Проблемы развития туристской индустрии Казахстана
Основными поставщиками туристских услуг являются туристские организации, которые представлены туристскими организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на право осуществления туристской деятельности. В таблице 4 представлены данные о количестве туристских фирм Казахстана в разрезе областей и крупных городов за период 2002-2006 года.
Таблица 4 Количество туристских фирм Казахстана, единиц (данные Агентства по статистике Республики Казахстан)
Из данных приведенных в таблице 4, следует, что в 2003 году в Казахстане было официально зарегистрировано 713 туристических фирм и организаций, большинство из которых (553) действуют в Алматы. В 2004 году в стране функционировали около 750 туристских компаний, которые сотрудничали с 80 странами мира. И лишь около 20% из них оказывали услуги по привлечению туристов в страну и по внутреннему туризму. Остальные компании работали исключительно в сфере выездного туризма. Чтобы изменить ситуацию, государство создало благоприятные условия для развития въездного и внутреннего туризма. В частности, туроператоры, занимающиеся этими направлениями, освобождены от уплаты НДС.
В 2005 году основными поставщиками туристских услуг являлись 846 туристских организаций и 30 индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на право осуществления туристской деятельности. Наибольшее количество действующих туристских фирм и предприятий гостиничного хозяйства находилось в г.Алматы (605), Восточно-Казахстанской (124), Карагандинской (122), Алматинской (71) областях и г.Астане (79). В 2006 году в Казахстане работали уже около 1000 туристских организаций, имеющих зарубежных партнеров в более чем 80 странах мира. По состоянию на 01.01.2006 года на рынке туристских услуг Казахстана работает около 3,2 тыс. человек, 1,5 тыс. профессиональных гидов и экскурсоводов. 98,3% всех организаций туристского рынка представлены малыми предприятиями (численность работающих в них до 50 человек). Средние предприятия с численностью персонала до 250 человек составляют 1,3%, а крупные – 0,4%. Большинство туристских организаций составляют малые и средние предприятия, которые во многих странах мира являются эффективным генератором экономического роста, основанного на инновациях. Наряду с вышеуказанными на национальном туристском рынке осуществляют деятельность 37 туристских организаций с иностранным участием. Основу туристических компаний составляют малые предприятия с численностью до 50 человек (93%), 6% – средние организации (от 51 до 250 человек). Крупных туристических организаций только восемь. Среди них можно назвать такие, как Kazakhstan Travel International, Central Asian Corporation, «Отрар Авиа», ТОО «Турагентство Шелковый путь» и др.
Туристические фирмы, функционирующие на территории Казахстана, характеризуются тем, что предоставляют довольно широкий спектр услуг. Основными туристическими услугами, которые предоставляют данные компании, являются: - резервирование и продажа авиабилетов; - резервирование гостиниц и транспорта; - размещение и встреча туристов; - оказание услуг по оформлению загранпаспортов, виз, страховых полисов; - услуги гида-переводчика; - организация туров и поездок - предоставление транспортного и экскурсионного обслуживания с помощью своих ресурсов, а также с помощью зарубежных партнеров. - оказание прочих услуг. Из перечисленного выше понятно, что турфирма формирует туристический пакет из услуг предприятий различных отраслей. Предприятия участвующие в формировании турпакета, образуют инфраструктуру туризма. Отличительной чертой казахстанского туристского продукта является сезонность его характера, что требует принятия определенных мер и развития альтернативных видов туризма в несезон. Инфраструктура, соответствующая вышеуказанным сегментам, имеет определенные требования. Это должны быть простые, относительно недорогие некрупные (в пределах 25-100 мест) объекты размещения (стационарные и временные), расположенные на туристских маршрутах в экологически чистых местах, рассчитанные на пребывание клиентов на одном месте в течение 2-3 дней. Инфраструктура туризма в Казахстане представлена совокупностью средств размещения, транспортных средств, объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения. Таким образом, основополагающими элементами инфраструктуры являются: - транспортная индустрия (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный транспорт); - гостиничная индустрия (гостиницы, специализированные средства размещения); - индустрия питания (рестораны, кафе, бары, столовые и другие предприятия по поставке готовой пищи); - индустрия развлечений (парки, театры, цирки, музеи и др.). Каждый элемент инфраструктуры туристической отрасли Казахстана имеет свои специфические особенности. Так, например, в связи с географическим положением, в Казахстане наиболее развитым является автомобильный транспорт. Менее развитыми являются - водный и железнодорожный транспорт, хотя, наибольшее количество туристов прибывают в Казахстан железнодорожным транспортом.
Очевидно, что отрасль туризма предполагает параллельное развитие всех элементов и взаимных связей социально-экономического комплекса. При таком условии достигается максимальная эффективность. Кроме того, наряду с основными сегментами функционируют дополнительные, предоставляющие сопутствующие услуги, такие как, банковские и финансовые, информационные, услуги страхования и услуги связи и др. Туристские перевозки являются одним из важнейших элементов туристской индустрии. Перевозки туристов в Республике Казахстан осуществляются воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом. Подавляющее число туристских компаний Казахстана предоставляют услуги как по отправке граждан Республики Казахстан, так и на прием иностранных граждан из ближнего и дальнего зарубежья и по внутреннему туризму. Сегодня Казахстан имеет авиасообщение со всеми странами мира. Международные полеты наряду с отечественными авиакомпаниями осуществляют ведущие международные авиаперевозчики. Важнейшей составляющей турпродукта является транспорт. Ведущая роль в транспортном обслуживании потребностей Республики, стабильно принадлежит железнодорожному, воздушному, автомобильному транспорту, обеспечивающему основной объем перевозок грузов и пассажиров как внутри республиканском, так и в межгосударственном сообщении. В последние годы реальные перспективы развития в транспортном комплексе Республике получил морской транспорт, обеспечивающий Казахстану альтернативные возможности выхода на мировой рынок. Основной объем транзитных перевозок на территории Республики Казахстан осуществляется иностранными автомобилями, в том числе 20% транзитных грузопотоков автомобилями из третьих стран. Транзитные воздушные маршруты Казахстана являются выгодными для иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты между Европой и Юго-Восточной Азией, так как позволяют значительно сократит, протяженность маршрутов. Имеющийся спрос на использование воздушного транспорта Казахстана требует совершенствования технических средств.
В водном транспорте, основной транзитный грузопоток идет через порт Актау. Железные дороги в Республики Казахстан, в силу своей обширной территории и экспортно-сырьевой направленности большинства крупных предприятий имеют стратегическое значение для всей отечественной экономики. В обозримом будущем сохранится влияния стоимости услуг железнодорожного транспорта на конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках. При этом будет усиливаться конкуренция со стороны других видов транспорта, и в первую очередь автомобильного. Железнодорожная сеть наиболее развита в северной части Казахстана, где проходят магистрали бывшей общесоюзной системы Восток-Запад. На остальной территории Республики, сеть не достаточна развита и сформирована, на это выделено с бюджетного фонда. Транспортная сеть позволяет связать функционирующие на определенной территории объекты экономики, транспорт, внедренный в транспортную сеть, определяет доступность использования туристских зон. Таким образом, транспорт способствует развитию туризма в регионах, но в то же время на долю транспорта приходится до 70% химического и до 90% шумового загрязнения среды, что несомненно наносит вред экологии. В таблице 5 приведены темпы изменения пассажирооборота по разным видам казахстанского транспорта за период с 2003-2006 года.
Таблица 5 Динамика роста пассажирских перевозок за 2003 – 2006 гг. (данные Агентства по статистике Республики Казахстан)
Как видно из таблицы в 2006 году по сравнению с 2003 годом в республике значительно увеличился пассажирский поток на всех направлениях за исключением речного транспорта. Здесь произошли изменения в сторону регресса, что в очередной раз подтверждает необходимость в модернизации транспортных перевозок речным транспортом и усилении туристских программ с использованием данного вида транспорта.
Улучшение ситуации с остальными видами транспорта свидетельствует о повышении интереса казахстанского гражданина к отрасли туризма. Самый большой процент прироста показателей показан на направлении железнодорожных путей. Это свидетельствует об укреплении Национального перевозчика «Казахстан Темир Жолы» на рынке оказания транспортных туристских перевозок. На втором месте автомобильный транспорт, что обусловлено увеличением частных извозчиков в лице малых предприятий осуществляющих транспортные туры в основном на территории стран СНГ и отчасти в странах Европы. В качестве средства доставки туристов в Казахстан главную роль играет авиасообщение. Поэтому чрезвычайно важным вопросом является развитие и усиление позиций на рынке национального авиаперевозчика. Необходима нейтрализация эффекта падения конкурентоспособности национальных авиалиний путем открытия рейсов по аналогичным маршрутам. Учитывая обширность территории республики, большое значение имеет надежное автобусное сообщение и железнодорожный транспорт, так как туристы-индивидуалы, которые составляют большую часть указанных сегментов рынка, предпочитают самостоятельное передвижение на автобусах и поездах. Внутриконтинентальное положение Казахстана, удаленность от морских путей и международных транспортных артерий создают серьезные проблемы для его экономического развития. Инфраструктура Казахстана до сих пор, в основном, ориентирована на обслуживание экономики СНГ: здесь все еще отсутствует нефтепровод, соединяющий основные месторождения на западе Казахстана с крупными нефтеперерабатывающими заводами на северо-востоке и юге республики. Казахстан используется как промежуточная зона для большого потока природного газа из республик Средней Азии в Россию, а свой природный газ без какой-либо переработки переправляет также в Россию. Поэтому сейчас главной задачей для Казахстана стала необходимость совершенствования внутри республиканских связей. Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования на территории республики достигает 14,5 тыс. км, общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (также общего пользования) - 82 тыс. км, авиационных трасс (в пределах республики) - 108 тыс. км, внутренних судоходных путей на реках - 4 тыс. км. Однако основным видом транспорта, как для перевозки грузов, так и пассажиров (в том числе на международных сообщениях) остается автомобильный транспорт, что в условиях Казахстана является не совсем удобным средством передвижения. На долю железнодорожного транспорта приходится лишь 13% отправленных грузов и менее 20% перевозки пассажиров по междугородным сообщениям. Доля авиации и речного транспорта совсем ничтожна в перевозках грузов, а в отправлении пассажиров занимают менее 4% от общего объема пассажироперевозок. Казахстан сейчас имеет связь всеми видами современного транспорта (по железным и автомобильным дорогам, авиатранспортом) с Китаем и практически может перевозить грузы стран Европы и Азии в любую точку Китая, стран Юго-Восточной Азии. Открыто морское сообщение с Ираном, смешанное (железнодорожно- автомобильное) с Турцией. В мае 1996 года открыта недлинная рельсовая ветка к сети железных дорог Ирана до границ Туркменистана. Сегодня международные авиалинии Казахстана позволяют осуществить полеты в Германию, Индию, Объединенные Арабские Эмираты, Турцию, Италию, Республику Корея, Венгрию, Израиль, Китай, Таиланд. Авиаперевозки осуществляются национальным перевозчиком "Эйр-Казахстан" и другими авиакомпаниями, работающими на внутреннем и международном рынках. Большинство туристов предпочитает в плане сервиса и надежности услуги иностранных перевозчиков, что влечет за собой снижение пассажиропотока на авиарейсах, совершаемых отечественными перевозчиками. К тому же, высокая стоимость авиабилетов увеличивает стоимость турпродукта Казахстана и, соответственно, снижает его конкурентоспособность на международном рынке. Одной из проблем все еще остается необходимость продолжения совершенствования нормативной базы, детализирующей производственную деятельность службы авиационной безопасности аэропортов, проведения технического переоборудования аэропортов, не имеющих достаточных объемов перевозок, а также ужесточения требований административного законодательства по обеспечению авиационной безопасности. Большинство казахстанских аэропортов, в том числе допущенных к обслуживанию международных авиаперевозок, не отвечают международным нормам и требованиям. В настоящее время только аэропорты городов Астана, Алматы, Актобе, Атырау и Караганды имеют соответствующие категории, в связи с чем, Комитет гражданской авиации вынужден принимать меры по ограничению запрашиваемых разрешений, как зарубежных авиакомпаний, так и местных авиакомпаний. Особую озабоченность вызывает оснащение аэропортов Казахстана спецтехникой для обслуживания воздушных судов, пассажиров, багажа и грузов. В настоящее время аэропорты Республики Казахстан в основном оснащены спецтехникой и оборудованием выпуска 1970-80 годов, которые морально и физически изношены и предназначены, в основном для обслуживания самолетов советского производства. Таким образом, развитие туризма напрямую связано с развитием транспортной инфраструктуры. В нашу страну туристы прибывают в основном воздушным транспортом. В целях внутреннего туризма используется чаще автодорожный транспорт. Ежегодно пополняется перечень дорог республиканского значения, среди которых дороги, ведущие к крупным туристским объектам. Основными факторами увеличения объемов въездного и внутреннего туризма являются развитие разветвленной транспортной сети и расширение географии всех видов пассажирских перевозок. Следующим основополагающим элементом инфраструктуры туризма является гостиничное хозяйство. Гостиничное хозяйство является главным составляющим туристской индустрии, без которой невозможно развитие отрасли. Индустрия гостеприимства выступает одной из важнейших отраслей экономики в большинстве стран мира, поскольку она является одной из наиболее высокодоходных. Все государства проявляют большую заинтересованность в развитии этой отрасли. Гостиничная индустрия представлена такими средствами размещения, как гостиницы, мотели, придорожные и пляжные гостиницы, а также специализированные средства размещения. Специализированные средства размещения представляют собой заведения, которые помимо представления размещения, выполняют какую-нибудь специализированную функцию. Например, оздоровительные заведения или конгресс-центры. В сфере въездного и внутреннего туризма гостиничный сервис включает в себя целый комплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, определяющим перспективы развития туризма в Казахстане, конкурентоспособного в мировой системе туристского бизнеса. Туристские услуги, в том числе и в рамках гостиничного обслуживания, отнесены к социально-культурным услугам. Они строятся на принципах современного гостеприимства, что повышает их роль в развитии отечественного туризма, а также ставит определённые задачи в системе подготовки кадров для туристско-гостиничного сервиса. Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодёжные хотели и общежития, апартаменты, туристские приюты, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов. Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах и в других средствах размещения за вознаграждение. Наиболее привлекательные и значимые объекты показа расположены на юге республики в населенных пунктах, известных как первые оседлые поселения Казахстана: Туркестан, Отрар, Баба-ата, Испиджап (Сайрам), Тараз, Мерке, Талхиз (Талгар), Койлык (Талдыкорган). По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в 2006 году на территории Республики Казахстан было 515 туристских объектов, в том числе: гостиниц – 385, кемпингов – 7, санаториев – 36, санаториев – профилакториев – 15, профилакториев – 12, лечебно – профилактических центров – 5, пансионатов – 4, зон отдыха – 29, домов отдыха – 27, туристских баз – 24, оздоровительных лагерей – 35, горно-лыжных баз – 4, гостевых домов – 13, охотничьих домов – 9, центров детско-юношеского туризма – 1, оздоровительных комплексов – 7, музеев – 6, мавзолеев – 2, государственных предприятий по туризму – 1, прочих (клубы, городки ремесленников) - 5. Из действовавших в 2006 году 385 гостиниц и прочих мест размещения 340 имели частную форму собственности, 22 принадлежали государству и 23 находились в собственности других государств. В стране действуют 78 трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, остальные гостиницы относятся к другим категориям. В специализированных объектах размещения: в 106 санаториях, пансионатах, санаториях-профилакториях – в 2006 году лечебно-оздоровительными услугами воспользовались 257,4 тыс. человек, в 13 домах и базах отдыха, пансионатах – отдохнули 32686 человек. К наиболее популярным лечебницам относятся: «Сары-Агаш» (ЮКО), «Арасан - Капал» (Алматинская область), «Моялды», «Баянаул» (Павлодарская область), «Жанакорган» (Кызылординская область), Щучинско-Боровская зона (Акмолинская область), «Каспий» (Мангистауская область) и другие. Однако материальная база объектов размещения, включая гостиницы, пансионаты, дома и базы отдыха, а также санаторно-курортные учреждения, характеризуется высокой степенью морального и физического износа. Сервис на уровне международных стандартов могут обеспечить лишь отдельные высококлассные отели в Алматы: 5-звездочные гостиницы «Риджент Алматы» и «Хайят Ридженси», Интеротель «Достык», 3-звездочные отели «Астана» и «Премьер Алатау», высокогорный VIP-Отель «Кумбель», расположенный в одном из живописнейших ущелий – Алмаарасан, а также 5-звездочный отель Астаны – «Астана-Интерконтиненталь», Таким образом, Казахстан не выглядит привлекательным в глазах иностранных граждан как место проведения отпуска, что связано с рядом объективных причин. Во-первых, это информационный «голод»: хотя в стране есть множество уникальных и красивейших мест, они не пользуются популярностью у иностранных туристов из-за того, что о них просто не знают. Во-вторых, в стране слабо развита индустрия отдыха. Безусловно, гарантии на рынке туристических услуг не существует. Даже у самых опытных туристических агентств быть непредвиденные обстоятельства из-за нарушения обязательств авиакомпаниями, гостиницами или просто из-за заболевшего водителя автобуса, не встретившего рейс. Однако все эти сложности, с которыми сталкиваются туристические агентства, с лихвой окупятся, если наладить грамотную, профессиональную работу. Агентством по статистике Республики Казахстан в 2006 году было проведено конъюнктурное исследование «Обследование деловой активности туристских организаций». Одним из методов сбора статистических данных является опрос руководителей действующих туристских фирм Республики Казахстан. По результатам опроса большинство руководителей (71%) оценили экономическую ситуацию в своей организации как удовлетворительную, 20% – как хорошую, 9% отметили экономическую ситуацию как плохую. При этом 41% руководителей отметили улучшение экономической ситуации на своем предприятии во II квартале 2006 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Только 10% руководителей отметили ухудшение экономической ситуации на своем предприятии. Менее трети респондентов (30%) сообщили о неизменности объемов реализации услуг во втором квартале 2006 года по сравнению с I кварталом, каждый второй (50%) – об увеличении и 20% – об уменьшении. Это свидетельствует о стабильности в сфере предоставления туристических услуг и даже о некотором увеличении рынка, поскольку более половины участников рынка заявили об увеличении объема предоставляемых услуг. Большинство руководителей туристических фирм полагают, что основным фактором, ограничивающим рост объема услуг, является увеличение конкуренции на рынке. Это подтверждают данные экспертного опроса о количестве туристических агентств в республике. Из других внешних факторов наибольшее число опрашиваемых (27%) указали на снижение покупательского спроса. Эта ситуация, скорее всего, связана с тем, что резко возросли цены на авиабилеты, в связи с чем часть потребителей предпочла «переждать» это повышение. 18% руководителей сообщили, что ограничений для роста объемов услуг нет. Большинство руководителей туристических агентств оценивают уровень конкуренции на рынке как высокий. По мнению 68% руководителей туристических фирм, основным фактором, усиливающим конкуренцию, является проникновение на рынки услуг новых туристических организаций. 37% опрошенных полагают, что конкуренция в отрасли увеличивается в связи с агрессивной рекламной компанией ряда туристических агентств. Кроме того, большая часть руководителей положительно оценивает перспективы развития туризма в краткосрочный период. Так, 50% предпринимателей полагают, что доходы от реализации туристических услуг увеличатся, и только 7%, что доходы от продажи услуг уменьшатся. Очевидно, что для развития въездного туризма в стране необходимо приложить усилия не только самим туристическим агентствам, но и решать эту проблему на государственном уровне, так как развитие въездного туризма благоприятно отразится не только на государственной казне, но и на формировании общего положительного имиджа страны в глазах мировой общественности. На состояние туристской деятельности в республике оказывает влияние низкий уровень развития туристской инфраструктуры (гостиницы, кемпинги, туристские базы, дороги, автотранспорт, туристские маршруты). При этом для развития инфраструктуры отрасли необходимо ее системное инвестирование. Несмотря на то, что туризм признан приоритетной отраслью для инвестирования, не созданы условия, стимулирующие приток в отрасль частных инвестиций, в том числе из-за рубежа. Отсутствует система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынке. К причинам неразвитости туристской инфраструктуры можно отнести не только объективные экономические трудности, но и несовершенное налоговое и туристское законодательство, в частности, полное отсутствие необходимых для контроля за развитием отрасли и соблюдением прав потребителя государственных стандартов. Большинство туристских фирм являются турагентами зарубежных туристских компаний, этим и объясняется преобладание числа граждан Казахстана выезжающих на отдых за рубеж, над количеством иностранных граждан посещающих Казахстан. При этом крайне слабо организованна работа казахстанских туристских предприятий по профилактике, инструктированию, разъяснению существующих норм законодательства, правил поведения, принятых в странах посещения, что зачастую приводит к факту нарушения некоторыми туристами законов страны пребывания. Среди других проблемных вопросов в туристкой отрасли нужно отметить такие как: - преобладание малых туристических фирм, не имеющих кадровых и материально-технических ресурсов, не способствует развитию инвестиционных вложений в отрасль туризма; - неразвитость транспортной инфраструктуры. Малое количество как регулярных, так и чартерных зарубежных авиарейсов. Развитие туризма ограничивается высокими транспортными издержками. Отсутствуют специализированные автотранспортные предприятия для туристской деятельности. Также не создана система электронного бронирования и планирования поездок; - несоответствие статистического учета международным стандартам и отсутствие комплексного объективного учета экономического эффекта от туристской деятельности; - несоответствие мировым стандартам системы современного образования и подготовки квалифицированных кадров для туристской индустрии; - слабый уровень финансирования развития туризма в регионах и др. Большинство экспертов уверено, что Казахстан далеко не полностью использует свои возможности по развитию туризма, а между тем обширный международный опыт показывает, что индустрия туризма является одной из самых перспективных отраслей экономики страны. Рост туризма должен произойти преимущественно за счет появления новых посещаемых территорий, поскольку традиционные районы мирового туристического рынка уже достигли предела рекреационной емкости. В связи с этим Казахстан имеет уникальную возможность занять свою нишу на мировом туристском рынке. Туризм в целом оказывает три положительных эффекта на экономику государства: обеспечивает приток иностранной валюты, оказывает положительное влияние на такие экономические показатели, как платежный баланс и совокупный экспорт, и помогает увеличить занятость населения. По оценкам ВТО и Всемирного совета туризма и путешествий, на каждое рабочее место, создаваемое в индустрии туризма, приходится от пяти до девяти рабочих мест, появляющихся в других отраслях. Туризм прямо или косвенно влияет на развитие 32 отраслей экономики и способствует развитию инфраструктуры страны. В Казахстане удалось преодолеть негативную тенденцию, связанную с падением показателей туристической отрасли в 1998-2000 годах. На сегодняшний день туристическая отрасль развивается стабильными темпами. В республике происходит увеличение доли внутреннего туризма. В настоящее время туристическая отрасль в мире в целом переживает непростые времена, связанные с нестабильной политической ситуацией и усилением терроризма, однако можно утверждать, что этот спад носит временный характер. Туризм реально претендует на то, чтобы стать третьей по доходности индустриальной отраслью в Казахстане. Сегодня, по оценкам экспертов, одним из основных сдерживающих факторов развития туризма является отсутствие в Казахстане необходимой инфраструктуры. Таким образом, проведенный анализ позволил нам выявить ряд проблем в туристской отрасли республики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|