Социально-педагогическая служба школы как основной институт социально-педагогического сопровождения приемных семей (на примере СШ №4 г. Сморгонь)
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Основным институтом социально-педагогического сопровождения детей в приемных семьях являются социально-педагогические центры в учреждениях образования. Так как значительную часть времени дети проводят в детском саду или школе, то в обязанности администрации школы, социальных педагогов, психологов, дефектологов входит сопровождение и постоянная поддержка как приемных детей, так и приемных родителей. Постоянного внимания социального педагога требуют условия проживания и воспитания ребенка в новой, приемной семье, процесс его адаптации, развитие, охрана его прав. Работа по данному направлению осуществляется и социально-педагогической службой СШ №4 г. Сморгонь. Работа с данной категорией семей, а также с опекунскими семьями ведется здесь с начала создания такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья. В связи с этим социально-педагогической службой школы были определены основные направления деятельности социального педагога с данной категорией семей. . Постоянный контроль и анализ жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего ребенка, проживающего в приемной семье. С этой целью периодически осуществляется посещение приемной семьи с целью оценки жилищно-бытовых условий и санитарного состояния жилища, в котором проживает ребенок. Попутно выявляются основные материальные и бытовые проблемы, волнующие приемных родителей, осуществляющих воспитание ребенка. Оказывается посильная помощь школы в разрешении данных проблем. Например, содействие устройству ребенка в детский оздоровительный лагерь на время каникул, организация экскурсий во внеурочное время, помощь в установлении контактов с другими государственными институтами и учреждениями, а также специалистами в помощи которых нуждается приемная семья.
.Анализ взаимоотношений приемных детей с приемными родителями и их родственниками. Подавляющее большинство детей положительно относятся к приемным родителям (особенно к матери), их детям, другим членам семьи. Однако есть дети, которые с первых дней пребывания в новой семье негативно, иногда даже агрессивно, настроены к родителям воспитателям. Это обусловлено возрастными особенностями ребенка, уровнем его воспитанности, опытом предыдущих отношений, которые были сформированы в детском интернатном учреждении ил биологической семье. С этой целью постоянно среди детей из приемных и опекунских семей проводится диагностика социальным педагогом и психологом школы с целью выявления уровня тревожности, степени адаптированности ребенка в приемной семье, уровня взаимоотношений с приемными родителями и их родственниками. Результаты диагностики обобщаются, делаются выводы и на их основе разрабатываются рекомендации. Планируются профилактические беседы и занятия. Так по данным проведенного нами исследовании, делятся с приёмными родителями значимыми для них событиями в школе постоянно - (80%), изредка (20%).
Показатель доверия между воспитанниками и приемными родителями.
Дети из приемных семей регулярно отдыхают вместе с новыми приемными родителями (посещают выставки, музеи, кино) 60%, ещё 40% - делают это иногда [Приложение 1]. . Расширение сферы общения приемных детей как единственное средство нравственно-эмоционального развития. Воспитанники детских интернатных учреждений постоянно общаются с одной группой сверстников, которые так же, как и они, не обладают богатым и разнообразным опытом общения. Это приводит к тому, что у них почти не развиваются или слабо развиваются навыки общения, умение вступать в отношения с незнакомыми людьми, ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Устранению этих негативных явлений содействует расширение сферы общения приемных детей и обучение их навыкам общения: с родителями, дедушкой, бабушкой и другими членами семьи; с братьями, сестрами; с друзьями, соседями, знакомыми новой семьи; со сверстниками, воспитателями, учителями.
С этой целью уже три года действует и постоянно работает клуб коррекции нарушений в сфере общения «Общение», социально-педагогической службой. Дети приходят сюда, чтобы получить эмоциональную разгрузку, научиться делать это самостоятельно, получить совет в сфере налаживания взаимоотношений с приемными родителями и сверстниками, пообщаться с детьми из других приемных семей, поделиться опытом и получить новые знания не только от педагогов, но и от сверстников. Члены клуба проводят ежегодную благотворительную акцию «Милосердие». Цель данной акции которой - помощь малообеспеченным семьям, и детям с особенностями психофизического развития. Данная акция способствует также развитию у детей гуманных качеств личности, способствует формированию ценностных ориентаций детей. . Создание системы работы по развитию способностей и дарований приемных детей. Каждый ребенок, в том числе оставшийся на длительное время без семенного окружения, обладает теми или иными способностями, о которых он и окружающие его люди иногда не подозревают. Необходимо направить усилия на выявление сферы интересов приемных детей. Содействовать их определению в выборе занятий во внеурочное время. Следует учитывать, что средства эстетического воспитания благотворно влияют на эмоциональную сферу ребенка, обогащают и облагораживают ее. Занятия физической культурой и спортом позволяют укрепить здоровье, стать более совершенным физически, выработать у себя чувство уверенности, собственного достоинства и личной безопасности. В свою очередь, приемные родители также уделяют большое внимание формированию трудолюбия у своих воспитанников. По данным нашего опроса все дети, проживающие в приёмной семье, постоянно или изредка выполняют трудовые поручения (60% и 40% - соответственно) [Приложение1].
Все дети, проживающие в приёмной семье, постоянно или изредка выполняют трудовые поручения (60% и 40% - соответственно).
Оценка выполнения трудовых поручений.
. Просвещение приемных родителей в области национального и международного законодательства об охране прав ребенка, его возрастных, физиологических и психических особенностях, основных психолого- педагогических проблем, путях их разрешения. С этой целью в школе ежегодно проводятся собрания опекунов и приемных родителей. Цель таких собраний обмен опытом, оказание консультативной, просветительской помощи приемным родителям. Таким образом, система социально-психологического сопровождения приемных семей специалистами школьной социально-педагогической службы обширна и разнообразна. Разрабатываются новые научные подходы и концепции к решению проблем приемных семей. Однако самая лучшая и мудрая концепция не поможет, если ее не оживят, не пропустят через свой опыт исполнители-практики. Однако во многом успех работы с приемной семьей будет зависеть от налаживания системы взаимодействия с другими организациями и институтами: сектором по охране детства отдела образования, социально-педагогическим центром, а также от информированности приемных родителей о значимости социально-педагогического сопровождения школой процесса воспитания ребенка в их, приемной семье, и готовности принять эту помощь и оказать содействие. Только тогда, при условии взаимного сотрудничества станет возможным эффективное воспитание ребенка в приемной семье.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы изучили приемную семью как объект социальной работы: основные понятия, проблемы и перспективы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в замещающую семью, отечественный опыт социально-педагогического сопровождения приемных семей. На основе изученных материалов можно сделать вывод о том, что приемная семья является на сегодняшний день одной из наиболее эффективных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Изучение и анализ системы организации и существования приемных семей, подходов к созданию условий эффективного существования показал, что приемная семья является формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, главная цель которой - создание благоприятных условий для временного пребывания ребенка в семье. Возникновение данной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью связано с изменением государственной социальной политики в 90-х годах. Принятие Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в 1999 году, а также принятие Положения о приемной семье позволили начать работу по созданию приемных и патронатных семей. Положение о приемной семье, принятое постановлением Совета Министров Республики Беларусь в 1999 году является основным документом, определяющим, систему создания, организации существования приемных семей. Определены критерии, определяющие передачу детей в новую, приемную семью: порядок организации приемной семьи, категории детей, имеющих возможность перейти на воспитание в такую семью, права и обязанности приемных родителей, материальное обеспечение приемной семьи, форма договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и образца удостоверения, выдаваемого приемным родителям. Как любое нововведение, возникновение и развитие такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья было связано с рядом трудностей, в том числе с преодолением стереотипного отношения к новым формам семей. Основными задачами по реализации данного направления стало информирование населения об эффективности и перспективности данной формы замещающей семьи, а также разработка новых технологий и подходов в работе с данной категорией граждан социальными педагогами, психологами другими специалистами, непосредственно с ней взаимодействующими. Обширна и разнообразна система социально-психологического сопровождения приемных семей специалистами школьной социально-педагогической службы. Разрабатываются новые научные подходы и концепции к решению проблем приемных семей. Однако самая лучшая и мудрая концепция не поможет, если ее не оживят, не пропустят через свой опыт исполнители-практики. Однако во многом успех работы с приемной семьей будет зависеть от налаживания системы взаимодействия с другими организациями и институтами: сектором по охране детства отдела образования, социально-педагогическим центром, а также от информированности приемных родителей о значимости социально-педагогического сопровождения школой процесса воспитания ребенка в их, приемной семье, и готовности принять эту помощь и оказать содействие. Только тогда, при условии взаимного сотрудничества станет возможным эффективное воспитание ребенка в приемной семье.
Нами также было проведено исследование среди, детей из приемных, обучающихся в СШ №4 г. Сморгонь, с целью влияния проживания детей в приемной семье на процесс их социализации. Большей части детей приемными родителями обеспечены все необходимые и способствующие социализации мероприятия (трудовое воспитание, совместный досуг, налаживание добрых межличностных взаимоотношений).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Джафаров Э.В. Приемная семья: взгляд психолога // Социально-педагогическая работа. - 2002. - № 2.-с. 73-77. . Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений, - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 224 с. . Лящук Г.А., Смущук Н.С., Плесюк Л.П. Приемная семья в вопросах и ответах// Социально-педагогическая работа.- 2002. -№4.- с. 47-57. . Матвеенко Т.В. Организация жизнеустройства детей в замещающие семьи// Социально-педагогическая работа.- 2005.-№ 12.- с.7-11. . Матюшкова С.Д. Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей. Учебная программа спецкурса по специальности «социальная педагогика и психология»// Социально-педагогическая работа.- 2002.-№ 1.- с. 121-126. . Матюшкова С.Д., Кузмич С.А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей// Социально-педагогическая работа.- 2001.-№ 3.- с. 73-77. . Обраменя С.М. Клуб приемных семей приглашает друзей// Социально-педагогическая работа.- 2005.-№ 12.- с.17-19. . Поспелова М.С. Проблемы и возможности активизации семейного устройства детей сиротской категории// Социально-педагогическая работа. - 2005.-№ 8.- с.3-8. . Простак Г.Д. Социально-педагогические и организационно-методические основы работы по созданию приемной семьи (Методические рекомендации инспектору по охране детства в вопросах создания семьи)// Социально-педагогическая работа.- 2001.-№ 6.- с.106-121. . Руденкова Г.И. Новое об устройстве детей-сирот на воспитание в приемную семью//Социально-педагогическая работа.- 2000.-№ 5.- с.2-21. . Социальная работа с ребенком семьей. Сост.: Бубен С.С.- Мн.: Народная асвета, 2000, 176с. . Фоменок Г.А. Социально-педагогическая служба и приемные дети// Социально-педагогическая работа.- 2002.-№ 1.-с. 43-48.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|