Реформа собственности в Республике Беларусь: особенности, проблемы и пути их решения
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В Республике Беларусь как и в большинстве стран бывшего СССР доминирующее значение имеет государственная форма собственности. Однако на протяжении всего периода независимого существования в стране предпринимались попытки увеличения доли частной собственности в структуре национальной экономики. Республика Беларусь официально начала приватизацию еще в 1991 году. Большинство сделок осуществлялись между 1994 и 1996 гг. Основными целями данной программы были компании в сфере розничной торговли и общественного питания (рестораны или бары), сельского хозяйства, легкой промышленности, строительства и убыточные предприятия всех секторов экономики, за исключением тех, приватизация которых была запрещена (рисунок 3.1). Между 1991 и 1996 г. в процесс были вовлечены 526 предприятий. Большинство из них были преобразованы в акционерные общества с использованием системы ваучеров, посредством которой каждый гражданин получил ваучер, который можно было обменять на акции в приватизированных государственных предприятиях, тогда как аукционы или торги использовались применительно к предприятиям, находящимся в коллективной собственности, мелким предприятиям торговли или предприятиям, оказывающим потребительские услуги. 2202 акционерных общества были реформированы с использованием данного метода. Однако в одной третьей части реформированных компаний правительство сохранило 50% собственности и больше, что существенно уменьшало степень приватизации [15]. Между 1996 и 2009 гг. масштабы и темп приватизации значительно снизились, во многом по причине недостатка заинтересованности со стороны инвесторов. Более того, до 2002 г. в данном процессе не было никакого реального иностранного участия. Оно было ограничено продажей сельскохозяйственного предприятия приблизительно за 210 миллионов долларов США. Однако, на протяжении последних шести лет иностранное участие возросло, хотя и сосредоточилось на немногочисленных активах. Примеры включают в себя продажу за 500 миллионов долларов США остающихся в государственной собственности акций компании «МЦС» компании «SB Telecom», соглашение с Россией на сумму 2,5 миллиарда долларов США по «Белтрансгазу» и продажу компании «БеСТ» компании «Turkcell» за 500 миллионов долларов США.
Существует ряд факторов, стоявших за недостатком заинтересованности со стороны инвесторов в прошлой приватизации. На первом месте-то, что многие активы, выставляемые на продажу, представляли собой убыточные государственные предприятия, не являющиеся привлекательными ни для белорусских, ни для иностранных инвесторов. Во-вторых, правительство ввело мораторий на куплю и продажу ваучеров в начале приватизации, что оказало отрицательное воздействие на темпы выкупа ваучеров. В результате правительство продлевало «срок использования» ваучеров пять раз. К 2003 г., через пять лет после начала реализации программы, около 47% ваучеров не подверглись обмену на акции, что соответствовало задолженности правительства на сумму 400 миллионов долларов США или 12% годового бюджета. Это – важный показатель, поскольку по закону неиспользованные ваучеры можно было обменять на наличные деньги по номинальной стоимости в конце программы приватизации (в настоящее время ваучеры можно обменять только после 30 июня 2010 г.). В конечном счете, наличные деньги в конце инициативы приватизации стали более привлекательными, чем не поддающиеся реализации акции неконкурентоспособных государственных предприятий. Наконец, международные агентства, оценивающие процесс, пришли к заключению, что методологии оценки не хватало прозрачности и объективности. В этом отношении первичная критика заключалась в том, что Фонд государственного имущества, который наблюдал за оценкой активов, создал конфликт интересов.
В 2008–2009 гг. правительство начало новую и расширенную программу приватизации и обязалось приватизировать более привлекательные активы прозрачным и открытым образом. Оно также приняло решение о постепенной отмене моратория на продажу ваучеров и ясной нацеленности на ПИИ. Постановление Совета Министров №1021 2008 г. подтвердило, что 519 предприятий подлежат приватизации в период между 2008 и 2010 гг. Этот перечень включает в себя предприятия, работающие в легкой промышленности, деревообработке, строительстве, машиностроении и металлургии. Впервые приватизация распространилась на активы, которые раньше считались стратегическими, такие, как Минский автомобильный завод. Однако методология оценки остается неизменной, несмотря на то, что Фонд государственного имущества гарантирует, что оценка будет проводиться сертифицированными специалистами с использованием международных стандартов. Система охраны и управления интеллектуальной собственности (ИС) в Беларуси является относительно молодой. Однако за несколько лет, прошедших с момента ее создания, Беларусь стремилась к установлению правовых условий для эффективной защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности [21]. Конституция Республики Беларусь гарантирует свободу художественного, научного, технического творчества и защиту прав изобретателей, создателей интеллектуальной собственности и правообладателей. Она также признает интеллектуальный потенциал нации как определяющий фактор в социальноэкономическом развитии страны Беларусь является участницей 17 международных соглашений под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), включая Парижскую конвенцию (промышленная собственность), Договор о патентной кооперации (патенты), Бернскую конвенцию (авторское право), Соглашение ВОИС об авторских правах, Римскую конвенцию (смежные права), Договор о выступлениях и фонограммах ВОИС и Мадридский договор (Международная регистрация марок).
Национальное законодательство по интеллектуальной собственности включает нормативные и правовые акты, разработанные в сотрудничестве с ВОИС, и учитывает международные стандарты в этой области, включая требования TRIP. Оно состоит из Гражданского кодекса Беларуси, который определяет объекты прав интеллектуальной собственности (статья 980), а также специальных законодательных актов, включая Закон об авторском праве и смежных правах (с изменениями 1998 года), Закон о патентах на изобретения, полезные модели и промышленные образцы (с изменениями 2004 года), Закон о товарных знаках и знаках обслуживания (с изменениями 2000 и 2006 года), Закон о географических указаниях (с изменениями, 2004), Закон о патентах на сорта растений (с изменениями 2004 года) и Закон о правовой охране топологии интегральных микросхем (с изменениями 2004 года). Наконец, Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях предусматривают уголовную и административную ответственность за нарушение патентов, авторского права и смежных прав. Реализация политики правительства в области интеллектуальной собственности находится под ответственностью Государственного комитета по науке и технологиям. Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС) функционирует в подчинении Комитету как национальное управление по интеллектуальной собственности, ответственное за регистрацию патентных и лицензионных соглашений, концессионных договоров и иных соглашений в области ИС65. НЦИС также участвует в досудебном 65 Контракты на передачу технологий не подвергаются тщательной проверке, и единственным требованием является регистрация лицензионных соглашений урегулировании любых споров, относящихся к интеллектуальной собственности, тогда как судебное регулирование осуществляется судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда. Координационным органом, обеспечивающим сотрудничество всех министерств и иных государственных ведомств в области защиты ИС и принудительного исполнения, является Государственный комитет по защите прав ИС и контролю за нарушениями ИС при Совете Министров.
Ответственность за реализацию государственной политики в области интеллектуальной собственности возложена на Государственный комитет по науке и технологиям. Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС), находящийся в подчинении у Комитета, является национальным офисом по интеллектуальной собственности, ответственным за регистрацию патентных и лицензионных соглашений, концессионных договоров и иных соглашений в области ИС66. Апелляционный комитет НЦИС также участвует в досудебном урегулировании любых споров, относящихся к интеллектуальной собственности, тогда как судебное урегулирование осуществляется Судом по вопросам промышленной собственности при Верховном суде. Координационным органом, обеспечивающим сотрудничество всех министерств и иных государственных ведомств в области защиты ИС и принудительного исполнения, является Государственная комиссия по защите прав интеллектуальной собственности и контроля за нарушениями прав интеллектуальнойсобственности. Материальные авторские права, касающиеся произведений в области науки, литературы и искусства предоставляются автору пожизненно и на 50 лет после смерти автора. Патенты на изобретения действительны в течение 20 лет с возможным продлением на 5 лет. Товарные знаки выдаются сроком на 10 лет с возможностью повторных продлений на 10 лет каждое. Восстановимые полезные модели действуют в течение 5 лет с возможным продлением дополнительно на 3 года, тогда как патенты на промышленные образцы выдаются на 10 лет с возможным продлением на 5 лет. По требованию владельца патента нарушение исключительных прав должно быть прекращено, и нарушитель обязан компенсировать владельцу патента понесенные убытки, в соответствии с Законодательством. По мнению представителей органов власти, ключевая проблема, касающаяся охраны прав интеллектуальной собственности в Беларуси, заключается в том, чтобы поднять осознание важности охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности в пределах страны, поскольку большинство белорусских управляющих и деловых представителей имеют недостаточное знание о коммерческом использовании интеллектуальной собственности. Для решения данного вопроса с помощью ВОИС в рамках НЦИС в 2004 году был организован центр обучения интеллектуальной собственности. До настоящего времени Центр обеспечил обучение более чем 7000 специалистов. В этом отношении может оказаться полезным иметь коммерческих судей, обученных также различным проблемам интеллектуальной собственности.
Наконец, основное законодательство по интеллектуальной собственности находится в настоящее время в стадии рассмотрения. Цель заключается в том, чтобы обеспечить его гармонизацию с российским законодательством и полное соответствие с положениями ВТО, относящимися к интеллектуальной собственности, с точки зрения планируемого присоединения страны к ВТО. В соответствии с Совместным планом Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь на 2010 г. в текущем году предусмотрено провести комплекс мероприятий по совершенствованию отношений собственности в стране: 1) Определение порядка предоставления недвижимого имущества в безвозмездное пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест; 2) Совершенствование законодательства по вопросам приватизации государственного имущества; 3) Установление возможности: – продажи акций, находящихся в государственной собственности, на аукционе с применением метода понижения первоначальной цены после нерезультативных аукционов (по аналогии с продажей недвижимости); – продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности с отсрочкой платежа; – передачи в доверительное управление иностранным инвесторам акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации; 4) Подготовка предложений по каждому предприятию о необходимости реформирования на основе разгосударствления и приватизации; 5) Оптимизация объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации; 6) Расширение реализации программ приватизации на базе дополнительных предложений по расширению перечня организаций, пакеты акций которых (в том числе контрольные), принадлежащие государству, могут быть реализованы на определяемых государством условиях в период до 2013 г. и вовлечению в хозяйственный (биржевой) оборот акций приватизированных предприятий; 7) Реализация на практике принципов частно-государственного партнерства путем участия государства в создании инфраструктуры, а также в практической реализации инвестиционных проектов через уполномоченные организации и др. Таким образом несмотря на то, что в Республике Беларусь как и в большинстве стран бывшего СССР доминирующее значение имеет государственная форма собственности, на протяжении всего периода независимого существования в стране предпринимались попытки увеличения доли частной собственности в структуре национальной экономики. Приватизация в стране официально началась в 1991 году, но большинство сделок осуществлялись между 1994 и 1996 гг. Первая стадия приватизации была малоэффективной, в первую очередь по причине того, что большинство активов, выставляемых на продажу, представляли собой убыточные государственные предприятия, не являющихся привлекательными ни для белорусских, ни для иностранных инвесторов. В 2008–2009 гг. правительство начало новую и расширенную программу приватизации и обязалось приватизировать более привлекательные активы прозрачным и открытым образом. Система охраны и управления интеллектуальной собственности (ИС) в Беларуси является относительно молодой. Однако за несколько лет, прошедших с момента ее создания, Беларусь стремилась к установлению правовых условий для эффективной защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности. В соответствии с Совместным планом Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь на 2010 г. в текущем году предусмотрено провести комплекс мероприятий по совершенствованию отношений собственности в стране.
Заключение На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Собственность как экономическая категория выражает отношения между людьми по поводу присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления. Отношения собственности есть объективно-субъективные отношения, где объектом выступают материальные условия производства и жизни человека (средства производства и рабочая сила), а также результаты производства (материальные блага и услуги), а субъектами – человек, товарищества, ассоциации, трудовые коллективы, представители государства, работники государственного аппарата. Собственность – это целое, а ее элементами (частями целого) являются владение, пользование и распоряжение. Основная задача теории прав собственности, как она формулируется самими западными экономистами, состоит в анализе взаимодействия между экономическими и правовыми системами. Права собственности понимаются как санкционированные поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. На основе анализа зарубежного опыта можно заключить, что частная собственность лежит в основе товарного производства и рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую свободу, независимость экономического поведения и экономическую ответственность производителя. Несмотря на снижение ее удельного веса, роль индивидуальной частной собственности по-прежнему велика, особенно в сфере услуг. В современных условиях наряду с индивидуальной частной собственностью активное развитие получила акционерная собственность Основной вклад в развитие современной экономики западных стран вносят крупные частные акционерные корпорации. По поводу конкурентоспособности государственных предприятий оценки расходятся. Чаще встречаются аргументы об их неэффективности. Уровень прибыльности у них обычно ниже, чем у частных корпораций одного и того же масштаба, а это объясняют незаинтересованностью работающих, а также бюрократизацией управления. Несмотря на то, что в Республике Беларусь как и в большинстве стран бывшего СССР доминирующее значение имеет государственная форма собственности, на протяжении всего периода независимого существования в стране предпринимались попытки увеличения доли частной собственности в структуре национальной экономики. Приватизация в стране официально началась в 1991 году, но большинство сделок осуществлялись между 1994 и 1996 гг. Первая стадия приватизации была малоэффективной, в первую очередь по причине того, что большинство активов, выставляемых на продажу, представляли собой убыточные государственные предприятия, не являющихся привлекательными ни для белорусских, ни для иностранных инвесторов. В 2008–2009 гг. правительство начало новую и расширенную программу приватизации и обязалось приватизировать более привлекательные активы прозрачным и открытым образом. Система охраны и управления интеллектуальной собственности (ИС) в Беларуси является относительно молодой. Однако за несколько лет, прошедших с момента ее создания, Беларусь стремилась к установлению правовых условий для эффективной защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности. В соответствии с Совместным планом Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь на 2010 г. в текущем году предусмотрено провести комплекс мероприятий по совершенствованию отношений собственности в стране.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|