Входной контроль, применяемых материалов и изделий
Сегодня, к большому сожалению, многие исполнители работ при прямом попустительстве застройщика (заказчика) в целях снижения затрат на строительство нередко применяют низкокачественные материалы. Если это не городской или государственный заказ, а строительство за счет средств частного инвестора, то повлиять на этот процесс достаточно сложно. Качество строительной продукции оценивается по следующим признакам: а) функциональные - уровень соответствия основному назначению (выпуску заданного объема продукции высокого качества, обеспечению оптимальных санитарно-гигиенических и бытовых условий, комфортных условий жизни, отдыха и т.д.); б) технологические - сочетание эффективности технологического процесса и уровня производительности труда с себестоимостью и качеством продукции; в) конструктивные - прочность, долговечность, надежность и др.; эстетические - архитектурная выразительность внешнего облика зданий и интерьеров, тщательность и аккуратность выполнения строительно-монтажных и специальных работ, подбор источников освещения, санитарно-технического оборудования и т.д. Брак в строительстве возникает вследствие некачественных проектных разработок или отступлений от проектных решений и технических условий на производство работ, от использования недоброкачественных материалов и сборных конструкций. При входном контроле проверяют соответствие показателей качества материалов, изделий и оборудования, предназначенных для строительства объекта, требованиям стандартов, технических условий или технических свидетельств на них, указанных в проектной документации, а также в договоре подряда. Непосредственно на строительной площадке проверяют наличие и содержание сопроводительных документов поставщика (производителя), подтверждающих качество указанных материалов, изделий и оборудования. Это могут быть технические паспорта, сертификаты и другие документы.
В соответствии с действующим законодательством Москвы на все материалы и изделия в обязательном порядке должны быть гигиенические сертификаты. Строительные материалы, изделия и конструкции, применяемые при строительстве объектов городского заказа, должны иметь сертификаты соответствия. На завозимый грунт (для вертикальной планировки, засыпки пазух котлованов и др.) должно быть заключение по санитарно-экологическому и радиационному обследованию, а на грунт, используемый для работ по благоустройству и озеленению, — еще и заключение по агрохимическому обследованию. При этом сопроводительные документы должны соответствовать именно завозимым на строительную площадку материалам, изделиям и позволяли бы их идентифицировать. В отдельных случаях входной контроль материалов не ограничивается проверкой сопроводительных документов — проводятся контрольные измерения и испытания соответствующих показателей качества. Это может определяться требованиями регламентов операционного контроля качества строительно-монтажных работ или другими организационно-технологическими документами, а иногда просто невозможностью их идентификации. В любом случае для этих целей привлекаются аккредитованные строительные лаборатории и испытательные центры, аттестованные в установленном порядке органами Госстандарта (Ростехрегулирования). Исполнитель работ обязан при этом проверить соответствие применяемых ими методов контроля и испытаний требованиям, установленным стандартами или техническими условиями на контролируемую продукцию. Для объектов городского заказа в Москве законодательно установлено дополнительное требование: испытательная лаборатория, привлекаемая для работы, должна быть включена в специальный реестр.
Таким испытательным лабораториям выдается соответствующее свидетельство, подтверждающее их технологическую компетентность, с приложением перечня проводимых ими методов испытаний и контроля. Именно этот перечень, а также перечень строительных материалов, изделий и конструкций, поименованных в приложении к аттестату аккредитации, выданному строительной лаборатории в системе Госстандарта (Ростехрегулирования), определяют область тех видов испытаний, на которые исполнитель работ может привлечь по договору данную лабораторию. Причинами проведения контрольных измерений и испытаний могут быть не только отсутствие возможности идентификации завозимых материалов и изделий, но и нарушения установленных правил их складирования и хранения на строительной площадке, выявленные техническим надзором застройщика (заказчика) или органами государственного надзора. Во всех случаях только испытательная лаборатория может дать объективные характеристики конкретного материала или изделия в виде официального технического заключения. И уже на основе его в отношении материалов, изделий и оборудования, несоответствующих требованиям, может быть принято одно из трех решений, установленных законодательством: - поставщик заменяет несоответствующие материалы, изделия, оборудование соответствующими; - несоответствующие изделия дорабатывают; - несоответствующие материалы, изделия могут быть применены после обязательного согласования с застройщиком (заказчиком), проектировщиком и компетентным органом государственного контроля. Решение принимается по обоюдному согласию или в судебном порядке. Результаты входного контроля должны быть документированы. Действующими нормативными правовыми документами установлена обязательность проверки организации и проведения входного контроля. Так, технический надзор застройщика (заказчика) за строительством выполняет проверку наличия у исполнителя работ документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) на применяемые им материалы, изделия и оборудование, документированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний; контроль соблюдения исполнителем работ правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий и оборудования.
Органы государственного контроля (надзора) в ходе инспекционных проверок осуществляют контроль за полнотой, составом, своевременностью и документированием производственного контроля, в том числе и входного. Безусловно, входной контроль - одно из условий обеспечения безопасности и высокого качества строительства, безопасности и долговечности зданий и сооружений. Практика строительства убеждает нас в том, что причиной многих аварий зданий и разрушения их элементов стало низкое качество применяемых материалов и изделий, неудовлетворительное качество работ, а нередко и нарушения технологии производства строительно-монтажных работ, особенно выполняемых при низких зимних или высоких летних температурах. Там, где осуществляется системный подход в организации производственного контроля, будет и качество, и снижение производственных затрат благодаря отсутствию переделок некачественных работ. Наибольших успехов в обеспечении качества добиваются, если на строительной площадке действует специально созданный постоянный пост контроля качества, на который в том числе возложены и обязанности проведения входного контроля материалов, изделий и строительных конструкций. Операционный контроль Операционный контроль должен осуществляться при выполнении производственных операций или строительных процессов и обеспечивать своевременное выявление дефектов и причин их возникновения, а также своевременное принятие мер по их устранению и предупреждению. Операционным контролем исполнитель работ проверяет: соответствие последовательности и состава выполняемых технологических операций технологической и нормативной документации, распространяющейся на данные технологические операции; соблюдение технологических режимов, установленных технологическими картами и регламентами; соответствие показателей качества выполнения операций и их результатов требованиям проектной и технологической документации, а также распространяющейся на данные технологические операции нормативной документации. Места выполнения контрольных операций, их частота, исполнители, методы и средства измерений, формы записи результатов, порядок принятия решений при выявлении несоответствий установленным требованиям должны соответствовать требованиям проектной, технологической и нормативной документации.
Основные рабочие документы при операционном контроле качества - схемы операционного контроля, разрабатываемые в составе проектов производства работ. При операционном контроле должен проверяться: соблюдение заданной в проектах производства работ технологии выполнения строительных процессов; соответствие выполняемых работ рабочим чертежам, строительным нормам и правилам производства работ и стандартам. Операционный контроль должен выполняться производителями работ и мастерами, а самоконтроль - исполнителями работ. К операционному контролю надлежит также привлекать строительные лаборатории и геодезические службы. Основными рабочими документами при операционном контроле качества должны служить схемы операционного контроля, разрабатываемые в составе проектов производства работ. Схема операционного контроля должна содержать: эскизы конструкций с указанием допускаемых отклонений в размерах и требуемой точности измерений, а также сведения по требуемым характеристикам качества материалов; перечень операций или процессов, качество выполнения которых должен проверять производитель работ (мастер); перечень операций или процессов, контролируемых с участием строительной лаборатории и геодезической службы; перечень скрытых работ, подлежащих освидетельствованную с составление акта. Приемочный контроль
Приемочный контроль производится для проверки и оценки качества законченных строительством объектов или их частей, а также скрытых работ и отдельных ответственных конструкций. Все скрытые работы подлежат приемке с составлением актов их освидетельствования, которые должны составляться на завершенные процессы, выполненные самостоятельными подразделениями исполнителей. Отдельные ответственные конструкции по мере их готовности подлежат приемке в процессе строительства с составлением акта промежуточной приемки этих конструкций. В обязательном порядке производится, в частности, приемка фундаментов под оборудование.
Готовность фундаментов под монтаж должна быть оформлена актом, подписанным представителями заказчика, строительной и монтажной организаций. К приемо-сдаточному акту о готовности фундаментов под оборудование должен быть приложен формуляр на фундамент с указанием: проектных и фактических отметок поверхностей фундаментов; проектных и фактических основных размеров фундаментов; расположения и отметок металлических деталей и реперов, заложенных в тело фундамента, или скоб, закрепленных на конструкциях зданий, фиксирующих главные оси фундаментов; акта на освидетельствование основания под фундаменты; документации, характеризующей качество применяемых материалов и выполненных работ (журналы испытания бетона, бетонирования, акты скрытых работ на укладку арматуры и т.п.); акта на скрытые работы по виброизоляции фундаментов. Авторский надзор Авторский надзор проектных организаций за качеством строительства осуществляется совместно с технадзором заказчика и другими органами контроля качества строительства. Авторский надзор осуществляется на основании договора (распорядительного документа) и проводится, как правило, в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости - и начального периода его эксплуатации. При осуществлении авторского надзора за строительством объекта регулярно ведется журнал авторского надзора за строительством, который составляется проектировщиком и передается заказчику. Основные обязанности лица, осуществляющего авторский надзор, заключаются в проведении выборочной проверки соответствия производимых строительных и монтажных работ рабочей документации и требованиям строительных норм и правил, выборочного контроля за качеством и соблюдением технологии производства работ, связанных с обеспечением надежности, прочности, устойчивости и долговечности конструкций и монтажа технологического и инженерного оборудования, своевременном решении вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в рабочую документацию в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.101-97 "Основные требования к проектной и рабочей документации" и контроля за исполнением, информировании застройщика (заказчика) о несвоевременном и некачественном выполнении указаний специалистов, осуществляющих авторский надзор, для принятия оперативных мер по устранению выявленных отступлений от рабочей документации и нарушений требований нормативных документов. Лица, осуществляющие авторский надзор, вправе, а в случаях, предусмотренных федеральными законами или договором с застройщиком (заказчиком), обязаны участвовать в освидетельствовании скрываемых возведением последующих конструкций работ, от качества которых зависят прочность, устойчивость, надежность и долговечность возводимых зданий и сооружений, и в приемке в процессе строительства отдельных ответственных конструкций. Технический надзор Технический надзор заказчика контролирует качество строительных материалов, оборудования и выполненных строительно-монтажных работ, их соответствие проектам, сметам, СНиПу и государственным стандартам. Работники технического надзора заказчика несут ответственность за плохое качество работ, принятых от строителей, несвоевременное оформление актов на скрытые работы и систематически фиксируют в журналах работ свои замечания по качеству выполненных работ. Без подписи заказчика "К производству работ" рабочие чертежи считаются недействительными. В целях осуществления технического надзора застройщик (заказчик) может выполнять: проверку наличия у исполнителя работ документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) на применяемые им материалы, изделия и оборудование, документированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний; контроль соблюдения исполнителем работ правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий и оборудования; при выявлении нарушений этих правил представитель технадзора может запретить применение неправильно складированных и хранящихся материалов; контроль соответствия выполняемого исполнителем работ операционного контроля указанным требованиям; контроль наличия и правильности ведения исполнителем работ исполнительной документации, в том числе оценку достоверности геодезических исполнительных схем выполненных конструкций с выборочным контролем точности положения элементов; контроль за устранением дефектов в проектной документации, выявленных в процессе строительства, документированный возврат дефектной документации проектировщику, контроль и документированная приемка исправленной документации, передача ее исполнителю работ; контроль исполнения исполнителем работ предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления; контроль соответствия объемов и сроков выполнения работ условиям договора и календарному плану строительства; оценку (совместно с исполнителем работ) соответствия выполненных работ, конструкций, участков инженерных сетей, подписание двухсторонних актов, подтверждающих соответствие; контроль за выполнением исполнителем работ требования о недопустимости выполнения последующих работ до подписания указанных актов; заключительную оценку (совместно с исполнителем работ) соответствия законченного строительством объекта требованиям законодательства, проектной и нормативной документации. Для осуществления технического надзора застройщик (заказчик), при необходимости, может сформировать службу технического надзора, обеспечив ее проектной и необходимой нормативной документацией, а также контрольно-измерительными приборами и инструментами.
1.7 Государственный строительный надзор
В соответствии со ст.54 ГрК РФ и Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, а также при их капитальном ремонте, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов и проектная документация таких объектов подлежит государственной экспертизе либо проектная документация таких объектов является типовой проектной документацией или ее модификацией. В предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. В случае отсутствия технических регламентов в предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям строительных норм и правил, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, правил безопасности, государственных стандартов, других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, являются: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации - при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - проверки). Проверке подлежит соблюдение: а) при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования; б) при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения; в) при капитальном ремонте - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования. В соответствии с частью 7 ст.54 ГрК РФ, не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора. Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительных объектов. Статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ устанавливает качественно иной порядок ввода объекта в эксплуатацию в отличие от порядка, предусматриваемого подзаконными нормативными актами. Прежде всего, исключен порядок приемки объектов государственными приемочными комиссиями. Кроме того, предусмотрен единый порядок ввода объекта в эксплуатацию независимо от особенностей отдельных видов объектов. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|