Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор темы исследования и формулирование названия исследовательской работы

Анализ названий работ, поступающих на конференции и конкурсы, позволяет утверждать, что правильно сформулированное название темы исследования организует всю последовательность этапов работы.

Самым трудным, и практически не описанным в литературе, этапом учебно-исследовательской деятельности является выбор темы. Нет смысла рассматривать случай, когда педагог предлагает учащимся выбрать из готового списка уже утвержденные названия тем. При таком подходе теряется главная мотивационная составляющая исследователя — осознание личной причастности ученика к самому первому этапу исследования, при этом теряется возможность сказать себе и другим «мне было интересно и потому я придумал…».

Итак, выбору темы исследования предшествует наиболее творческий этап сотрудничества педагога и ученика — выявление, активизация и фиксация любопытства и интереса ученика к проблеме. Возможно обозначить этот этап как предметное раскрытие исследовательских способностей ученика. Актуализация исследовательских способностей технологически не решаемый этап, здесь всё зависит от способностей и таланта педагога. Однако, эффективным, хотя и не универсальным средством является создание условий для смелых и открытых дискуссий в малых группах. Практика показывает, что отдельные ученики раскрывают свои исследовательские способности только при индивидуальном общении, они как бы стесняются своих познавательных интересов и способностей. Ложная потребность «быть как все» часто становится преградой в развитии индивидуальных исследовательских способностей. Индивидуальный контакт с руководителем, прямо или косвенно связанный с выбором темы исследования, может помочь избавиться от такой ложной скромности.

Собственно выбор темы исследования состоит из двух этапов: первый — мыслительный процесс, изложение отдельных мыслей, дискуссия на бытовом уровне, рассмотрение привычных аналогий и т.д. и второй — вербализация (выражение в виде культурно оформленного текста — описания на языке научных терминов) темы, цели и задач будущего исследования. Умение формулировать свои мысли является обязательным условием формирования культуры исследования.

Наша принципиальная позиция заключается в том, что многочисленные этапы, следующие за активизацией любопытства и выбором темы исследования являются педагогически технологичными, причем каждый последующий этап наследует и повышает технологичность предшествующего. Наиболее легко (в плане трансляции методики) описывается этап изложения (вложения) результатов проведенного исследования в рамки правил публикации, презентации, выступления.

Основные этапы учебно-исследовательской деятельности по сравнению с традиционной «самостоятельной» работой учащихся.

Учебная исследовательская Учебная «самостоятельная»
1. Актуализация исследовательских способностей (потребностей) учащихся. Проводится в форме дискуссий в малых группах или индивидуально. Организационно оформляется как отдельный этап деятельности. 1. Предлагается учащимся в виде готового списка тем. Не требует организации отдельного этапа организационной и учебной деятельности.
2. Выбор и формулирование темы исследования. Проводится в виде семинара или игры в малых группах 2. Выполняется индивидуально учащимся и контролируется (утверждается) педагогом
3. Просмотр интересной литературы по темам, имеющим отношение к будущему исследованию. Рассказ (и дискуссия) в малых группах. Организационно оформляется как отдельный этап деятельности. 3. Написание реферата (законченного литературного обзора) по теме исследования. Оценка реферата преподавателем. Организационно оформляется как отдельный этап деятельности.
4. Примерное формулирование цели, задач, рабочей гипотезы и методической базы исследования. Проведение консультаций. Этапная вербализация плана исследований. Консультации. 4-5.Овладение методами исследования по готовым разработкам. Знакомство с эталонной работой по заданной теме. Допуск к лабораторной (экспериментальной) работе.
5. Просмотр литературы, касающийся методики эксперимента (наблюдения). Уточнение цели, задач и гипотезы. Проблемные выступления в малых группах
6. Проведение эксперимента (наблюдение, отбор образцов и камеральная обработка и т.д. Разнообразные формы, определяемые спецификой темы исследования 6. Проведение эксперимента на основе выполнения действий, предписанных методической разработкой. Сверка промежуточных результатов с эталонными. Корректировка действий по эталону.
7. Первичный анализ результатов. Привлечение дополнительного литературного материала. Консультации. Изложение материала после интерпретации. «Внутренний» доклад — предзащита. 7. Подготовка отчета по выполненной работе с помощью заданного методического материала. Зачет по выполненной работе.
8. Обобщение результатов. Подготовка материала к публикации, презентации, выступлению. 8. «Пересдача» работы, в случае незачета или неудовлетворительной оценки.

Принципиальная содержательная сложность направления деятельности. При выполнении исследовательской работы на всех её этапах учащийся должен адекватно понимать сущность проблемы, постепенно усваивать научный язык изложения, становиться для других учащихся признанным экспертом в данной проблеме. Недопустимо завышать содержательную сложность исследования, такая ошибка неизбежно приведет к потере образовательной ценности творческой деятельности. Условие содержательной сложности прямо связано с возрастом учащихся, а также со степенью специализированности образовательного учреждения.

Увлекательность направления деятельности. Именно этот параметр коренным образом различает учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность. Легко декларировать, что «любая тема будет интересна, если правильно организовать процесс, учащийся и педагог будут работать не формально, а с максимальной отдачей и т.д.». Однако учебное исследование не должно сводиться к многократной и многодневной постановке одного и того же эксперимента для достижения статистически достоверного и научно необходимого результата. Затухание познавательного азарта превратит увлекательный процесс в скучную повинность. Эта ошибка в большей степени свойственна высшей школе (чем средней), руководитель (часто из самых благих побуждений) нагружает студента трудоемкой исполнительской работой, искренне считая, что анализ результатов экспериментальной и практической работы это исключительно функция «старших товарищей».

Прогнозируемая результативность. Этот параметр различает учебное исследование от собственно исследования. В этом обязательном условии на первый взгляд заложено противоречие. С одной стороны исследование теряет свой дефинитивный смысл, а именно, если результат деятельности не предсказуем (другими словами, руководитель работы заранее точно не знает определенно правильного ответа, как это должно быть на уроке или самостоятельной работе), то отсутствует прогнозируемая результативность. С другой стороны, опытный руководитель всегда представляет пределы погрешности результатов учебного исследования. Действительно, хотя и обидно, проблематика исследовательских работ учащихся не может касаться «первого рубежа науки»; сделать открытие очень трудно, и это прекрасно известно профессиональным ученым. Прекрасной задачей учебно-исследовательской работы является выявление в конкретно локализованном объекте исследования некого содержания, предсказуемого из знания известных законов. Именно поэтому изучение объектов природы всегда будет неисчерпаемо актуальной задачей. В полной мере, такое условие касается исследовательских работ, выполняемых в гуманитарном направлении.

Реалистичность в выборе методов исследования. Неверно, что успешность и результативность исследования целиком зависит от материальной и методической базы учреждения, взявшего на вооружение технологию учебно-исследовательской деятельности. Возможно и целесообразно применение методов, основанных на хорошо известных правилах и законах. Образовательных эффект от проведенного исследования зависит, в первую очередь, от полноты понимания сущности примененного метода, от понимания объективных границ его использования. Применение относительно простых методов и методик позволяет формировать комплект контрольных экспериментов, выявляющих объективность получаемых результатов. Практический опыт показывает, что использование готовых тестов без знания механизма их действия, негативно влияет на образовательный результат. Надо понимать, что прибор является инструментом в руках исследователя, а не исследователь транслирует и озвучивает показания умного прибора.

Безопасность для учащегося. Этот параметр понятен «из здравого смысла» и, возможно, не требует теоретического осмысления, однако обычная безопасность не ограничивается правилами пожарной, приборной, электротехнической и химической безопасности. Например, международные правила ограничивают исследовательскую (а также любую учебную) деятельность учащихся до 17 лет в проведении любых медицинских экспериментов с теплокровными животными.

Выбор и последующая конкретизация темы исследования предполагает несколько этапов, на которых область рассмотрения сужается, выводятся за его рамки лишние, подчас очень интересные, аспекты. Ведь для того, чтобы достичь конкретного результата, человеку всегда нужно выбрать узкую область, в которой он будет двигаться, ограничить круг своей активности. Расхожим стереотипом являются рассказы о том, что «такой-то талантливый человек ничего большого не достиг, потому что разбрасывался». Т. е. вместо того, чтобы целенаправленно совершенствоваться в игре на скрипке — осваивал и фортепиано, и тромбон, и арфу… Вместо того, чтобы сконцентрироваться на изучении шумеров, интересовался и достиг энциклопедических знаний по истории древних Индии, Китая, ацтеков, инков… И не стал великим знатоком какого-то одного предмета.

Также и в исследовательской деятельности школьников — нужно ограничить предмет работы до такой степени, чтобы ребенок мог сделать в ней что-то самостоятельно и получить собственные результаты. Сутью исследовательской деятельности является самостоятельная работа школьника с «первоисточниками», «свидетельствами» — самим им собранными экспериментальными данными, образцами, пробами, оригинальными текстами, архивными материалами и др. Объем работы с первоисточниками должен быть таков, чтобы учащийся мог их объять одним взглядом, удержать в памяти, понять, осмыслить. В выполнении этих условий заключается смысл выбора тематики и объема исследовательской работы. Это относится и к рефератам — его тему необходимо сузить до такой степени, чтобы ученик мог сам прочитать рекомендованную руководителем литературу по избранному вопросу и выбрать интересующие его сведения по этой теме.

Ниже приведен алгоритм сужения темы работы при последовательном определении целей, задач, объекта, предмета, методов.

Последовательность действий Пример:
1. Выбор области исследования. Формулирование надпроблемы из общего «интересно всё». Первое ограничение пространства замысла и дальнейшей деятельности. «Оценка состояния окружающей среды Поволжья» или «Традиции коренного народа Бурятии»
2. Определение цели работы. Цель может быть исследовательской, а может быть проектной. Руководитель должен четко определиться, к какому типу будет относиться его работа. «Определить уровень загрязненности реки N-ской» — иссл. «Разработать проект очистки реки N-ской…» — проект. «Изучить и описать особенности традиционных семейных праздников…» — иссл. «Разработать проект проведения фестиваля…» — проект.
3. Задачи это сформулированные необходимые этапы. Решение задач последовательно приводит к достижению поставленной цели. Задачи это не хронологически расставленные задания, а различные качественные составляющие исследуемой проблемы. …далее примеры только по исследовательской работе… 1) определить значимые параметры — показатели загрязненности реки N-ской … 2) апробировать и отработать метод биотестирования реки N-ской… 3) провести отбор проб и их первичную обработку на характерных и фоновых станциях 4) оценить вклад стоков с полей в общую картину загрязнения…
4. Выбор объекта исследования рассматривается как конкретизация области исследования. Выбор объекта позволяет перейти от планирования общей схемы к созданию плана исследования. N-ская речка превращается в речку с конкретным названием, особенностями рельефа, гидрологии, береговой растительности и т.д. Традиционные семейные праздники будут изучаться в поселке Хойтогол.
5. Выбор предмета исследования определяется как адекватностью к цели исследования, так и реальными методическими возможностями исследователя. Выбор предмета исследования в значительной мере связывает цель исследования и собственно исследовательскую деятельность. Из всей совокупности показателей загрязнения мы выбираем: оценку содержания тяжелых металлов, биологическое потребление кислорода и биоиндикацию по конкретным гидробионтам… Из всех традиционных праздников мы выбираем свадебный обряд, и выделяем для изучения национальные и общие российские традиции.
6. Гипотеза формулируется как утверждение, истинность или ложность которого может быть установлена в ходе планируемой работы. «Сооружение дамб и малых плотин, а также стоки с обрабатываемых полей являются значимыми причинами в загрязнении реки N-ской.» «Традиционная составляющая свадебного обряда в значительной мере связана с кочевым образом жизни коренного населения пос. Хойтогол»
Гипотеза не должна быть очевидной, например «Выбросы выхлопных газов отрицательно воздействуют на окружающую среду», «в свадебном обряде сочетаются как традиционные, так и современные элементы»
7. Определение метода (методов) исследования связывает «исследование как проект» и «исследование как реализацию проекта». Определение методов исследования непосредственно следует за выделением предмета исследования и конкретизирует задачи. Тяжелые металлы мы будем определять методом атомной абсорбции, биологическое потребление кислорода — скляночным методом по Винклеру. Особенности свадебного обряда мы будем фиксировать, используя метод включенного наблюдения, а также устного интервью, при диагностике эмпирического материала будет применен метод сравнительного и исторического анализа.
8. В итоге получилось громоздкое название, в котором, тем не менее, содержится важная информация о планируемом исследовании. Руководителю исследовательской работы (вместе с учащимися) рекомендуется пройти полный цикл формулировки темы, поскольку этот процесс предваряет ход дальнейшей работы. «Исследования окружающей среды Поволжья на примере оценки загрязненности N-ской речки тяжелыми металлами и органическими соединениями в результате смывов с полей и застойных явлений, связанных со строительством плотин и дамб, определяемых физико-химическими, аналитическими и биоиндикационными методами».
9. Естественно, что это громоздкое название необходимо сократить, оставив в нем только главные звенья, отражающие специфику работы.

Этот алгоритм является хорошим тренировочным заданием при отработке с учащимися структуры исследовательской работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...