Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система земельного законодательства




Виды земельно-правовых норм:

1) обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Например, ст. 42 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, своевременно производить платежи за землю;

2) запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. Например, ст. 42 ЗК РФ запрещает допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих территорий;

3)управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земельный участок в аренду и т. д.).

Источники земельного права – законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения.

Виды источников земельного права России:

1) Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

2) федеральные законы:

а)Земельный кодекс РФ 2001 г.;

б)Гражданский кодекс РФ;

в) Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. 167-ФЗ;

г) Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. 22-ФЗ;

д)Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78-ФЗ О землеустройстве;

е федеральный закон от 2 января 2000 г. 28-ФЗ О государственном земельном кадастре;

ж) Федеральный закон от 10 января 2002 г. Об охране окружающей природной среды;

з) Федеральный закон от 17 июля 2001 г. 101-ФЗ О разграничении государственной собственности на землю;

и) федеральный закон от 24 июля 2002 г. 101-ФЗ Об обороте земель сельскохозяйственного назначения; и т.д.

3) указы Президента РФ:

а) Указ Президента РФ *О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость≫ от 11 декабря 1993 г. 2130;

б)Указ Президента РФ О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности от 14 февраля 1996 г. 198;

4) постановления Правительства РФ:

а)постановление Правительства РФ ≪О порядке определения нормативной цены земли от 15 марта 1997 г. 1319;

б)постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. 830 Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота;

в)постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. 833 О государственном земельном контроле;

5) нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

6) общие принципы права;

7) нормативные договоры;

8) международные договоры, заключенные с иностранными государствами;

9) некоторые обладающие юридической силой обычаи.

 

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4 Конституции РФ).Положения и нормы Конституции России имеют высшую юридическую силу, им должны соответствовать и не противоречить все законодательные и иные правовые нормативные акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земельных отношений.

Конституцией РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. 1 ст. 72). Конституция РФ подразделяет земельное законодательство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая классификация.

Основной Закон РФ - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными, основополагающими для земельного законодательства.Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:

1) ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;

2) ст. 3б - о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

3) ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду;

4) ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;

5) ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

6)Статья 36 {ч. 2) устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.

7) Статья 72 определяет, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится земельное законодательство, а также вопросы владения, пользования и распоряжения земельным участком.

Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ:

1)о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19);

2) об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие

 

Земельный кодекс РФ 2001 г. - головной отраслевой закон, обладающий приоритетом в регулировании земельных отношений. Он включает в себя 18 глав, 103 статьи. Его принятие стало важным событием в жизни Российской Федерации. Прежний Земельный кодекс РСФСР 1991 г. предусматривал куплю-продажу земельных участков, только если одним из субъектов данных правоотношений выступало государство. Он давно не отвечал потребностям современных общественных отношений, более половины его статей были отменены еще в 1993 г. при приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась подзаконными актами. В настоящее время содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25 октября 2001 37-ФЗ О введении в действие Земельного кодекса РФ со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются.

Земельный кодекс РФ установил следующие приоритеты в регулировании земельно-правовых отношений:

1) приоритет охраны земли перед использованием земли в качестве недвижимости;

2) приоритет охраны жизни и здоровья человека при решении вопроса о затратах, возникающих в связи с использованием земель;

3) приоритет ценных и особо охраняемых земель перед другими категориями земель.

ЗК РФ также создал правовые гарантии провозглашенных в Конституции РФ земельных прав граждан и установил платность землепользования.

Среди относящихся к земельному праву федеральных законов России можно также отметить такие, как:

1) Гражданский кодекс РФ;

2) Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. 167-ФЗ;

3)Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. 22-ФЗ;

4) Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78-ФЗ О землеустройстве;

5)Федеральный закон от 2 января 2000 г. 28-ФЗ О государственном земельном кадастре;

6) Федеральный закон от 10 января 2002 г.Об охране окружающей природной среды;

7) Закон РФ от 11 октября 1991 г. 1738-1 О плате за землю;

8)Федеральный закон от 24 июля 2.002 г. 101-ФЗ Об обороте земель сельскохозяйственного назначения;

9)Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 101-ФЗ О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

^Федеральный закон от 17 июля 2001 г. 101 –ФЗ О разграничении государственной собственности на землю≫;

11) Федеральный закон от 7 июля 2003 г. 112-ФЗ О личном подсобном хозяйстве;

Ц Федеральный закон от 11 июня 2003 г. 74-ФЗ О крестьянском (фермерском) хозяйстве;

^Федеральный закон от 14 марта 1995 г. 33-ФЗ Об особо охраняемых природных территориях;

Одним из основных источников земельного права, как и остальных отраслей права, являются подзаконные нормативные акты. В них входят:

1) указы Президента РФ;

2) постановления Правительства РФ;

3) ведомственные акты;

4) нормативные акты организаций;

5) акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Так, на развитие земельных отношений оказали значительное влияние следующие Указы Президента РФ:

1) О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России от 27 октября 1993 г.1767 и от 24 декабря 1993 г. № 2287;

2) О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей от 7 декабря 1993 г. 2118; и т.д.

Правительство РФ, во исполнение своих полномо/чий, также активно участвует в формировании земельного законодательства. Им, в частности, в последние годы были приняты следующие постановления:

1) Об утверждении Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы вдения государственного земельного кадастра" от 3 августа 1996 г. 932;

2) О порядке определения нормативной цены земли от 15 марта 1997 г. 1319.

К ведомственным актам принято относить приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым относятся министерства, государственные комитеты и ведомства (Федеральная служба лесного хозяйства и др.).

Примерами нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить:

1) Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ от 4 апреля 1997 г. (Бюллетень нормативных актов. 1997. 12);

2) Инструкция о ввозе на территорию РФ и вывозе с территории РФ семян сортов растений и племенного материала пород животных. Утверждена Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и Государственным таможенным комитетом РФ 8 мая 1997 г.;

Субъекты Федерации на основании ст. 10 ЗК РФ наделены следующими полномочиями в области земельных отношений:

1) изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ;

2) разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ;

3) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ;

4) иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

Среди нормативно-правовых актов, принятых субъектами РФ в области регулирования земельных отноше-

Конституция РФ обеспечивает гражданам самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических, географических и иных местных условий (ст. 130, 131 Конституции РФ). Федеральный закон от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ определяет предметом ведения местного самоуправления регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за исполнением земель на их территории, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения (ст. 6).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного

самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ (ст. 19).

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений ЗК РФ (ст. 11) относит:

1) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципал нужд;

2) установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

3) разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель;

4) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

5) иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...