Французское Просвещение, его характерные черты. Вольтер, Руссо, Монтескье.
РЕФЕРАТ на тему: «Начало и причины революции во Франции в конце XVII века» Социально-экономическое и политическое положение Франции.
Несмотря на сохранение внешнего блеска и великолепия французской монархии в XVIII веке, в стране нарастал глубокий кризис феодально-абсолютистского строя. Одним из проявлений этого кризиса было паразитическое существование дворянства, проводившего жизнь в придворных увеселениях и празднествах. Расточительстве двора не знало предела. Придворный штат короля достиг 14-15 тыс. человек и ежегодно поглощал 40-50 млн. ливров. Международное положение Франции ухудшалось. Хотя французские войска овладели Лотарингией в 1735 году, а правительство добилось от Генуэзской республики уступки Корсики, Франция потеряла Канаду в соперничестве с Англией за колониальные владения и утратила свое влияние в Индии. В ходе Семилетней войны (1756-1763) французская армия была разгромлена войсками прусского короля Фридриха II. Былая военная мощь Франции таяла на глазах. В стране существовала абсолютная монархия. Власть короля ничем и никем не была ограничена/Сохранялось средневековое деление общества на три сословия. Первым было духовенство, вторым - дворянство. Оба они были привилегированными, хотя составляли всего 4% из 25 миллионов населения страны. Они не платили налогов, занимали высшие государственные должности. В третье сословие, которое несло на себе всю тяжесть уплаты налогов, входили не только крестьяне, ремесленники, наемные рабочие, но и купцы, владельцы мануфактур, банкиры. Зажиточные буржуа, обладая экономическим могуществом, стремились к политической власти в стране. Королевская власть и оба привилегированных сословия - дворянство и духовенство—упорно противились каким бы то ни было реформам. Они цепко держались за свои привилегии, упиваясь роскошью и богатством. Если в Англии многие дворяне занимались торговлей и промышленной деятельностью, применяли наемный труд, то во Франции лишь незначительная часть дворян занималась предпринимательством и была готова идти на некоторые уступки в пользу третьего сословия. В то же время развитие рыночных отношений на протяжении всего XVIII века разрушало архаичные барьеры между сословиями, социально-экономическую и политическую системы французского абсолютизма.
Экономическая политика.
В XVIII веке ускорилось развитие торговли и рыночных отношений в промышленности. Большинство ремесленников постепенно попало в зависимость от купцов-предпринимателей, игравших роль скупщиков и раздатчиков сырья. Накануне 1789 года рассеянная мануфактура стала преобладающей формой промышленности. На северо-востоке Франции быстро развивалась хлопчатобумажная промышленность, росло производство шерстяных тканей и металлических изделий, но промышленный переворот в стране еще не начался. Крупными промышленными центрами стали Лион, Брест, Тулон. В Париже производилось множество предметов роскоши. Численность населения столицы к 1789 году превысила 500 тыс. Обогащению французской буржуазии способствовал рост оборотов внутренней и внешней торговли. Развивалась колониальная торговля. Используя труд негров-рабов, французские плантаторы на островах Гаити, Мартиника и Гваделупа выращивали сахарный тростник, табак и сбывали эти товары во Францию и другие страны. Однако развитию промышленности и торговли препятствовали налоговое бремя, произвол государственных служащих, цеховые ограничения в городах и внутренние таможенные границы, на которых взымались пошлины.
Перед революцией Франция оставалась аграрной страной. Сельское хозяйство давало свыше трех четвертей всего дохода в казну. Из 25 миллионов населения лишь 2 миллиона проживало в городах. Основную массу населения составляло крестьянство. Хотя во Франции к концу XVIII века крепостных почти не осталось, крестьяне продолжали выполнять различные феодальные повинности. Во французской деревце в XVIII веке преобладали денежные формы зависимости. Крестьяне платили сеньору ежегодно небольшой поземельный денежный взнос - чинш. Более тяжелыми повинностями были так называемый шампар - оброк размером около одной четверти урожая и барщина на строительстве дорог. Повинности выплачивались в деньгах, так как барская запашка в имениях французских дворян почти отсутствовала. Крайне разорительными были крупные единовременные платежи при отдаче в залог или продаже крестьянского надела, а также платежи за принудительную обязанность пользоваться мельницей, виноградным прессом, кузницей сеньора.
Большой ущерб крестьянскому хозяйству наносило монопольное право сеньоров на охоту и запрет для крестьян на истребление дичи -голубей и кроликов, уничтожавших посевы. Крестьяне платили также десятину в пользу церкви и огромные налоги государству. Среди крестьян стало усиливаться имущественное расслоение, и выделялась более состоятельная прослойка крестьян, арендовавших земли сверх своего надела. Беднейшие крестьяне зачастую работали поденщиками у более зажиточных. В семидесятые-восьмидесятые годы разоряющиеся дворяне усилили поборы с крестьян, восстанавливая давно забытые повинности и добиваясь выделения в свою пользу трети общинных земель. Крестьяне крайне ожесточенно встретили эти нововведения. Уйти от сеньора или жаловаться на него было некуда. Дворянин сам судил крестьян или назначал судей, выполнявших его волю. Недовольство властью и феодальными порядками в крестьянской среде усиливалось. Французское Просвещение, его характерные черты. Вольтер, Руссо, Монтескье.
Эпохой Просвещения или Веком разума принято называть период истории Европы с 1650 года по 1750 год, во время которого произошли радикальные изменения в философии и мировоззрении европейцев. Главным центром этих перемен стала Франция. Эта эпоха связана с именами Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Г.М. Мабли, К.А. Гельвеция, П.А. Гольбаха, Ж.Л.Д' Аламбера и др.
Философия Просвещения была весьма многогранна. В ее основе лежала оптимистическая вера в могущество разума, понимаемого как рациональное мышление, и в неограниченные возможности прогресса. Просвещение было сугубо интеллектуальным движением, основанным на постоянном стремлении к знаниям. Этой эпохе были свойственны особое уважение к науке и живой интерес к народам, животному и растительному миру самых отдаленных уголков Земли, многие представители которых только-только стали известны европейцам. Одним из важнейших достижений эпохи Просвещения стала огромная «Энциклопедия», которая, по замыслу, должна была включать в себя все знания, накопленные человечеством к этому времени. Главными организаторами этого издания быля Дидро и математик Д'Алам-бер. В статьях «Энциклопедии» подвергались критике церковь, остатки крепостничества, произвол королевской власти. Она содержала множество статей, написанных различными учеными и философами. Вера в то, что люди могут самостоятельно познавать окружающий мир, неизбежно вела к отрицанию высших авторитетов. Этим просветители бросали серьезный вызов церкви, которая ясно осознала угрозу своим интересам, хотя большинство ведущих философов оставались убежденными христианами. Некоторые видные ученые за свои взгляды попадали в тюрьму. Труды других, например, Декарта, были запрещены. Подлинным титаном эпохи Просвещения был Вольтер. Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778) — французский писатель и философ-просветитель. Иностранный почетный член Петербургской Академии наук (1746). Имя Вольтера является синонимом эпохи Просвещения. Он был подлинным гением своего времени. С одинаковым блеском Вольтер проявил себя в литературе, публицистике, истории и философии. Великий мыслитель дебютировал в 1717 году трагедией «Эдип». Подобно Монтескье, Вольтер был очарован Англией. Его «Философские письма», опубликованные в 1734 году, явились своеобразным итогом трехлетнего пребывания Вольтера в Англии. Он противопоставлял английские порядки, английскую философию, науку и литературу французским. Вольтер неоднократ-но подвергался гонениям властей. В молодости он узнал казематы Бастилии, •'.позже предпочел не испытывать судьбу, и последнее десятилетие жизни провел в.положении изгнанника на самой границе Франции, в Фернейском поместье. В столицу Вольтер вернулся лишь в 1778 году. Но уже спустя три месяца 'Париж, недавно восторженно встретивший гения, оплакивал его. Вскоре после прибытия в столицу Вольтер умер.
Перу Вольтера принадлежит множество разнообразных сочинений - философских и политических трактатов, исторических трудов, поэм, пьес, романов, повестей. Блестящий и легкий стиль, неистощимое остроумие и логичность изложения содействовали успеху его произведений. Широкую известность приобрел его «Философский словарь», а также книги: «Опыт о духе и нравах народов», «Век Людовика XIV». Вольтер был сторонником конституционной монархии, ограничения власти короля, он выступал за уничтожение привилегий духовенства и дворянства. Вольтер беспощадно высмеивал церковное мракобесие и осуждал преследования гугенотов. Он выступал против фанатизма и религиозной нетерпимости церкви. Вольтер, вместе с тем, допускал существование Бога, но лишь как разумного первоначала мира, считая, что все в природе происходит согласно естественным законам. Однако Вольтер никогда не был атеистом. Он сказал: «Если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать». Религию Вольтер считал гарантом порядка в обществе. Выдающийся мыслитель никогда не призывал к революции, однако вся его деятельность объективно способствовала разрушению устоев абсолютизма. Не менее значительной была личность Шарля Монтескье, одного из известнейших деятелей эпохи Просвещения. Монтескье Шарль Лун (1689—1755) — французский просветитель, правовед, философ, писатель. Лишь небольшая часть Франции знала Монтескье как барона де ла Бреда де Секонда, который был сначала советником, а затем президентом бордоского парламента. Он различал три формы государственного управления: деспотию, основой которой является страх; монархию, основанную на «принципе чести», и республику, покоящуюся, по убеждению автора, на добродетели. Учение Монтескье отразилось в американской Конституции и в ряде документов первых этапов Французской революции. У него было много сторонников среди либеральных кругов Франции.
Главным произведением Ш.Монтескьё стал его обширный труд «О духе законов» (1748). Идеалом Монтескье была конституционная монархия английского образца с парламентом из двух палат и разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную. Он выступал за прочные гарантии частной собственности и личной свободы. Под свободой он понимал право «делать все, что не запрещено законом». Свое достойное место в эпохе Просвещения занимал сын женевского часовщика Жан Жак Руссо (1712—1778). В ранних сочинениях он осуждал распущенность, роскошь и излишества дворянской знати, призывал к простоте, умеренности, близости к природе. В трактате «О причинах и происхождении неравенства» (1754) Руссо доказывал, что источником всех общественных бедствий и неравенства является частная собственность. Но он не призывал к ее отмене. Руссо предлагал только ограничение ее размеров для устранения крайностей богатства и нищеты. Идеалом Руссо было общество из самостоятельных крестьян, ремесленников и торговцев, без роскоши богачей и бедствий неимущих. В чрезмерном богатстве одних и нищете других Руссо видел нарушение «естественных прав» человека, к которым он относил свободу, равенство, право на жизнь и счастье. Лучшую форму правления Руссо видел в демократической республике с непосредственным участием народа в управлении государством Исторической заслугой деятелей эпохи Просвещения были поиски лучшей организации общества и утверждение принципов гуманизма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|