Морально-волевая и специальная психическая подготовка
РЕФЕРАТ Система спортивной тренировки гандболистов высокой квалификации Основы методики тренировки. Задачи, средства и методы тренировки спортивный тренировка гандбол волевой Обучение и тренировка имеют свои специфические задачи, однако в тренировке всегда присутствует обучение новому. Поэтому эти понятия имеют тесную взаимосвязь и рассматривать их надо как единый педагогический процесс в системе подготовки квалифицированного гандболиста. Цель тренировки - воспитание идейно целеустремленного, физически развитого, обладающего крепким здоровьем, способного к защите Родины и высокопроизводительному труду, готового показать наивысшие спортивные результаты в меру своих возможностей. Задачи тренировки: 1. Воспитание высоких моральных и волевых качеств гандболиста в соответствии с требованиями морального кодекса. 2. Укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, воспитание специальных двигательных способностей. 3. Овладение современной техникой, тактикой и стратегией игры. 4. Воспитание психических свойств личности, необходимых для успешной тренировки и выступления в соревнованиях. 5. Приобретение знаний для научно обоснованного управления тренировкой. 6. Приобретение способности реализовать свои знания, умения и навыки в коллективной спортивной борьбе для достижения победы. Все средства спортивной тренировки гандболиста подразделяются на соревновательные и подготовительные. B свою очередь, в соревновательных средствах можно выделить собственно соревновательные и тренировочные формы соревновательных упражнений. B подготовительных упражнениях важно различать специально-подготовительные и общеподготовительные.
Собственно-соревновательные упражнения - это сама игра в реальных условиях спортивного соревнования в полном соответствии с правилами. Соревнования являются действенным средством повышения спортивного мастерства. B учебно-тренировочном процессе собственно соревновательные упражнения занимают видное место. Без них невозможен процесс совершенствования Соревновательные упражнения в тренировке это тоже целостные игровые действия, но выполняются они в других условиях, с меньшим накалом психической напряженности, направлены на решение тренировочных задач. Их можно считать модельными формами собственно соревновательных упражнений. Специально-подготовительные упражнения включают в себя элементы соревновательных действий, а также действия, сходные с соревновательными по характеру проявления способностей создаются эти упражнения с таким расчетом, чтобы избирательно воздействовать на отдельные стороны подготовки ганд6олиста, усилить это воздействие по сравнению с соревновательным упражнением. Методы спортивной тренировки подразделяются на словесные наглядные и методы упражнений. Все они представлены конкретно по видам подготовки гандболиста: физической, технической, тактической, интеллектуальной, морально-волевой и специальной психической и игровой. Виды подготовки Физическая подготовка. Физическая подготовка - это процесс воспитания физических способностей, укрепления систем организма гандболиста для эффективного овладения навыками игры и соревновательной деятельностью. К задачам физической подготовки следует отнести: 1. Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию. 2. Укрепление основных систем организма; несущих «главную нагрузку в игре. 3. Воспитание основных двигательных способностей: силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости.
4. Воспитание специфических способностей для игры в гандбол. Уровень физического развития и физической подготовленности гандболиста во многом определяет достижение высоких спортивных результатов. Воспитание силовых способностей. Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. В составе силовых способностей выделяют собственно силовые, скоростно-силовые и силовую выносливость (Л.П. Матвеев). Собственно силовые способности проявляются в медленных движениях. Абсолютная сила характеризует силовой потенциал спортсмена и измеряется величиной максимального произвольного мышечного усилия в изометрическом режиме без ограничения времени или предельным весом поднятого груза. В скоростно-силовых способностях наряду с силой нужна высокая скорость движения. Следует различать реактивные свойства мышц: мгновенное переключение от уступающего к преодолевающему режиму, скоростную силу, которая характеризует способность мышц к быстрой реализации движения против относительно небольшого внешнего сопротивления, и взрывную силу, которая характеризует способность мышц к проявлению значительных напряжений в минимальное время. Взрывная сила зависит от абсолютной силы мышц, от их способности к быстрому наращиванию силы в начале рабочего напряжения (стартовая сила) и способности к быстрому достижению максимального значения силы в ходе начавшегося сокращения мышц (ускоряющая сила). Силовая выносливость характеризует способность мышц к сохранению эффективности их функционирования в условиях длительной работы (повторное выполнение взрывных усилий, циклическая работа той или иной интенсивности и т.п.). В игровой деятельности гандболиста проявление силы носит динамический характер, и часто требуется применять как скоростную силу (бросок мяча, передача мяча, задержание мяча рукой и пр.), так и взрывную силу (прыжок, рывок). Кроме того, проявлять в игре силу приходится неоднократно. Поэтому силовая выносливость в подготовленности гандболиста играет не последнюю роль. Согласно общей классификации средств тренировки, все силовые упражнения можно разделить на общеподготовительные, специально - подготовительные и тренировочные формы соревновательного упражнения.
К общеподготовительным средствам относятся упражнения из гимнастики, тяжелой атлетики, борьбы, как общего, так и локального воздействия. Они призваны развивать силу всей мышечной системы безотносительно к спортивной специализации. Используются самые разнообразные упражнения, в которых проявляются все виды динамической и статической силы. Применение общеподготовительных упражнений необходимо для того, чтобы ликвидировать одностороннее развитие силовых способностей, поскольку все мышцы в организме человека функционируют как единая система, отставание одного звена непременно приведет к тормозу в совершенствовании другого. Специально-подготовительные упражнения носят характер направленных воздействий. Причем это воздействие может быть разносторонним и специализированным (B.B. Кузнецов). К первой группе специально-подготовительных упражнений относятся упражнения разносторонней целенаправленной силовой подготовки, с помощью которых воспитывают силу мышц, несущих основную и вспомогательную нагрузку в игре. Для этого применяются разнообразные средства, не сходные по специфической структуре с движениями гандболиста в игре, но близкие по характеру нервно-мышечных напряжений. B данном случаи пользуются упражнениями с преодолением собственного веса, внешнего сопротивления веса предметов, сопротивления упругих тел, противодействия партнера, сопротивления внешней среды (вода, песок, снег). Для гандболистов типичны скоростно-силовые упражнения, рывки, метание различных снарядов, прыжки с отягощениями и без них. Отягощения легко дозировать и избирательно воздействовать ими на разные группы мышц. При этом надо помнить, что первая часть движения с тяжелым снарядом медленная, темп постепенно возрастает. При выполнении упражнений с преодолением сопротивления упругих предметов (эспандер, резина) напряжение возрастает к концу движения. Если стоит задача проявить концентрированное усилие в конце движения, необходимо использовать податливую, но короткую резину, а для проявления силы, примерно одинаковой на всем пути движения, - тугую резину большой длины. Упражнения с резиной и эспандерами пригодны в основном для воспитания силовой выносливости.
Ко второй группе специально-подготовительных упражнений относятся такие, которые направлены на воспитание силы мышц, несущих основную нагрузку в игре. Причем силовые способности воспитываются при помощи средств, в которых сохраняется не только характер нервно-мышечных напряжений при работе, но и специфическая структура соревновательного упражнения. Воспитание скоростных способностей. Быстрота - спосо6ностьчеловекасовершатьдвигательныедействия в минимально короткий отрезок времени. Компонентами быстроты, или скоростных способностей, являются: 5. Быстрота простой и сложной реакции, измеряемая латентным временем реагирования. 6. Быстрота отдельных двигательных актов, измеряемая величинами скорости и ускорения при выполнении отдельных движений, не отягощенных внешним сопротивлением. 7. Быстрота, проявляемая в темпе (частоте) движений, измеряемая числом движений в единицу времени. Игра в гандбол требует максимальных проявлений всех компонентов скоростных способностей, на что и должна быть направлена система многолетней подготовки гандболиста. При этом надо учитывать, что быстрота - наиболее консервативное качество из всех физических способностей и плохо поддается воспитанию. Совершенно ограничен взаимный перенос компонентов скоростных способностей. Поэтому для воспитания каждого из них требуются специфические средства. Прямой перенос быстроты происходит лишь в координационно-сходных движениях. Например, улучшение прыгучести положительно скажется на показателях в беге, так как в обоих случаях важна скорость разгибания ног. Улучшения скоростных качеств можно добиться, совершенствуя скоростно-силовую подготовленность и технику движений. Воспитание быстроты двигательной реакции. Простая реакция - это ответ заранее известным способом на заранее известный, внезапно появляющийся сигнал. B соревновательной деятельности гандболиста проявлять быстроту простой реакции приходится не часто, поскольку игра изобилует сложными ситуациями, исход которых предугадать почти невозможно. Тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции. Для ее воспитания подбирают упражнения, где надо быстро реагировать на сигнал. Лучшим средством являются подвижные игры. Но постепенно быстрота реакции стабилизируется, и для ее совершенствования необходимы новые подходы. Так, применяется расчлененный метод совершенствования быстроты реакции и быстроты последующих движений. Например, новичку-вратарю трудно задержать брошенный в нижний угол ворот мяч из-за неумения быстро делать выпад или «шпагат». В таком случае сначала улучшается быстрота движения, а затем применяются упражнения на реакцию. Сенсорный метод направлен на развитие способности различать, ощущать мельчайшие отрезки времени до десятых и сотых долей секунды. Спортсмены, хорошо различающие микро-интервалы времени, отличаются, как правило, высокой быстротой реакции. K сожалению, этот метод не получил должного применения в гандболе.
Сложные реакции в игровой деятельности гандболиста встречаются постоянно и подразделяются на реакции на движущийся объект (мяч, игрок) и реакции с выбором. При реагировании на движущийся предмет необходимо: а) увидеть объект; 6) оценить направление и скорость его передвижения; в) выбрать план действий; г) начать осуществлять. Это скрытый период реакции, который длится от 0,25 до 1 сек. Большая часть времени уходит на фиксацию движущегося предмета глазами. Эта способность развивается упражнениями с реакцией на движущийся объект. Упражнения постепенно усложняются за счет увеличения скорости, большей внезапности появления мяча или партнера, сокращения расстояния. Полезны игры с малым мячом, например тенниснымтех случаях, когда мяч фиксирован взглядом до начала его перемещения, время реакции значительно сокращается. Время реакции можно сократить за счет рационального поведения в период, предшествующий реагированию. Внимание должно быть направлено не только на сигнал, но и на предстоящие собственные движения. Мускулатура оптимально мобилизована, что выражается в специфической стойке вратаря и защитника. Большое значение имеет, умение предугадать направление полета мяча по действиям игрока. Скорость полета мяча бывает настолько большой, что среагировать на него невозможно. C самого начала, обучение у учеников нужно вырабатывать умение предугадывать и выполнять действия, как 6ы несколько опережая полет мяча. Реакция выбора связана с определением самого рационального в данной ситуации двигательного ответа. Гандболисты высокой квалификации достигают очень большой быстроты реагирования в сложной ситуации, ориентируясь в основном на подготовительные действия противника. Эту способность воспитывают с помощью упражнений, в которых приучают занимающегося реагировать на утрированное и заметное выполнение движений, постепенно все, более приближая их к естественным. При воспитании быстроты сложной реакции постепенно увеличивают число возможных вариантов реагирования в различной обстановке, приближал ее к игровой. Воспитание быстроты движений. Максимальная быстрота, которую может проявить гандболист в каком-либо движении, зависит от уровня развития его скоростно-силовых способностей, гибкости, владения техникой. B гандболе быстроту движений приходится проявлять многократно в течение игры, а это возможно только при наличии скоростной выносливости. Все средства воспитания быстроты движений подразделяются на общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные. Все они выполняются с предельной и околопредельной скоростью. К общеподготовительным относятся спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, упражнения в метании различных снарядов. Для более эффективного воспитания общей быстроты движений пользуются определенными методическими приемами: 8. Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движения. B тренировке гандболиста целесообразно применять бег по ветру; по наклонной дорожке вниз; по наклонной дорожке вверх, создавая искусственно увеличенную частоту шагов; бег на тяге; бег по специальной дорожке с приспособлением, уменьшающим вес спортсмена (подвешивание). 9. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирования отягощений. Скорость движения увеличивается после выполнения его с определенным отягощением. Например, метание набивного мяча, а затем 2-3 броска гандбольного мяча. Чередование бега вверх по наклонной дорожке, вниз по наклонной, по горизонтальной. 10.Лидирование. B тренировке гандболиста лидером может быть партнер, который создает ориентир для достижения необходимой скорости, а также летящий мяч, задающий темп передвижения. Примерные упражнения. 1. Ускорения, рывки на отрезках от 5 до 40 м из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа) лицом, спиной вперед и боком. 2. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. 3. Рывки по зрительному сигналу: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. 4. Бег за лидером без смены и со сменой направления. 5. Бег на короткие отрезки с прыжками в начале, середине и в конце дистанции. 6. Многократные прыжки с ноги на ногу. 7. Прыжки в стороны одиночные и сериями, на месте и продвигаясь лицом и спиной вперед. 8. Метание камней и «мячей (теннисного, хоккейного, мужского и женского гандбольного, набивного) различного веса на точность и дальность. 9. Удары по летящему мячу (волейбольному и гандбольному) в прыжке, с места, с разбега. 10. Метание гранаты, копья. Специально-подготовительные средства включают в себя упражнения по технике и тактике игры, выполняемые на предельных скоростях. При организации этих упражнений с задачей воспитания быстроты используют следующие методические приемы: 1. Облегчение внешних условий. Например, игра облегченными мячами: мужчины играют женскими мячами, женщины - мячом для мини-гандбола. 2. Лидирование. Прекрасным средством превращения мяча в скоростного лидера являются упражнения с применением наклонного 6 атута. 3. Увеличение внезапности появления мяча. Например, вратарь задерживает мячи, летящие из-за ширмы или отскочившие от стены. Передача мяча из-за ширмы, партнер должен поймать. Бросок мяча из-за ширмы, защитник должен блокировать мяч. 4. Сокращение расстояния до игрока с мячом. Сначала вратарь задерживает мяч с дальнего расстояния, а затем это расстояние постепенно сокращается. 5. Увеличение скорости полета мяча. В тренировочных формах соревновательного упражнения - двухсторонних играх для воспитания 6 ыстроты движений используются определенные установки и незначительные изменения правил: 1. Сужение пространственных границ выполнения упражнения. Игра на уменьшенной площадке приводит к увеличению скорости передвижения. 2. Сужение временных границ выполнения упражнения. Сокращение времени игры с задачей добиться определенного результата ускоряет выполнение движений. Воспитание ловкости Ловкость - это комплексное качество, не имеющее единого показателя для оценки. Критериями ловкости являются: 1) координационная сложность выполняемого движения; 2) точность выполнения пространственных, временных и силовых характеристик движения; 3) время формирования движения. Ловкость гандболиста проявляется в способности своевременно и эффективно выполнять сложные приемы игры во внезапно меняющейся ситуации. Быстрота, точность и своевременность выполнения приемов зависят от того, насколько хорошо развиты его двигательные способности.воспитании ловкости могут использоваться любые упражнения, в которых есть элемент нового. Чем больший запас двигатёльных навыков у спортсмена, тем легче он овладевает новым движением и тем выше его ловкость. Необходимо подбирать упражнения, которые бы воздействовали на двигательный, вестибулярный и зрительный анализаторы в комплексе. Координационные возможности закладываются в детском и юношеском возрасте и совершенствуются всю жизнь. Однако надо помнить, что если в детском возрасте воспитание ловкости основывается на базе широкого разнообразия средств, то на этапе спортивного совершенствования ловкость целесообразно воспитывать средствами, которые вырабатывают навыки, пригодные в игровой деятельности гандболиста. Это необходимо потому, что перенос ловкости довольно ограничен. Способность эта специфическая, и специфичность ловкости связана с качественно разными навыками в разных видах деятельности. Так, гандболист с высокоразвитой ловкостью может оказаться беспомощным в других видах спорта (например, в футболе, коньках, гимнастике). Нередко гандболист, без промаха забрасывающий мячи один на один с вратарем, в игровой ситуации не может попасть в ворота. Совершенствованию ловкости гандболиста способствуют прыжки на батуте, акробатические упражнения, подвижные и спортивные игры. Они относятся к о6щеподготовительным средствам. К специально-подготовительным относятся упражнения, включающие элементы техники гандбола, выполняемые на ограниченном пространстве, в условиях дефицита времени и непрерывно меняющейся ситуации. Методические приемы воспитания» ловкости: 3. Усложнение ранее усвоенных упражнений новыми исходными положениями, увеличением темпа движений. 4. Введение новых упражнений. 5. Зеркальное выполнение упражнений. 6. Создание необычной скорости выполнения с помощью тренажеров. 7. Жонглирование предметами (теннисными или гандбольными мячами, булавами). 8. Введение в упражнение нескольких мячей (двое - двумя, тремя мячами; поточное упражнение несколькими мячами). 9. Ограничение пространства выполнения упражнения. Например, бросок в падении под натянутой над линией зоны веревкой; броски и передачи в различные «окна»; игры на малой площади и др. 10.Использование инвентаря и покрытия площадок различного качества. 11.Варьирование тактических условий. Например, игра, с разными противниками. Применение различных вариантов действий. Примерные упражнения 12.Под6расывание и ловля мяча после поворотов, кувырков, рывков, падения. 13.Попадание в цель после рывка, кувырка и др. 14.Метание мяча во внезапно появляющуюся цель. 15.Ловля и снова передача мяча в стену, батут после поворота, седа, прыжка и др. 16.Ловля и передача мяча в момент перепрыгивания, спрыгивания с возвышения, запрыгивания на возвышение. 17.Прыжки вперед-вверх с подкидного мостина с выполнением в фазе полета различных заданий с мячом и без него. 18.Комбинированные, упражнения, включающие бег, прыжки, ведение, передачи с предельной интенсивностью. 19.Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег. 20.Эстафеты. 21.Игры подвижные и спортивные. Воспитание выносливости Выносливость - это способность противостоять утомлению. От этого качества зависит эффективность как тренировочного, так и соревновательного процесса. B задачу воспитания этой способности входит как воспитание тренировочной выносливости, от которой зависит возможный объем нагрузок на тренировках, так и соревновательной выносливости, от которой зависит выполнение игровой деятельности без снижения ее эффективности на протяжении всех игр. Улучшение тренировочной выносливости происходит под влиянием постепенного увеличения нагрузок по годам и этапам подготовки. Повышение соревновательной выносливости возможно за счет применения в тренировочном процессе специальных средств и методов, присущих гандболу. Следует различать общую и специальную выносливость Общая выносливость - это способность длительно выполнять различные виды работ на уровне умеренной интенсивности. Специальная выносливость - это способность обеспечивать эффективную реализацию технико-тактических действий в длительной игровой деятельности. Общая выносливость воспитывается в процессе общей физической подготовки, направленной на: а) расширение функциональных возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем; б) укрепление опорно-двигательного аппарата; в) создание предпосылок для увеличения полезного объема тренировочной работы; г) содействие развитию специальной выносливости на основе использования эффекта «переноса». При воспитании специальной выносливости необходимо решить две взаимосвязанные задачи. Во-первых, увеличить специальную тренировочную выносливость, чтобы гандболист был способен в тренировке переносить более объемные интенсивные нагрузки, чем в соревновании. Причем тренировочная выносливость должна соответствовать видам подготовки: технической, тактической и игровой. Во-вторых, добиться максимально возможной на данном этапе соревновательной выносливости. Специфика соревновательной выносливости выражается в возрастании устойчивости психики различного рода сбивающим факторам, стабильности технического мастерства и наращивании эффективности соревновательной действий походу состязаний. Необходимым условием воспитания специальной выносливости является систематическое применение напряженных тренировочных программ, которые по своему содержанию охватывают все факторы выносливости, а по воздействию на организм близки к соревновательным нагрузкам или превышают их. Средства воспитания выносливости. Общеподготовительные упражнения применяются для воспитания общей выносливости. К ним относятся упражнения циклического характера: кросс, ходьба на лыжах, гребли, езда на велосипеде и пр., умеренной, большой и переменной интенсивности с преимущественной азро6ной направленностью. Так же любые упражнения, организованные по методу круговой тренировки, своим суммарным воздействием могут способствовать повышению общей выносливости. Специально-подготовительные упражнения в процессе воспитания выносливости обеспечивают более значительное и более направленное воздействие на отдельные факторы ее. К таким относятся технико-тактические и игровые упражнения. Создавая серии упражнений различной интенсивности, можно целенаправленно развивать специальную выносливость. Тренировочные формы соревновательного упражнения - это учебно-тренировочные игры с различным режимом нагрузки. Соревновательные упражнения (игры) являются действенным средством воспитания выносливости. Без них невозможно воздействовать на все факторы соревновательной выносливости, поэтому количество соревнований должно возрастать по мере - роста мастерства спортсмена. Для воспитания выносливости даже во вне тренировочное время используются дополнительные средства. Проведение двух-четырех недельных учебно-тренировочных сборов в условиях среднегорья на высоте 1800-2000 м над уровнем моря дает положительные сдвиги в мобилизации аэро6ных возможностей организма. Тренировка в условиях жаркого климата, пребывание в сауне помогают адаптации организма к сильнодействующему необычному фактору. Методика воспитания выносливости подразделяется в соответствии с особенностями различных сторон подготовки и непосредственно в условиях соревнования на три раздела: о6щеподготовительный, специально-подготовительный и собственно соревновательный. Общеподготовительный раздел. Типичными чертами его являются: a) создание комплексов общеподготовительных упражнений, которые всесторонне воздействовали 6ы на общие факторы выносливости; 6) подчеркнутая постепенность увеличения тренировочных нагрузок; в) непредельное возрастание нагрузок, обеспечение такой степени общей выносливости, которая необходима для дальнейшего совершенствования гандболиста; г) разнообразие применяемых методов. Основным методом воспитания общей выносливости и, связанных с нею других физических способностей является метод круговой тренировки по правилу последовательного воздействия на все мышечные группы. Наряду с о6щеподготовительными в круговую тренировку можно включать и специально-подготовительные упражнения. Использовать круговую тренировку можно практически на всех этапах годового цикла подготовки c направленностью о6щеподготовительного, специально-подготовительного и «поддерживающего» характера. Построение круговой тренировки зависит от задач урока, подготовленности занимающихся, интенсивности упражнений. Упражнения можно выполнять сериями с отдыхом между ними и в конце каждого круга. Кроме того, упражнения можно выполнять поточно, т.е. интервалы отдыха исключаются как между отдельными сериями, так и между кругами. Для воспитания общей выносливости в тренировке гандболистов применяют длительный непрерывный бег в равномерном и переменном темпе. Специально-пoдготовительный раздел. Типичными чертами этого раздела являются избирательная направленность воздействия на факторы специальной выносливости и целостное моделирование предстоящей соревновательной деятельности. Поэтому специальную выносливость можно воспитывать специально-подготовительными средствами (методы избирательного воздействия) и тренировочными формами соревновательного упражнения (методы целостного моделирования). Методы избирательного воздействия. Режим двигательной деятельности гандболистов в соревнованиях характеризуется переменной интенсивностью через 5-20c. Поэтому для воспитания специальной выносливости необходимо применять интервальный метод тренировки. При этом надо; учитывать, что интервальная нагрузка с короткими паузами работы и отдыха имеет аэробно-анаэробную направленность. K примеру, чередование рабочих отрезков максимальной интенсивности в 10 сек с такими же паузами отдыха стимулирует аэробную мощность, с паузами в 30 сек аэробную емкость и эффективность, а минутные интервалы отдыха способствуют циркуляторной функции крови. Увеличение продолжительности пауз отдыха повышает роль анаэробных энергетических источников в общем энергетическом балансе упражнений. Примерные упражнения Упражнения гандболисты выполняют на дорожке стадиона поточно. 1. Бег от бровки к бровке касаясь ее каждый раз рукой (бег лицом вперед, спиной вперед). 2. Вдоль одной бровки положены мячи с интервалом до 10 м. Перенести каждый мяч на другую сторону дорожки, захватывая его сверху (бег вдоль дорожки лицом, спиной вперед). 3. Вдоль бровки расставлены ориентиры, например мячи. Бег с заданием от ориентира к ориентиру, обегая, перепрыгивая их и т.д. 4. Ведение мяча от ориентира к ориентиру с различной сменой направления. 5. Различный бег со скакалкой. 6. Челночный бег вперед-назад по ориентирам, разметкам. Упражнения в парах: 7. Бег от бровки к бровке, взявшись за руки, под руки. 8. Находясь лицом, друг к другу у противоположных 6 ровок, гандболисты бегут (или прыгают) к середине дорожки, касаются руками, возвращаются к бровке лицом, спиной вперед, боком. 9. На середине дорожки обежать друг друга, вернуться к бровке спиной вперед. 10.На середине дорожки один делает любые движения, другой зеркально повторяет (приседания, прыжки, выпады и пр.). Упражнения в парах с мячом: 11.Передача мяча друг другу, передвигаясь вдоль бровки. 12.Один партнер впереди на расстоянии до 10 м. Бегущий сзади поднимает и передает мяч, а передний ловит и кладет на площадку, продолжая бег вперед. 13.Один партнер впереди на расстоянии до 5 м в прыжке бросает мяч между ногами в площадку, а сзади бегущий ловит отскочивший мяч и передает его вперед. 14.Сзади бегущий катит мяч вперед, а впереди бегущий ловит и передает партнеру назад. 15.Передача мяча друг другу с предварительным поворотом кругом (в 3 шага) и одноударным ведением. 16.Передача мяча с постоянной сменой мест. Метод целостного моделирования он включает в себя: 1. Многократное повторение целостных игровых действий с различными интервалами отдыха. Тренировку можно построить в виде турнира трех команд в несколько кругов розыгрыша с продолжительностью встречи 5-10 мин. При двух составах команд все игровое время можно разбить на отрезки с сокращающимися интервалами отдыха. 2. Удлинение игрового времени. Этого можно добиться дополнительным увеличением времени каждой половины игры, введением дополнительного времени в конце игры, исключением перерыва между таймами. 3. Увеличение моторной плотности и общей интенсивности игры. Используется заведомое преимущество в счете одной из команд (фора). Применяются промежуточные финиши, когда команде объявляется, что она проигрывает определенное количество очков в оставшиеся минуты до конца встречи. Вводятся дополнительные правила. Например, за6рошенный мяч засчитывается только в том случае, если все партнеры нападающего до момента броска покинули свою зону площадки и, наоборот, если хоть один игрок защищающейся команды остался на стороне противника (не пересек центральную линию) до броска в его ворота, нападающей команде засчитывать 2-3 очка за один заброшенный мяч. 4. Применение отягощений для совершенствования силового компонента специальной выносливости. Отягощения не должны искажать движения, и дозировка этих упражнений по времени постепенно может соответствовать продолжительности игры. Соревновательный раздел. B тренировке невозможно воссоздать все специфические требования к выносливости гандболиста, которые предъявляют соревнования. Действенность соревнований как средства воспитания соревновательной выносливости зависит от некоторых факторов: a) количества соревнований; 6) интервалов между ними; в) соотношения соревновательных и тренировочных нагрузок. Вместе с повышением уровня подготовленности спортсмена увеличивается суммарный объем соревновательной нагрузки. Так, в группах начальной подготовки на контрольные игры и соревнования /отводится всего 30 ч в год, в уче6но-тренировочных труппах третьего и четвертого годов обучения - 80-100, в группах спортивного совершенствования и командных высших разрядов - до 140, что составляет 70-80 напряженных встреч в течение года. Увеличить объем соревновательной выносливости можно выступлением в соревнованиях подготовительного характера, участием в товарищеских турнирах. После предшествующих повышенных тренировочных нагрузок, что заставляет гандболиста предельно мо6илизовать в игре свою работоспособность. На высоком уровне мастерства, когда спортсмен адаптировался к типичным соревновательным нагрузкам, целесообразно применять дополнительные тренировочные нагрузки в день игр и свободные от соревнования дни. Воспитание выносливости, условно обозначенное тремя разделами, надо рассматривать как единый процесс постепенного перехода преимущественной направленности с о6щеподготовительной на специально-подготовительнyю, а затем соревновательную. На первых этапах многолетней подготовки гандболиста доминирует общеподготовительная направленность, которая создает предпосылки дальнейшего повышения нагрузок. Эта же направленность нужна и в начале каждого годичного цикла. Повышение функциональных возможностей организма позволяет в дальнейшем применить методы воспитания специальной выносливости. Воспитание общей и специальной выносливости в циклах тренировки происходит одновременно, но с различным вкладом упражнений соответствующих разделов. Техническая подготовка Техническая подготовка - это процесс овладения техникой движений, служащих средствами ведения спортивной борьбы. Техническая подготовка предусматривает овладение умениями и навыками выполнения всех приемов игры в нападении и защите. Овладение спортивной техникой заключается в поиске и освоении рациональных двигательных приемов, позволяющих наилучшим образом использовать моторные возможности спортсмена в конкретных условиях решаемой двигательной задачи. Спортивно-техническое мастерство можно характеризовать как способность гандболиста к целенаправленной адекватной двигательной задаче использованию своих реальных возможностей посредством конкретной системы движений. Главной целью технической подготовки и является совершенствование этой способности. Задачи технической подготовки. 5. Познание теоретических основ спортивной техники. 6. Прочное овладение приемами техники, их сочетаниями и обеспечение надежности выполнения их в трудных условиях соревнований. 7. Совершенствование техники с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. 8. Совершенствование техники с учетом игрового амплуа гандболиста. 9. Совершенствование техники с учетом роста физических и психических способностей игрока. Техника - основа игры. Только прочное владение ею и умение применить в различной обстановке могут гарантировать достижение высшего спортивного мастерства. Средства технической подготовки. 10.Общеподготовительные упражнения: a) упражнения, направленные на воспитание специфических способностей для овладения техникой; б) имитационные упражнения; в) подводящие упражнения. 11.Специально-подготовительные упражнения; целостное выполнение при варьировании условий. 12.Тренировочные формы соревновательного упражнения; выполнение приема в тактических действиях. Методы технической подготовки В технической подготовке гандболиста применяются методы, позволяющие эффективно влиять на все стороны спортивно-технического мастерства. Применение методов, облегчающих воспроизведение пространственно-временных параметров движения, приводит к улучшению точности воспроизв
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|