Лекция № 13. Теоретическая готовность к педагогической деятельности
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Теоретическая готовность – является элементом в структуре профессиональной компетенции. Представляет собой теоретическую деятельность, которая состоит из конструктивных и гностических умений. Конструктивная и гностическая деятельность требует 4 группы следующих умений: 1. Аналитические умения – с их помощью извлекаются знания из практики (это связано с мыслительной операцией – анализом). Они лежат в основе обобщенного умения педагогически мыслить, и при решении педагогических задач состоят из следующих умений: а) расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы и т.д.); б) осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса; в) находить в педагогических теориях идеи, выводы, закономерности, которые равнозначны (адекватны) логике рассматриваемого явления; г) правильно диагностировать педагогическое явление; д) вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения.
2. Прогностические умения (в основе лежит умение делать прогноз) – это связано с представлениями у педагога о конечном результате (цели). В основе такого целеполагания лежит вариативность в подборе всевозможных путей для решения педагогической задачи (здесь возникает способность к антиципации, т.е. предвидению результата до его осуществления – эта способность ярко проявляется у творческих педагогов). Прогнозирование деятельности педагога предполагает: - знания сущности и логики педагогического процесса; - закономерности возрастного и индивидуального развития учащихся;
- знание особенностей коллектива и т.д.
Состав прогностических умений: а) выдвижение педагогических целей и задач; б) отбор способов достижения педагогических целей; в) предвидение результата и возможных отклонений; г) определение этапов или стадий педагогического процесса; д) распределение времени; е) планирование совместно с учащимися жизнедеятельности.
Прогностические умения здесь распределены на 3 группы: 1. Умения прогнозировать развитие коллектива: в динамике его структур, развитие системы взаимоотношений, изменение положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений. 2. Умение прогнозировать развитие личности: ее качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии, трудностей во взаимоотношениях и т.д. 3. Умение прогнозировать ход процесса: образовательные, воспитательные и развивающие возможности учебного материала, затруднение учащихся в учении, результаты применения методов, приемов и средств обучения и воспитания. Эти умения требуют от учителя овладения такими методами интеллектуальной деятельности, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и т.д. 3. Проективные умения (триада «анализ – прогноз – проект» предполагает выделение группы умений, которые материализуют результаты педагогического прогнозирования конкретных планов обучения и воспитания). Разработка проекта педагогической деятельности означает перевод на педагогический язык целей обучения и воспитания, затем определение содержания и видов деятельности и наконец, прогнозирование развития обученности и воспитанности школьников. Планы обучения и воспитания (как проекты деятельности педагога) могут быть перспективными и оперативными. Перспективные планы – учебный план школы, разработка планов на четверть, полугодие, год. Оперативные планы – учебные планы на урок и разработка воспитательных мероприятий.
Проектирование педагогической деятельности требует следующих проективных умений: а) переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи; б) при этом учитывать потребности учащихся, их интересы, материальную базу, свой опыт и личностные качества; в) определять главные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса; г) отбирать виды деятельности, которые соответствуют этим задачам; д) планировать индивидуальную работу с учащимися; е) отбирать содержание, формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании; ж) планировать систему приемов стимулирования активности школьников; з) планировать способы создания развивающей среды и поддержки связей с родителями и общественностью.
4. Рефлексивные умения. Эти умения проявляются в контрольно-оценочной деятельности педагога, связанные с анализом собственной педагогической деятельности. Поэтому педагог должен быть способен к рефлексии, когда существует способность разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки, деятельность. Педагог должен установить как положительные, так и отрицательные результаты, являющиеся следствием его деятельности. Рефлексивные умения требуют особых умений анализировать: а) правильная постановка целей, их перевод в конкретные задачи, адекватные исходным условиям; б) соответствие содержания деятельности учеников поставленным задачам; в) эффективность принимающихся методов, приемов и средств педагогической деятельности; г) соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т.д.; д) причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания; е) опыт своей деятельности, его целостности и соотнесенности с критериями и рекомендациями педагогической науки.
Рефлексия – это не просто знание или понимание учителем самого себя, но и выяснение, как другие (учащиеся, родители, коллеги) знают и понимают его, как понимают его личные особенности, эмоциональные реакции, познавательные представления и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|