Изменение статуса стандартов
Занятие № 6 Тема 1.5. Средства стандартизации Реальные условия функционирования российской экономики и интегрирование в мировую экономику потребовали принятия ФЗ «О техническом регулировании», устанавливающего государственное регулирование в области определения, подтверждения соответствия и государственного надзора обязательных требований, а также иных требований, на добровольной основе, позволяющих повысить уровень безопасности и качество продукции, обеспечивающих ее экологическую безопасность и конкурентоспособность. Таким образом, просматривается двухуровневая модель технического регулирования, которая предполагает наличие двух основных средствам стандартизации, используемым на территории РФ: • технических регламентов, имеющих статус законодательного документа, содержащего требования, обязательные к исполнению; • национальных стандартов - добровольно применяемых документов, содействующих соблюдению требований технических регламентов, являющихся доказательной базой при их реализации. Принцип добровольного использования стандарта, прежде всего, означает добровольность его выбора субъектом хозяйственной деятельности. Но выбранный стандарт может предусматривать его обязательное выполнение (в целом или отдельных разделов) в случае, если этот документ: • конкретизирует общие требования технического регламента (закона, директивы); • включен в контракт, между субъектами хозяйственной деятельности, который имеет ссылку на стандарт. Регламент Документ в котором содержатся обязательные правовые нормы, а поэтому это обязывающий документ, обязательный для всех, кто пользуется этим регламентом.
Разновидностью регламента является технический регламент, который содержит обязательные технические требования к объекту стандартизации. Регламентные требования заложены или в регламенте на конкретное изделие, или дается ссылка на пункты конкретного стандарта или ТУ, которые являются обязательным регламентом для данной продукции. Пример: 1. Компьютерный класс (гост), но есть и стандарт на установку оборудования (ссылка на санитарные нормы) 2. Регламент подготовки вакцин для населения 3. Технический регламент на проверку ВДВ 4. Технический регламент предстартовой подготовки ракеты Для гарантии качества проверяемой и выпускаемой продукции технические регламенты дополняются всевозможными методическими документами (правила испытания изделия, правила приемки). Согласно руководства международного комитета по стандартизации (18О/МЭК) стандарты подразделяются: 1. Основополагающие стандарты, которые содержат общие положения для определения области деятельности и служат базой для создания других стандартов (ЕСКД "Основные положения, термины, определения" ГОСТ 2.101-78 - он является базой для других стандартов). В каждой области деятельности человека разрабатываются свои основополагающие стандарты, которые являются базой для обеспечения качества продукции этой отрасли. 2. Терминологические стандарты. Объектом стандартизации и разъяснения являются термины, понятия и их толкование 3. Стандарты на методы испытания изделий (климатические условия) 4. Стандарты на продукцию (игрушка для ребенка до 1 года) 5. Стандарты на услуги и процессы (оборудование парикмахерских, санитарно-гигиенические требования) 6. Стандарты на совместимость различных процессов, продуктов, технологий (химические реактивы) 7. Стандарты с открытыми значениями (стандарты, в которых обязательная часть прописана, а параметры изделия определяет потребитель, которые имеет право оговаривать в договоре поставки).
В зависимости от сферы действия в нашей стране и за рубежом различакп стандарты разного статуса: международные, региональные, национальные. К международным стандартам относятся стандарты Международной организации по стандартизации - ИСО, Международной электротехнической промышленности - МЭК, Международный союз электросвязи - МСЭ, Европейска* экономическая комиссия - ЕЭК ООН, Международный союз по атомной энергии -МАГАТЕ. Международные стандарты не являются обязательными, однако, в условия* острой конкуренции изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены обеспечивать соответствие своеЁ продукции требованиям международных стандартов. Нормативные документы регионального уровня представлены документами ЕС, СНГ и др. В рамках ЕС действует техническое законодательство, представленное постановлениями и директивами Совета ЕС, а также евростандартами. Стандарть: СНГ - это региональные стандарты - ГОСТы, существующие как категория нормативных документов с 1992 г. К нормативным документам по стандартизации в России согласно закону «О техническом регулировании» относятся: - национальные стандарты; - общероссийские классификаторы технико-экономической информации; - нормы, правила и рекомендации по стандартизации; - стандарты организаций. Национальные стандарты и общероссийские классификаторы представляю! собой национальную систему стандартизации. Изменение статуса стандартов Наиболее существенным различием между отечественной и международной практикой стандартизации являлся статус стандартов. В большинстве развитых стран стандарты применяются на добровольной основе, тогда как в России требования целого ряда государственных стандартов были обязательны. С вступлением в силу Федерального закона «О техническом регулировании» это различие было устранено - применение стандартов стало добровольным. Изменение статуса стандартов требует пересмотра основополагающих стандартов национальной системы стандартизации. Обязательное соблюдение национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 г. Сохраняется (до принятия соответствующих технических регламентов) в части:
• защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и необходимости госконтроля (госнадзора) за их соблюдением. Не допускается принятие и применение стандартов, противоречащих техническим регламентам. При соблюдении любого стандарта, удовлетворяющего нормам Закона о техническом регулировании, обеспечивается выполнение соответствующих требований технических регламентов. Стандарта, не обеспечивающие выполнения норм технического регламента, не соответствуют предъявляемым к стандартам требованиям о техническом регулировании, а потому не могут применяться на территории РФ. Таим образом, перечни национальных стандартов, которые могут применяться для соблюдения технических регламентов, носят не нормативный и тем более не правовой, а исключительно информационный характер. Национальные стандарты разрабатываются любым лицом и утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с процедурой. Перевод ранее действовавших стандартов в статус национальных по процедуре аналогичен принятию новых национальных стандартов. Поскольку национальные стандарты не могут противоречить техническим регламентам, их принятие возможно только после принятия технических регламентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|