Система защиты личных (гражданских) прав и свобод граждан в области информационных технологий
В XXI веке важнейшим условием существования государства и выживания самого человека признана эффективная работа системы защиты личных (гражданских) прав и свобод человека. Также XXI век характеризуется стремительным развитием информационных технологий, которые, безусловно, воздействуют на указанные права и свободы. Началом формирования и постоянного совершенствования международного механизма защиты личных (гражданских) прав и свобод граждан принято считать принятие Всеобщей декларации прав человека ООН. С принятием указанной Декларации ООН разработала всеобъемлющую стратегию, направленную на реализацию целей в области прав человека, установленных в Уставе ООН. В середине XX века возникла острая необходимость создания механизма международной защиты в области прав человека. Причины указаны в преамбуле Всеобщей декларации прав человека: пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества; «стремлением людей» является создание такого мира (общества), где люди «будут иметь свободу слова и свободу убеждений и будут свободны от страха и нужды»; права человека должны иметь надежную правовую защиту («обеспечиваться законом»), чтобы «человек не был вынужден прибегать к восстанию в качестве последнего средства против тирании и угнетения»; Устав ООН накладывает обязанности на государства «содействовать в сотрудничестве с ООН всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека». «Огромное значение для выполнения этой обязанности» имеет «всеобщее понимание характера этих прав и свобод», что достигается регламентацией в универсальном международном документе;
закрепление прав и свобод в едином документе создаст условия для просвещения и образования в области прав человека, содействуя, таким образом, их уважению, принятию национальных и международных мер для их «всеобщего и эффективного признания и осуществления» [1, с. 14]. В современном международном праве личные (гражданские) права и свободы человека составляют обширный блок. Обозначим лишь перечень прав и свобод человека, регламентирующих вопросы личной жизни, свободы и неприкосновенности личности. Так, во Всеобщей декларации прав человека содержится перечень прав и свобод: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (ст. 3); запрещение рабства (ст. 4); запрещение пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказаний (ст. 5); признание за каждым гражданином его правосубъектности (ст. 6); право на равную защиту закона и защиту от какой-либо дискриминации (ст. 7); право на эффективное восстановление в правах (ст. 8); право на защиту от произвольного ареста, задержания или изгнания (ст. 9); право на независимый и беспристрастный суд (ст. 10); презумпция невиновности и отсутствие обратной силы законов (с. 11); право не подвергаться произвольному вмешательству в личную и семейную жизнь (ст. 12); право свободного передвижения и выбора места жительства (ст. 13); право на гражданство (ст. 15); право на семью (ст. 16); право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18); право на свободу убеждений и на свободное выражение их (ст. 19) [1, с. 15-17]. В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года разграничиваются личные (гражданские) и политические права и свободы, в категорию гражданских прав и свобод включены: ст. 6 (право на жизнь), ст. 7 (запрещение пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказаний), ст. 8 (запрещение рабства), ст. 9 (право на свободу и личную неприкосновенность), ст. 10 (право на гуманное обращение и уважение достоинства), ст. 12 (право на свободу передвижения и выбор места жительства), ст. 14 (презумпция невиновности), ст. 16 (право на признание правосубъектности), ст. 17 (право на защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь и семейную жизнь, произвольного или незаконного посягательства на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, незаконного посягательства на честь и репутацию), ст. 18 (право на свободу мысли, совести и религии) [1, с. 32-53].
Включены в категорию личных (гражданских) прав и свобод аналогично Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года, согласно Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Американской конвенции о правах человека 1969 года, Африканской хартии прав человека и народов 1981 года следующие права и свободы: право на признание правосубъектности; право на жизнь; запрещение пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказаний; право на свободу и личную неприкосновенность; право на гуманное обращение и уважение достоинства; свобода передвижения и выбор места жительства; презумпция невиновности; право на защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь и семейную жизнь, произвольного или незаконного посягательства на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, незаконного посягательства на честь и репутацию; свобода мысли, совести и религии и др. Необходимо отметить, что в Уставе ООН не используется такой термин, как «защита прав человека», а лишь «поощрение и развитие уважения к ним». Также Устав ООН не дает Организации Объединенных Наций право на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. Однако Уставу ООН принадлежит важнейшая роль в создании правовой базы для осуществления нормотворческой деятельности с точной фиксацией предмета регулирования: а) основные права человека, б) достоинство и ценность человеческой личности, в) борьба с дискриминацией (равенство прав мужчин и женщин, национальных меньшинств). Нормотворческая деятельность представляет собой свод международных норм и стандартов, охватывающих каждую область человеческой деятельности, в том числе и деятельность по созданию и функционированию механизма международной защиты в области личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина.
Исследованию международных норм и стандартов в области личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина посвящена докторская диссертация Исмаилова Б.И., защищенная в 2007 году [2]. Обозначим некоторые структурные элементы, входящие в международный механизм защиты личных (гражданских) прав и свобод человека, обозначив виртуальное место указанных элементов в информационной среде: международные: Генеральная Ассамблея ООН: http://www.un.org/russian/ga/; Совет по правам человека: http://www.un.org/russian/news/focus.asp? focusID=21; Комиссия по положению женщин Экономического и Социального Совета ООН: http://www.un.org/womenwatch/daw/csw/; Комитет информации: http://www.un.org/russian/ga/coi/; Верховный комиссар ООН по правам человека: http://www.un.org/russian/hr/issues/; Международный суд ООН: http://www.un.org/russian/icj/index.htm; Департамент общественной информации ООН (департаменты Секретариата ООН): http://www.un.org/russian/basic/depts.htm; Программа развития ООН: http://www.un.org/russian; Фонд ООН в области народонаселения: http://www.un.org/russian; Детский фонд ООН: http: //www.unicef.org/russia/ru/index.html; Всемирная организация здравоохранения: http://www.who.int/ru/; региональные: Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ): http://www.osce.org/; Совет Европы: http://www.coe.int/DefaultRU.asp; Европейский суд по правам человека: http://www.coe.int/T/R/Human_Rights_Court/; Комиссар Совета Европы по правам человека: http://www.coe.int/t/r/commissionerhr/; неправительственные: Международная амнистия: http://www.amnesty.org.ru/pages/index-rus; Международный Комитет Красного Креста и Красного Полумесяца: http://www.icrc.org/rus; Международное общество прав человека: http://www.palitra.net/suspended.page/? lid=1505 (имеет ряд региональных представительств, например в Рунете обозначено 575 сайтов). В русифицированном сегменте Интернета представлено к рассмотрению более 13200 сайтов, определяющих проблемы деятельности международных организаций по защите личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина. Существуют международные документы, определяющие пути регулирования общественных и внутригосударственных отношений в различных информационных сферах деятельности. В связи с этим интерес вызывает Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации, открытая к подписанию государствам 23 ноября 2001 г. в Будапеште, где главная задача «нацелена на защиту общества от преступности в сфере компьютерной информации, в том числе путем принятия соответствующих законодательных актов и укрепления международного сотрудничества»; выражается озабоченность переменами, вызванными внедрением цифровых технологий, объединением и продолжающейся глобализацией компьютерных сетей»; высказано предположение, «что компьютерные сети и электронная информация могут также использоваться для совершения уголовных преступлений и что доказательства совершения таких правонарушений могут храниться в этих сетях и передаваться по ним»; высказана «необходимость сотрудничества между государствами и частным сектором в борьбе против преступности в сфере компьютерной информации и необходимость защиты законных интересов в сфере использования и развития информационных технологий» [3], которая пока не ратифицирована многими государствами СНГ.
Посредством информационных технологий можно получить информацию о деятельности международных организаций по защите личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина. Однако получаемый аналитический материал указанных информационных порталов пока не приобрел характера международной политики и не стал почвой для нормотворческой деятельности во внутригосударственной политике. Рассмотрим структурные элементы правового регулирования защиты личных (гражданских) прав и свобод граждан в области информационных технологий в Республике Беларусь. ноября 2005 г. законодательно закреплены Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь [4]. В рамках исследуемой темы в данном Законе можно вычленить следующие направления: в числе принципов внутренней политики Республики Беларусь (ст. 1): стабильность конституционного строя; гарантия конституционных прав и свобод граждан; в числе стратегических целей внутренней политики Республики Беларусь (ст. 2): обеспечение прав и свобод человека и гарантии их реализации; в числе основных задач внутренней политики Республики Беларусь (ст. 3): обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав и законных интересов организаций, общественных и государственных интересов;
обеспечение права граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации в соответствии с законодательством Республики Беларусь; в числе принципов внешней политики Республики Беларусь (ст. 23): соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета; в числе стратегических целей внешней политики Республики Беларусь (ст. 24): защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов; в числе основных задач внешней политики Республики Беларусь (ст. 25): равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство; обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей. Республика Беларусь является участником практически всех основных международных договоров по правам человека, и практически все международные, неправительственные и общественные организации структурно представлены во Всемирной сети, а также в Байнете. Информация о деятельности органов ООН по правам человека в Республике Беларусь представлена на сайте Представительства: http://www.un.minsk.by/hr/, а также на сайте Управления Верховного комиссара ООН по правам человека: http://www.unhchr.ch/. Освещает деятельность указанного Представительства издание «Бюллетень ООН. Представительство ООН в Республике Беларусь», которое также представлено как интернет-издание: http://un.by/ru/bulletin/. Главные структурные элементы ООН в Республике Беларусь представлены на сайте: www.un.by. Отмечается весомая деятельность следующих подразделений ООН в Республике Беларусь, которые представлены в Байнете: Программа развития ООН (ПРООН) в Беларуси; Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Беларуси; Детский фонд ООН (Юнисеф) в Беларуси; Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в Беларуси; Департамент общественной информации в Беларуси и т.д. Республика Беларусь последовательно выступает в ООН с различными инициативами, способствующими разрешению насущных международных проблем и реализации своих национальных интересов, в том числе принимает активное участие в работе Комитета Организации Объединенных Наций по информации, а также в обсуждении информационных вопросов, рассматриваемых в ходе сессий Генеральной Ассамблеи ООН, которые непосредственно влияют на реализацию личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина. В их числе: укрепление информационно-коммуникационной составляющей деятельности ООН и расширение информационных потоков между Организацией и ее государствами-членами; определение позиции Республики Беларусь по деятельности каналов ООН, по которым должна распространяться только объективная и непредвзятая информация; утверждение об информационном сопровождении деятельности главных органов ООН и т.д. [5]. Соблюдение и регулирование личных (гражданских) прав и свобод человека - одна из основных задач органов власти и общественных организаций Республики Беларусь. Указанные структуры широко представлены в Интернете. Основными информационными порталами (сайтами), где виртуальные обращения граждан рассматриваются как реальные, являются: официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь: http://www.president.gov.by; сайт Конституционного Суда Республики Беларусь: www.ncpi.gov.by/ConstSud/rus; официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь: http://www.prokuratura.gov.by; сайт Министерства юстиции Республики Беларусь: http://www.minjust.by; сайт Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: www.house.gov.by; сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: http://www.mintrud.gov.by; сайты других министерств и ведомств, органов власти. В числе общественных организаций, основная задача которых - защита личных (гражданских) прав и свобод граждан, имеющих свою «официальную прописку» в Интернете, можно назвать общественное объединение «Центр по правам человека», которое оказывает безвозмездную помощь гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства в реализации прав, гарантированных Конституцией Республики Беларусь, Всеобщей декларацией прав человека и иными международными пактами, договорами и соглашениями, ратифицированными Республикой Беларусь; проводит мониторинг действующего законодательства Республики Беларусь в области прав человека; принимает активное участие в разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства Республики Беларусь и альтернативных проектов конкретных нормативных актов, относящихся к защите гражданских прав и свобод; организует семинары, конференции, лекции, выставки, семинары, благотворительны акции и иные мероприятия (интернет-сайт: http://www.belarushumanrights.org). Но для 21 волонтера, которые являются высококвалифицированными специалистами в области права и образования, этот объем работы весьма значителен. Также среди других общественных объединений, защищающих личные (гражданские) права и свободы граждан, активно использующих информационные технологии, которые можно найти в Байнете (http://all.by/0502.html), а также на сайте информационного портала общественных организаций Беларуси (http://www.ngo.by/ru), нужно отметить: общественную организацию «Белорусский зеленый крест» (http://www.greencross.by); ресурсный сайт по правам ребенка (http://www.childrenrights.net); Белорусский детский фонд (http://www.bcf.by/); международное общественное благотворительное объединение «РЕКА ЖИЗНИ» (http://www.rekajizni.by.ru); общественное объединение «Семь.Я» (http://sem-ya.iatp.by); Ассоциацию многодетных родителей (http://www.belfirms.com); сайт Казачества Республики Беларусь (http://www.belkazak.narod.ru); общественное объединение «Белорусский суворовско-нахимовский союз» (http://users.cosmostv.by/cadet); Белорусский фонд социальной защиты бывших военнослужащих (http://fszbv.iatp.by) и некоторые другие. Но среди всех общественных объединений Республики Беларусь непосредственно защитой личных (гражданских) прав и свобод граждан занимается лишь 1,17 процента (с учетом организационной структуры) и 3,14 процента (без учета организационной структуры) от всех общественных объединений. Причем подавляющее большинство общественных организаций находится в Минске и Минской области: 59,25 и 5,27 процента соответственно. По данным компьютерной базы данных БРОО «Объединенный путь», содержащей сведения более чем о 2800 общественных объединениях, e-mail имеют только 15,77 процента общественных объединений Республики Беларусь [6]. Также главным структурным элементом правового регулирования защиты личных (гражданских) прав и свобод граждан в области информационных технологий может стать институт Уполномоченного по правам человека, которого в Республике Беларусь пока нет. «Работа с гражданами была бы еще эффективней, если бы в систему был включен институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана), который бы объединял усилия еще и международных объединений и национальных неправительственных организаций в области прав человека», - заявил Ю. Кулаковский, председатель Комиссии по правам человека и национальным отношениям Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [7]. Структуры омбудсманов существуют в более чем 120 странах мира, и во многих из них действуют как национальные, так и региональные институты, функционируют они в рамках законодательной и исполнительной ветвей власти. В связи с этим, используя информационные технологии, наверное, необходимо изучить опыт наших соседей, в частности материалы официального сайта Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (http://www.ombudsmanrf.ru), интернет-страницы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (http://www.politika.su/gos/upch.html), материалы официального сайта Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека (http://www.ombudsman.kiev.ua/) и другие, для осуществления деятельности института Уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь - национального органа, создаваемого законодательным органом власти и подотчетного ему, с необходимым информационным ресурсом, например http://www.ombudsman.gov.by. Защитой прав и свобод человека в Республике Беларусь пытаются заниматься некоторые неправительственные и общественные организации, политические партии, физические и юридические лица, преследующие прежде всего политические цели, в их числе «Белорусский Хельсинский комитет», «Хартия’97» и другие, поэтому в данной статье их деятельность в качестве структурного элемента правового регулирования защиты личных (гражданских) прав и свобод граждан в области информационных технологий не рассматривается. В рамках Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» к 2010 году будут в полном объеме выполнены приоритетные работы, которые существенно повлияют на реализацию личных (гражданских) прав и свобод граждан Республике Беларусь; в их числе: формирование базовых информационных ресурсов: основы регистра населения Республики Беларусь, развитие регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистра недвижимого имущества; интеграция информационных ресурсов, имеющих государственное значение, в единую информационную систему; обеспечение доступа к информационным ресурсам со стороны физических и юридических лиц, включая решение вопросов информационной безопасности. Базовым общесистемным проектом программы является проект по созданию общегосударственной автоматизированной информационной системы. Основной задачей создания автоматизированной информационной системы является разработка и внедрение комплекса программно-технических средств для интеграции и взаимодействия существующих и разрабатываемых информационных систем и информационных ресурсов государственных органов, предоставление доступа к ним заинтересованных и оказание на этой основе государственных услуг гражданам и организациям [8]. В настоящее время в нашей стране появляются инициативы по преобразованию информационного пространства в правовое поле. В их числе инициатива по созданию ответственных интернет-издателей, что после принятия соответствующего нормативного правового акта будет способствовать реальной защите прав и свобод граждан [9]. Таким образом, согласованная деятельность указанных структурных элементов правового регулирования в области информационных технологий станет единым звеном международного механизма, органично интегрированным в общую систему защиты личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина.
Литература
1. Международная защита прав и свобод человека: сб. документов // Юридическая литература / сост. Г.М. Мелков. - Москва, 1990. - 661 с. . Исмаилов, Б.И. Международные стандарты в области личных прав и свобод человека и национальное законодательство Республики Узбекистан: дис. д-ра юрид. наук: 12.00.10 / Б.И. Исмаилов. - Ташкент, 2007. - 344 с. . Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sbtechnology.ru/? topic=law. - Дата доступа: 14.05.2008. . Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 нояб. 2005 г., №60-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 24.11.2005. - 2/1157. . Инициативы Беларуси в ООН // Сайт Министерства иностранных дел Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/images/print/logo.gif. - Дата доступа: 28.04.2008. . Информация // Информационный портал общественных объединений Белоруссии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ngo.by/ru/data/fb6841bd68209b38.html. - Дата доступа: 18.05.2008. . Почему в Беларуси нет уполномоченного по правам человека // Аргументы и факты. - 2008. - №18. - С. 39. . Основные направления развития информатизации в Республике Беларусь // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2005. - Режим доступа: http://pravo.by/showtext.asp? 1209544358512. - Дата доступа: 30.04.2008. защита свобода государство информационный
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|