Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Транспорт нефти, нефтепродуктов и газа




Транспорт нефти и нефтепродуктов. В настоящее время к основным видам транспорта нефти и нефтепродуктов относятся трубопроводный, водный, железнодорожный и автомобильный. Самым экономичным видом транспорта является трубопроводный. К преимуществам этого вида транспорта нефти и нефтепродуктов относятся:

- низкая стоимость перевозок;

- возможность строительства трубопроводов в любом месте и направлении и на требуемые расстояния;

- простота обслуживания;

- бесперебойность работы и гарантированное обеспечение потребителей, независимо от погодных условий, времени года и суток;

- высокая степень автоматизации;

- снижение потерь нефти и нефтепродуктов при их транспортировании и т.д.

Все трубопроводы, по которым перекачиваются нефть и нефтепродукты на большие расстояния, называются магистральными. Магистральные трубопроводы в зависимости от вида перекачиваемой жидкости называются:

- нефтепроводами - при перекачке нефти;

- нефтепродуктопроводами - при перекачке жидких нефтепродуктов, таких как бензин, керосин, дизельное топливо, мазут.

Если транспортируются нефтепродукты одного сорта, то употребляется термин бензинопровод, керосинопровод, мазутопровод и т.д. К некоторым недостаткам трубопроводного транспорта относятся:

- большие первоначальные затраты на строительство магистральных нефтепроводов;

- некоторые ограничения на количество сортов энергоносителей.

Магистральный трубопровод характеризуется следующими основными показателями: длиной, диаметром, пропускной способностью и наличием перекачивающих станций. Современные магистральные трубопроводы, протяженность которых достигает десятков тысяч километров, входят в состав самостоятельных предприятий, оборудованных комплексом головных, промежуточных перекачивающих насосных станций соответствующей производительности, а также наливными станциями со всеми необходимыми производственными и вспомогательными сооружениями. Пропускная способность их достигает более 50 млн. т нефти в год. Такие нефтепроводы и продуктопроводы строят преимущественно диаметром 800, 1020, 1220 и более мм.

В тех случаях, когда нефть приходится транспортировать на большие расстояния, преодолеваются значительные гидравлические сопротивления в трубопроводе. В зависимости от объемов перекачки нефтепродуктов строят при необходимости несколько станций перекачки по длине трубопровода. Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов, с учетом его рентабельности, обеспечивает круглосуточную бесперебойную и экономичную работу. Основное развитие трубопроводного транспорта в нашей стране шло в 1960-1980-х годах.

Если в 1960 году по трубопроводам транспортировалось 163 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов, что составляло 70,6% от всего объема, то в 1980 году транспортировалось 574 миллиона тонн из 632 миллионов, т.е. 90,9%.

Централизованное управление поставками, учет ресурсов нефти, поставку нефти на нефтеперерабатывающие заводы, транспорт нефти от поставщиков на экспорт, осуществление перекачки нефти по транзитным нефтепроводам и т.д. в России осуществляет акционерная компания «Транснефть». В состав компании входят десять нефтепроводных предприятий.

АК «Транснефть» эксплуатирует около пятидесяти тысяч километров магистральных нефтепроводов диаметром от 400 до 1220 мм, 393 нефтеперекачивающие станции, 867 резервуаров общей емкостью 12,7 миллионов кубических метров. Нефтепроводы подразделяются на внутренние, местные и магистральные. Внутренние нефтепроводы, находящиеся на промыслах, называют внутрипромысловые, на нефтебазах - внутрибазовые, на нефтеперерабатывающих заводах - внутризаводские. Местные нефтепроводы соединяют между собой различные объекты. Например, головные сооружения нефтепромысла с головной станцией магистрального нефтепровода или с пунктом налива и т.д.

К магистральным нефтепроводам относятся трубопроводы протяженностью более 50 километров, диаметром от 219 до 1220 мм и предназначаются они для транспортировки нефти из районов добычи до мест потребления или мест поставки нефти на экспорт. К основным объектам магистрального нефтепровода относятся подводящие трубопроводы, головная и промежуточные нефтеперекачивающие станции, конечный пункт и линейные сооружения.

Подводящие трубопроводы соединяют объекты добычи нефти с головными сооружениями магистрального нефтепровода. Головная нефтеперекачивающая станция осуществляет прием нефти с промыслов, учет нефти и закачку ее в магистральный нефтепровод.

Промежуточные нефтеперекачивающие станции предназначаются для восполнения энергии, расходуемой потоком нефти на преодоление сил трения, с целью обеспечения дальнейшей перекачки нефти. Обычно промежуточные станции размещают на магистральных трубопроводах через каждые 50-100 км (согласно гидравлическому расчету). На головной и промежуточных нефтеперекачивающих станциях размещаются необходимые объекты для ремонта, электрообеспечения, водо- и теплоснабжения и т.д.

Конечным пунктом магистрального нефтепровода чаще всего является нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) или перевалочные пункты (нефтебазы, морские или железнодорожные нефтеналивные станции и т.д.).

К линейным сооружениям магистрального нефтепровода, относятся:

- линейная часть трубопровода;

- запорная арматура;

- переходы через реки, дороги;

- линии электропередачи и связи;

- станции катодной и протекторной защиты от коррозии и т.д.

Перекачка нефти и нефтепродуктов разделяется на постанционную и транзитную. При постанционной системе перекачке нефть или нефтепродукты поступают в резервуары промежуточных нефтеперекачивающих станций, а затем, после их заполнения, продукция откачивается на следующую станцию. В тех случаях, когда на промежуточных насосных станциях имеются несколько резервуаров, то перекачка нефти или нефтепродуктов ведется непрерывно, т.е. в один резервуар продукция поступает, а из другого откачивается в магистральный нефтепровод. Транзитная система осуществляется через резервуар или из насоса в насос. При перекачке через резервуар продукция (нефть или нефтепродукты) из предыдущей насосной станции поступает на следующую насосную станцию в резервуар для отделения газа и воды от нефти.

При перекачке из насоса в насос продукция с предыдущей насосной станции поступает непосредственно на прием насосов следующей насосной станции, минуя промежуточный резервуар.

Схема перекачки из насоса в насос более совершенна и экономична за счет обеспечения максимальной герметизации и исключения потерь легких углеводородов от испарения в резервуарах. При транзитной перекачке из насоса в насос резервуары на промежуточных станциях используются в аварийных ситуациях. В настоящее время система перекачки через резервуар почти не применяется.

С ростом добычи высоковязких нефтей перекачка их по трубопроводам обычным способом стала трудноосуществимой. Были разработаны новые способы перекачки:

- перекачка с разбавителями;

- перекачка с предварительным подогревом нефти;

- перекачка с присадками и т.д.

Наиболее доступным и эффективным способом является применение углеводородных разбавителей. В качестве углеводородных разбавителей может быть применена легкая нефть, газовый конденсат и т.д. При смешивании высоковязкой нефти с разбавителями снижается ее вязкость и температура застывания.

Распространенным способом транспорта высоковязких нефтей в настоящее время является перекачка ее с подогревом. Однако по мере продвижения нефти в магистральном трубопроводе она за счет теплообмена с окружающей средой остывает, и для дальнейшей перекачки ее необходимо вновь подогревать. В этой связи на магистральном нефтепроводе через каждые 50-100 км строят пункты подогрева нефти.

В настоящее время эксплуатируются более 50 магистральных нефтепроводов с пунктами подогрева. Среди них самым крупным является нефтепровод «Узень-Гурьев-Куйбышев (Самара)» диаметром 1020 мм и протяженностью 1500 км. По этому магистральному нефтепроводу перекачивается высоковязкая и высокозастывающая нефть. На этом магистральном нефтепроводе через каждые 50 км построены печи подогрева, а через 100 км - промежуточные насосные станции. Улучшение реологических свойств высоковязких нефтей достигается с помощью специально разработанных депрессионных присадок. Для высоковязких нефтей (с большим содержанием парафина) эффективным депрессатором является полимерная поверхностно-активная присадка ДН-1 отечественного производства. Из зарубежных применяется присадка «Рахаттз». Присадки добавляют в нефть в количестве 0,02-0,15% массы. Перекачка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам ведется с применением необходимых средств местной автоматики, а также имеет дистанционное управление. Для своевременного и качественного контроля, обслуживания и ремонта магистральный трубопровод разделяется на несколько участков. На каждом участке имеются насосная станция и линейные обходчики, которые контролируют работу трубопровода на закрепленном участке. В последнее время контроль за магистральным трубопроводом часто осуществляется с использованием вертолетов или других летательных средств. В зависимости от местных условий на; дои насосной станции имеются ремонтные бригады.

Головная насосная станция строится в районе промыслов. На головной насосной станции строятся резервуар для приема и учета нефти с промыслов, устройства для пуска скребка (для очистки магистрального трубопровода от парафина) разделителей и т.д.

Резервуары применяют вертикальные и горизонтальные (стальные), а также железобетонные. Чаще всего строятся резервуары вертикальные стальные (РВС). РВС - это цилиндрический корпус, сваренный из стальных листов 1,5x6 м, толщиной от 4 до 25 мм с конической или сферической кровлей. Днище резервуара также сварное, устанавливается на специально устроенной песчаной подушке, обработанной битумом (для предохранения днищ от коррозии). Днище устроено так, что имеет уклон от центра к периферии, чтобы иметь возможность более полно удаляв подтоварную воду. Резервуары РВС сооружаются различного объема, на промысловых головных сооружениях чаще применяются РВС от 1000 до 10000 м3. В системе магистральных трубопроводов используются РВС до 50000 м3.

С целью снижения потерь легких фракций нефти от испарения РВС оборудуются понтонами и плавающими крышами. В отличие от РВС вертикальные стальные цилиндрические резервуары с плавающей крышей (РВСПК) не имеют стационарной крыши. Вместо крыши изготавливается диск из стальных листов, плавающий на поверхности жидкости. Чтобы не происходило заклинивания плавающих крыш, диаметр металлического диска выполняется на 100-400 мм меньше внутреннего диаметра резервуара, а пространство между диском и внутренней стенкой резервуара герметизируется с помощью уплотняющих затворов различных конструкций.

Вертикальные стальные цилиндрические резервуары с понтоном по конструкции подобны резервуарам РВС, имеют стационарную крышу, но оборудованы плавающим на поверхности понтоном. Понтоны изготавливаются из металла или из синтетического материала. Металлические понтоны по конструкции незначительно отличаются от плавающих крыш. Понтоны из синтетических материалов отличаются от металлических тем, что они непотопляемы, монтируются в резервуарах без демонтажа части кровли, без производства огневых работ. Все перечисленные типы резервуаров монтируются из металлических рулонных заготовок днища, корпуса и крыш заводского изготовления.

Горизонтальные стальные цилиндрические резервуары (РГС) изготавливаются на заводе объемом от 10 до 100 м3. Такие емкости используются как в промысловых условиях, так и на нефтеперекачивающих станциях. В некоторых случаях, когда необходимо транспортировать по одному трубопроводу несколько видов нефтепродуктов и когда строить для каждого вида нефтепродуктов самостоятельный трубопровод экономически нецелесообразно, используют метод последовательной перекачки нефтепродуктов. В таких случаях по одному трубопроводу перекачивают последовательно несколько видов нефтепродуктов, с учетом минимального их смешивания и с близкими физико-химическими характеристиками. По одному трубопроводу рекомендуется перекачивать светлые нефтепродукты - бензин, керосин, но не желательно перекачивать бензин и мазут.

Наиболее часто применяется последовательная перекачка нефти и нефтепродуктов с применением разделителей. Применяют два вида разделителей - жидкостные и механические.

Жидкостные разделители. Под жидкостным разделителем понимается жидкостная пробка из другой жидкости, закачиваемая между двумя жидкостями. Например, в качестве жидкостной пробки при последовательной перекачке бензина и дизельного топлива используют керосин. К механическим разделителям относятся различные механические приспособления типа поршня, шара и т.д., которые устанавливаются в трубопроводе в зоне контакта двух нефтепродуктов. Разделители в потоке жидкости уменьшают их перемешивание и распределение смеси в потоке. Чаще всего применяются износостойкие (нефтестойкие) шаровые Разделители, которые представляют из себя резиновые (нефтестойкие) шаровые разделители, состоящие из резиновых толстостенных шаров, заполненных водой или (в зимнее время) антифризом. Контакт разделителя с внутренней поверхностью провода достигается за счет упругих свойств материала, из которого изготовлен разделитель, а также избыточным давлением и объемом рабочей жидкости в разделителе.

Железнодорожный транспорт. Железнодорожный транспорт - наиболее распространенный вид транспорта для перевозки нефти и нефтепродуктов. Перевозка нефти и нефтепродуктов осуществляется в специальных стальных вагонах-цистернах. Железнодорожные вагоны-цистерны изготавливаются грузоподъемностью 50 и 60 т из листовой стали, толщиной 8-11 мм. Налив нефтепродуктов в цистерну производится сверху, а слив - снизу. Все цистерны оборудованы смотровыми площадками, внутренними и наружными лестницами, нижними сливными приборами и другими устройствами, необходимыми для надежной эксплуатации в пути следования и при сливо-наливных работах. В стандартных цистернах перевозят нефтепродукты с малой вязкостью. В цистернах специального назначения перевозят высоковязкие нефтепродукты. Цистерны специального назначения изготавливаются с применением теплоизолированного материала для замедления охлаждения находящихся в них нефтепродуктов, а иногда оборудуются подогревательными устройствами.

При перевозке битума, как весьма тугоплавкого нефтепродукта, применяют специальные железнодорожные вагоны, называемые бункерными полувагонами. Особенность их заключается в том, что они состоят из четырех бункеров по 11,8 м3 каждый, установленных на раме вагона. Опорные точки бункера расположены таким образом, что в заполненном состоянии его центр тяжести находится выше этих точек, и бункер легко опрокидывается (при освобождении захватов), сбрасывая битум на разгрузочную площадку, а затем возвращается в первоначальное вертикальное положение.

Слив и налив нефти и нефтепродуктов в железнодорожные цистерны производится на железнодорожных эстакадах. Железнодорожные эстакады - это специальные стационарные устройства в виде мостков, расположенные вдоль железнодорожного пути. Мостки устанавливаются на уровне вагонов-цистерн. Основными элементами эстакад для налива и слива нефтепродуктов являются наливные стояки, устанавливаемые с одной или с обеих сторон железнодорожных путей на расстоянии от 4 до 12 м. Стояки объединяются между собой коллекторами с соответствующей запорной арматурой для подключения и отключения стояков по мере наполнения цистерн. Подача продукции в коллекторы эстакады осуществляется насосами. Слив продукта из железнодорожных цистерн осуществляется с помощью насосов через верхний люк или самотеком из нижней части цистерн. Преимущества железнодорожного транспорта следующие:

- этот вид транспорта универсален, он может перевозить все виды нефти и нефтепродукты в любых объемах;

- по железным дорогам обеспечивается равномерная доставка нефти и нефтепродуктов в любое время года с высокой скоростью;

- железнодорожный транспорт имеет разветвленную сеть в густонаселенных промышленных и сельскохозяйственных районах, что позволяет доставлять нефть и нефтепродукты в большинство объектов потребления. К недостаткам железнодорожного транспорта относятся:

- высокие капитальные вложения при строительстве новых, ремонте и реконструкции существующих линий;

- сравнительно высокие эксплуатационные затраты;

- относительно низкую эффективность использования мощности подвижного состава (цистерны в обратном направлении идут незагруженными);

- значительные потери нефти и нефтепродуктов при транспорте и погрузочно-разгрузочных операциях;

- необходимость создания специальных сливо-наливных пунктов и пунктов зачистки вагонов-цистерн.

Водный транспорт. Распространенным способом транспорта нефти и нефтепродуктов является водный транспорт. Водный транспорт используется для перевозки нефти и нефтепродуктов внутри страны и на экспорт. Это связано с тем, что по протяженности водных путей наша страна занимает первое место в мире. В нашей стране более 500 озер. Суммарная протяженность рек составляет около 3 миллионов километров. Каналы Волго-Донской, Волго-Балтийский, Московский, Беломорский, Балтийский соединяют водные пути Европейской части России с портами Каспийского, Балтийского, Белого, Азовского и Черного морей. Перевозка нефти и нефтепродуктов осуществляется сухими грузными и нефтеналивными судами.

Сухогрузными судами перевозятся нефть и нефтепродукт в небольших металлических емкостях (бочках и др.) непосредственно на палубе. Основная масса нефти и нефтепродуктов перевозится в трюмах, а также в танках (емкостях), располагаемых на палубе. Нефтеналивные суда бывают следующие:

- танкеры морские и речные;

- баржи морские (лихтеры) и речные.

Танкер - это самоходное судно, корпус которого разделен на отсеки системой продольных и поперечных переборок.

Морские баржи (лихтеры) используются для перевозки нефти и нефтепродуктов в тех случаях, когда танкеры не могут подойти непосредственно к причалам для выгрузки или погрузки. Морские баржи строятся грузоподъемностью 10000 т и более.

Для перевозки нефти и нефтепродуктов по внутренним водным путям применяют речные баржи. Речные баржи бывают самоходными и несамоходными. Несамоходные баржи транспортируются буксирами. Танкеры строятся различной грузоподъемности. В 50-х годах средняя грузоподъемность составляла 15 тысяч тонн, а к началу 70-х годов - свыше 30 тысяч тонн. Далее стали строиться супертанкеры грузоподъемностью свыше 100 тысяч тонн. Имеются супертанкеры грузоподъемностью до 700 тысяч тонн. Танкерами перевозятся не только нефть и нефтепродукты, но и сжиженные углеводородные газы (СУГ). Учитывая, что на отдельных участках Северного морского пути сплошное ледовое покрытие препятствует навигации в течение семи месяцев, поставку нефтепродуктов в это время осуществляют подводными лодками.

Водный транспорт имеет свои преимущества:

- сравнительно низкая стоимость перевозок;

- практически неограниченная пропускная способность водных путей;

- возможность доставки нефтепродуктов и нефти в отдаленные районы страны, где нет железных дорог. К недостаткам водного транспорта относятся:

- небольшая скорость водного транспорта;

- сезонность перевозок по речным путям;

- порожние рейсы судов в обратном направлении.

Автомобильный транспорт. Автомобильным транспортом возможно перевозить нефть и нефтепродукты. Этот вид транспорта часто и наиболее эффективно используется в районах, в которые невозможно доставить нефть и нефтепродукты железнодорожным и водным транспортом.

Автомобильные перевозки осуществляются в бочках, емкостях, а чаще всего в автомобильных цистернах. Автоцистерны, в которых перевозят нефть и нефтепродукты, имеют специальное оборудование: патрубок для налива нефти или нефтепродуктов, дыхательный клапан, указатель уровня, клиновая быстродействующая задвижка для слива, два шланга и насос с механическим приводом. Автоцистерны выпускаются от 6 до 25 м3. Внутри цистерны устанавливаются продольные и поперечные волнорезы для снижения ударной волны перевозимой жидкости при передвижении автомобиля.

С целью пожарной безопасности автоцистерны оборудуются огнетушителями и устройством для заземления цистерны, а также шлангами для отвода статического электричества, которое может образоваться при наливе и сливе нефтепродуктов. Иногда в комплекте с автоцистерной используются цистерны на автоприцепах, что повышает эффективность использования этого вида транспорта. Для заправки топливом автотранспортных машин, применяемых в удалении от нефтебаз и заправочных станций, а также самолетов используют специальные автоцистерны, оборудованные комплектом насосно-раздаточных устройств. Такие автоцистерны называют автозаправщиками. Автозаправщики изготавливают с цистернами 4-16 м3.

Автотранспортом перевозят нефтепродукты в контейнере и в мелкой таре. Контейнеры - это металлические или эластичные резинотканевые емкости объемами 2,5 и 4 м3, в которых нефтепродукты перевозятся до потребителя без перекачки в стационарные хранилища. После прибытия к месту назначения контейнеры сгружают с автомашин при помощи кранов.

Из мелкой тары применяются бочки и бидоны. Применяются в основном металлические бочки 200-500 л для перевозки бензина, керосина и т.д. Для перевозки жидких нефтебитумов и смазок применяют металлические гофрированные барабаны. В последнее время все больше применяется полиэтиленовая тара. Налив в автоцистерны осуществляется через автоналивные устройства - автоэстакады и автоколонки.

Достоинствами автомобильного транспорта нефти и нефтепродуктов являются:

- быстрота доставки;

- возможность доставки нефти и нефтепродуктов в места, значительно удаленные от водных путей и железной дороги;

- большая маневренность.

К недостаткам автомобильных перевозок относятся:

- сравнительно высокая стоимость перевозок;

- значительный расход топлива на собственные нужды;

- ограниченная вместимость автоцистерн и т.д.

Транспорт газа. К магистральным газопроводам относятся газопроводы, по которым газ подается из районов добычи газа до мест его потребления. Магистральные газопроводы в настоящее время сооружают диаметром 1200 и 1400 мм с давлением до 7,5 МПа и пропускной способностью до 25 млрд м3 /год.

Магистральные газопроводы во многом сходны с магистральными нефтепроводами. В то же время магистральные газопроводы имеют и некоторые особенности за счет большого удельного объема газа и изменения его объема от давления. К этим особенностям относятся увеличение диаметра газопровода по сравнению с нефтепроводами.

К особенностям магистральных газопроводов необходимо относить применение специальных мероприятий по предотвращению образования гидратных пробок и мероприятий, связанных с повышенной взрывоопасностью газа, а также по беспрерывной поставке газа. Перед подачей газа в магистральный газопровод он очищается от мехпримесей, солей, влаги и т.д.

В состав сооружений магистрального газопровода входят головные сооружения, компрессорный цех, установка очистки и осушки газа, линейные сооружения, компрессорные станции, контрольно-распределительный пункт (КРП), а также подсобно-вспомогательные сооружения, газораспределительные станции (ГРС), а иногда подземные газохранилища с компрессорными станциями и т.д.

Газ с газового промысла по системе газосборных сетей подается на головные сооружения, где после осушки и очистки подается в магистральный газопровод.

В конце газопровода или в месте его ответвления строятся газораспределительные станции (ГРС), служащие для подачи газа в распределительную сеть потребителей. В составе магистрального газопровода может быть газокомпрессорная станция для увеличения пропускной способности газопровода за счет повышения давления газа на выходе из станции и его компримирования. На магистральном газопроводе строятся головные и промежуточные компрессорные станции.

Головные компрессорные станции (ГКС) строятся в начале газопровода, вблизи места добычи газа.

Промежуточные компрессорные станции (ПКС) строятся на трассе газопровода через 100-200 км.

На головных компрессорных станциях производится подготовка газа к дальнейшему его транспорту. Здесь производится пылеулавливание, обезвоживание, очистка от серы, механических примесей и жидких частиц. На промежуточных компрессорных станциях подготовка газа к дальнейшему транспорту сводится к очистке от механических примесей, конденсата и воды. Чаще всего в качестве газоперекачивающих агрегатов применяют поршневые газокомпрессоры и центробежные нагнетатели с газотурбинным или электрическим приводами. Поршневые газокомпрессоры применяются в основном на газопроводах с небольшой пропускной способностью (до 5 млн. м3/сут). Газоперекачивающие агрегаты с центробежным нагнетателем и газотурбинным приводом являются высоко производительными агрегатами (более 10 млн. м3/сут). Более распространенным приводом на газокомпрессорных станциях является газотурбинный. На магистральных газопроводах в качестве привода центробежных нагнетателей в последнее время применяют отработавшие свой срок авиационные двигатели. К недостаткам газотурбинного привода относится невысокий (не более 30%) КПД, а также высокое потребление газа. В качестве привода центробежных нагнетателей используются электродвигатели АЗ-4500-1500, СТМ-4000-2, СТД-4000-2, СДСЗ-4500-1500, которые подключаются к нагнетателям через повышающий редуктор.

Газовый конденсат после отделения от газа перекачивается насосами по трубопроводу потребителям на нефтехимический комплекс или установку для получения моторного топлива. Различают нестабильный газовый конденсат (или широкую фракцию легких углеводородов (ШФЛУ)) и стабильный газовый конденсат. Нестабильный газовый конденсат содержит углеводороды С4 и С3 и имеет большое давление насыщенных паров. Поэтому при его перекачке необходимо следить, чтобы давление в конденсатопроводе не снижалось ниже давления насыщенных паров. Стабильный конденсат имеет более низкое давление насыщенных паров, и его перекачивать легче. Стабильный конденсат можно перекачивать вместе с нефтью, если она добывается в том же районе. При смешивании нефти с конденсатом ее вязкость снижается, и она может даже в условиях Крайнего Севера перекачиваться без подогрева.

Хранение и распределение газа. Промышленными и коммунальными потребителями использование газа в течение суток, месяца и года неравномерно. Поскольку газ по газопроводу подается постоянно в одном и том же количестве, то с учетом разных факторов в одни периоды времени возможно возникновение его недостатка, а в другие периоды образуются избытки.

Для того, чтобы газоснабжение было стабильным, излишки газа, возникающие в определенное время года, необходимо где-то аккумулировать, чтобы можно было его подавать в газовую систему в период максимального газопотребления. Имеется несколько способов, но наиболее эффективным является компенсация неравномерного газопотребления с помощью подземных хранилищ, создаваемых в горных породах.

Подземные газовые хранилища бывают искусственные и в пористых горных породах. Искусственные газовые хранилища могут быть или в отработанной и переоборудованной угольной шахте, или намываемые в отложениях каменной соли. Нередко газовые хранилища создаются в выработанных нефтегазовых месторождениях. Глубина газовых хранилищ составляет от 500 до 800 м. Глубина регламентируется тем, что при глубине свыше 800 м значительно возрастают затраты на бурение и обустройство скважин. Подземные газовые хранилища заполняют ежегодно в период минимального потребления. В нашей стране в газовых хранилищах к настоящему времени содержится более 50 млрд. м газа.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...