I V. Обследование больного лечащим врачом.
ОБСЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНОГО И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ (методические рекомендации для студентов)
Витебск, 2007
УДК 616.022-7 (084.3) (07) ББК 55.14p30 C 92
Рецензент: заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии Витебского государственного медицинского университета, доцент, кандидат медицинских наук Ю.В. Алексеенко.
Кирпиченко А.А., Кирпиченко Ан.А. C 92 Схема обследования инфекционного больного и правила оформления истории болезни (методические рекомендации для студентов): Учеб.-метод. пособие/. Кирпиченко А.А., Кирпиченко Ан.А. Витебск: ВГМУ, 2007. — 9 с.
Учебно-методическое пособие «СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНОГО И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ (методические рекомендации для студентов)» написано в соответствии с типовой учебной программой по предмету «психиатрия» для студентов лечебных факультетов высших медицинских учебных заведений. Излагаются методические указания, которых следует придерживаться студентам при написании учебной истории болезни во время обучения на цикле «психиатрия». Предназначается для студентов, обучающихся на 5 курсе высших медицинских учебных заведений по специальности «лечебное дело».
УДК 616.022-7 (084.3) (07) ББК 55.14 p 30
© Кирпиченко А.А., Кирпиченко Ан.А. © УО «Витебский государственный медицинский университет», 2007
Написание учебной истории является одной из форм обучения студента в университете. Клиническая история болезни является одной из основных форм медицинской документации. Это основной документ, составляемый на больного в психиатрическом стационаре. Учебная история болезни, являясь прообразом клинической истории болезни психически больного, должна содержать исчерпывающую, но в то же время кратко и четко изложенную информацию, на основании которой можно установить логически аргументированные предварительный и окончательный диагнозы, составить план обследования, назначить адекватную терапию, определить прогноз, рекомендации по реабилитации больного врачу амбулаторной службы.
Методические рекомендации составлены с целью помочь студенту в совершенствовании практических навыков: клинической работе с больным, ее традиционному документальному выражению, умению выработки диагностической гипотезы, тактике целенаправленного обследования и терапии.
(титульный лист)
ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психиатрии и наркологии
Заведующий кафедрой: доцент Ан.А. Кирпиченко
Преподаватель: должность, Ф.И.О.
ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ №__________
Начальные буквы ФИО больного Клинический диагноз: Осложнения: Сопутствующие заболевания:
Куратор: студент(ка) 5 курса _____группы Ф.И.О. Период курации с_______ по _________
Витебск, 2007 I. ПАСПОРТНЫЕ СВЕДЕНИЯ Фамилия. Имя. Отчество. Год рождения, возраст. Национальность. Семейное положение. Полученное образование (общее, специальное). Занятие. Если больной не работает, сделать отметку об этом; указать группу инвалидности, если имеется. Место жительства (для городских жителей - район города). Дата поступления в клинику (часы, число, месяц, год).
II.ЗАПИСЬ ДЕЖУРНОГО ВРАЧА. В приемном покое врач делает первую запись, отражающую основные данные о больном. Уточняется, кем доставлен больной (родственниками, медработником, работником милиции и пр.). Повод для госпитализации. У иногородних больных следует с особой тщательностью собрать объективные данные, катамнез, трудоспособность, характер амбулаторного лечения и реабилитационных мероприятий, поведение по пути следования и т.д. Выясняются основные анамнестические сведения у больного. Оцениваются развитие болезни, характер обострения, психический статус в целом. Уделяется внимание неврологическому статусу с обязательным и тщательным описанием данных осмотра (следы травм, ссадины, признаки внутреннего кровотечения, температура тела, артериальное давление, пульс, проявления инфекционного заболевания и пр.); фиксируются отклонения со стороны соматической и неврологической сферы.
Под контролем дежурного врача, медсестрой и сопровождающими, оставляется опись имеющихся вещей и ценностей.
III.ПЕРВИЧНЫЙ ОСМОТР БОЛЬНОГО В ОТДЕЛЕНИИ. В день поступления (в рабочее время) лечащим врачом осуществляется осмотр больного и сбор анамнестических сведений. Фиксируются данные анамнеза жизни и болезни, психический, неврологический и соматический статусы. Уточняется ведущий синдром, желательна предварительная нозологическая постановка диагноза. Намечается план дальнейшего исследования, делаются соответствующие назначения, в частности по надзору и лечению. Лечащий врач имеет большие возможности для более тщательной клинической оценки состояния больного, чем дежурный врач. Поэтому первичный осмотр должен быть достаточно подробным, с детальным описанием всех сфер психическим функций и сомато-неврологичеекого состояния.
I V.ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО ЛЕЧАЩИМ ВРАЧОМ. А.Самочувствие больного. Жалобы. Как их излагает - активно или пассивно. Б.Субъективный анамнез. Следует указать, что в психиатрии намного важнее, чем в других областях медицины получение информации от близких родственников или других лиц хорошо знающих больного и хорошо к нему относящиеся. Необходимо учесть, что психически больные часто неадекватно проявляют имеющееся у них заболевание. Например, больной страдающий деменцией не всегда правильно дает себе отчет в том, до какой степени ухудшилось качество его работы. В других случаях, пациент знает о своих проблемах, но не раскрывает степень тяжести своего недуга. Это, например, касается лиц страдающих зависимостью от психоактивных веществ.
В истории болезни записи следует делать в одном и том же порядке. Это позволит врачу не забыть о важнейших вопросах, которые необходимо зафиксировать в тексте и облегчит коллегам пользование этими записями. Сбор анамнеза осуществляется по определенной схеме перечня тем, которые должны быть охвачены в ходе собеседования. Не следует пренебрегать этой схемой - для начинающих врачей она послужит контрольным списком тех вопросов, которые необходимо выяснить для составления качественной и полной истории болезни, а для более опытных врачей следование схеме опроса послужит напоминанием направления собеседования. Однако врач должен руководствоваться здравым смыслом и научиться адаптировать вопросы в соответствии с возникающими проблемами в процессе собеседования и особенностями личности испытуемого: его интеллекта, образования, тяжести заболевания и др. Ниже нами приводится схема истории болезни. Для облегчения работы с ней схема представлена в виде списка заголовков и соответствующих пунктов. Представлены краткие комментарии, которые следует изучать одновременно со схемой истории болезни. а)семейный анамнез. Наследственность. Сведения о здоровье родителей и родственников. Не страдали ли родители и ли другие члены семьи психическими заболеваниями, алкоголизмом, сифилисом, туберкулезом, особенности характера родителей и родных. Не отмечалось ли у чих странностей в поведении. Не было ли в семье случаев самоубийства. б) анамнез жизни. Каким по счету родился больной. Возраст родителей к моменту рождения обследуемого. Не отмечались ли у матери во время беременности какие-либо заболевания, тяжелые психические травмы. Своевременны ли были роды, как они протекали (наложение щипцов, патологические роды). Как шло психическое и физическое развитие больного с раннего возраста.На каком году начал ходить и говорить. Не было ли ночных страхов, ночного недержания мочи. Когда появились первые признаки полового созревания. Половая жизнь больного (половое влечение, начало половой жизни, особенности).
Воспитание и условия жизни больного. Воспитание (правильное, баловали, не обращали внимания). Учеба, когда началась, какова была успеваемость по различным предметам, какие учебные заведения окончил. Материально-бытовые условия жизни больного (бюджет семьи, квартира, культурная атмосфера семьи и др.). Семейная жизнь больного. Когда вступил в брак, не было ли разводов,их причины. Удовлетворен ли семейной жизнью. Отношение больного к семье.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН. Когда появились первые менструации, как они протекают, их регулярность, не сопровождаются ли нервными проявлениями. Сколько было беременностей, их течение. Не было ли искусственных или самопроизвольных абортов; мертворожденных. Как протекали роды: нормально, патологически, с осложнениями. Количество детей, состояние их здоровья и умственного развития. Смертность детей и их причины.
ТРУДОВАЯ ЖИЗНЬ. Профориентация. Цель жизни. Когда начал самостоятельно работать. Трудовая жизнь. Общий трудовой стаж. Сколько имел профессий и какие именно. Причины перемены профессий. Условия труда. Передвижение по работе. Инвалидность. Отношение к военной службе. Участие в Великой Отечественной войне. Поощрения и заслуги. Конфликты на службе. Данные врачебно-трудовой экспертизы и военно-врачебной комиссии. Правонарушения. Судимость. Проходил ли судебно-психиатрическую экспертизу, ее заключение. Дисциплинарные взыскания.
ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Детские заболевания и их последствия. Инфекционные заболевания, болезни внутренних органов, нервные болезни. Не было ли психических потрясений, покушений на самоубийство; физические травмы, ранения, перенесенные операции. Реакция личности на эти заболевания. Курение. Отношение к употреблению алкогольных напитков (подробно). в)анамнез болезни. Когда обнаружились первые признаки психического заболевания, как оно в дальнейшем развивалось. Наблюдалось ли непрерывное нарастание болезненных явлений или наступали временные нарушения и даже периоды полного исчезновения болезненных расстройств. Отмечались ли приступы возбуждения с агрессией или приступы тоскливости с покушением на самоубийство. Наблюдались ли галлюцинации, бредовые идеи, навязчивые состояния, припадки. Лечился ли больной раньше в психоневрологических учреждениях, какова была оценка заболеваний. Чем непосредственно вызвано стационирование в клинику (повод для госпитализации). В.Соматический статус. Рост, телосложение (атлетическое, пикническое, астеническое, нормостеническое, физический инфантилизм, питание). Состояние кожных покровов и слизистых. Татуировка,ее характер. Данные исследования внутренних органов, артериальное давление.
Г.Неврологический статус. Состояние зрачков (ширина, равномерность, реакция на свет, на болевые раздражения).Реакция на конвергенцию и аккомодацию. Симптом Арджиль-Робертсона. Нистагм. Брюшные рефлексы. Сухожильные рефлексы. Вазомоторные расстройства. Дермографизм. Речь. Дизартрия. Афазические нарушения. Расстройства почерка. Поза Ромберга. Походка. Д.Данные лабораторных и специальных исследований. Анализы крови, мочи, спинно-мозговой жидкости. Данные биохимических исследований. Дополнительные исследования специалистов (невропатолога, офтальмолога, отолоринголога, психолога и др.). Данные ЭКГ, ЭЭГ, краниографии, эхоэнцефалографии и др.
Е.Психический статус. При составлении психического статуса пользоваться описательным методом; избегать психиатрических терминов. I.Внешний вид больного в целом. Как доставлен больной в кабинет. Поза (стоит, сидит, встает, куда-то стремится), осанка, походка, выражение глаз. Мимика, движения, манера жестикуляции. Опрятность в одежде. Отношение к беседе, степень заинтересованности, сосредоточенности. Понимает ли содержание беседы и вопросов. Описание голоса (оттенок, модуляция),тембр (монотонный, громкий, звучный, охрипший, крикливый, слезливый); темп речи, артикуляция. Словарный запас. Грамматический строй речи. Отразить отдельные слова и фразы в кавычках. 2.Сознание и его расстройства: а) выключения сознания (оглушенность, обнубиляция, сопор, кома); б) расстройства сознания, при которых отмечаются патологическая продукция, аффектные нарушения, делириозное состояние, аментивное состояние, онейроид, сумеречное состояние, особое состояние сознания, (см. методики исследования). 3.Расстройства восприятия. Иллюзии. Галлюцинации (истинные, псевдогаллюцинации).Нарушение схемы тела. Деперсонализация. Дереализация. 4.Память и ее расстройства. Фиксационная память. Запасы памяти (ретенция).Репродуктивнаяпамять. Узнавание. Дисмнезии. Амнезии. Парамнезии. Корсаковский тип расстройства памяти. 5.Внимание. Активное, пассивное внимание. Направленность внимания. Подвижность внимания. Сила и истощаемость внимания. Объем внимания, сужение, узость внимания. 6.Интеллект. Запас знаний. Объем и глубина знаний. Кругозор. Способность пополнять знания. Состояние интеллекта. Уровень суждений.Осмысление. Комбинаторика. Критика. 7.Мышление.Речь. А.Формальные расстройства. Темп (патологическое ускорение, заторможенность мышления).Стройность (разорванность, бессвязность, соскальзывания и пр.). Целенаправленность (патологическое резонерство, обстоятельность, персеверация, пр.). Б.Патологическая продукция. Навязчивые, сверхценные, бредовые идеи. 8.Эмоции. Чувства. Патология. Низшие эмоции (чувство голода, жажды и т.п.). Высшие чувства (социальные, интеллектуальные, эстетические, нравственные, практические). Смешанные чувства (любви, отношения к близким). 9.Двигательно-волевая сфера и ее нарушения. А.Расстройства влечений (самосохранения, пищевого, полового). Влечение -стремление и осуществление низшего волевого акта на базе инстинкта. Патология. Обсессивное, компульсивное, импульсивное влечения. Б. Рассстройства воли и действий. Уровень и степень волевой активности, извращения. Кататонические расстройства. Типы возбуждения. 10.Личность. А.Личность в преморбиде. Темперамент (по Гиппократу); Тип высшей нервной деятельности (по И.П.Павлову). Характер, направленность личности. Интересы. Способности. Мировоззрение. Особенности преморбидной личности. Б.Болезнь и личность. Реакция личности на болезнь. Характерологические нарушения как начальный этап изменений личности. Собственно личностные изменения. Типы изменения личности. ОБЪЕКТИВНЬЙ АНАМНЕЗ. (со слов родных, сослуживцев, характеристики, выписки из историй болезни, пр.) ДНЕВНИК,ЛЕЧЕНИЕ. Дата назначений терапевтических мероприятий. Доза, кратность. Жалобы. Отклонения от физиологических отправлений. Кратко описываются соматоневрологические нарушения в день дневниковой записи. Наличие и динамика психопатологических симптомов. Дневниковая часть истории болезни должна отражать в целом поведение больного, его взаимоотношения с окружающими (с больными, родственниками и другими посетителями, персоналом), высказывания и переживания, отношение к пребыванию в психиатрическом отношении и назначенному лечению, проводимым обследованиям. Персоналом регистрируются вес больного, температура, месячные. После соответствующего обследования врачом делаются назначения о видах надзора, наблюдения, режима, анализах и исследованиях, лекарственных назначениях, трудовой терапии. Всем больным в день поступления или осмотра назначаются исследование лабораторного минимума (анализы крови, мочи, РВ, Rtg-скопия грудной клетки, бактериологическое исследование стула и на гельминтоз).По показаниям и консультациям специалистов делаются дополнительные назначения для проведения других необходимых или более сложных исследований. Если выясняется, что больной ранее находился в другим лечебных учреждениях (включая психиатрические),лечащим врачом должен быть оформлен официальный запрос о пребывании и высылке эпикриза. С изменением психического статуса в историю болезни должны своевременно вноситься все изменения в медикаментозных режимных и социально-реадаптационных мероприятиях. Назначение лечения, смена различных видов лекарственных средств должны осуществляться и записываться мотивированно (причины). В дневниках проставляются данные о видах лечения, дне лечения, указываются точные дозы и способы их введения (внутрь, в/м, в/в и т.д.); при этом дозы указываются не суммарно за сутки, а на каждый прием в отдельности. При описании течения болезни должен быть сделан психофармакологический акцент (начиная от выбора терапии и кончая реакцией больного на тот или иной вид лечения). Диагноз может меняться трижды: а)предварительный при поступлении; б)клинический - на высоте наблюдений; в)окончательный - при выписке. Диагноз должен соответствовать официально принятой номенклатуре (в настоящее время - Международной классификации болезней, 10 пересмотру). Качество ремиссии определяется буквами латинского алфавита согласно классификации М.Я.Серейского: А- выздоровление В - ремиссия с восстановительной трудоспособностью С - ремиссия с восстановленной трудоспособностью Д - внутрибольничное улучшение Е - ухудшение О - без перемен.Трудоспособность характеризуется следующим образом: а)восстановлена; б) временно утрачена (больничный лист); в) частичная стойкая утрата трудоспособности (по III-й группе инвалидности); г) полная стойкая утрата трудоспособности по II-й группе инвалидности; д)то же с необходимостью постоянного ухода и надзора за больным (по I-й группе инвалидности). История болезни заканчивается составлением выписного эпикриза. ЭПИКРИЗ. Эпикриз должен отвечать следующим требованиям: 1.Содержать в себе самые существенные данные из анамнеза, особенно о начале заболевания. 2.Показать особенности структуры и динамики психопатологических синдромов, психопатологические отклонения со стороны соматоневрологической сферы. 3.Подробно отразить проведенное лечение (показания, дозировки применявшихся средств, эффективность,длительность лечения, побочные эффекты и осложнения, рекомендации по поддерживающей терапии, по реабилитации). Трудоспособность. 4.3аключительный диагноз должен быть четким, развернутым и убедительным,закономерно вытекая из представленных данных. В целом эпикриз должен отвечать требованиям обоснования диагноза и дифференциальной диагностики.
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЕ. А.Выявление признаков нарушенного сознания, т.е. нарушений непосредственного восприятия. Состояние аутоориентировки (дайте о собственной личности, фамилия, имя, отчество, год рождения, возраст, оценка своего места в обществе). Состояние аллоориентировки (ориентировка в месте, времени, окружающей обстановке, ситуации). Состояние мышления. Нет ли элементов бессвязности (инкогеренции).Состояние памяти на время нарушенного сознания. Полная или частичная амнезия, ретро- и антероградная амнезии. Общая оценка нарушений сознания:ясное; делирий; аменция; онейроид и т.д.). Б. Не было ли в прошлом состояний помраченного сознания: когда и как протекали; их частота. ВОСПРИЯТИЕ. Четкость, объем, полнота восприятия,цельность,последовательность.Обыден-ность,фантастичность галлюцинаторных переживаний. Субъективная оценка в отношении расстройств восприятия ("слухи",оклики,"чудится" и пр.). Подробный расспрос об обманам чувств с описанием их. Объективные признаки расстройств восприятия. Эксперименты на внушаемость, например, проба Липпмана (соответствующее внушение, сопровождаемое надавливанием на глазные яблоки, вызывает появление зрительных галлюцинаций),проба Ашаффенбурга (больной разговаривает по телефону, отключенному от сети). Дается общая оценка состоянию восприятия. ПАМЯТЬ. Субъективный отчет о состоянии памяти (до болезни и в настоящее время).Есть ли жалобы на расстройства памяти. 1. Фиксационная память (запоминание). 2. Механическая (чувственно-образная) память. Запоминание цифр. Задается одно-двух-трехзначная цифра (с учетом образования) Больной повторяет их за врачом. Вспоминает через три минуты, три часа, на другой день. В норме объем непосредственной кратковременной памяти - 8-10 элементов (после однократного предъявления).Запоминание до 6 цифр - снижение памяти; менее 6 цифр - значительное снижение. Память на имена, названия. Задается 10 имен или названий. Вольной повторяет их за врачом. Вспоминает через три минуты, три часа, на другой день. 3. Логически смысловая память. Врач приводит рассказы, сообщает рекомендации о режиме),детям рассказывает сказку. Больной в ответ должен пересказать основное содержание. 4. Запасы памяти (ретенция). Исследование школьных знаний (техникум, институт),профессиональных и общежитейских знаний, исследование правильности последовательного изложения анамнестических данных, событий общественной жизни. Дается оценка сохранности запасов памяти или уменьшения их, нарушения последовательности изложения давних или недавних событий. 5. Репродукция( воспроизведение,экфория,эвграмм). Обращается внимание на то, как больной вспоминает (сразу или после напряжения) заданных в ходе эксперимента элементов; учитываются затруднения, живость, яркость вспоминания. 6. Узнавание (вспоминание при наличии зрительного, слухового образа). Дается общая оценка состояния памяти. ВНИМАНИЕ. Субъективный отчет больного о состоянии внимания (в детстве, до болезни, в настоящее время). Как привлекается внимание, состояние активного, целенаправленного внимания. Есть ли реакция на внезапный, внешний раздражитель (пассивное внимание). Направленность внимания на: болезненные переживания, на ипохондрические переживания, на внутренние аутиетические переживания или на реальный окружающий мир. Подвижность внимания. Устойчивость внимания. Способность к концентрации. Отвлекаемость внимания. Рассеянность внимания, например, счет по Крепелину (вычитание из 100 по 7 или из 200 по 17). При счете по Крепелину, если вскоре после начала или в середине счета появляются ошибки или замедляется темп счета -умеренная истощаемость внимания. Много ошибок - выраженная истощаемость. Если вначале больной с трудом сосредотачивается на задании, а далее решает быстро и правильно - страдает концентрация внимания. Метод Бурдона: больному предлагается вычеркнуть какую-либо букву, иногда две или три в специальном печатном наборе букв или газетном тексте; через 10 минут работы подсчитывают количество пропущенных- и количество неправильно вычеркнутые букв. По методике Бурдона за 10 минут работы при объеме одной страницы допустимо до 10 ошибок; 15 пропусков - легкая истощаемость; до 20 -выраженная истощаемость. Предложить перечислить название месяцев, дней недели в обратном порядке; учитываются ошибки и темп. Исследование при помощи тахистоскопа(проецирование на экран в течение ограниченного времени изображений предметов, букв, цифр, сюжетных рисунков). Интеллект. Школьные знания (институтские), профессиональные, общежитейские знания (совпадают с запасами памяти). Оценивается степень сохранности знаний. При исследовании объема знаний должна быть принята во внимание степень компетентности в других знаниях, кроме профессиональных. Глубина знаний - основательность, компетентность их. Кругозор - широта понимания жизни. При проверке способности пополнять знания выявляются сведения, полученные в последнее время. Выявляются понимание переносного смысла: метафор, пословиц, умение вычленить главную мысль, целенаправленность суждений больных, конкретность и поверхностность суждений, неопределенность, разноплановость, соскальзывания и паралогические суждения больных. Оценка метафор. Примеры: белая ворона, козел отпущения, буря в стакане воды, средний человек, умывать руки, рыльце в пуху. Золотые руки, железная воля, блеснула мысль, горячее сердце, громкое имя, холодный взгляд, заброшенный ребенок, волчий аппетит, стал как шелковый. ПОНИМАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК. Примеры: На воре шапка горит. Не в свои сани не садись. Что с возу упало, то пропало. Шила в мешке не утаишь. Не все то золото, что блестит. Яблоко от яблони недалеко падает. Тише едешь, дальше будешь. Не красна изба углами, а красна пирогами. Соловья баснями не кормят. Не ищи зайца в бору - он на опушке сидит. Вопросы по ходу обследования больной понимает сразу, с трудом, не понимает сложные вопросы и т.д. Как понимает тесты типа "Отец брата, брат отца? Кто такие?" Показываются картины различной сложности и сюжеты: просьба передать содержание их; учитывается выделение главного. Текст на последовательность событий (по А.Н.Бернштейну) - серии сюжетных картин или фотографий (3-6), на которых изображены этапы какого-либо события. Эти пробы применяются для исследования сообразительности больных, их умение выделять существенное из деталей, умения понимать связь событий, а также для оценки того эмоционального отклика, который вызывает у больного тот или иной сюжет. МЕТОДИКА СРАВНЕНИЯ ПОНЯТИЙ - Исследование аналитических возможностей (выяснение сходства и различия). Примеры: Дождь - снег Воробей – соловей Овца-стадо Золото – медь Озеро-река Луна - солнце Птица - самолет Пароход – паровоз Яблоня - груша Дерево -спирт Исследования уровня обобщений. Примеры: Щука, карась, сазан, окунь, пескарь -Гитарист, трубач, пианист, скрипач -Рыжик, сыроежка, масленок, подберезовик -Толстой, Тургенев, Горький, Шолохов -Ока, Дон, Волга, Днепр, Лена, Енисей – вальс, мазурка, полька,кадриль, полонез-Радость, печаль, страх, раскаяние, гнев - Хирург, невропатолог, терапевт, окулист.
СИНОНИМЫ (к каждому названному слову подобрать соименные): Идти -Думать –Фуражка- Нужда -Дом -Врач -Приказ АНТОНИМЫ (к каждому названному слову подобрать слово с противоположным значением): Любовь – ненависть. Война – мир. Здоровье – болезнь. Гнев - радость ОМОГРАФЫ (объяснить смысл каждой пары слов при изменении в них звукового ударения): Кружки – кружки. Мука –мука. Замок – замок. Проруби – проруби. Вина – вина. МЕТОДИКА "ИСКЛЮЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ" (В предлагаемым пяти словах- следует найти четыре однородных, объединить их и исключить неоднородные). Предъявляются задачи различной степени трудности(конкретные, абстрактные). Примеры: Василий, Федор, Семен, Иванов, Александр. Америка, Австрия, Азия, Африка, Антарктида. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение. Аналогичная методика "четвертый лишний" - в предъявляемых карточках с четырьмя рисунками следует выделить неоднородный. Например,изображение: коньки, лыжи, детские санки, телега; шифоньер, кровать, комод, этажерка. В указанных методиках следует выяснить, на основании чего совершается исключение. КОМБИНАТОРИКА. Цифры - задается задача на сложение, вычитание, умножение (с учетом образования).Из слов составить рассказ. Из кусков составить картину. Из расставленных в беспорядке букв составить слово. Игра в шахматы, шашки, домино и т.п. КРИТИКА. Критика к себе, к болезни, к создавшейся ситуации. Опрос, беседа, наблюдение. Чувство дистанции. Методика исследования самооценки(по С.Я.Рубенштейн). Берется чистый лист бумаги, проводится вертикальная черта. Вольному говорится следующее. Допустим, что на этой линии расположились люди всего мира - наверху (показ) самые здоровые, в середине средние по состоянию здоровья, в низу (показ) - самые больные люди; поставьте отметку там, где по Вашему мнению, Ваше место среди людей по здоровью. То же: линия "самые умные - самые глупые", линия - "самые хорошие по характеру - самые плохие по характеру". Выявляется позиция больного, пояснения, особенности ответов. В целом же самооценки психически здоровых людей обнаруживают тенденцию чуть выше середины. Дача картинок и рассказов с нелепостями. Оценивается уровень развития интеллекта(высокий, средний, низкий). Квалификация снижения интеллекта: лакунарное слабоумие, тотальное слабоумие. Врожденное недоразвитие интеллекта - олигофрения, степени ее. Психический инфантилизм. МЫШЛЕНИЕ При исследовании темпа мышления обращается внимание на увеличение или уменьшение ассоциаций в единицу времени (в норме 30-80 в минуту).При этом учитывается, что при маниакальном состоянии наблюдается поверхностность ассоциаций, при депрессии -образование их замедляется. При нарушении стройности мышления обращается внимание на патологию связи между понятиями, бессвязность, между предложениями разорванность; соскальзывания - элементы разорванности; нарушение связи между логическими посылками -паралогическое мышление. "Нить разговора прервана". При анализе целенаправленности отмечаются затруднения в достижении конечной цели мышления, нет "красной нити разговора" При патологическом резонерстве рассуждения бесплодны; обстоятельное мышление характеризуется утратой способности выделять главное от второстепенного. При персеверации наблюдается застойное застревание на одном представлении, понятии. Символизм. Дуалистическое мышление Исследование речи. Обращаем внимание на громкость речи, тембр, артикуляцию, дизартрию, смысловую сторону речи. Исследуется словарный запас. Изучение речи больных производится и с помощью различных методик(в частности, по методике магнитной звукозаписи). Патологическая продукция. Для навязчивых идей характерны непроизвольность их возникновения, чуждость личности больного, желание от них избавиться, критическое отношение, а бредовым идеям присущи наличие ложного умозаключения, не поддающегося коррекции, непоколебимой убежденности, перестройка личности,"другая личность". В итоговом плане студентом проводится подразделение бредовых идей по фабуле (бред преследования, отношения и пр.),по клиническим формам (бред первичный, вторичный и бред воображения);оценка бредовых идей в синдромологическом плане (паранойяльный, параноидный, парафренный). При исследовании воображения учитывается способность к фантазированию, к созданию новых образов, мыслей, идей. Особенности воображения у отдельных категорий больных, например, выраженная склонность к фантазированию у истерических больных; бред воображения. При исследовании настроения выясняются субъективный отчет о преобладающем настроении, биотонусе (до болезни и в настоящее время). Оценка настроения врачом (подавленное, неустойчивое, злобное, благо-душное.) Депреесия. Тоска. Тревога. Страх (безотчетный, навязчивый), Патологически повышенное настроение - маниакальное. Страсть, увлечения, хобби. Эйфория. Мория. Экстаз. Фрустрация. Эмоциональное побледнение,нивелировка, гипопатия, оскуднение. Апатия. Эмоциональная тупость. Аффекты(гнева, ревности, тоски, горя, раздражения;физиологический, патологий). Псевдоаффективные реакции (например, у больных шизофренией). Мимическое выражение эмоций:(плач,улыбка,отвращение,брезгливость,выразительность и вариабильность их). Маска горя. Мимическое выражение радости. Вегетативно-сосудистые проявления эмоций(гиперемии кожи лица, бледность, гипергидроз, мидриаз,дыхательный компонент). Пантомимика (общее выражение лица,позы, позы в постели, особенности спонтанной речи или молчаливость). Двигательный аккомпанимент эмоций "в обычном состоянии, при эффективных разрядах, в настоящее время). Показ картин,фотографий,изображающих различные эмоциональные состояния. ДВИГАТЕЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА И ЕЕ НАРУШЕНИЯ. Особенности инстинкта самосохранения,пищевого,полового. Например,повышение инстинкта самосохранения у больного с ипохондрическим синдромом или понижение пищевого инстинкта у больного шизофренией. Извращение инстинктов самосохранения (стремление наносить себе повреждение,совершать самоубийства). Понижение полового влечения у депрессивного больного. Влечение к алкоголю и наркотикам, в частности, особенности компульсивного влечения.Импульсивные влечения (дромомания,пиромания,клептомания). ЛИЧНОСТЬ. Оценивается тип темперамента.Выясняются общие черты характера ( инициативность,настойчивость,рассудительность,легкомыслие и т.п.). Отношение личности к другим людям и обществу в целом: коллективизм или индивидуализм,эгоизм; отношение к труду. По данным субъективного анамнеза делаем вывод об особенностях преморбидной личности. Замкнутая,необщительная. Безвольная, слабохарактераная. "Образцовые дети". Тревожно-мнительная. Личность синтонного типа. Циклотимная.Внимание:Ригидная,узкостеничная.Параноическая.Стеничноригидная. Истерическая. Прочие типы и их варианты (описать, словесно). Реакция личности на болезнь может выражаться в страхе,тревоге,преувеличении или преуменьшении болезненных проявлений и пр. Изменились ли характер или поведение больного во время болезни.Появление новых характерологических черт,например, специфические черты характера при эпилепсии или эксплозивные,апатические черты при хроническом алкоголизме. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Оценка экспрессивных реакций (выражение лица,особенностей почерка). Больному предлагается в письменном виде представить свою автобиографию,дать оценку своей болезни. Изучение творчества больного (записи,письма,стихи,изделия, рисунки и т.д.). Тест рисунка человека. После обычной вступительной беседы больному предлагается, ни в чем его при этом не ограничивая,нарисовать человека: В протоколе исследования должны быть четко разграничены и подробно описаны следующие четыре раздела: а)реакция на инструкцию б)манера исполнения в)характер рисунка г)данные поведения. Неумение рисовать значения не имеет.Реакция на инструкцию очень разнообразна. Необычность делаемого простого предложения нередко выявляет индивидуальные особенности реагирования больного (эмоциональную реакцию,отказ,черты депрессии,идеи виновности, параноидности). Наиболее чистое исполнение - условный схематический рисунок.Здоровые испытуемые в большинстве случаев ограничиваются рисунком,состоящим из нескольких линий и точек. В манере исполнения больных учитывать быстроту,размер, местоположение фигуры.Законченность, степень дифференцированности,соотношение частей, соблюдение пропорций, динамизм и экспрессивность, равномерность изображения,элементы символики и т.п. При выявлении пояснений- включать интересующие врача вопросы (комплексного и иного гарактера). Преимущество этого метода заключается в простоте, удобстве, быстроте проведения. ПРОВЕДЕНИЕ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА. Ассоциативный эксперимент,являющийся одним из объективных методов исследования, позволяет выявить уровень интеллектуального развития,некоторые нарушения процесса мышления, темп мыслительной деятельности,явления астенизацми.Наибольшие значения имеют низшие, или патологические ассоциации.Эта методика дополняет клинику болезни. Клиническая оценка личности. Изменение личности - по алкогольному типу,посттравматические изменения личности, по эпилептическому типу и т.д. ОБОСНОВАНИЕ ДИАГНОЗА. ДИФФЕРЕНЦИА<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|