Художественно-публицистические жанры
Общая характеристика жанров журналистики: понятие жанра, жанровые признаки, классификация жанров печатной журналистики. Определение жанра. Любой текст реален в виде жанра. Как отмечал М.Бахтин, произведение, или высказывание, реально лишь в форме определенного жанра. Иначе высказывание становится аморфным и безадресным. Произведение реально только в условиях конкретной коммуникативной ситуации. Нельзя написать письмо в стиле статистического отчета.
Под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками (А.А.Тертычный).
М.Бахтин: "Каждый жанр способен овладеть лишь определенными сторонами действительности, ему принадлежат определенные принципы отбора, определенные формы видения и понимания этой действительности, определенные степени широты охвата и глубины произведений».
Жанровые признаки Жанрообразующими являются содержательные признаки жанра: предмет, способ и цель высказывания, а также позиция автора. В соответствии с ними оформляются и внешние особенности построения текста (формальные признаки). Основными признаками жанровой формы является композиция, объем и особенности интонационно-речевого построения, или стиля.
Жанровые границы и понятие жанрового ядра Согласно современной теории, «жанр, как категория, основывается не только на "чистоте", но и на взаимоисключаемости, или "обогащении" (т.е. соединяемости). А.Н.Тепляшина. Л.Е.Кройчик: Текст выполняет свою задачу только в том случае, если опирается на доминирующие в нем жанровые признаки, позволяя автору достичь поставленных целей: а) дать оперативную информацию о происходящем; б) осуществить необходимый анализ описываемого процесса – выявить причинно-следственные связи, породившие данную ситуацию; в) создать понятийно-образную картину происходящего. Взаимодействие этих целей в пределах текста дает в конечном счете возможность почувствовать его жанровые пределы.
Три основных типа публицистических текстов Говоря о жанровом пространстве журналистики, Е.Прохоров выделяет три ее родовых группы, соответствующие трем способам отображения реальности: фактографическая журналистика, аналитическая и наглядно-образная. Соответственно выделяют информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. В информационных жанрах ведущим способом является фактографическое (описание факта) отображение, в аналитических - логико-понятийное осмысление фактов, в художественно-публицистических - эмоционально-образная оценка человека, события или проблемы. Информационные жанры призваны прежде всего информировать, аналитические и художественно-публицистические - оценивать.
Все предлагаемые сегодня классификации так или иначе связаны с этим делением жанров по способу отображения реальности.
Жанр/ Жанровый признак | Предмет (Что?) |
Способ изображения (Как?) |
Цель высказывания (Для чего?) | Позиция автора | Объем и композиция |
Особенности стиля | |||||||||||||
Информационные жанры | |||||||||||||||||||
Информационная заметка | Новое событие | Фактографический, четкое и краткое сообщение в констатирующем ключе | Сообщение | Автор а тексте отсутствует (без Я) Автор не указывается | Жесткая - 12- 15 строк. Мягкая до -100. Перевернутая пирамида: основное сообщение (Что, где, когда); объяснительный материал; возвращение к главному. | Четкость, ясность. Фрагментарно используется срытая оценка (выбор факта, заголовок, эпитеты, цитаты, образные средства)
| |||||||||||||
Репортаж | Новое событие | Воспроизведение хода события, репортажная картинка | Вызвать эмоциональную реакцию:сочувствие, негодование. | Автор – участник или наблюдатель события. Есть подпись автора | Объем разный. Вступление (что, где, когда). Основная часть: как, ход действия. В конце – краткий вывод | Динамика, эмоциональность. Активно используются приемы скрытой оценки | |||||||||||||
Отчет | Новое локальное событие, предполагающее множество участников и действий (конференция, саммит, заседание) | Перечисление отдельных событий в рамках общего | Сообщение | Автор в тексте отсутствует | Разный. Сообщение о событии (Что, где, когда); последовательное сообщение о содержании программы; краткое резюме. | Четкость, ясность. Скупо используются приемы скрытой оценки | |||||||||||||
Интервью | Компетентное мнение - участника или эксперта нового актуального события | Воспроизведение беседы в вопросно-ответной форме | Сообщить о компетентном мнении и создать портрет интервьюируемого | Задает вопросы, (возможен комментарий и пересказ), выбирает материал | Может быть очень большим Вступление: с кем, о чем Основная часть: вопросы и ответы. В конце: итоговый вопрос. | Разговорность. Сохраняются особенности речи собеседника. | |||||||||||||
Аналитические жанры | |||||||||||||||||||
Корреспонденция | Новое событие | Оперативный комментарий | Сообщить и дать первоначальную оценку | Автор представлен от 3-го лица. | 150 строк. Постановка проблемы (событие или тезис); показ+комментарий; краткий вывод | Четкость, динамика и логичность. Для совмещения показа и комментария используются приемы скрытой оценки. | |||||||||||||
Колонка | Новые подробности известного события | Оперативный комментарий, основанный на детализации | Изменить сложившееся представление о событии | Автор всегда от 1-го лица. Оценка подчеркнуто субъективная, одна из многих. | 1-2 колонки на полосе. Комментарийный повод; детализация (причины, следствия, проявления); сопоставление мнений; краткий вывод (комментарии излишни). | Определяются авторским стилем (жесткий и мягкий вариант комментария). Возможно использование прямых эмоциональных и образных оценок. | |||||||||||||
Статья | Новая проблемная ситуация
| Всесторонний анализ, четкая и подробная аргументация | Поставить проблему и сориентировать читателя | Автор представлен от 3-го лица или как обобщенное Мы | Объемный текст. Постановка проблемы и ее оценка во введении, основная часть - аргументация, вывод – подведение итога размышлений+ прогноз. | Четкость и логичность. Активно используются средства демонстрации читателю хода своей мыли, обращения, имитация диалога.
| |||||||||||||
Обозрение | Новая общественная тенденция на основе неожиданного сопоставления известных фактов | Комментированное выстраивание цепочки событий и фактов. | Прогноз дальнейшего развития выявленной тенденции | Автор представлен от 3-го лица | Объемный текст. Во введении – общая характеристика тенденции (часто информационный повод+тезис), основная часть – панорама фактов и комментарий к ним, заключение – вывод. | Больше авторских оценок: прямых и образных, нежели в статье. Однако по-прежнему главный критерий в отборе речевых средств – четкость и ясность в изложении аргументации | |||||||||||||
Рецензия | Новое произведение (кино, литература, музыка, телевидение, живопись и т.д.) | Характеристика произведения (комментированный перессказ) | Дать оперативную оценку нового произведения | От 3-го лица | Мини-рецензия и гранд-рецензия Во введении – сообщение о произведении и его общая оценка, в основной части – характеристика; заключение – авторское резюме, рекомендации читателю. | Логичность и ясность аргументации. Большая свобода авторских оценок, нежели в статье. | |||||||||||||
Художественно-публицистические жанры | |||||||||||||||||||
Очерк | Нравственно-психологическое наполнение публицистического факта или проблемы | Эпический образ, образ целого. | Заставить сопереживать | Открытая, нередко от первого лица | Описание места, времени, героя действия; основная часть – последовательность событий и впечатлений (прямая и смещенная хронология), в заключении – прямой комментарий или яркий эпизод. | Использует все многообразие выразительных средств публицистического стиля. | |||||||||||||
Комедийные жанры (фельетон, памфлет) | Несоответствие в человеке или явлении.
| Комедийный образ | Насмешка, осмеяние, разоблачение. | Автор скрыт за маской | Ассоциативный зачин (анекдот, цитата, случай из жизни), основная часть – ассоциативная или фабульная, заключение – ироничный комментарий или резюмирующий эпизод. | Разговорность и экспрессивность речи (парадокс, оксюморон, антитеза, ирония, литота, гипербола). | |||||||||||||
Эссе | Опыт осмысления человека, явления, проблемы | Создание эссемы (сплав образа и мысли) | Вписать тему в определенный социокультурный контекст, предложить вариант отношения к ней | Образ автора в центре рассуждения, подчеркнуто индивидуальный. | Введение – заявка темы, нередко ассоциативная (эпизод из жизни, впечатление и т.д.), основная часть - ассоциативный переход от темы к теме с использованием контраста и аналогии, заключение – возвращение к основной теме, нередко в образном варианте (акцент на ключевой детали). | Многослойная стилистика (средства разговорного стиля, научного, художественного) при ведущей роли публицистики. Большая авторская свобода в выборе выразительных средств. | |||||||||||||
|
|