Занятие 11. Соборное Уложение 1649 г. (4 часа).
1. Царская власть по Соборному Уложению 1649 г. (глава II и III). 2. Положение крестьян по Соборному Уложению 1649 г. - Усиление бесправия крестьян разных категорий; - Организация сыска беглых крестьян; - Усиление ответственности за прием и держание беглых крестьян; - Сближение положения крестьян и холопов. 3. Посадское население по Соборному Уложению 1649 г. - Ликвидация «белых слобод» и пополнение населения посада. - Территория посада и его население. - Правовое положение служилых людей «по прибору» и посадского населения. 4. Землевладение светских феодалов по Соборному Уложению 1649 г. - Поместные и вотчинные владения. - Наследование поместий и вотчин. - Отчуждение поместий и вотчин
Доклады: · Московское восстание 1648 г. и создание Соборного Уложения. · Царская власть по Соборному Уложению 1649 г. (главы II и III). · Соборное Уложение и русская армия (глава VII).
Источники: 1. Памятники русского права./Под ред. К.А. Софроненко. М., 1957. Вып. 6. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. 2. Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1985. Т. 3. С. 83-256 (текст), 257-443 (комментарии). 3. Соборное Уложение 1649 г.: текст, комментарии./Под ред. А.Г.Манькова. Л., 1987. 4. Соборное Уложение 1649 г. // Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649/whole.htm]. 5. Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649 г.: Учебное пособие для высшей школы. М., 1961. Литература: 1. Буганов В.И. и др. Эволюция феодализма в России. М, 1980. 2. Булгаков М.Б. О менталитете посадского сословия в XVII в. // Горский А.А. (ред.). Русская история. Проблема менталитета. М., 1994. 3. 2. Из истории феодальной России: статьи и очерки к 70-летию со дня рождения профессора В.В.Мавродина. Л., 1978. 4. Маньков А.Г. Уложение 1649 г. - кодекс феодального права России. Л., 1980.
5. Памятники русского права./Под ред. К.А.Софроненко. М, 1957. Вып. 6. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. 6. Панеях В.М. Холопство в первой половине XVII в. Л., 1984. 7. Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1985. Т. 3. С. 83-256 (текст), 257-443 (комментарии). 8. Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII вв. М., Л., 1947. Т. 1-2. 9. Соборное Уложение 1649 г.: текст, комментарии./Под ред. А.Г.Манькова. Л., 1987. 10. 9. Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649 г.: Учебное пособие для высшей школы. М., 1961. 11. Шевченко М.М. История крепостного права в России. Воронеж, 1981. Методические указания При подготовке к первому вопросу занятия надо исходить из того, что в XVII в. в социально-экономическом развитии и государственном строе России произошли крупные сдвиги. Важно понять причины, вызвавшие созыв Собора 1649 г. и создание «Уложения». Затем осмыслить термины, встречающиеся в тексте и приступить к характеристике царской власти на основании статей главы II и III. Обратите внимание, насколько широки полномочия царя и есть ли какие-либо их ограничения. В начале ответа на второй вопрос следует обратить внимание на сближение разных категорий русского крестьянства, что находит выражение в усилении бесправия крестьян. Необходимо проанализировать: по каким направлениям это происходит, имеются ли различия в правовом, поземельном, имущественном и др. отношениях крестьян различных категорий (ст. 3, 12-16, 19, 22, 32-34). При ответе на вопрос использовать статьи 1, 2, 5, 6, 8, 11, 24 и выделить те моменты, которые говорят о наследственности крепостного состояния, расширении прав феодалов на имущество крестьян. Нужно подумать также о причине запрещения перевода крестьян с поместных на вотчинные земли (ст. 30, 31). Продолжением предыдущего рассказа будет изложение материала, характеризующего ответственность за прием и укрывание беглых крестьян, процедуру их возвращения и т.д. (ст. 4, 7, 10, 15, 17, 18, 20, 21, 23, 25, 29).
Ответ на последний пункт вопроса должен показать процесс формирования в Русском государстве единого земледельческого податного сословия. Следует сравнить правовую, имущественную, поземельную и личную зависимость крестьян и холопов (главы XI и XX). Систематизировать материал поможет следующая таблица:
Крестьяне и холопы по Соборному Уложению 1649 г.
При заполнении таблицы необходимо не только привести выдержки или раскрыть смысл, но и указать номера статей и глав. Прежде чем приступить к анализу третьего вопроса, необходимо кратко рассказать историю возникновения «белых слобод», кому они принадлежали, и к каким последствиям их появление привело. Остановившись на причинах и процедуре ликвидации «белых слобод», перейти к характеристике процесса прикрепления к посадскому тяглу торгово-промышленного населения; сыска беглых; формирования населения (в том числе и за счет не посадского) на основе принадлежности их к посаду, родству, роду занятий и т.п. (ст. 1-3, 7-9, 13, 18-33, 35, 37, 38). Далее необходимо сосредоточить внимание на проблеме формирования территории посада (ст. 1, 5-7, 9, 10, 15-17, 36, 37, 39, 40). Завершить ответ на вопрос характеристикой правового положения посадского населения и населения городов в целом. Следует выделить структуру городского населения, сравнить положение отдельных его категорий, соотнести эти материалы с материалами о положении крестьян и холопов (ст. 4, 11, 12, 34, 35, 36). В ходе подготовки к ответу на четвертый вопрос можно свести материал в таблицу (с указанием глав и статей по тому или иному пункту):
Землевладение светских феодалов по законодательству Середины XVII в.
При ответе на вопрос нужно вспомнить, когда появляются основные формы феодального землевладения, какая тенденция в их развитии наблюдалась в XV – начале XVII вв. и с чем это было связано. Затем на основе статей Соборного Уложения показать состояние этих форм землевладения в середине XVII в., виды, условия и регламентацию земельных пожалований, защиты и расширения прав феодалов на землю по отношению к крестьянам. В центре ответа должен быть анализ следующих материалов Соборного Уложения: глава XVI, ст. 1, 14, 24-28, 35, 36, 39-44, 46, 48, 51, 60, 61, 63-68; глава XVII, ст. 1, 2, 9, 16-26, 37, 41-53.
Продолжая рассказ, установите и покажите (в сравнении) принципы наследования и другие права феодалов в распоряжении землями (глава XVI, ст. 10, 12, 13, 15, 17, 20-24, 30-34, 37, 54-57, 62; глава XVII, ст. 1-8, 10, 12-15, 43, 44). Четко определите, в каком случае производилась конфискация земельного владения, разрешались ли обмены, заклад или покупка владений (глава XVI, ст. 2-7, 23, 43, 49, 50, 54; глава XVII, ст. 2, 5, 6-8, 11, 27-36, 38, 42, 43, 54). В заключение подумайте: с чем было связано усиление регламентации практически всех сторон феодального землевладения.
Вопросы для самопроверки 1. Какая взаимосвязь между событиями московского восстания 1648 года и последующим созданием Соборного уложения? 2. Каковы источники Соборного уложения 1649 года? 3. Что представляла собой царская власть по Соборному уложению 1649 года? 4. Как был организован сыск беглых крестьян по Соборному уложению 1649 года? 5. Чем было вызвано усиление ответственности за прием и держание беглых крестьян в середине XVII в.? 6. Какие статьи характеризуют процесс сближения положения крестьян и холопов? 7. Охарактеризуйте территорию посада и его население. 8. В чем состояла разница между правовым положением служилых людей «по прибору» и посадского населения? 9. Что представляла собой русская армия по Соборному уложению 1649 года? 10. Какие правовые различия существовали между вотчинной и поместьем в процессе их наследования и отчуждения? Задания для самостоятельной работы 1. Прочитайте главу II Соборного уложения. Какое наказание было предусмотрено за государственную измену для виновного и его родственников? От чего зависела степень наказания?
2. Прочитайте главу III Соборного уложения. Подумайте, чем были вызваны столь жесткие ограничения на использование оружия в Государевом дворе и суровое наказание за учиненные здесь драки и нанесенные увечья? 3. Найдите, какое наказание предусматривало Соборное уложение 1649 года за изготовление фальшивых денег. Как вы думаете, почему фальшивомонетчиков наказывали столь жестоко? 4. Прочитайте главу XXII Соборного уложения. Подумайте, почему за указанные в ней преступления предусматривалась смертная казнь. Обратите внимания на смягчающие вину обстоятельства и различие положений мужчины и женщины. 5. Прочитайте главу «О корчмах» (XXV) Соборного Уложения. Чем, на ваш взгляд, была вызвана необходимость выделения вопросов, касающихся данной сферы, в отдельную главу и столь детальной ее проработки?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|