Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В сущности это и есть эссе в стихотворной форме. Кстати, идея этого стихотворения легла в основу романа «Герой нашего времени», а Лермонтов в ту пору был немногим старше вас – ему было 24 года.

ВВОДНАЯ ИФОРМАЦИЯ К ТВОРЧЕСКИМ РАБОТАМ ПО СОЦИОЛОГИИ

Вы начинаете изучать науку социологию. В самом общем виде социология - это наука об обществе, которое состоит из людей. Наука, которая пытается обнаружить некие закономерности, по которым это общество функционирует и развивается, и определить также массовые закономерности поведения людей, составляющих основу общества.

Наука социология занимается разными полезными вещами – разрабатывает понятия, теории, методы, проводит эмпирические исследования. Однако, честно говоря, социологию не интересует открывание мира и осмысление жизни человеком для себя. Получается, что, изучая социологические теории, студент учится изучать других, не зная ничего о себе, не имеет систематической возможности и инструментария, чтобы разобраться с принципиальными сторонами окружающего его общества и принципиальными аспектами своей собственной жизни.

Предлагаемые вам творческие работы – это инструмент самоактуализации, самопознания, осмысления своей собственной жизни, которая также являет собой элемент социального мира.

Умение анализировать себя, свое настоящее и прошлое, коллизии своей собственной жизни – это то, что вы приобретете в ходе выполнения творческих работ.

 

 

Творческая работа № 1

Эссе «МОЯ ГРУППА»

 

В процессе жизни мы все включены в огромное количество групп – больших и малых, формальных и неформальных. Человек вообще не может жить, не вступая во взаимодействие с другими людьми. Есть группы, к которым мы принадлежим независимо от нашего желания – это наша семья, родственники. Есть группы, которые мы выбираем сами – это наши друзья. А есть группы, в которые мы попадаем для реализации определенной цели – это учебные и трудовые коллективы. Такие группы называют формальными или целевыми, т.к. организация людей в такие группы связана с достижением определенной цели – приобретение специальности, выпуск продукции, продажа и т.д.

Если взять студенческую группу, то цель ее существования – приобретение знаний для того, чтобы стать специалистом. Но как же отличаются студенческие группы! В одних уважают тех, кто идет к этой цели прямо, т.е. действительно учится, и его хорошие отметки соответствуют усилиям, которые он затрачивает. В других больше уважают тех, кто умеет, не затрачивая особых усилий, может быть путем изворотливости, получать хорошие отметки. В третьих – вообще считают, что в вузе невозможно ничему научиться в профессиональном плане, и поэтому главное – совместное время препровождение. Получается, что в разных коллективах ваше положение зачастую зависит не от того, разделяете ли вы формальные цели группы (получение профессии), а от того, совпадают ли ваши установки, нормы и жизненные ценности с теми, которые одобряются в группе. Более того, под давлением группы ваши ценностные ориентации и установки могут меняться, поскольку любая малая группа требует от своих членов определенного уровня конформизма.

А теперь ЗАДАНИЕ.

Вы должны написать эссе о вашей учебной группе.

1. Опишите, какой она была в самом начале, как шел процесс объединения таких разных людей, попавших в одну группу волей случая. Как вы адаптировались друг к другу?

2. Какие нормы взаимоотношений существуют в вашей группе, что ценится всеми, а что отвергается, за что хвалят, и за что осуждают.

3. Чувствуете ли вы свою принадлежность к группе, или каждый в ней сам по себе.

4. Проследите динамику изменения групповых норм, отношений, а также динамику изменений, происходящих с вами лично в процессе трехлетнего совместного существования.

5. Изменилось ли отношение членов группы к вам лично за эти годы, и изменилось ли ваше отношение к группе.

6. И, наконец, оцените свое положение в группе – кто вы – лидер или аутсайдер, человек, вызывающий симпатии членов группы, или, наоборот, пренебрежение?

 

Вам может показаться, что эссе всех членов группы будут похожими, однотипными, но на самом деле это не так. Ведь каждый член группы не только индивидуален, он еще и занимает в группе вполне определенное положение, а значит – смотрит на группу «со своей колокольни».

Ваше эссе не должно быть не слишком маленьким, ни слишком большим, страницы 2-3.

Желаю удачи!

Творческая работа № 2.

СОЦИАЛЬНАЯ АВТОБИОГРАФИЯ

(ПОЧЕМУ Я ТАКОЙ УРОДИЛСЯ?)

…индивид не рождается членом общества. Он рождается с предрасположенностью к социальности и затем становится членом общества… Профессор, изображающий интеллект, сам начинает чувствовать себя умным. Проповедник вдруг замечает, что сам начинает верить в свои проповеди… В этом мире очень сложно притворяться, и, как правило, человек становится тем, кого играет. Питер Бергер

Вам предлагается выполнить письменное задание, цель которого – написать свою социальную биографию. Это попытка пропустить факты индивидуального жизненного пути через призму исторически значимых событий, которые определили судьбу вашего поколения, то есть попытка сформировать навыки социологического видения мира.

Вот вы – такой, какой есть сегодня. Почему вы такой? Наверное, уже не раз задавали себе этот вопрос. И ответы были разные: такой, потому, что телец по гороскопу; такой, потому, что родился сразу тихим, замкнутым, или наоборот – буйным и агрессивным; такой, потому, что в школе дразнили лопоухим; такой, потому, что в семье часто бывали скандалы; такой, потому, что родители прививали мне чувство ответственности и т.д.

Я предлагаю вам попробовать найти и другие ответы. Вы родились в социальной организации (роддоме), росли в семье (социальном институте общества и малой группе), учились в школе, сейчас – в университете, потом будете работать в организации и т.д. Вся ваша жизнь состоит из череды социальных ролей, выполняемых вами в конкретных социальных институтах. Смена ролей – это одновременно и смена уровня зрелости личности. И если вы учтете влияние общества и истории, то из вашей обычной биографии получится социальная.

В основе упражнения лежит статья выдающегося американского социолога Райта Миллса «Социологическое воображение». Термины «заботы» и «проблемы» являются ключевыми в этой работе. «Заботы» – это частные проблемы, составляющие содержание повседневной жизни человека, осознаваемые им и, поддающиеся контролю. Таковы факты личной биографии. «Проблемы» носят общественный характер и не подвластны индивидуальному контролю, но, так или иначе, влияют на повседневную жизнь данного человека. Они затрагивают социальную структуру и институты общества.Системой координат при вашем анализе будут служить человеческие заботы и социальные проблемы, то есть микро - и макро события.

Три момента – биография, история, общество – будут служить у вас точкой отсчета изучения самого себя. Человек – социальный тип, которого можно понять, только пропустив его биографию через призму социальных взаимодействий с другими людьми. Каждому поколению выпадают свои исторически важные события, повлиявшие на личную судьбу. Если брать историю России, то это поколение хрущевской оттепели, афганской войны, чеченской войны, перестройки, поколение pepsi, поколение с клиповым мышлением и т.д., которые отличаются друг от друга личной и социальной биографией, психологией и мировоззрением, отношением к жизни и ценностными ориентациями, наконец, поколенной памятью. Их и надо отразить в социальной биографии.

Это сложная работа, но она облегчится, если вы будете следовать инструкции:

· Цель работы – изучить взаимодействие личности и общества и таким образом узнать, каковы те социальные факторы, которые влияют на вашу жизнь и вашу индивидуальность.

· Составьте план автобиографии, где надо описать свое воспитание, личный опыт, состав и характер семьи, а также важнейшие обстоятельства, повлиявшие на ваше развитие. Это будет первая часть работы. Фактически, в этой части работы вы отвечаете на вопросы; «Кто я? Какой я?» и пытаетесь найти ответы в своих индивидуальных характеристиках, генетической предрасположенности, зависимости от семьи и ее традиций, сложившихся не за одно поколение. Здесь можно попробовать составить генеалогическое древо вашей семьи, а заодно и узнать побольше об истоках своего «Я».

· Вторая часть работы предполагает анализ вашей биографии в контексте отношений с людьми и общественных событий, ведь как бы мы не относили свои личностные характеристики на счет наших родителей и предков, предки-то тоже жили не в вакууме, а в обществе, и зачастую становились такими, какими их хотело видеть общество. Также и вы, наследуя традиции в целом, в чем-то их меняете, адаптируясь к новым условиям.

 

Ни с кем не надо обсуждать, что и как писать, это ваше личное творчество. У кого-то получится лучше, у кого-то хуже, но главным для вас должен стать опыт анализа, который вы приобретете в процессе этой работы.

Творческая работа №3

ЭССЕ «МОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

 

Вам предлагается выполнить творческую работу по социологии в форме эссе

ЗАДАНИЕ

В 1838 году М. Ю. Лермонтов описал свое поколение в стихотворении «Дума».

«Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью - позорно малодушны,

И перед властию - презренные рабы.

Так тощий плод до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришелец сиротелый,

И час их красоты – его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли:

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства –

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой,

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом».

В сущности это и есть эссе в стихотворной форме. Кстати, идея этого стихотворения легла в основу романа «Герой нашего времени», а Лермонтов в ту пору был немногим старше вас – ему было 24 года.

Итак, вам надо написать эссе фактически о своем поколении, к которому вы ощущаете причастность, на нормы и ценности которого вы ориентируетесь в своей повседневной жизни, порой даже не отдавая себе в этом отчета. Конечно, я не жду от вас стихов (а, впрочем, почему бы и нет?), но надеюсь увидеть в этом эссе ваши (а не интернетовские) мысли и чувства, надежды и разочарования по поводу людей, с которыми вы себя идентифицируете хотя бы с точки зрения возраста. Желаю удачи!

Творческая работа № 4

Моя профессия.

Ваша будущая жизнь тесно связана с вашим профессиональным выбором. Почему и как вы выбрали именно эту профессию, что повлияло на ваш выбор, чего вы хотите достичь в жизни – эти вопросы наверняка уже возникали у вас. Цель данной творческой работы – рассказать о своей будущей профессии, проанализировать и оценить правильность своего выбора.

В этой работе вы должны найти и дать ответы на следующие вопросы:

· Моя профессия, – какая она, чем я буду заниматься большую часть своей жизни.

· У любого явления всегда есть две стороны, не бывает абсолютно хорошего и абсолютно плохого. Попробуйте рассмотреть свою будущую профессию с точки зрения ее влияния на общество, отметить ее плюсы и минусы с точки зрения общества.

· Что или кто повлиял на мой выбор – родители, друзья, общественное мнение, легкость освоения, хорошая оплата труда, мои личные качества и склонности.

· Проанализируйте свои личные качества с точки зрения соответствия их будущей профессии.

· Мои профессиональные цели – чего я хочу достичь в жизни с помощью профессии – карьера, деньги, высокое положение в обществе и т.д.

· Что я собираюсь предпринять для достижения цели, каковы мои успехи и достижения уже сейчас.

· Как я представляю свою профессиональную карьеру.

 

Вы можете выполнить эту работу в любом удобном для вас формате. Приведенные здесь вопросы – лишь ориентир в написании работы. Желаю удачи!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...