Выбор темы исследования и формулирование названия исследовательской работы
Анализ названий работ, поступающих на конференции и конкурсы, позволяет утверждать, что правильно сформулированное название темы исследования организует всю последовательность этапов работы. Самым трудным, и практически не описанным в литературе, этапом учебно-исследовательской деятельности является выбор темы. Нет смысла рассматривать случай, когда педагог предлагает учащимся выбрать из готового списка уже утвержденные названия тем. При таком подходе теряется главная мотивационная составляющая исследователя — осознание личной причастности ученика к самому первому этапу исследования, при этом теряется возможность сказать себе и другим «мне было интересно и потому я придумал…». Итак, выбору темы исследования предшествует наиболее творческий этап сотрудничества педагога и ученика — выявление, активизация и фиксация любопытства и интереса ученика к проблеме. Возможно обозначить этот этап как предметное раскрытие исследовательских способностей ученика. Актуализация исследовательских способностей технологически не решаемый этап, здесь всё зависит от способностей и таланта педагога. Однако, эффективным, хотя и не универсальным средством является создание условий для смелых и открытых дискуссий в малых группах. Практика показывает, что отдельные ученики раскрывают свои исследовательские способности только при индивидуальном общении, они как бы стесняются своих познавательных интересов и способностей. Ложная потребность «быть как все» часто становится преградой в развитии индивидуальных исследовательских способностей. Индивидуальный контакт с руководителем, прямо или косвенно связанный с выбором темы исследования, может помочь избавиться от такой ложной скромности.
Собственно выбор темы исследования состоит из двух этапов: первый — мыслительный процесс, изложение отдельных мыслей, дискуссия на бытовом уровне, рассмотрение привычных аналогий и т.д. и второй — вербализация (выражение в виде культурно оформленного текста — описания на языке научных терминов) темы, цели и задач будущего исследования. Умение формулировать свои мысли является обязательным условием формирования культуры исследования. Наша принципиальная позиция заключается в том, что многочисленные этапы, следующие за активизацией любопытства и выбором темы исследования являются педагогически технологичными, причем каждый последующий этап наследует и повышает технологичность предшествующего. Наиболее легко (в плане трансляции методики) описывается этап изложения (вложения) результатов проведенного исследования в рамки правил публикации, презентации, выступления. Основные этапы учебно-исследовательской деятельности по сравнению с традиционной «самостоятельной» работой учащихся.
Принципиальная содержательная сложность направления деятельности. При выполнении исследовательской работы на всех её этапах учащийся должен адекватно понимать сущность проблемы, постепенно усваивать научный язык изложения, становиться для других учащихся признанным экспертом в данной проблеме. Недопустимо завышать содержательную сложность исследования, такая ошибка неизбежно приведет к потере образовательной ценности творческой деятельности. Условие содержательной сложности прямо связано с возрастом учащихся, а также со степенью специализированности образовательного учреждения.
Увлекательность направления деятельности. Именно этот параметр коренным образом различает учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность. Легко декларировать, что «любая тема будет интересна, если правильно организовать процесс, учащийся и педагог будут работать не формально, а с максимальной отдачей и т.д.». Однако учебное исследование не должно сводиться к многократной и многодневной постановке одного и того же эксперимента для достижения статистически достоверного и научно необходимого результата. Затухание познавательного азарта превратит увлекательный процесс в скучную повинность. Эта ошибка в большей степени свойственна высшей школе (чем средней), руководитель (часто из самых благих побуждений) нагружает студента трудоемкой исполнительской работой, искренне считая, что анализ результатов экспериментальной и практической работы это исключительно функция «старших товарищей».
Прогнозируемая результативность. Этот параметр различает учебное исследование от собственно исследования. В этом обязательном условии на первый взгляд заложено противоречие. С одной стороны исследование теряет свой дефинитивный смысл, а именно, если результат деятельности не предсказуем (другими словами, руководитель работы заранее точно не знает определенно правильного ответа, как это должно быть на уроке или самостоятельной работе), то отсутствует прогнозируемая результативность. С другой стороны, опытный руководитель всегда представляет пределы погрешности результатов учебного исследования. Действительно, хотя и обидно, проблематика исследовательских работ учащихся не может касаться «первого рубежа науки»; сделать открытие очень трудно, и это прекрасно известно профессиональным ученым. Прекрасной задачей учебно-исследовательской работы является выявление в конкретно локализованном объекте исследования некого содержания, предсказуемого из знания известных законов. Именно поэтому изучение объектов природы всегда будет неисчерпаемо актуальной задачей. В полной мере, такое условие касается исследовательских работ, выполняемых в гуманитарном направлении.
Реалистичность в выборе методов исследования. Неверно, что успешность и результативность исследования целиком зависит от материальной и методической базы учреждения, взявшего на вооружение технологию учебно-исследовательской деятельности. Возможно и целесообразно применение методов, основанных на хорошо известных правилах и законах. Образовательных эффект от проведенного исследования зависит, в первую очередь, от полноты понимания сущности примененного метода, от понимания объективных границ его использования. Применение относительно простых методов и методик позволяет формировать комплект контрольных экспериментов, выявляющих объективность получаемых результатов. Практический опыт показывает, что использование готовых тестов без знания механизма их действия, негативно влияет на образовательный результат. Надо понимать, что прибор является инструментом в руках исследователя, а не исследователь транслирует и озвучивает показания умного прибора. Безопасность для учащегося. Этот параметр понятен «из здравого смысла» и, возможно, не требует теоретического осмысления, однако обычная безопасность не ограничивается правилами пожарной, приборной, электротехнической и химической безопасности. Например, международные правила ограничивают исследовательскую (а также любую учебную) деятельность учащихся до 17 лет в проведении любых медицинских экспериментов с теплокровными животными. Выбор и последующая конкретизация темы исследования предполагает несколько этапов, на которых область рассмотрения сужается, выводятся за его рамки лишние, подчас очень интересные, аспекты. Ведь для того, чтобы достичь конкретного результата, человеку всегда нужно выбрать узкую область, в которой он будет двигаться, ограничить круг своей активности. Расхожим стереотипом являются рассказы о том, что «такой-то талантливый человек ничего большого не достиг, потому что разбрасывался». Т. е. вместо того, чтобы целенаправленно совершенствоваться в игре на скрипке — осваивал и фортепиано, и тромбон, и арфу… Вместо того, чтобы сконцентрироваться на изучении шумеров, интересовался и достиг энциклопедических знаний по истории древних Индии, Китая, ацтеков, инков… И не стал великим знатоком какого-то одного предмета. Также и в исследовательской деятельности школьников — нужно ограничить предмет работы до такой степени, чтобы ребенок мог сделать в ней что-то самостоятельно и получить собственные результаты. Сутью исследовательской деятельности является самостоятельная работа школьника с «первоисточниками», «свидетельствами» — самим им собранными экспериментальными данными, образцами, пробами, оригинальными текстами, архивными материалами и др. Объем работы с первоисточниками должен быть таков, чтобы учащийся мог их объять одним взглядом, удержать в памяти, понять, осмыслить. В выполнении этих условий заключается смысл выбора тематики и объема исследовательской работы. Это относится и к рефератам — его тему необходимо сузить до такой степени, чтобы ученик мог сам прочитать рекомендованную руководителем литературу по избранному вопросу и выбрать интересующие его сведения по этой теме.
Ниже приведен алгоритм сужения темы работы при последовательном определении целей, задач, объекта, предмета, методов.
Этот алгоритм является хорошим тренировочным заданием при отработке с учащимися структуры исследовательской работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|