Анкетные методы в исследовании социально-экономических и политических процессов
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Метод анализа документов в эмпирическом исследовании Значительная часть информации, необходимая исследователю в его работе, содержится в документальных источниках. Полное представление о содержании документальных источников во многих случаях позволяет получить информацию, достаточную для решения возникшей проблемы или углубить анализ проблемы. при форм-ке проблемы и гипотез исслед-я социолог обращается к анализу таких письм-х док-в, как научные публикации, отчёты по предшествующим исследованиям, различная статистическая и ведомственная публикация. В социологии документом на-т специально созданный человеком предмет для передачи и хранения информации. Именно анализ документов даёт первоначальную информацию и позволяет точно и целенаправленно использовать другие исследовательские методы. В социологии существуют две группы методов анализа информации документов: 1. Традиционные.2. Формализованные. Под первым понимают умственные операции, направленные на анализ первичных данных в документах с точки зрения интересующих исследований. Имеет недостаток- субъективизм. Суть второго - исследователь переводит количественные показатели текстовой информации. Традиционныеметодыанализадокументов: Традиционный анализ представляет собой адаптацию содержания документа к исследовательской задаче, основанную на интуитивном понимании, обобщении содержания и логическом обосновании сделанных выводов. Необходимо сделать оценку качества документов, которое включает: 1. Выяснение условий, целей и причин создания документа. 2. Установление его авторства. выясняются факторы достоверности документального источника применительно к целям исследования. Установление полноты и достоверности источника относительно целей исследования- главные параметры его оценки до начала исследования.
Количественныйанализ(контент-анализ). Контент-анализ- это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста на бумаге или записи на каких-либо иных физических носителях. Анализ основан на единообразных стандартизированных правилах поиска, учёта и подсчёта количественных показателей изучаемых характеристик текста. Его суть заключается в том, чтобы найти и использовать для подсчёта такие признаки документа, которые отражали бы определённые существенные стороны его содержания. Контент-анализ целесообразно использовать при наличии больших текстовых массивов с чёткой структурой, определяемой коммуникативными намерениями
Метод экспертного опроса в социологическом исследовании. Экспе́ртный опро́с — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы. Используется для: 1. для прогноза развития того или иного явления 2. для оценки степени достоверности массового опроса 3. для сбора предварительной информации о проблеме исследования (зондаж) 4. в ситуациях, когда массовый опрос простых респондентов не возможен или не эффективен. Надёжность оценок и решений, принимаемых на основе суждений экспертов, достаточно высока и в значительной степени зависит от организации и направленности процедуры сбора, анализа и обработки полученных мнений. Сама процедура предполагает:
Эксперт может участвовать в опросе как:
Результаты опроса групп экспертов существенно отличаются от решений, формируемых в результате дискуссий на заседаниях комиссий, где может возобладать мнение авторитетных или всего лишь «напористых» участников. информация, полученная от группы экспертов, как правило, оказывается более достоверной и надежной. качества, которыми должен обладать «идеальный» эксперт:креативность, эвристичность(спос-ть видеть или создавать неочевидные проблемы),интуиция,предикаторность(спос-ть предсказывать, предчувствовать будущее состояние исследуемого объекта),независимость,всесторонность, Выбор вариантов работы с экспертами (очная или заочная форма) определяется спецификой проблемы и ситуацией. Очные варианты работы с экспертами позволяют собрать более качественную информацию, хотя есть сложности организационного порядка и взаимовлияния экспертов. Заочные формы дают возможность пренебрегать географическими рамками при опросе экспертов, исключает взаимовлияние их, однако делает работу экспертных групп не оперативной.
Анкетные методы в исследовании социально-экономических и политических процессов Анкетирование - вид опроса, в котором респондент самостоятельно заполняет анкету. Анкета - опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по правилам. По числу опрашиваемых различают: 1. Групповое анкетирование. 2. Индивидуальное анкетирование. По месту проведения выделяют: 1. Анкетирование дома. 2. Анкетирование на работе. 3. Анкетирование в целевых аудиториях. По способу распространения анкет: 1. Раздаточная анкета: раздаётся респондентам самим анкетёром. 2. Почтовая анкета: рассылается по почте. 3. Прессовая анкета: публикуется в прессе. Основное достоинство группового анкетирования связано с организационной доступностью и оперативностью опроса. Анкеты заполняются в присутствии анкетёра и возвращаются ему сразу после заполнения. Эта форма опроса обеспечивает почти стопроцентный возврат и краткие сроки сбора данных.
При использовании индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты анкетёр либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|