Система земельного законодательства
Виды земельно-правовых норм: 1) обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Например, ст. 42 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, своевременно производить платежи за землю; 2) запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. Например, ст. 42 ЗК РФ запрещает допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих территорий; 3)управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земельный участок в аренду и т. д.). Источники земельного права – законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения. Виды источников земельного права России: 1) Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.; 2) федеральные законы: а)Земельный кодекс РФ 2001 г.; б)Гражданский кодекс РФ; в) Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. 167-ФЗ; г) Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. 22-ФЗ; д)Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78-ФЗ О землеустройстве; е федеральный закон от 2 января 2000 г. 28-ФЗ О государственном земельном кадастре; ж) Федеральный закон от 10 января 2002 г. Об охране окружающей природной среды; з) Федеральный закон от 17 июля 2001 г. 101-ФЗ О разграничении государственной собственности на землю; и) федеральный закон от 24 июля 2002 г. 101-ФЗ Об обороте земель сельскохозяйственного назначения; и т.д. 3) указы Президента РФ: а) Указ Президента РФ *О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость≫ от 11 декабря 1993 г. 2130;
б)Указ Президента РФ О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности от 14 февраля 1996 г. 198; 4) постановления Правительства РФ: а)постановление Правительства РФ ≪О порядке определения нормативной цены земли от 15 марта 1997 г. 1319; б)постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. 830 Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота; в)постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. 833 О государственном земельном контроле; 5) нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления; 6) общие принципы права; 7) нормативные договоры; 8) международные договоры, заключенные с иностранными государствами; 9) некоторые обладающие юридической силой обычаи.
Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4 Конституции РФ).Положения и нормы Конституции России имеют высшую юридическую силу, им должны соответствовать и не противоречить все законодательные и иные правовые нормативные акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земельных отношений. Конституцией РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. 1 ст. 72). Конституция РФ подразделяет земельное законодательство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая классификация. Основной Закон РФ - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными, основополагающими для земельного законодательства.Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:
1) ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности; 2) ст. 3б - о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона; 3) ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду; 4) ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам; 5) ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды. 6)Статья 36 {ч. 2) устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц. 7) Статья 72 определяет, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится земельное законодательство, а также вопросы владения, пользования и распоряжения земельным участком. Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ: 1)о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19); 2) об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие
Земельный кодекс РФ 2001 г. - головной отраслевой закон, обладающий приоритетом в регулировании земельных отношений. Он включает в себя 18 глав, 103 статьи. Его принятие стало важным событием в жизни Российской Федерации. Прежний Земельный кодекс РСФСР 1991 г. предусматривал куплю-продажу земельных участков, только если одним из субъектов данных правоотношений выступало государство. Он давно не отвечал потребностям современных общественных отношений, более половины его статей были отменены еще в 1993 г. при приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась подзаконными актами. В настоящее время содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25 октября 2001 37-ФЗ О введении в действие Земельного кодекса РФ со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются.
Земельный кодекс РФ установил следующие приоритеты в регулировании земельно-правовых отношений: 1) приоритет охраны земли перед использованием земли в качестве недвижимости; 2) приоритет охраны жизни и здоровья человека при решении вопроса о затратах, возникающих в связи с использованием земель; 3) приоритет ценных и особо охраняемых земель перед другими категориями земель. ЗК РФ также создал правовые гарантии провозглашенных в Конституции РФ земельных прав граждан и установил платность землепользования. Среди относящихся к земельному праву федеральных законов России можно также отметить такие, как: 1) Гражданский кодекс РФ; 2) Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. 167-ФЗ; 3)Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. 22-ФЗ; 4) Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78-ФЗ О землеустройстве; 5)Федеральный закон от 2 января 2000 г. 28-ФЗ О государственном земельном кадастре; 6) Федеральный закон от 10 января 2002 г.Об охране окружающей природной среды; 7) Закон РФ от 11 октября 1991 г. 1738-1 О плате за землю; 8)Федеральный закон от 24 июля 2.002 г. 101-ФЗ Об обороте земель сельскохозяйственного назначения; 9)Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 101-ФЗ О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; ^Федеральный закон от 17 июля 2001 г. 101 –ФЗ О разграничении государственной собственности на землю≫; 11) Федеральный закон от 7 июля 2003 г. 112-ФЗ О личном подсобном хозяйстве; Ц Федеральный закон от 11 июня 2003 г. 74-ФЗ О крестьянском (фермерском) хозяйстве; ^Федеральный закон от 14 марта 1995 г. 33-ФЗ Об особо охраняемых природных территориях; Одним из основных источников земельного права, как и остальных отраслей права, являются подзаконные нормативные акты. В них входят: 1) указы Президента РФ; 2) постановления Правительства РФ; 3) ведомственные акты; 4) нормативные акты организаций; 5) акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Так, на развитие земельных отношений оказали значительное влияние следующие Указы Президента РФ:
1) О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России от 27 октября 1993 г.1767 и от 24 декабря 1993 г. № 2287; 2) О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей от 7 декабря 1993 г. 2118; и т.д. Правительство РФ, во исполнение своих полномо/чий, также активно участвует в формировании земельного законодательства. Им, в частности, в последние годы были приняты следующие постановления: 1) Об утверждении Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы вдения государственного земельного кадастра" от 3 августа 1996 г. 932; 2) О порядке определения нормативной цены земли от 15 марта 1997 г. 1319. К ведомственным актам принято относить приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым относятся министерства, государственные комитеты и ведомства (Федеральная служба лесного хозяйства и др.). Примерами нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить: 1) Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ от 4 апреля 1997 г. (Бюллетень нормативных актов. 1997. 12); 2) Инструкция о ввозе на территорию РФ и вывозе с территории РФ семян сортов растений и племенного материала пород животных. Утверждена Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и Государственным таможенным комитетом РФ 8 мая 1997 г.; Субъекты Федерации на основании ст. 10 ЗК РФ наделены следующими полномочиями в области земельных отношений: 1) изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; 2) разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; 3) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ; 4) иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления. Среди нормативно-правовых актов, принятых субъектами РФ в области регулирования земельных отноше- Конституция РФ обеспечивает гражданам самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических, географических и иных местных условий (ст. 130, 131 Конституции РФ). Федеральный закон от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ определяет предметом ведения местного самоуправления регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за исполнением земель на их территории, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения (ст. 6).
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ (ст. 19). К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений ЗК РФ (ст. 11) относит: 1) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципал нужд; 2) установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований; 3) разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель; 4) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; 5) иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|