Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное предприятие; хозрасчет.

Внутрихозяйственные отношения; внутрихозяйственные подразделения.

Внутрихозяйственные отношения, складывающиеся между подразделениями хозяйственного органа, не являются товарными, не могут рассматриваться как гражданско-правовые и в силу этого объявляются вовсе не правовыми, а организационно-техническими. По мнению сторонников подобных воззрений, отношения между подразделениями хозяйственных органов имеют лишь видимость правовых отношений. Между тем внутрихозяйственные отношения носят вполне реальный правовой характер, в процессе их осуществления у подразделений хозяйственных органов возникают взаимные права и обязанности, применительно к внутрихозяйственным отношениям между подразделениями производственных объединений это прямо установлено в законодательстве.

 

Инвестиционная компания; инвестиционный фонд.

Инвестиционная компания — юридическое лицо, чаще некредитная организация, обладающее лицензией ФСФР на проведение как минимум брокерских и/или дилерских операций. Если такое юридическое лицо одновременно является еще и кредитной организацией, то есть обладает соответствующими лицензиями ЦБ РФ, то такое юридическое лицо называется в российской традиции — инвестиционный банк.

Все инвестиционные компании работают по одному принципу – выпуская собственные ценные бумаги (акции) привлекают денежные средства инвесторов. Собранные финансы инвестиционные компании затем вкладывают в ценные бумаги сторонних промышленных, научных, транспортных и других корпораций. Иными словами инвестиционные компании фактически осуществляют финансирование различных сфер реальной экономики.

Инвестиционные компании делятся на инвестиционные компании закрытого типа и инвестиционные компании открытого типа. Инвестиционные компании закрытого типа выпускают свои ценные бумаги сразу при своем создании и в строго определенном количестве. Вновь пришедший инвестор может приобрести акции инвестиционных компаний закрытого типа только выкупив их у прежних владельцев по рыночной цене.

Инвестиционные компании открытого типа, в отличие от инвестиционных компаний закрытого типа, выпускают свои акции постепенно, небольшими опционами, рассчитывая на приток новых инвесторов. Ценные бумаги инвестиционных компаний открытого типа могут совершенно свободно передаваться или перепродаваться. В этом смысле инвестиционные компании открытого типа являются наиболее удобной для инвесторов организационной формой. Кроме того, и сами такие инвестиционные компании могут неограниченно развиваться, поскольку непрерывная эмиссия акций дает возможность наращивать денежный капитал и, как следствие, увеличивать и инвестиции. Интересно, что в странах Запада наиболее активно развиваются именно инвестиционные компании открытого типа (взаимные фонды).

Чаще всего инвестиционные компании организуются в форме акционерных обществ. Для инвестиционных компаний на современном уровне характерно то, что среди покупателей их акций постоянно увеличивается доля не только банков и других финансовых учреждений, но и промышленных корпораций.

 

Инвестиционный фонд — учреждение, осуществляющее коллективные инвестиции. Суть его в аккумулировании сбережений частных лиц для совместного портфельного инвестирования через покупку ценных бумаг, а не реальных производственных активов. При этом, за счёт того, что приобретение ценных бумаг осуществляет профессиональный участник рынка, это позволяет минимизировать риски частных инвесторов.

По правовой форме инвестиционные фонды можно разделить на три категории: корпоративные фонды, трасты, контрактные фонды.

Фонды корпоративного типа наиболее распространены, они учреждаются как обыкновенные акционерные общества. От имени своих акционеров фонд осуществляет инвестиции в акции и облигации других компаний; доход от инвестиций распределяется среди акционеров фонда, и стоимость их доли в фонде растет (или падает) в цене вместе со стоимостью инвестиций самого фонда. Владельцами корпоративного фонда являются его акционеры, и от их имени директора компании управляют фондом.

Основной альтернативой контрактным фондам являются трасты, которые учреждались в Великобритании и в ряде других стран, где была разработана концепция закона о трасте. Траст основан на принципе разделения управления фондом (включая административную работу и принятие инвестиционных решений) и попечительства (включая владение активами фонда и осуществление инвестиционных решений в соответствии с инструкциями менеджеров). Попечитель отвечает перед акционерами за сохранность их активов, и это разделение функций является существенной дополнительной защитой фонда и его инвесторов.

фонды контрактного типа. Здесь законным владельцем активов фонда является менеджер, который должен иметь специальную лицензию, а номинальный держатель — кас-тодиан (хранитель). Инвесторы являются не акционерами, а. участниками, которые имеют право на получение дохода от прироста капитала и дивидендов, но не имеют права голоса. Единственное право, которое они могут реализовать в фонде этого типа, это продать свои акции; т. е., если им не нравится, как ведется управление фондом, они могут выйти из него.

 

Государственное предприятие; хозрасчет.

Государственное предприятие (ГП) — предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами.

Характерные черты административно-правового статуса государственных предприятий можно обнаружить на примере государственных унитарных предприятий. Ввиду отсутствия федерального закона о них им в настоящее время дается преимущественно гражданско-правовая характеристика как юридическим лицам особого рода. Но даже гражданское законодательство содержит ряд положений, имеющих прямое отношение к административно-правовой характеристике унитарных предприятий.

Во-первых, унитарным признается предприятие, за которым закрепляется определенное имущество его собственником, т.е. государством. Такое предприятие может быть создано только как государственное (если не учитывать возможность создания унитарных муниципальных предприятий).

Во-вторых, унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа, который утверждает и учредительный документ предприятия – его устав. Подразумевается соответствующий орган исполнительной власти. Так, Министерство путей сообщения РФ создает, реорганизует и ликвидирует предприятия федерального железнодорожного транспорта, утверждает их уставы и т.д.

В-третьих, органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником либо уполномоченным им органом. Руководитель предприятия подотчетен как собственнику, так и указанному органу.

В-четвертых, руководитель государственного унитарного предприятия наделяется определенным объемом полномочий юридически властного характера, которые реализуются в рамках предприятия.

В-пятых, унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органах юстиции.

К этому следует добавить, что именно органы исполнительной власти осуществляют контроль и надзор за деятельностью унитарных предприятий, применяют по отношению к ним различного рода административно-принудительные средства воздействия, лицензируют в установленных случаях их деятельность, имеют право в обязательном порядке размещать на них некоторые виды государственных заказов на поставку продукции (например, государственный оборонный заказ).

 

Хозрасчёт или хозяйственный расчёт — термин, широко использовавшийся в условиях социалистической экономики, предполагавший такое ведение хозяйственной деятельности на социалистическом предприятии, когда окупаются все затраты на производство продукции, у предприятия и его работников появляются экономические стимулы, что приводит к увеличению объема производства, улучшению качества продукции, увеличению заработной платы.

Хозяйственный расчёт, система экономических отношений, возникающая в процессе социалистического воспроизводства между обществом в целом и отдельными его производственными звеньями (предприятиями, объединениями) и между самими подразделениями по поводу общественно необходимых затрат труда и распределения чистого дохода предприятий. Государство организует Х. р., законодательно оформляя хозрасчётные отношения в правовых и административных актах. На практике Х. р. выступает как метод ведения хозяйства и управления, сущность которого состоит в том, что каждое предприятие в денежной форме соизмеряет затраты на производство и результаты своей хозяйственной деятельности, покрывает свои расходы денежными доходами от реализации продукции и обеспечивает рентабельность производства. Поэтому рентабельность и самоокупаемость составляют важнейшие особенности этого метода. Х. р., базирующийся на общественной собственности на средства производства, принципиально отличается от коммерческого расчёта, который служит частным интересам. Х. р. осуществляется в интересах всего общества, повышения благосостояния трудящихся, то есть направлен на реализацию основного экономического закона социализма. Он позволяет сочетать интересы общества с интересами отдельных коллективов предприятий и каждого трудящегося.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...