Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественно-публицистические жанры

Общая характеристика жанров журналистики: понятие жанра, жанровые признаки, классификация жанров печатной журналистики.

Определение жанра.

Любой текст реален в виде жанра. Как отмечал М.Бахтин, произведение, или высказывание, реально лишь в форме определенного жанра. Иначе высказывание становится аморфным и безадресным. Произведение реально только в условиях конкретной коммуникативной ситуации. Нельзя написать письмо в стиле статистического отчета.

 

Под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками (А.А.Тертычный).

 

М.Бахтин: "Каждый жанр способен овладеть лишь определенными сторонами действительности, ему принадлежат определенные принципы отбора, определенные формы видения и понимания этой действительности, определенные степени широты охвата и глубины произведений».

 

Жанровые признаки

Жанрообразующими являются содержательные признаки жанра: предмет, способ и цель высказывания, а также позиция автора. В соответствии с ними оформляются и внешние особенности построения текста (формальные признаки). Основными признаками жанровой формы является композиция, объем и особенности интонационно-речевого построения, или стиля.

 

Жанровые границы и понятие жанрового ядра

Согласно современной теории, «жанр, как категория, основывается не только на "чистоте", но и на взаимоисключаемости, или "обогащении" (т.е. соединяемости). А.Н.Тепляшина.

Л.Е.Кройчик:

Текст выполняет свою задачу только в том случае, если опирается на доминирующие в нем жанровые признаки, позволяя автору достичь поставленных целей: а) дать оперативную информацию о происходящем; б) осуществить необходимый анализ описываемого процесса – выявить причинно-следственные связи, породившие данную ситуацию; в) создать понятийно-образную картину происходящего. Взаимодействие этих целей в пределах текста дает в конечном счете возможность почувствовать его жанровые пределы.

 

Три основных типа публицистических текстов

Говоря о жанровом пространстве журналистики, Е.Прохоров выделяет три ее родовых группы, соответствующие трем способам отображения реальности: фактографическая журналистика, аналитическая и наглядно-образная. Соответственно выделяют информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры.

В информационных жанрах ведущим способом является фактографическое (описание факта) отображение, в аналитических - логико-понятийное осмысление фактов, в художественно-публицистических - эмоционально-образная оценка человека, события или проблемы. Информационные жанры призваны прежде всего информировать, аналитические и художественно-публицистические - оценивать.

 

Все предлагаемые сегодня классификации так или иначе связаны с этим делением жанров по способу отображения реальности.

 

Жанр/ Жанровый признак

Предмет (Что?)

Способ изображения (Как?)

Цель высказывания (Для чего?)

Позиция автора Объем и композиция

Особенности стиля

Информационные жанры

Информационная заметка

Новое событие

Фактографический, четкое и краткое сообщение в констатирующем ключе Сообщение

Автор а тексте отсутствует

(без Я)

Автор не указывается

Жесткая - 12- 15 строк. Мягкая до -100. Перевернутая пирамида: основное сообщение (Что, где, когда); объяснительный материал; возвращение к главному.

Четкость, ясность.

Фрагментарно используется срытая оценка (выбор факта, заголовок, эпитеты, цитаты, образные средства)

Репортаж

Новое событие

Воспроизведение хода события, репортажная картинка Вызвать эмоциональную реакцию:сочувствие, негодование.

Автор – участник или наблюдатель события.

Есть подпись автора

Объем разный. Вступление (что, где, когда). Основная часть: как, ход действия. В конце – краткий вывод

Динамика, эмоциональность.

Активно используются приемы скрытой оценки

Отчет

Новое локальное событие, предполагающее множество участников и действий (конференция, саммит, заседание)

Перечисление отдельных событий в рамках общего Сообщение

Автор в тексте отсутствует

Разный. Сообщение о событии (Что, где, когда); последовательное сообщение о содержании программы; краткое резюме.

Четкость, ясность. Скупо используются приемы скрытой оценки

Интервью

Компетентное мнение - участника или эксперта нового актуального события

Воспроизведение беседы в вопросно-ответной форме Сообщить о компетентном мнении и создать портрет интервьюируемого

Задает вопросы, (возможен комментарий и пересказ), выбирает материал

Может быть очень большим Вступление: с кем, о чем Основная часть: вопросы и ответы. В конце: итоговый вопрос.

Разговорность.

Сохраняются особенности речи собеседника.

Аналитические жанры

Корреспонденция

Новое событие

Оперативный комментарий Сообщить и дать первоначальную оценку

Автор представлен от 3-го лица.

150 строк. Постановка проблемы (событие или тезис); показ+комментарий; краткий вывод

Четкость, динамика и логичность.

Для совмещения показа и комментария используются приемы скрытой оценки.

Колонка

Новые подробности известного события

Оперативный комментарий, основанный на детализации Изменить сложившееся представление о событии

Автор всегда от 1-го лица. Оценка подчеркнуто субъективная, одна из многих.

1-2 колонки на полосе. Комментарийный повод; детализация (причины, следствия, проявления); сопоставление мнений; краткий вывод (комментарии излишни).

Определяются авторским стилем (жесткий и мягкий вариант комментария). Возможно использование прямых эмоциональных и образных оценок.

Статья

Новая проблемная ситуация

Всесторонний анализ, четкая и подробная аргументация Поставить проблему и сориентировать читателя

Автор представлен от 3-го лица или как обобщенное Мы

Объемный текст. Постановка проблемы и ее оценка во введении, основная часть - аргументация, вывод – подведение итога размышлений+ прогноз.

Четкость и логичность. Активно используются средства демонстрации читателю хода своей мыли, обращения, имитация диалога.

 

Обозрение

Новая общественная тенденция на основе неожиданного сопоставления известных фактов

Комментированное выстраивание цепочки событий и фактов. Прогноз дальнейшего развития выявленной тенденции

Автор представлен от 3-го лица

Объемный текст. Во введении – общая характеристика тенденции (часто информационный повод+тезис), основная часть – панорама фактов и комментарий к ним, заключение – вывод.

Больше авторских оценок: прямых и образных, нежели в статье. Однако по-прежнему главный критерий в отборе речевых средств – четкость и ясность в изложении аргументации

Рецензия

Новое произведение (кино, литература, музыка, телевидение, живопись и т.д.)

Характеристика произведения (комментированный перессказ) Дать оперативную оценку нового произведения

От 3-го лица

Мини-рецензия и гранд-рецензия Во введении – сообщение о произведении и его общая оценка, в основной части – характеристика; заключение – авторское резюме, рекомендации читателю.

Логичность и ясность аргументации. Большая свобода авторских оценок, нежели в статье.

Художественно-публицистические жанры

Очерк

Нравственно-психологическое наполнение публицистического факта или проблемы

Эпический образ, образ целого.

Заставить сопереживать

Открытая, нередко от первого лица

Описание места, времени, героя действия; основная часть – последовательность событий и впечатлений (прямая и смещенная хронология), в заключении – прямой комментарий или яркий эпизод.

Использует все многообразие выразительных средств публицистического стиля. 
Комедийные жанры (фельетон, памфлет)

Несоответствие в человеке или явлении.

Комедийный образ

Насмешка, осмеяние, разоблачение.

Автор скрыт за маской

Ассоциативный зачин (анекдот, цитата, случай из жизни), основная часть – ассоциативная или фабульная, заключение – ироничный комментарий или резюмирующий эпизод.

Разговорность и экспрессивность речи (парадокс, оксюморон, антитеза, ирония, литота, гипербола).
Эссе

Опыт осмысления человека, явления, проблемы

Создание эссемы (сплав образа и мысли)

Вписать тему в определенный социокультурный контекст, предложить вариант отношения к ней

Образ автора в центре рассуждения, подчеркнуто индивидуальный.

Введение – заявка темы, нередко ассоциативная (эпизод из жизни, впечатление и т.д.), основная часть - ассоциативный переход от темы к теме с использованием контраста и аналогии, заключение – возвращение к основной теме, нередко в образном варианте (акцент на ключевой детали).

Многослойная стилистика (средства разговорного стиля, научного, художественного) при ведущей роли публицистики. Большая авторская свобода в выборе выразительных средств.
                         

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...