. – 1988.

30. Селиванов В.И. Воля и её воспитание. – М.: Знание. – 1976.

31. Селье Г. Стресс без дистресса. – М. – 1982.

32. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М. – 1984.

33. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. – М. – 1990.

34. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М. – 1981.

35. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М. – 1979.

36. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М. – 1971.

37. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М. – 1986.

 

6.2.3.Модуль 3.

Модуль 3. Личность в социальной среде Цели: - сформировать представление о психологической природе личности; - познакомить с методами и приёмами психологического изучения личности, её индивидуально-психологических особенностей; - способствовать выработке умения наблюдать и анализировать в психологическом плане собственное поведение и поведение других людей; - формировать педагогически мотивированный интерес к вопросам самоанализа, способствовать совершенствованию профессионально важных качеств посредством развития рефлексивных способностей; - раскрыть сущность деятельности и общения как условий психического развития личности человека.
Аудиторная работа
Лекции Лабораторно-практические занятия
Личность(2 ч.) 1.Общее представления о личности. 2.Современные теории личности. 3.Структура личности. 4.Активность личности. 5.Формирование и развитие личности. Литература: 2, 5, 6, 7, 20, 27. Личность (2ч.) (сем.) 1.Понятие о личности. Сущность личности. Различие в понятиях «человек», «субъект», «индивид», «индивидуальность», «личность». 2.Современные теории личности. 3.Структура личности. Различные подходы. 4.Формирование и развитие личности. Стадии формирования личности по Э. Эриксону. Литература: 2, 5, 6, 7, 8, 10, 16, 20, 32.
Личность (2ч.) (лаб.) 1. Обсуждение ключевых вопросов темы: 1.1.Психология потребностей личности. 1.2. Психология мотивации личности. 1.3. Самосознание как составляющая психического облика личности. 2. Решение психологических задач по теме. 3. Выполнение практических заданий: 3.1. Изучение основных свойств личности. 3.2. Изучение самооценки личности и уровня притязаний. Литература: 2, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 28.
Темперамент (2 ч.) 1.Понятие о темпераменте. 2.Физиологические основы темперамента. 3.Свойства темперамента. 4.Темперамент и личность. Литература: 5, 6, 7, 11 Темперамент (2ч.) 1. Обсуждение ключевых вопросов темы: 1.1. Общее понятие о темпераменте, физиологические основы темперамента. 1.2. Психологическая характеристика типов темперамента, их преимущества и недостатки. 1.3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности личности. 1.4. Методы диагностики темперамента. 2. Решение психологических задач по теме. 3. Выполнение практических заданий: 3.1. Исследование силы нервной системы. 3.2. Исследование типов темперамента. Литература: 2, 5, 6, 10, 14.
Характер и способности (2 ч.) 1.Понятие о характере. Типология характеров. 2.Степень выраженности черт характера. Понятие об акцентуации характера. 3.Взаимосвязь характера с другими сторонами личности. 4.Понятие о способностях. Способности и задатки. 5.Общие и специальные способности. Литература: 5, 6, 7, 11, 27. Характер и способности (2 ч.) 1. Обсуждение ключевых вопросов темы: 1.1. Общее понятие о характере, структура характера. 1.2. Свойства и проявления характера. 1.3. Формирование характера. 1.4. Способности в психологической структуре личности. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. 2. Решение психологических задач по теме. 3. Выполнение практических заданий: 3.1. Исследование акцентуаций характера. 1.2. Самооценка характера методом оценочных шкал. Литература: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 27, 36.
  Деятельность и общение (2ч.) 1. Обсуждение ключевых вопросов темы: 1.1. Общая психологическая характеристика деятельности. 1.2.Виды человеческой деятельности. Действие как элемент деятельности. 1.3. Регуляция действий и самоконтроль. 1.4. Содержание, цели, средства и функции общения. Виды общения. 1.5. Понятие конфликта и его социальная роль. 2. Решение задач по теме. 3. Выполнение практических заданий: 3.1. Психологическая характеристика навыков. 3.2. Исследование стратегий поведения в конфликтной ситуации. Литература: 2, 4, 5, 6, 10, 11, 12, 14, 17, 35.
  Психология межличностных отношений (2ч.) 1. Обсуждение ключевых вопросов темы: 1.1. Понятие групп и коллективов. 1.2. Уровни развития коллектива и психологические проблемы руководства коллективом. 1.3. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективе. 1.4. Межличностные отношения и проблема психологической совместимости. 2. Решение задач по теме. 3. Выполнение практических заданий: 3.1. Социально – психологическая самоаттестация группы как коллектива (СПСК). 3.2. Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии. Литература: 4, 6, 9, 10, 14.

Информационное сопровождение: презентации к практическим занятиям, электронные тесты.

Темы для самостоятельного изучения

1. Личность (4 ч.)

2. Темперамент (3 ч.)

3. Характер и способности (3 ч.)

4. Деятельность и общение (3 ч.)

5. Психология межличностных отношений (2ч.)

Контрольные вопросы для 3 модуля:

 

1. Основные варианты трактовки личности в истории науки.

2. Биологическое и социальное в личности человека.

3. Самосознание как составляющая психического облика личности. Структура самосознания.

4. Уровень притязаний и локус контроля.

5. Факторы и механизмы формирования и функционирования самосознания.

6. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента.

7. Проявление психологических свойств темперамента в познавательных процессах человека.

8. Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

9. Темперамент и способности.

10. Темперамент и характер человека.

11. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.

12. Формирование характера. Трансформация характера в течение жизни. Самовоспитание.

13. Природа человеческих способностей. Первые теории способностей.

14. Развитие способностей. Условия развития способностей. Основные понятия психологической теории деятельности.

15. Операционно- технические аспекты деятельности.

16. Теория о поэтапном формировании умственных действий П.Я. Гальперина.

17. Физиология движений и физиология активности.

18. Общение как социально-психологическое явление.

19. Дифференциация в группах разного уровня развития.

20. Интеграция в группах разного уровня развития.

21. Ученические группы: психологические особенности работы педагога.

22. Структура взаимоотношений в семье.

 

Контрольные задания к 3 модулю:

 

  1. Выполнение психодиагностических заданий:

а) в течение 15 минут, используя прилагательные или существительные, выступающие в роли определений, в столбик письменно ответить на вопрос «Кто Я?». Проанализировать полученные данные, каких суждений больше: описательных или оценочных? Положительных или отрицательных? Почему?

Разделить все ответы на четыре категории:

– «зависит от меня» - (буква «Я»);

– «зависит от других» - (буква «Д»);

– «от случая, судьбы, может быть рока» - («Р»);

– «так получилось» - («Н»).

Повторите данную процедуру через неделю. Сравните результаты. Попытайтесь найти объяснения их стабильности или изменчивости.

б) используйте набор цветных карандашей или фломастеров (метод психорисунка). Нарисуйте себя трижды:

Первый портрет должен иметь название «Я» - каким я себя представляю». Второй - «Я» - каким меня видят другие. Третий - «Я» - каким бы я хотел быть.

Сопоставьте автопортреты. Проанализируйте цветовые характеристики. Сопоставьте изображения по динамичности.

  1. Подготовка рефератов и докладов.

· Движущие силы психического развития личности.

· Мотивы как проявление потребностей личности.

· Неосознаваемые мотивы поведения.

· Агрессивность как свойство личности.

· Развитие сознания и самосознания личности.

  1. Составление структурной схемы типов темперамента (по В.С. Мерлину);
  2. Подготовка рефератов или докладов.

· Можно ли изменить темперамент?

· Темперамент и стиль деятельности.

· Темперамент и особенности умственной деятельности.

  1. Составление психологического кроссворда;
  2. Подготовка рефератов или докладов.

· Акцентуации характера.

· Характер и способности.

· Воспитание и самовоспитание характера.

  1. составление рекомендаций по управлению конфликтом;
  2. подготовка рефератов или докладов.

· Особенности педагогического общения.

· Общение и развитие личности.

· Конфликты в общении.

· Межличностное восприятие и понимание.

 

- Задания итогового контроля (тест №3)

1. Какое из перечисленных понятий является самым широким?

а) личность; б) человек; в) индивид; г) субъект.

2. Человек как типичный носитель видов человеческой активности – это:

а) индивид; б) личность; в) субъект деятельности; г) индивидуальность.

3. Человека как индивида характеризует: а) индивидуальный стиль деятельности; б) креативность; в) мотивационная направленность; г) средний рост.

4. Высший этап онтогенетического развития человека в обществе – это:

а) индивид; б) личность; в) субъект деятельности; г) индивидуальность.

-Терминологический минимум модуля:

защитные механизмы психики, индивид, индивидуальность, личность, мотив, направленность, образ «Я», потребность, психоанализ, рефлексия, самооценка, самосознание, субъект, уровень притязаний, установка, эмпатия. темперамент, сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов, лабильность, ригидность, реактивность, интроверсия, типы темпераментов, индивидуальный стиль деятельности, активность, интроверсия, реактивность, способности, пластичность, экстраверсия, активность (сила) характера, акцентуация характера, динамический стереотип, подражание, привычка, установка характера, черта характера, гениальность, задатки, интеллект, качественная ха­рактеристика способностей, количественная характеристика способностей, ко­эффициент умственной одаренности, креативность, обучаемость, общие способности, одаренность, олигофрения, специальные способности, талант, френология, темперамент, сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов, лабильность, ригидность, реактивность, интроверсия, типы темпераментов, индивидуальный стиль деятельности, активность, интроверсия, реактивность, способности, пластичность, экстраверсия, активность (сила) характера, акцентуация характера, динамический стереотип, подражание, привычка, установка характера, черта характера, гениальность, задатки, инте

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...