Теории общин как основа формирования принципов кооперации – теория общины в утопии Дж. Уинстенли (1609-1652).
Теории общин как основа формирования принципов кооперации – теория общины в утопии Т. Мора (1478-1535). Центральной фигурой в гуманистическом движении Англии первой трети XVI в. был Томас Мор. Томас Мор происходил из зажиточной семьи потомственных горожан Лондона. Необычайная добросовестность и честность молодого адвоката принесли Мору большую популярность среди лондонских горожан. Лучшие черты гуманизма XVI в. отразились в его "Утопии". «Утопия» Т. Мора явилась прямым отражением острых классовых противоречий того времени. Европейскому обществу 16 столетия, основанному на социальном неравенстве. Мор противопоставлял свой идеал-глубоко продуманную схему общественного строя при котором нет частной собственности. Все материальные блага принадлежат большинству. Общими в утопии являются ресурсы и все произведенное, которое так же поступает на распоряжение граждан. Государство в лице Сената производит учет и распределение продуктов потребления в интересах всего общества. Т.Мор придавал основное значение поиску справедливой системы организации производства. Производительный труд обязателен ля всех. Здесь нет паразитов: кроме земледелия которым заняты все, каждый изучает какое-либо ремесло как специальное в зависимости от его способностей. Таким образом в Утопии совсем нет людей, которые бы вели паразитический образ жизни. Мор устанавливал для всех 6 часовой рабочий день. За наблюдением как протекает работа отправляли должностных лиц наблюдающих чтобы никто не сидел без дела и никто не переутомлялся на работе. Свободное время дозволяется каждому проводить по своему усмотрению, причем большинство предпочитают свой досуг наукам. В концепции Т.Мора технический прогресс не преобладает. Будучи утопистом, Мор верил что изобилие материальных благ может быть достигнут уничтожением социального паразитизма и системой всеобщей трудовой повинности. Проблему тяжких и неприятных работ Мор решает, используя рабство или апеллируя к религии. Мор выражал сознательный протест против социального неравенства в современном обществе где нищета уживалась с роскошью. Т.Мор в своей коммунистической Утопии сделал важный шаг вперед от идей общности потребления к идеям общественной собственности и организации хозяйственной жизни как единое целое. Мор оказался первым в истории критиком капитализма.
Теории общин как основа формирования принципов кооперации – теория общины в утопии Т. Кампанелло (1568-1639). Т. Компанелла родился в семье сапожника. В 1582г вступил в доминиканский орден, там он знакомится с натурфилософией. Спасаясь от гонений орденских властей он бежал из Неаполя на север Италии, где его арестовали по обвинению в ереси. После тюремного заключения в Риме он вернулся в Неаполь, затем в Калабрию. Там он возглавил широкий анти испанский заговор, который в результате доноса был раскрыт в 1599г. Томазо Кампанелло был схвачен как политический преступник и еретик, подвергнулся пыткам и осужден на пожизненное заключение. За 27 лет Кампанелло долго думал о неравенстве и о том как сделать общество более справедливым и он пришел к выводу: чтобы люди жили лучше нужно создать строй где все равны. В тюрьме он написал книгу под названием «Город солнца». Сюжет книги: путешественник странствуя посещает идеальную страну. В городе Солнца находились жители которых Кампанелла называет соляриями. Там ликвидирована частная собственность, труд является общей повинностью и главной потребностью человека. В Городе Солнца все общее. Имущество, жилища, жены, дети — все принадлежит всему народу. Спаривание людей для произведения потомства осуществляется по строгим правилам и точному расписанию, за чем следят врач и астролог. Все жители независимо от пола и возраста одеты в одежду одного цвета и покроя. Все солярии принимают участие в военном деле, земледелии, скотоводстве, а тот, кто знает большее число ремесел пользуется почетом и уважением. Каждый солярий занимается ремеслом к которому он имеет предрасположенность. Самые тяжелые ремесла считаются похвальными, менее тяжелыми ремеслами занимаются женщины. У всех соляриев 4х часовой рабочий день. В остальное время люди должны развиваться душой и телом. Внутренней торговли у них нет. С купцами из других стран совершается обмен товарам. Обучение детей так хорошо поставлено, что к десяти годам ребенок постигает все науки. Этому помогает то обстоятельство, что в стране имеется лишь один учебник, он называется Мудрость" и содержит краткое и доступное изложение всех наук, объединенное философской системой самого Кампанеллы, продуманной как окончательная истина на все времена. Потому все другие научные исследования бесполезны и невозможны. Кампанелло большое внимание уделял народному образованию и воспитанию. Гос. Устройство – 1. Верховный правитель – священник (солнце) являлся главой в бренном и духовном мире так же был судьей. Правителем избирался самый образованный человек достигший 35 лет. Должность сменяется когда находится человек умнее его или по изъявлении воли народа. 2. У него три заместителя: Пон ведает военными делами, Син — духовной сферой, культурой и наукой, Mop — материальным производством и приростом населения. В утопии Т. Кампанелло изображен идеал тоталитарного государства, где все регламентировано, начиная с причесок и заканчивая воспитанием детей. Люди там не принадлежат себе а всегда находятся под взором начальника.
Теории общин как основа формирования принципов кооперации – теория общины в утопии Дж. Уинстенли (1609-1652). Джерард Уинстенли родился в семье торговца шелка и бархата. Он не получил систематического образования. Был учеником, затем членом испанских торговцев готовым платьем, имел собственное предприятие в Лондоне. Вскоре из-за высоких налогов разорился и после работал по найму. В 1652г была опубликована его книга под названием «Закон свободы» Основная часть произведения начинается с того что же такое истинная свобода. Уинстенли считает что она в свободном пользовании плодами земли, а конкретно свобода заключается в пользовании землей. Основывая на этом взгляде на общество Уинстенли развивает план нового общественного уклада в котором устраняет частное пользование землей и как следствие исчезает внешнее и внутреннее рабство. Нужно устроить в стране два общественных склада. Из одного люди получали бы сырье для обработки, из другого — готовые изделия. Даже предложивший купить или продать что-либо наказывается годом тюрьмы, как и тот, кто просто скажет: это моя земля. За продажу земли — смертная казнь. Пользование землей свободно. Автор считал, что ее хватит на всех, как и всего остального, что добывается и обрабатывается. Уничтожение купли-продажи ставит вопрос о праве продавать свой (или покупать чужой) труд. В государстве отменяется частная собственность. Торговля деньги. Кроме свободных граждан работают и граждане которых суд лишил свободы - они выполняли самую тяжелую работу. Гражданин отлынивающий от работы получает выговор, если это не помогает кнут, после самой последней мерой наказания является зачисление в рабство в целях перевоспитания таких порочных граждан. Основной производственной и административной единицей в государстве является Семья. Семью возглавляет «отец» или «хозяин». Он должен или порицать словами или телесно за праздность. Отец следит за выполнением работ семьей. Родственные связи в семье не играют роли, отец может быть заменен другим лицом, а остальные члены семьи в случае необходимости переведены в другие семьи. Гос. Управление: Во главе страны стоит Парламент. Городом управляет Миротворец. Отдел наблюдения состоит из лиц: Солдат (смотрит за работниками), Палач. Все решает и контролирует опять же государственный надсмотрщик. Эта фигура и олицетворяет экономическую свободу по Уинстенли. Опора строя в государстве армия. Она разделяется на 2 части: правящую и сражающуюся. Священники выполняют роль проповедников науки и культуры а не религии. Это связано с неприязнью Уинстенли к церкви.
4. Концепции общин П.К. Плокбоя и Дж. Беллерса (1654-1725). Одним из пионеров разработки конкретных моделей хозяйственных товариществ, был голландец Петер Корнелиус Плокбой. В 1659 г. П. Плокбой написал обращенный лорду-протектору Англии памфлет «Предложение сделать бедняков этой и других наций счастливыми через объединение подходящих, высокообразованных и умелых людей в одно хозяйственное товарищество или маленькую республику». Проект предусматривал создание принципиально нового вида хозяйственного товарищества – «маленькой республики». В данном проекте прослеживаются ростки принципов создания и деятельности организации, сходной с кооперативом. К ним в частности можно отнести следующее: 1)в товариществе земля, деньги и имущество закреплялись за теми, кто вносил их в общее пользование, но без права получения доходов с этого имущества; 2) вознаграждение членов товарищества зависело от количества и качества затраченного труда 3) эксплуатация одних членов товарищества другими не допускалась; 4) совместное проживание и быт. Английский экономист Джон Беллерс (1б54—1725 гг.) предложил еще более совершенную форму организации товарищества ремесленников в книге "Проект учреждения рабочего колледжа всех ремесел и сельского хозяйства". В " рабочем колледже " Джона Беллерса доход распределялся не только по труду, но и по капиталу. Членство провозглашалось добровольным, предлагалось планомерное обучение, т.е. подготовка кадров, безвозмездная помощь за счет товарищества в случае болезни, оказание бесплатной медицинской помощи, материальное обеспечение и воспитание детей, потерявших родителей – членов товарищества. Дж. Беллерс обратился со своими предложениями к законодателям Англии – в палаты лордов и общин, доказывая, что в случае реализации его плана простые люди научатся сами заботиться о себе, спасаясь от бедности. Он утверждал, что поддержка бедных – в интересах богатых, поскольку, если произойдет революция, то потомки богатых могут стать бедными, потерять все, поэтому лучше покончить с бедностью. Таким образом, К.Плокбой и Дж.Беллерс, предложившие организовать товарищества ремесленников на базе членских взносов, явились, по существу, первыми теоретиками производственных кооперативов. Не случайно книгу Дж. Беллерса о "рабочих колледжах" издал Р.Оуэн, который считал его своим учителем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|