Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы выполнения контрольной работы




Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Тульский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

 

 

Кафедра экономики, менеджмента и торгового дела

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Тула – 2017 г.


 

Составитель(и):

 

канд.тех.наук, доцент, доцент кафедры экономики, менеджмента и торгового дела     Швецов.С.А
  (подпись)  

 

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры экономики, менеджмента и торгового дела

 

протокол № _____ от «_____»________________201__ г.

 

Заведующий кафедрой __________________ / Ф.И.О. степень, звание)

(подпись)

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи контрольной работы  
2. Этапы выполнения контрольной работы  
2.1 Выбор темы контрольной работы, составление рабочего плана и подбор литературы  
2.2 Структура работы  
3. Стиль изложения научных материалов  
4. Основные требования к оформлению работы  
5. Порядок представления контрольной работы на проверку  
6. Критерии оценки контрольной работы  
  Приложение 1. Образец оформления титульного листа  
  Приложение 2. Образец оформления раздела «Содержание»  
  Приложение 3. Порядок оформления списка использованных источников  

 

Цели и задачи контрольной работы

Выполнение контрольной работы предусмотрено учебным планом, занимает основное место при изучении предмета и является начальной ступенью написания в дальнейшем выпускной квалификационной работы.

Контрольная работа является одной из форм учебной и научной работы студентов и представляет собой научную реферативную работу, в которой с помощью анализа существующих источников (книг, статей, пособий и т.д.) раскрывается тема исследования. Не смотря на то, что контрольная работа целиком опирается на существующие знания, она ни в коем случае не должна быть простым копированием с источников. Контрольная работа пишется студентом для того, чтобы показать, насколько глубоко изучен материал по выбранной теме.

Основными целями выполнения контрольной работы являются:

- закрепление, углубление и обобщение студентами теоретических знаний, полученных в процессе изучения дисциплины;

- выработка умения систематизировать и обобщать научный и практический материал, критически его оценивать

- развитие способности к углубленному анализу учебной и научной литературы;

- развитие умения применять теоретические разработки для анализа, оценки, выявления и использования положительного опыта относительно темы контрольной работы;

- определение способности студентов к логическому мышлению и изложению определенной точки зрения по конкретным проблемам дисциплины;

- выработка навыков самостоятельной исследовательской работы на основе углубленного изучения какой-либо темы.

В ходе выполнения работы должны быть решены следующие задачи:

- дальнейшее совершенствование, расширение, углубление и закрепление полученных ранее теоретических знаний;

- научиться анализировать и обобщать научный материал, объективные выводы, самостоятельно решать отдельные научные проблемы;

- формирование навыков оформления результатов самостоятельной работы, подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы.

К контрольной работе предъявляются следующие требования:

- контрольная работа должна быть написана самостоятельно;

- объем контрольной работы – 15-20 страниц машинописного текста.

Этапы выполнения контрольной работы

Весь процесс написания контрольной работы можно условно разделить на следующие этапы:

- выбор темы и составление плана контрольной работы;

- подбор литературы и формирование информационной базы контрольной работы;

- анализ и систематизация материалов;

- написание контрольной работы;

- оформление контрольной работы;

- направление контрольной работы на проверку;

- доработка контрольной работы в случае возникновения замечаний у руководителя;

- окончательная сдача контрольной работы.

 

2.1 Выбор темы контрольной работы, составление рабочего плана и подбор литературы

Выбор темы контрольной работы. Тематика контрольных работ разрабатывается на кафедре и может ежегодно дополняться и уточняться.

Тема выбирается из предлагаемого перечня примерных тем (Приложение 1). Незначительное изменение темы разрешается только по согласованию с преподавателем дисциплины. Кроме того, по согласованию с научным руководителем студентом может быть предложена своя оригинальная тема, соответствующая проблематике дисциплины.

Выбор темы предполагает самостоятельность студента, исходя из его уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения.

Составление плана работы. Работа над планом должна начаться уже в процессе изучения темы контрольной работы по научным источникам. Изучив литературу, методику выполнения работы студент самостоятельно или совместно с руководителем составляет план. План должен отражать последовательность выполнения этапов работы над избранной темой, а также логическую стройность и комплексность изложения темы.

При составлении рабочего плана также определяется предполагаемая структура работы, определяются рабочие названия глав и параграфов с привязкой к сформулированным задачам и рассматриваемым в них вопросам. Кроме того, план контрольной работы должен содержать предварительный список литературы и источников информации.

План может уточняться и корректироваться в процессе исследования избранной темы.

Изучение научных источников. В процессе работы над избранной темой необходимо уметь пользоваться учебной и научной литературой.

Литература может быть рекомендована руководителем работы или подобрана самим студентом. При подборе литературы целесообразно руководствоваться следующими критериями:

а) полнота охвата материала по теме. Не следует ограничиваться одним или двумя источниками, поскольку полноценная контрольная работа должна отражать не только широкий круг фактов, но и различные (порой противоположные) мнения по тому или иному вопросу;

б) научный уровень издания. При выборе литературы следует отдавать предпочтение научным изданиям или учебным пособиям для вузов и избегать обращения к популярным и научно-популярным брошюрам (указание на тип издания содержится в аннотации);

в) новизна материала. Как правило, при наличии выбора следует использовать более поздние по времени издания, поскольку они, с одной стороны, содержат предшествующий опыт изучения проблемы, с другой более современные оценки исторических событий и т. д.

Источниками информации могут быть:

- учебники и учебные пособия;

- научные работы;

- справочники, энциклопедические словари;

- периодические издания, реферативные журналы;

- библиотечные каталоги, предметные указатели;

- интернет-ресурсы.

Библиографический список реферата должен всесторонне охватывать исследуемую тему и должен содержать 10-15 наименований.

Приступать к подбору и изучению научных источников необходимо после ознакомления и формулировки основных идей, проблем и положений по теме работы.

Рекомендуется первоначально проанализировать вопросы темы по учебникам, так как в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме.

Только после этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению первоисточников. Ознакомившись со всеми категориями по теме работы в учебной литературе, можно перейти к изучению материала в теоретических журналах.

После ознакомления с литературой по теме работы и составления плана необходимо продумать его структуру.

Структура работы

Структура контрольной работы определяется, исходя из поставленных цели и задач, и должна включать в себя:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основную часть;

- заключение;

- список литературы;

- приложение.

Титульный лист является первой страницей контрольной работы и заполняется по строго определенным правилам. Образец оформления титульного листа приведен в Приложении 2.

В содержании (Приложение 3) приводятся заголовки всех разделов, подразделов и более мелких рубрик работы, указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки в содержании должны точно повторять заголовки в тексте, нельзя сокращать или давать их в другой формулировке.

Введение в работе должно занимать по объему не более двух страниц. Согласно нормам написания научных работ во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы, цель исследования, содержание поставленных для достижения главной цели задач. В работе могут быть описаны объект и предмет, избранные методы исследования.

Освещение актуальности работы должно быть немногословным. Достаточно в пределах 0,5-1 страницы машинописного текста показать суть проблемы, определяющую актуальность темы. При показе актуальности работы допустимо привести статистические или фактические данные, характеризующие важность проблемы.

После формулировки актуальности выбранной темы следует перейти к постановке цели исследования.

Цель работы формулируется максимально конкретно и должна отвечать на вопрос: для чего именно пишется данная работа?

Не следует начинать формулировку цели с таких слов, как: исследовать, изучить, рассмотреть, проанализировать и т.д.

Обычно цель работы начинается со слов «выявить», «оценить», «выработать», «спрогнозировать», «обосновать» и т.д. В цели обязательно должен быть отражен объект исследования.

Задачи работы формулируются исходя из поставленной цели, разбивают процесс ее достижения на этапы и отвечают на вопрос «Что надо сделать, чтобы достичь поставленной цели?». Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.). Как правило, формулируются 3-4 задачи.

Определение объекта и предмета исследования не является «лишней формальностью», как иногда представляется студентам. Это важное и непростое задание. По сути, необходимо определить, с одной стороны объективно существующее явление, которое нужно исследовать (объект), а с другой стороны — направления и границы самого исследования (предмет).

От правильного определения объекта и предмета исследования, зависит весь дальнейший ход работы.

Объект исследования существует независимо от исследователя, а предмет определяется в связи с исследованием.

Объект – это то, внутри чего находится предмет, с чем он взаимодействует или частью чего является.

Предмет исследования, как правило, это отношения, тенденции, свойства, особенности и т.п., возникающие в ходе возникновения, развития или разрушения объекта исследования. Предметом исследования также могут быть «методы исследования объекта», в случае если цель работы - разработка новых методов исследования или модификация уже существующих.

Для того, чтобы понять, что такое предмет и объект исследования, стоит привести пример.

Допустим, вы закончили университет и каждый день ходите на работу, после работы по одному и тому же маршруту возвращаетесь домой, вечером встречаетесь с друзьями, по выходным отправляетесь на природу, на дачу и прочее. Если вы смените работу, то ваш образ жизни никак не изменится, он только немного подкорректируется. Так воть постоянная последовательность ваших повторяющихся действий и есть объект исследования. А предметом исследования в данной ситуации может стать общественный транспорт, на котором вы добираетесь до работы.

Как правило, предмет исследования, является одной из минимальных составляющих частей объекта исследования. Получается, что предметом вашего исследования может стать абсолютно любая составная часть объекта исследования.

Таким образом, понятия «объект» и «предмет» диалектически связаны между собой и соотносятся как общее и частное.

И объект, и предмет исследования должны быть определены максимально конкретно.

В основной части работы рассматривается теоретический аспект проблемы, излагается материал исследования.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности. Отдельные мысли автор высказывает в предложениях. Предложения, имеющие единую тему, объединяют в абзацы. Абзацы одного параграфа или вопроса должны быть последовательно связаны друг с другом.

При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальной части абзаца. При этом формулировка первого предложения должна составляться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется в весьма широких пределах, определяемых сложностью передаваемой мысли.

В конце каждого раздела следует формулировать выводы (1-2 абзаца) по существу изложенного материала. Выводы должны логически завершать проведенные рассуждения, быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала.

При этом нужно соблюдать следующие правила.

Выводы должны быть нетривиальными (вывод «Товар – это продукт труда, предназначенный для продажи или обмена» и так очевиден).

В качестве выводов следует формулировать полученные в данном разделе конечные результаты, а не промежуточные.

При формулировании выводов нецелесообразно приводить положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы.

Вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.).

Контрольная работа заканчивается заключением, которое носит форму обобщения теоретических и практических результатов, изложенных в основной части. Заключение работы должно быть в объеме одной страницы.

Заключение представляет собой последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Выводы рекомендуется писать в следующей последовательности:

- № вывода;

- собственно вывод;

- его краткое обоснование (результаты расчетов, статистические данные, факты);

- причины, приведшие к этому;

- последствия этого;

- требуемые изменения в процессе управления или принятия решений.

После заключения приводится список использованных источников при написании работы. Рекомендуется использовать свежие статьи из научных и специализированных журналов и сборников, а также монографии, число учебников и учебных пособий, используемых при выполнении контрольной работы должно быть сведено к минимуму.

На каждый источник списка литературы обязательно должна быть ссылка в тексте.

Библиографическая ссылка – это сведения в данном документе о другом документе. Библиографические ссылки могут быть полными или краткими и различаются по их месту в документе, что, как правило, и определяет их вид:

1. Внутритекстовые ссылки (расположены прямо в тексте) выглядят как цифра в квадратных скобках, указывающая на номер источника в списке источников, а в случае с цитатами - с указанием страниц.

Например: [8] или [12, с.34-52], или как фамилия автора и год его работы в квадратных или круглых скобках: (Леонтьев А.Н., 1975, с.89);

2. Сноски – это комментарии и примечания, вынесенные из текста вниз страницы документа.

Например, к слову, у которого должна быть сноска, добавляется цифра в верхнем индексе, а внизу страницы под линией, более мелким шрифтом (обычно меньше основного на два пункта) располагается расшифровка, относящаяся к данной цифре.

Если в расшифровке указан источник, то это подстрочная ссылка, а если просто комментарий, то это примечание;

3. Выноски – это затекстовые ссылки, вынесенные за текст документа или какой-либо его части (раздела, главы и т.д.), например, список литературы к главе монографии, список источников к научной работе и т.д.

Номера страниц в ссылках указывают, если используется цитирование, либо данные положения (не цитата, а в пересказе) имеют критически важное значение для работы, либо критикуются.

Список литературы и ссылки на него должны быть оформлены в полном соответствии с государственным стандартом (Приложение 4).

Приложение – часть работы, имеющая дополнительное, справочное или второстепенное значение, необходимая для более полного освещения темы работы.

Приложения должны относиться к работе в целом. Не допускаются приложения, не имеющие прямого отношения к теме работы. По форме приложениямогут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху с правой стороны страницы слова «Приложение» и его обозначения.

Приложение должно иметь заголовок, который приводят с прописной буквы отдельной строкой, выравнивание – по правой стороне.

Приложения обозначают арабскими цифрами.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Связь основного текста с приложениями осуществляется посредством ссылок, которые употребляются со словом «смотри»; например: смотри Приложение 1.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...