Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кадровая политика с точки зрения информационной безопасности.

 

Практика последнего времени свидетельствует о том, что различные по масштабам, последствиям и значимости виды преступлений и правонарушений так или иначе связаны с конкретными действиями сотрудников коммерческих структур. В связи с этим представляется целесообразным и необходимым в це­лях повышения экономической безопасности этих объектов уделять больше внимания подбору и изуче­ния кадров, проверке любой информации, указыва­ющей на их сомнительное поведение и компромети­рующие связи. При этом необходимо также в обяза­тельном порядке проводить значительную разъясни­тельно-воспитательную работу, систематические инст­руктажи и учения по правилам и мерам безопасности, регулярные, но неожиданные тестирования различных категорий сотрудников по постоянно обновляемым программам.

В контрактах необходимо четко очерчивать персональ­ные функциональные обязанности всех категорий со­трудников коммерческих предприятий и на основе существующего российского законодательства во внутрен­них приказах и распоряжениях определять их ответст­венность за любые виды нарушений, связанных с раз­глашением или утечкой информации, составляющей коммерческую тайну.

Кроме того, в этой связи целесообразно отметить, что ведущие московские коммерческие банки все шире вводят в своих служебных документах гриф «конфиде­нциально» и распространяют различного рода надбав­ки к окладам для соответствующих категорий своего персонала.

Как свидетельствуют многочисленные опросы и проведённые беседы, в настоящее время многие ру­ководители ведущих московских коммерческих струк­тур все более глубоко осознают роль и место своих сотрудников в создании и поддержании общей систе­мы экономической безопасности. Такое понимание этой проблемы ведет к настойчивому внедрению про­цедур тщательного подбора и расстановки персонала.

Так, постепенно приобретают все большую значи­мость рекомендательные письма, научные методы проверки на профпригодность и различного рода те­стирования, осуществляемые кадровыми подразделе­ниями, сотрудниками служб безопасности и группами психологической поддержки, которые созданы в ряде коммерческих структур либо привлекаются в качестве сторонних экспертов.

Несмотря, однако, на некоторые положительные примеры, в целом приходится, к сожалению, констати­ровать тот факт, что руководители подавляющего бо­льшинства коммерческих организаций все же еще не в полной мере осознали необходимость организации комплексной защиты своих структур от уголовных и экономических преступлений и в этой связи потреб­ность постоянного совершенствования процесса под­бора и расстановки кадров.

Как свидетельствует современный опыт, безопа­сность экономической деятельности любой коммер­ческой структуры во многом зависит от того, в какой степени квалификация ее сотрудников, их морально-нравственные качества соответствуют решаемым задачам.

Если объективно оценивать существующие сегодня процедуры отбора кадров, то окажется, что во многих банках и фирмах акцент, к сожалению, делается пре­жде всего на выяснении лишь уровня профессиональ­ной подготовки кандидатов на работу, который опре­деляется зачастую по традиционно-формальным при­знакам: образование; разряд; стаж работы по специальности.

При таком подходе очевидно, что кадровые подра­зделения исходят из все более устаревающей концеп­ции ограниченной материально-финансовой ответст­венности отдельных работников за конечные резуль­таты своей деятельности и сохранность конфиденци­альной информации.

В современных же коммерческих банках при весьма ограниченной численности сотрудников, все более ча­стом совмещении рядовыми исполнителями различ­ных участков работы и стремительно увеличивающих­ся потоках информации и управленческих команд, каж­дый сотрудник во все возрастающей степени становит­ся носителем конфиденциальных сведений, которые могут представлять интерес как для конкурентов, так и криминальных сообществ.

В таких условиях весьма существенно повышаются и изменяются требования к личным и деловым качест­вам сотрудников и, следовательно, к кандидатам на работу. Данное обстоятельство побуждает руководи­телей коммерческих структур все чаще обращаться к методам и процедурам научной психологии, с помо­щью которых можно достаточно быстро, надежно и всесторонне оценивать возможного кандидата и со­ставлять его психологический портрет.

Конечно, было бы ошибкой полагать, что психоло­гический отбор полностью заменяет прежние, достато­чно надежные кадровые процедуры. В этой связи под­черкнем, что только при умелом сочетании психологи­ческих и традиционных кадровых подходов можно с высокой степенью достоверности прогнозировать по­ведение сотрудников в различных, в том числе экст­ремальных, ситуациях.

В настоящее время ведущие банковские струк­туры имеют, как правило, строго разработанные и ут­вержденные руководством организационные структу­ры и функции управления для каждого подразделения. Наибольшей популярностью пользуются методики со­ставления оргсхем или организационных чертежей, на которых графически изображается каждое рабочее ме­сто, прописываются должностные обязанности и опре­деляются информационные потоки для отдельного ис­полнителя.

При такой схеме управления и контроля предельно ясно, на каком участке (отдел, служба, управление) требуется специалист соответствующей квалификации и какой информацией он должен располагать для вы­полнения функций на своем рабочем месте. Внутрен­ними распоряжениями также определяются требова­ния к деловым и личным качествам сотрудников и обусловливаются режимы сохранения или коммерчес­кой тайны.

Кроме того, для большей конкретизации этих про­цедур на каждое рабочее место рекомендуется состав­лять профессиограмму, т.е. перечень личностных ка­честв, которыми в идеале должен обладать потенциаль­ный сотрудник. Содержательная сторона и глубина проработки профессиограмм могут быть различными. Это зависит в первую очередь от того, на какое рабо­чее место они составляются.

Однако обязательными атрибутами подобных до­кументов являются разделы, отражающие профессио­нально значимые качества (психологические характери­стики, свойства личности, без которых невозможно выполнение основных функциональных обязанностей), а также противопоказания (личностные качества, кото­рые делают невозможным зачисление кандидата на кон­кретную должность). В некоторых случаях необходимо не только указывать профессионально значимые каче­ства, но и оценивать степень их выраженности, т.е. сформированности.

После разработки схем управления и составления профессиограмм можно приступать к собеседованиям и применять разнообразные процедуры отбора кан­дидатов на работу. Как правило, проблема отбора кадров встает перед руководителями банков в двух основных случаях: создание новых подразделений, замещение вакантных должностей. Для первого случая характерно, как правило, изуче­ние значительного числа кандидатур, для которых из набора имеющихся вакансий подбирается соответст­вующая должность. Во втором случае из ограничен­ного числа кандидатов отбирается тот, который по своим личным и профессиональным качествам в на­ибольшей степени соответствует требованиям профессиограммы данного рабочего места.

Проблема состоит в том, что даже весьма опыт­ные работники кадровых подразделений не всегда мо­гут правильно, достоверно и быстро оценить подлин­ное психическое состояние лиц, пришедших на собеседо­вание. Этому способствуют повышенное волнение, склонность отдельных кандидатов к предвзятым оцен­кам характера деятельности некоторых коммерческих структур, но особенно широкое и зачастую бесконт­рольное самолечение различных психосоматических расстройств с использованием в ряде случаев весьма сильных психотропных препаратов. В этой связи веду­щие московские коммерческие банки требуют от кан­дидатов предоставления справок о состоянии здоровья либо сами выдают направления в определенные поликлиники с рекомендацией прохождения полной диспан­серизации (за счет кандидата).

С точки зрения обеспечения страте­гических интересов коммерческой структуры являются обязательными следующие функции службы безопас­ности:

- определение степени вероятности формирования у кандидата преступных наклонностей в случаях воз­никновения в его окружении определенных благопри­ятных обстоятельств (персональное распоряжение кре­дитно-финансовыми ресурсами, возможность контро­ля за движением наличных средств и ценных бумаг, доступ к материально-техническим ценностям, работа с конфиденциальной информацией и пр.);

- выявление имевших место ранее преступных на­клонностей, судимостей, связей с криминальной сре­дой (преступное прошлое, наличие конкретных суди­мостей, случаи афер, махинаций, мошенничества, хи­щений на предыдущем месте работы кандидата и уста­новление либо обоснованное суждение о его возмож­ной причастности к этим преступным деяниям).

Для добывания подобной информации использу­ются возможности различных подразделений банковских структур, в первую очередь службы безопасности, отдела кадров, юридического отдела, под­разделений медицинского обеспечения, а также не­которых сторонних организаций, например, детек­тивных агентств, бюро по занятости населения, диспансеров и пр.

Очевидно также, что представители банковских структур должны быть абсолютно уверены в том, что проводят тесты, собеседования и встречи именно с те­ми лицами, которые выступают в качестве кандидатов на работу. Это подразумевает тщательную проверку паспортных данных, иных документов, а также получе­ние фотографий кандидатов без очков, контактных линз, парика, макияжа.

Рекомендуется настаивать на получении набора цветных фотографий кандидата, которые могут быть использованы в случае необходимости для предъявле­ния жильцам по месту его проживания или коллегам по работе. Использование в кадровой работе цветных фотографий, соответствующих паспортным данным, предпочтительнее также в связи с тем, что они четко и без искажений передают цвет волос, глаз, кожи, возраст и характерные приметы кандидата.

В практике уже известны случаи, когда для допол­нительного анализа анкеты кандидата и его фотогра­фий руководители банковских структур приглашали высокопрофессиональных юристов, графологов, из­вестных психоаналитиков с целью обеспечения максимальной полноты формулировок окончательного заключения и выявления возможных скрытых противоречий в характере проверяемого лица.

В том случае, если результаты указанных проверок, тестов и психологического изучения не противоречат друг другу и не содержат данных, которые бы препят­ствовали приему на работу данного кандидата, с ним заключается трудовое соглашение, в большинстве слу­чаев предусматривающее определенный испытатель­ный срок (1-3 месяца).

Необходимо также подчеркнуть следующее важное обстоятельство - лица, принима­емые на ответственные вакантные должности в ком­мерческих структурах (члены правлений, главные бух­галтеры, консультанты, начальники служб безопасно­сти и охраны, руководители компьютерных центров и цехов, помощники и секретари первых лиц) сегодня подвергаются, как правило, следующей стандартной проверке, включающей:

· достаточно продолжительные процедуры сбора и верификации установочно-биографических сведений с их последующей аналитической обработкой;

· предоставление рекомендательных писем от извест­ных предпринимательских структур с их последующей проверкой;

· проверки по учетам правоохранительных органов; установки по месту жительства и по предыдущим местам работы;

· серии собеседований и тестов с последующей пси­хоаналитической обработкой результатов.

По мнению экспертов, даже каждый, взятый в от­дельности из упомянутых методов проверки доста­точно эффективен. В совокупности же достигается весьма высокая степень достоверности информации о профессиональной пригодности и надежности ка­ндидата, его способностях к творческой работе на конкретном участке в соответствующем коммерческом предприятии.

Серьезное влияние на вопросы безопасности ком­мерческих предприятий оказывают процедуры уволь­нения сотрудников. К сожалению, отдельных руково­дителей порой мало интересуют чувства и пережива­ния персонала, который по тем или иным причинам попадает под сокращение или самостоятельно изъяв­ляет желание покинуть банк или акционерное обще­ство. Как показывает опыт, такой подход приводит, как правило, к серьезным негативным последствиям.

Современные психологические подходы к процессу увольнения позволяют выработать следующую при­нципиальную рекомендацию: каковы бы ни были причи­ны увольнения сотрудника, он должен покидать коммер­ческую организацию без чувства обиды, раздражения и мести.

Только в этом случае можно надеяться на то, что увольняемый сотрудник не предпримет необдуманных шагов и не проинформирует правоохранительные ор­ганы, налоговую инспекцию, конкурентов, криминаль­ные структуры об известных ему аспектах работы банка. Кроме того, известны случаи мести бывших сотрудников с использованием компьютерного проникновения.

Таким образом, представители кадровых подраз­делений и служб безопасности должны быть четко ориентированы на выяснение истинных мотивов уво­льнения всех категорий сотрудников. Зачастую причи­ны, на которые ссылается сотрудник при увольнении, и подлинные мотивы, побудившие его к такому шагу, существенно отличаются друг от друга. Обычно лож­ный защитный мотив используется потому, что со­трудник в силу прежних привычек и традиций опасает­ся неправильной интерпретации своих действий со сто­роны руководителей и коллег по работе.

Наряду с этим весьма часто имеют место случаи, когда сотрудник внутренне сам уверен в том, что увольняется по откровенно называемой им причине, хотя его решение сформировано и принято под влия­нием совершенно иных, порой скрытых от него обсто­ятельств. Так, в практике уже известны случаи весьма тонких и тайных комбинаций оказания влияния на высококвалифицированных специалистов с целью их переманивания на другое место работы.

В этой связи принципиальная задача состоит в том, чтобы определить истинную причину увольнения со­трудника, попытаться правильно ее оценить и решить, целесообразно ли в данной ситуации предпринимать попытки к искусственному удержанию данного лица в коллективе либо отработать и реализовать процеду­ру его спокойного и бесконфликтного увольнения. Ре­шение рекомендуется принимать на основе строго объективных данных в отношении каждого конкрет­ного сотрудника.

При поступлении устного или письменного заявле­ния об увольнении рекомендуется во всех без исключе­ниях случаях провести с сотрудником беседу с участи­ем представителя кадрового подразделения и кого-ли­бо из руководителей коммерческой структуры. Однако до беседы целесообразно предпринять меры по сбору следующей информации об увольняющемся сотруднике:

- характер его взаимоотношений с коллегами в кол­лективе; отношение к работе; уровень профессиональной подготовки; наличие конфликтов личного или служебного хара­ктера;

- ранее имевшие место высказывания или пожелания перейти на другое место работы;

- доступ к информации, в том числе составляющей коммерческую тайну;

- вероятный период устаревания сведений, составля­ющих коммерческую тайну для данного предприятия; предполагаемое в будущем место работы увольня­ющегося (увольняемого) сотрудника.

Беседа при увольнении проводится лишь только после того, когда собраны все необходимые сведения. Конечно, предварительно руководитель коммерческой структуры отрабатывает принципиальный подход к вопросу о том, целесообразно ли предпринимать попытки склонить сотрудника изменить его первона­чальное решение либо санкционировать оформление его увольнения. В любом случае рекомендуется дать собеседнику высказаться и в развернутой форме объяс­нить мотивы своего решения. При выборе места про­ведения беседы предпочтение отдается, как правило, служебным помещениям.

В зависимости от предполагаемого результата беседа может проводиться в официальном тоне либо иметь форму доверительной беседы, задушевного разговора, обмена мнениями. Однако каковы бы ни были планы в отношении данного сотрудника, раз­говор с ним должен быть построен таким образом, чтобы последний ни в коей мере не испытывал чувства униженности, обиды, оскорбленного достоинства. Для этого следует сохранять тон беседы предельно кор­ректным, тактичным и доброжелательным, даже не­смотря на любые критические и несправедливые заме­чания, которые могут быть высказаны сотрудником в адрес банковской структуры и ее конкретных менеджеров.

Если менеджером банка, отделом кадров и службой безопасности все же принято решение не препятствовать увольнению сотрудника, а по своему служебному положению он располагал доступом к конфиденциальной информации, то в этом случае от­рабатывается несколько вариантов сохранения в тайне коммерческих сведений (оформление официальной подписи о неразглашении данных, составляющих ком­мерческую тайну, либо устная «джентльменская» до­говоренность о сохранении увольняемым сотрудником лояльности к «своему банку или фирме»).

В этой связи необходимо подчеркнуть, что личное обращение к чувству чести и достоинства увольняемых лиц наиболее эффективно в отношении тех индивиду­умов, которые обладают темпераментом сангвиника и флегматика, высоко оценивающих, как правило, до­верие и доброжелательность.

Что касается лиц с темпераментом холерика, то с этой категорией сотрудников рекомендуется завер­шать беседу на официальной ноте. В ряде случаев объявление им принятого решения об увольнении вы­зывает бурную негативную реакцию, связанную с по­пытками спекулировать на своих истинных, а порой и мнимых профессиональных достоинствах. Поэтому с сотрудниками такого темперамента и склада харак­тера целесообразно тщательно оговаривать и обуслов­ливать в документах возможности наступления для них юридических последствий раскрытия коммерчес­кой тайны.

Несколько иначе рекомендуется действовать в тех случаях, когда увольнения сотрудников происходят по инициативе самих коммерческих структур. В этих об­стоятельствах не следует поспешно реализовывать принятое решение. Если увольняемое лицо располага­ет какими-либо сведениями, составляющими коммерческую тайну, то целесообразно предварительно и под соответствующим предлогом перевести его на другой участок работы, например в такое подразделение, в ко­тором отсутствует подобная информация.

Кроме того, таких лиц традиционно стремятся со­хранить в структуре банка или фирмы (их дочерних предприятий, филиалов) до тех пор, пока не будут приняты меры к снижению возможного ущерба от разглашения ими сведений, составляющих коммерчес­кую тайну, либо найдены адекватные средства защиты конфиденциальных данных (технические, администра­тивные, патентные, юридические, финансовые и пр.).

Только лишь после реализации этих мер рекомен­дуется приглашать на собеседование подлежащего уво­льнению сотрудника и объявлять конкретные причи­ны, по которым коммерческая организация отказыва­ется от его услуг. Желательно при этом, чтобы эти причины содержали элементы объективности, достове­рности и проверяемости (перепрофилирование произ­водства, сокращение персонала, ухудшение финансово­го положения, отсутствие заказчиков и пр.). При моти­вации увольнения целесообразно, как правило, воздер­живаться от ссылок на негативные деловые и личные качества данного сотрудника.

После объявления об увольнении рекомендуется внимательно выслушивать контрдоводы, аргументы и замечания сотрудника в отношении характера рабо­ты, стиля руководства компанией и т. п. Обычно уво­льняемый персонал весьма критично, остро и правдиво освещает ситуацию в коммерческих структурах, вскры­вая уязвимые места, серьезные недоработки, кадровые просчеты, финансовые неурядицы и т. п.

Если подходить не предвзято и объективно к подо­бной критике, то эти соображения могут быть исполь­зованы в дальнейшем весьма эффективно в интересах самого банка. В ряде случаев увольняемому со­труднику вполне серьезно предлагают даже изложить письменно свои рекомендации, конечно, за соответст­вующее вознаграждение.

При окончательном расчете обычно рекомендуется независимо от личностных характеристик увольняемых сотрудников брать у них подписку о неразглашении конфиденциальных сведений, ставших известными в процессе работ.

В любом случае после увольнения сотрудников, осведомленных о сведениях, составляющих коммер­ческую тайну, целесообразно через возможности служ­бы безопасности банка или фирмы (частного детектив­ного агентства) проводить оперативную установку по их новому месту работы и моделировать возможности утечки конфиденциальных данных.

Кроме того, в наиболее острых и конфликтных ситуациях увольнения персонала проводятся оператив­ные и профилактические мероприятия по новому месту работы, жительства; также в окружении носителей коммерческих секретов.

Персонал оказывает су­щественное, а в большинстве случаев даже решающее влияние на информационную безопасность банка. В этой связи подбор кадров, их изучение, рас­становка и квалифицированная работа при увольнени­ях в значительной степени повышают устойчивость коммерческих предприятий к возможному стороннему негативному влиянию и агентурному проникновению противоправных элементов.

Регулярное изучение всех категорий персонала, по­нимание объективных потребностей сотрудников, их ведущих интересов, подлинных мотивов поведения и выбор соответствующих методов объединения от­дельных индивидуумов в работоспособный коллек­тив — все это позволяет руководителям в итоге ре­шать сложные производственные и коммерческо-финансовые задачи, в том числе связанные с обеспечением экономической безопасности.

Обобщая основные рекомендации, представляется, что программа работы с персоналом в коммерческой структуре могла бы быть сформулирована следующим образом:

- добывание в рамках действующего российского за­конодательства максимального объема сведений о ка­ндидатах на работу, тщательная проверка представ­ленных документов как через официальные, так и опе­ративные возможности, в том числе службы безопас­ности банка или частного детективного агент­ства, системность в анализе информации, собранной на соответствующие кандидатуры;

- проведение комплекса проверочных мероприятий в отношении кандидатов на работу, их родственников, бывших сослуживцев, ближайшего окружения в тех случаях, когда рассматривается вопрос об их приеме на руководящие должности или допуске к информа­ции, составляющей коммерческую тайну;

- использование современных методов, в частности собеседований и тестирований, для создания психоло­гического портрета кандидатов на работу, который бы позволял уверенно судить об основных чертах харак­тера и прогнозировать их вероятные действия в раз­личных экстремальных ситуациях;

- оценка с использованием современных психологи­ческих методов разноплановых и разнопорядковых фа­кторов, возможно препятствующих приему кандида­тов на работу или их использованию на конкретных должностях;

- определение для кандидатов на работу в коммер­ческих структурах некоторого испытательного срока с целью дальнейшей проверки и выявления деловых и личных качеств, иных факторов, которые бы могли препятствовать зачислению на должность;

- введение в практику регулярных и неожиданных комплексных проверок персонала, в том числе через возможности служб безопасности;

- обучение сотрудников кадровых подразделений и служб безопасности современным психологическим подходам к работе с персоналом, социальным, психо­аналитическим, этико-моральным методам, навыкам использования современных технических средств для фиксирования результатов интервью и собеседований, приемам проведения целевых бесед «втемную» и про­цедурам информационно-аналитической работы с до­кументами кандидатов;

- выделение из числа первых руководителей ком­мерческих структур куратора кадровой работы для осуществления контроля за деятельностью кадровых подразделений и служб безопасности при работе с пе­рсоналом.

Можно сделать определенный вывод о том, что российские предприниматели во все возрастающей степени меняют свое отношение к «человеческому фак­тору», ставят на вооружение своих кадровых подраз­делений и служб безопасности современные методы работы с персоналом. Очевидно, что дальнейшее раз­витие в этой области связано с активным использова­нием значительного потенциала методов психоанали­за, психологии и этики управления, конфликтологии и ряда других наук и более полного интегрирования соответствующих специалистов в коммерческие пред­приятия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...