Блок 1. Тематика эссе по дисциплине «Культурология»
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Текущего контроля и промежуточной аттестации
Разработчики:
Фонд оценочных средств рассмотрен и одобрен на заседании кафедры:
Фонд оценочных средств согласован и одобрен руководителем ООП:
Фонд оценочных средств согласован и одобрен:
|
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Текущего контроля и промежуточной аттестации
Разработчики:
Фонд оценочных средств рассмотрен и одобрен на заседании кафедры:
Фонд оценочных средств согласован и одобрен руководителем ООП:
Фонд оценочных средств согласован и одобрен:
|
Фонд оценочных средств по дисциплине «Культурология»
Приложение 1
Структура*
фонда оценочных средств для текущей** аттестации по ФОС
ООП: для специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» и
для направления 035700.62 Лингвистика;
Дисциплина: Культурология
№ п/п | Контролируемые блоки (темы, дидактические единицы) | Кол-во тестовых заданий | Другие оценочные средства | |
вид | кол-во | |||
Блок 1. Культурология как наука (темы 1-2). | Комплект тем для эссе | |||
Блок 2. Бытийное пространство культуры (темы 3-8) | Комплект тем для круглых столов: | |||
Всего: 256 |
** аналогичным образом оформляется структура ФОС для промежуточной аттестации
Методика проведения контроля по проверке базовых знаний по дисциплине (в рамках аттестационных мероприятий)
Таблица 1
ООП | Контролируемые разделы (в соответствии с ГОС ВПО) |
100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» | 1-8 |
035700.62 Лингвистика | 1-8 |
Таблица 2
Параметры методики | Примечания (варианты параметров) | |
Названия оценок | -зачет, незачет; | |
Пороги оценок | 51 – 65% - удов., 65 – 80% – хор., свыше 80% - отл. | зачет |
Предел длительности всего контроля | 50 минут | выбирается только один из параметров |
Предел длительности ответа на каждый вопрос | 2 минуты | |
Последовательность выбора разделов | Последовательная | случайная |
Последовательность выборки вопросов из каждого раздела | Случайная | случайная |
Предлагаемое количество вопросов из одного контролируемого раздела | 50*** |
|
|
*** -общее количество вопросов, предлагаемых одному студенту = количество вопросов из одного контролируемого раздела × количество контролируемых разделов дисциплины. Т.е., для специальности 080103 = 2 × 7 = 14 вопросов студенту.
Приложение 2
ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Блок 1
1.1. В предмет культурологии не входит:
· материальная база, обеспечивающая существование людей;
· нормативно-регулятивные механизмы, обеспечивающие коллективный характер жизнедеятельности людей;
· коммуникативно-знаковые средства, обеспечивающие передачу жизненного опыта;
· социально-воспроизводственные механизмы и средства, обеспечивающие коллективный характер жизнедеятельности людей.
1.2. Определение культурологии как научной дисциплины не включает понятие:
· науки о социальных процессах, происходящих в человеческих сообществах;
· науки о процессах формирования социально значимых знаний в человеческих коллективах;
· науки о способах межпоколенной трансляции опыта;
· науки, исследующей способы удовлетворения потребностей человека, принятые в данном обществе.
1.3. Термин “культурология” для обозначения особой дисциплины, изучающей культуру как “самостоятельную упорядоченность феноменов”, – предложил использовать:
· американский антрополог Л. Уайт в 1960-е гг.;
· отечественный исследователь 1980-х гг. Ю. Лотман;
· лауреат Нобелевской премии В. Оствальд в начале ХХ в.;
· автор книги “Первобытная культура” Э. Тайлор.
1.4. К методам, направленным на объяснение культурных объектов и явлений не относится ___________ метод:
· социологический;
· структурно-функциональный;
· типологизации;
· моделирования с применением математических систем.
1.5. К методам, направленным на понимание культурных явлений, не относится __________ метод:
· факторного анализа;
· классификации;
· наблюдения;
· сравнительно-исторический.
1.6. К историческим причинам формирования культурологии как науки относится:
· становление мультикультурной постиндустриальной цивилизации;
|
|
· появление новой ментальности;
· достижения в области образования, науки, искусства;
· активизация научной деятельности по изучению социума.
1.7. Культурология не изучает:
· проблемы совершенствования материально-технической базы общества;
· проблемы формирования культурной компетентности личности;
· проблемы систематизации социального опыта коллективной жизни людей;
· способы фиксации социального опыта в виде «культурных текстов».
1.8. Идеи культурологии манифестировал яркий представитель отечественной науки ХХ века:
· Д.С. Лихачёв;
· В.И. Вернадский;
· И.А. Ильин;
· С.Л. Франк.
1.9. Культурология как наука не изучает ____________ аспект человеческой деятельности:
· генетически-хронологический;
· знаково-коммуникативный;
· ценностно-смысловой;
· нормативно-регулятивный.
1.10. Культурологию нельзя назвать наукой о:
· психическом аспекте человеческой деятельности;
· процессах формирования социальной солидарности;
· ценностных основаниях социальной консолидации людей;
· методах воспроизводства общества как социально устойчивой и культурно специфичной общности.
1.11. Культурология – это наука о:
· функционировании языков социальной коммуникации;
· структурно-функциональном аспекте человеческой деятельности;
· видах материально-преобразующей деятельности;
· наиболее общих законах функционирования человеческого общества.
1.12. Фундаментальная культурология исследует:
· процессы и формы интеграции и взаимодействия людей на основе общих ценностей;
· технологии управления культурными процессами;
· проблемы прогнозирования социокультурных процессов;
· проблемы управленческого регулирования.
1.13. Прикладная культурология решает задачи:
· изучения и формирования принципов и технологий управления культурными процессами;
· познания объективных закономерностей развития культурных явлений;
· описания и интерпретации культурных событий;
· анализа семантики культурных объектов.
|
|
1.14. Онтология культуры – это:
· фундаментальные принципы и концепция бытия культуры;
· сравнительный анализ культуры;
· эмпирическое описание культуры;
· способы поведения в различных социокультурных ситуациях.
1.15. Феноменология культуры – это:
· описание и систематизация отдельных культурных форм;
· сущность и внутренние определяющие основания культуры;
· проблемы генезиса, динамики, типологии культуры;
· проблемы культурных кодов и коммуникаций.
1.16. Прикладная культурология занимается:
· разработкой методик прогнозирования и управления культурными процессами;
· социальными структурами;
· определением перспектив и возможных путей развития культурных процессов;
· встраиванием культуры в историю.
1.17 Культурология как наука возникла:
· в середине XIX века;
· в конце XIX века;
· в начале ХХ века;
· в середине ХХ века.
1.18. В предмет культурологии входят:
· гносеология культуры;
· морфология культуры;
· прикладные аспекты культурологии;
· культура речи.
1.19. К научным методам культурологии относятся:
· аксиологический;
· системный;
· компаративный;
· воспроизводимости.
1.20. Первая попытка научного определения культуры была дана:
· Й. Хейзингой;
· К. Марксом;
· Э.Б. Тайлором;
· А. Тойнби.
1.20. Материальная культура подразделяется на:
· производство вещей;
· производственно-технологическую культуру;
· воспроизводство человеческого рода;
· создание материальных носителей духовной культуры.
1.21. К основным задачам культуры относятся:
· создание произведений искусства;
· создание второй природы;
· передачу социальной наследственности;
· накопление научных знаний.
1.22. Функция культуры, устанавливающая нормы поведения в обществе, это:
· оценочная;
· регулятивная;
· информационная;
· коммуникативная.
1.23. Информационная функция культуры:
· формирует систему ценностей;
· аккумулирует (накапливает) знания и умения;
· служит для адаптации человека в обществе;
· служит для получения информации.
1.24. Для терминов “культурология” и “философия культуры” справедливо утверждение:
· философия культуры рассматривает культуру с некой обобщенной точки зрения, а культурология сочетает эмпирически обоснованные гипотезы с выводами, полученными на основе логических соображений и методов;
· философия культуры является теоретической основой культурологии;
· философия культуры предлагает теоретическое обобщение проблем культуры, а культурология фиксирует внимание на конкретных культурных явлениях;
· философия культуры и культурология – тождественны.
|
|
1.25. Для терминов “культурология” и “культурная антропология” справедливо утверждение:
· культурная антропология исследует человека как субъекта культуры, особенно в условиях первобытного общества, культурология шире в предметном и теоретическом отношениях;
· культурная антропология и культурология имеют общий предмет исследования – культуру человеческого общества;
· термин культурология отражает европейскую традицию в исследовании культурных процессов, а термин культурная антропология характерен для американской науки;
· культурная антропология и культурология – автономные гуманитарные дисциплины.
1.26. Социология культуры исследует:
· строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами, институтами и пр.;
· динамику социальных организмов;
· социально-экономические процессы;
· конкретно-исторические условия осуществления социальных процессов.
1.27. В сферу интересов философии культуры не входят:
· частные и специфические формы культурной деятельности;
· наиболее общие законы и связи культуры;
· общие законы существования культуры;
· формы трансляции культурного наследия.
1.28. Для терминов “культурология” и “социология культуры” справедливо утверждение:
· социология культуры опирается на понимание культуры и культурных процессов, выработанное в культурологии;
· культурология и социология культуры – две различные научные дисциплины, имеющие собственный предмет исследования;
· культурология является частью социологии культуры, анализирующей культуру в контексте социальных процессов;
· культурология и социология культуры изучают цивилизационные процессы.
1.29. Проблемы демократизации общества, изменения культурных потребностей и целей человека в условиях урбанизации исследует:
· философия культуры;
· культурология;
· социология;
· культурная антропология.
1.30. Решением проблем функционирования культуры в обществе занимается:
· социология культуры;
· философия культуры;
· культурология;
· социология.
1.31. Рассмотрение культуры с обобщенной точки зрения, т.е. создание той или иной «теории культуры» характерно для:
· философии культуры;
· социологии культуры;
· культурологии;
· культурной антропологии.
1.32. Максимально возможный уровень обобщения культурных процессов достижим в:
· философии культуры;
· социологии культуры;
· культурологии;
· культурной антропологии.
1.33. Сопоставление явлений культуры является одним из аспектов:
· культурологии;
· социологии культуры;
· философии культуры;
· этнологии.
1.34. Исследование проблем соотношения культуры и цивилизации характерно для:
· культурологии;
· социологии культуры;
· философии культуры;
· культурной антропологии.
1.35. Проблема человека как субъекта культуры входит в предметное поле:
· культурной антропологии;
· социологии культуры;
· философии культуры;
· культурологии.
1.36. С исследования т.н. примитивных культур начала свое развитие:
· культурная антропология;
· социология культуры;
· философия культуры;
· культурология.
1.37. Исследование культуры в контексте социальных процессов, рассматриваемых как существенные факторы культурных изменений характерно для:
· социологии культуры;
· культурной антропологии;
· философии культуры;
· культурологии.
1.38. Результаты философского интереса к проблемам культуры фиксирует:
· философия культуры;
· социология культуры;
· культурная антропология;
· культурология.
1.39. Понятие, определяющее свойство объекта удовлетворять какую-либо потребность человека, – это:
· ценность;
· норма;
· смысл;
· возможность.
1.40. Понятие, отражающее принятый в данном обществе способ удовлетворения потребностей человека, - это:
· норма;
· обычай;
· традиция;
· закон.
1.41. Понятие, характеризующее систему миропредставлений определенного общества, включая совокупность рациональных знаний, религиозных верований, мифологических текстов, нравов, ментальностей и пр., – это:
· картина мира;
· ощущение;
· идеология;
· культурная система.
1.42. Направление культурологии, изучающее языки культуры:
· семиотика;
· социология культуры;
· прикладная культурология;
· история культурологических учений.
1.43. К языкам культуры не относятся:
· природные объекты вне связи с человеком;
· акты человеческого поведения;
· церемониальные ситуации;
· философские тексты.
1.44. Материализованный результат человеческой деятельности, в который вложен смысл, значение– это:
· артефакт;
· обычай;
· норма;
· обряд.
1.45. Соотнесение человеком себя с определенным коллективом, ощущение себя его неотъемлемой частью – это:
· культурная самоидентификация;
· психологическая адаптация;
· культурное устроение;
· коллективизм.
1.46. Правила, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность, определяются:
· нормами;
· законами;
· ритуалами;
· знаниями.
1.47. Сложноструктурированная целостность, включающая в себя мировоззрение, мировосприятие и мироощущение, – это:
· картина мира;
· менталитет;
· идеология;
· культурная система.
1.48. Система образов, характеризующая устройство мироздания, включающая отношение человека к миру – это:
· картина мира;
· менталитет;
· мировоззрение;
· идеология.
1.49. Введение человека в систему разделения труда, знакомство с политическими и социальными нормами, знакомство с языками социальной коммуникации – это:
· социализация;
· инкультурация;
· самоидентификация;
· воспитание.
1.50. Придание личности культурной компетентности в отношении к установлениям общества, членом которого он является, освоение системы ценностей, этикета, знакомство с основами государственного устройства – это:
· инкультурация;
· социализация;
· самоидентификация;
· воспитание.
1.51. Процесс инкультурации носит в основном _____________характер:
· случайный;
· планомерный;
· целенаправленный;
· специализированный.
1.52. Производство, использование, хранение, трансляция культурных продуктов в коллективной, организованной и планируемой форме осуществляется с помощью:
· культурных институтов;
· обычаев;
· культурных норм;
· воспитания.
1.53. В обыденной культуре накопление и передача социального опыта осуществляется в форме:
· традиции;
· закона;
· предписания;
· мифа.
1.54. Начало культурологии как науки было положено:
· Э.Б. Тайлором;
· Л.А. Уайтом;
· Б. Малиновским;
· Дж. Фрэзером.
1.55. Задачами культурологии как науки являются:
· предоставление достоверных знаний о национальной культуре;
· социализация граждан;
· выработка толерантного отношения к иным культурам;
· разработка научных аспектов культурной политики государства.
1.56. Впервые в литературе слово культура встречается в трудах:
· С. Пуфендорфа;
· Ж.-Ж. Руссо;
· И. Канта;
· М.Т. Цицерона.
1.57. Выделяют следующие основные формы культуры:
· художественную;
· духовную;
· производственную;
· материальную.
1.58. Понятие духовной культуры включает:
· все области духовного производства;
· социально-политические процессы, происходящие в обществе;
· физическую культуру;
· исключительно художественную культуру.
1.59. Гносеологические аспекты культуры входят в назначение функции:
· регулятивной;
· информативной;
· познавательной;
· коммуникативной.
1.60. Аксиологическая функция культуры:
· осуществляет обмен информацией;
· содействует накоплению опыта и знаний;
· связана с формированием системы ценностей;
· активизирует процессы межкультурной коммуникации.
1.61. Адаптивная функция культуры:
· служит для приспособления человека к окружающей среде;
· служит для изменения среды обитания в соответствии с потребностями людей;
· служит для адаптации человека в обществе;
· создает культурно-историческую память человечества
1.62. Сопоставьте направления исследования морфологи культуры
Основные направления исследования морфологии культуры | |
1. Генетическое | 1. Динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени (20%) |
2. Микродинамическое | 2. Распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени (20%) |
3. Историческое | 3. Порождение и становление культурных форм (20%) |
4. Структурно-функциональное | 4. Принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества (20%) |
5. Технологическое | 5. Динамика культурных форм в пределах жизни трёх поколений (непосредственная трансляция культурной информации) (20%) |
1.63. Соотнесите исторические модели культуры
Исторические модели культуры | |
1. Натуралистическая XVIII век | 1. Культура выступает преимущественно в форме сомнения в разумности мира и не вписывается не в какие теоретические схемы (25%) |
2. Классическая XIX век | 2. Культура выступает преимущественно в форме диалога разных культур, иррациональности жизни человека, приоритета его внутреннего мира с переживанием различных состояний (20%) |
3. Неклассическая (модернистская) XX век | 3. Культура выступает преимущественно в форме духовного состояния человека, генетически связанного с европоцентризмом и христианством (20%) |
4. Постмодернистская конец XX века | 4. Культура выступает преимущественно в форме цивилизации, критерием прогресса утверждается идея общественного блага, основанная на примате Разума (20%) |
1.64. Заполните пропуски в таблице, характеризующие основные культурологические школы 20 века и их основных представителей (выделенные жирным шрифтом будут пропущены)
Основные культурологические школы XX века и их основные представители |
Общественно-историческая школа | Натуралистическая школа | Социологическая школа | Символическая школа |
О.Шпенглер; А.Тойнби; Н.Данилевский. | З.Фрейд; К.Лоренц; Б.Малиновский. | П.Сорокин; М.Вебер; Т.Парсонс. | Э.Кассирер; К.Леви-Строс; К.Юнг. |
1.65.Предмет культурологии включает с точки зрения Л. Уайта:
· обычай;
· традиция;
· идеология;
· религия.
1.66. В историческом аспекте стал рассматривать культуру на рубеже XVIII – XIX вв.:
· Т. Гоббс;
· С. Пуфендорф;
· И.Г. Гердер;
· И. Кант.
1.67. В предметное поле культурологии в широком смысле входят:
· философия культуры;
· социология культуры;
· экология культуры;
· культуроведение.
1.68. В предметное поле культурологии в узком смысле входят:
· история культуры;
· теория художественной культуры;
· этнология;
· психология культуры.
1.69. Основными задачами культурологии являются:
· изучение изобразительных видов искусства;
· исследование развития отдельных культур;
· объяснение сущности культуры;
· музееведение.
1.70. Цели культурологии:
· установление связи между элементами культуры;
· способы производства и усвоения культурных феноменов;
· познание культурных кодов и коммуникации между ними;
· раскрытие функций культуры.
1.71. К уровням культуры относятся:
· практический;
· теоретический;
· тактический;
· эмпирический.
1.72. Культурологические знания подразделяются на виды (уровни):
· теоретический;
· практический;
· фундаментальный;
· прикладной.
1.73. К направлениям фундаментальной культурологии относятся:
· выработка общей культурной политики государства;
· культурная семантика;
· история культуры;
· психология культуры.
1.74. К направлениям прикладной культурологии относятся:
· история культурологии;
· историческая культурология;
· регуляция ценностных ориентаций общества;
· выработка нормативных культурных образцов.
1.75. Компаративный метод культурологии:
· характеризуется глобальным пониманием проблем культуры;
· исходит из понимания культуры как внебиологического знакового механизма передачи социальной наследственности;
· рассматривает культуру как универсальное свойство общества;
· требует сравнительного анализа культур или их областей.
1.76. Семиотический метод культурологии:
· исходит из понимания культуры как внебиологического знакового механизма передачи социальной наследственности;
· предполагает не столько знание, сколько понимание культурных процессов, проникновения в их сущность;
· выдвигает рассмотрение культуры как мира ценностей;
· изучает культуру как социальный институт.
1.77. Генетический метод культурологии:
· требует сравнительного анализа культур или их областей;
· рассматривает культурный феномен с точки зрения его возникновения и развития;
· рассматривает культуру как универсальное свойство общества;
· понимает культуру как специфический способ творческой человеческой деятельности.
1.78. Просветительский (гуманитарный) метод культурологии:
· рассматривает культурный феномен с точки зрения его возникновения и развития;
· выдвигает рассмотрение культуры как мира ценностей;
· понимает культуру как сферу духовной деятельности, имеющей решающее значение для общества;
· рассматривает культуру как сложную подсистему целостной социально-культурной системы.
1.79. Герменевтический метод культурологии:
· требует сравнительного анализа культур или их областей;
· рассматривает культурный феномен с точки зрения его возникновения и развития;
· понимает культуру как сферу духовной деятельности, имеющей решающее значение для общества;
· предполагает не столько знание, сколько понимание культурных процессов, проникновения в их сущность.
1.80. Аксиологический метод культурологии:
· выдвигает рассмотрение культуры как мира ценностей;
· понимает культуру как специфический способ творческой человеческой деятельности;
· рассматривает культуру как сложную подсистему целостной социально-культурной системы.
· исходит из понимания культуры как внебиологического знакового механизма передачи социальной наследственности.
1.81. Биосферный метод культурологии:
· рассматривает культурный феномен с точки зрения его возникновения и развития;
· требует сравнительного анализа культур или их областей;
· рассматривает культуру как универсальное свойство общества;
· характеризуется глобальным пониманием проблем культуры.
1.82. Социологический метод культурологии:
· предполагает не столько знание, сколько понимание культурных процессов, проникновения в их сущность;
· понимает культуру как сферу духовной деятельности, имеющей решающее значение для общества;
· изучает культуру и ее феномены как социальный институт;
· рассматривает культуру как универсальное свойство общества;
1.83. Системный метод культурологии:
· изучает культуру и ее феномены как социальный институт;
· требует сравнительного анализа культур или их областей;
· выдвигает рассмотрение культуры как мира ценностей;
· рассматривает культуру как универсальное свойство общества.
1.84. Структурно-фунциональный метод культурологии:
· рассматривает культуру как сложную подсистему целостной социально-культурной системы;
· предполагает не столько знание, сколько понимание культурных процессов, проникновения в их сущность;
· понимает культуру как специфический способ творческой человеческой деятельности.
· изучает культуру и ее феномены как социальный институт.
1.85. Первым применил исторический метод к изучению общества в эпоху Нового времени:
· С. Пуфендроф;
· Т. Гоббс;
· Дж. Вико;
· Вольтер.
1.86. Концепцию «географического детерминизма» в рамках концепций культуры эпохи Просвещения выдвинул:
· И. Гердер;
· Д. Дидро;
· Вольтер,
· Ж.Ж. Руссо.
1.87. Концепцию национального духа культуры в рамках концепций культуры эпохи Просвещения выдвинул:
· И. Гердер;
· Д. Дидро;
· Вольтер,
· Ж.Ж. Руссо.
1.88. Культура – инструмент, подготовка к исполнению нравственного долга, полагал:
· Г. Гегель;
· И. Кант;
· П. Гольбах;
· И. Фихте.
1.89. Впервые концептуально разделение культуры на материальную и духовную составляющую было сделано:
· Аристотелем;
· Дж. Бруно;
· К. Марксом;
· Л.А. Уайтом.
1.90. Укажите фундаментальные начала европейской культуры, согласно концепции Ф. Ницше:
· персефонийское;
· нептунианское;
· дионисийское;
· аполлонийское.
1.91. К иррациональным видам знания относятся:
· практическое знание;
· мифология;
· искусство;
· религия.
1.92. Соотнесите виды знания и их содержание:
1. Игровое знание | 1. Всегда конкретны, непосредственно связаны с жизнью и трудовой деятельностью человека. |
2. Мифологическое знание | 2. Ориентированы на получение объективных представлений о мире. |
3. Научное знание | 3. Познание мира осуществляется с имитативной помощью. |
4. Практическое знание | 4. Обобщены представления о мире, часто в фантастической форме. |
1.93. Концепции культуры в социальной и культурной антропологии разрабатывали:
· Г. Гегель;
· Э.Б. Тайлор;
· Б. Малиновский;
· Л.Г. Морган.
1.94. Теория культурно-исторических типов была предложена:
· О. Шпенглером;
· К. Ясперсом;
· Н.Я. Данилевским;
· А. Тойнби.
1.95. Философия жизни о культуре была сформулирована:
· А. Швейцером;
· Г. Спенсером;
· К. Марксом;
· Ф. Ницше.
1.96. Одним из ключевых положений в характеристике конкретной культуры является идея души культуры – утверждал:
· П. Сорокин;
· Ф. Ницше;
· О. Шпенглер;
· А. Тойнби.
1.97. Теория культурных суперсистем была разработана:
· П. Сорокиным;
· З. Фрейдом;
· К.Г. Юнгом;
· Э. Кассирером.
1.98. Теория «инстинктивных основ человеческой культуры» была разработана в рамках концепций культуры:
· игровой;
· символической;
· биосферной;
· этологической.
1.99. Выявите иерархическую соподчиненность пяти символических сфер, как структурных элементов культуры, согласно Э. Кассиреру:
1. Наука |
2. Язык |
3. Искусство |
4. Миф |
5. Религия |
1.99. Феноменологический подход к исследованию культуры был разработан:
· Э. Гуссерлем;
· М. Вебером;
· А. Шопенгауэром;
· Г. Риккертом.
1.100. Под «фоновым культурным знанием» понимается:
· «само собой разумеющееся» знание;
· ассоциации и символы, при помощи которых в усредненной форме идет восприятие мира;
· общеобразовательная (школьная) подготовка;
· знание, характерное для конкретных национальных культур.
1.101. Гуманистически ориентированные понимания культуры, ведущие «к более возвышенному состоянию человека», характерны для:
· Н.А. Бердяева;
· Н.Я Данилевского;
· А. Швейцера;
· Н.К. Рериха.
Блок 2
2.1. Термин «креационизм» означает:
· процесс создания мира, культуры богом;
· процесс возникновения мира как результат саморазвития;
· процесс включения индивида в культуру;
· период стагнации культурного развития.
2.2. В процессе становления человека как био-социо-культурного существа важнейшее значение имело такое изменение его физиологии, как:
· формирование асимметрии человеческого мозга;
· исчезновение волосяного покрова;
· изменение формы челюстей в результате перехода на мясную пищу;
· исчезновение когтей;
2.3. На формирование асимметрии головного мозга у предков человека не оказаловлияния:
· исчезновение волосяного покрова;
· двуногое хождение;
· освобождение передних конечностей;
· формирование различий между левой и правой рукой.
2.4. На формирование асимметрии головного мозга у предков человека не оказаловлияния:
· исчезновение когтей;
· освобождение передних конечностей;
· установление функциональных различий между передними и задними конечностями;
· формирование различий между левой и правой рукой.
2.5. Культурогенез – это:
· процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем;
· однократное событие зарождения культуры;
· процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры;
· период стагнации культурного развития.
2.6. Зачатки религиозных представлений появились:
· у неандертальцев;
· с возникновением человека современного вида;
· в первых цивилизациях (Древний Египет, Древняя Месопотамия);
· с началом антропогенеза.
2.7. На ранних стадиях культурогенез определяла (о):
· необходимость приспособления к меняющимся условиям существования;
· стремление человека к творчес
|
|