В КВНе все происходит не так, как у нормальных людей. Хотя у нормальных людей есть свои разумные традиции. Например, учебники каждый год переиздают, каждый раз исправляя и дополняя. В итоге на фронтисписе всегда можно увидеть вызывающую уважение надпись «Издание 25-ое, переработанное и дополненное».
Эта книга уже пережила три переиздания. И это не предел, товарищи! Ведь КВН меняется вместе с нашей жизнью, а значит, процесс совершенствования - бесконечен!
Самое удивительное - эту книгу, большая часть которой написана уже шесть-семь лет назад, КВНщики продолжают читать и даже утверждают, что чтение это подразумевает по-прежнему не только исторический интерес, но и практическую пользу. Хотя, кстати говоря, мнение авторов насчет невозможности научиться играть только по учебнику остается в силе. Играйте, господа! Ну, и книжку почитайте, на всякий случай. Мы адаптировали ее к Интернет-прочтению, убрав глобальные теоретические пассы, оставив самое основное. Поэтому в этом издании: немного истории, немного теории, и много теории, необходимой для практики. Так что вперед!
ЧТО ТАКОЕ КВН?
Итак, немного истории, друзья!
Четыре источника и составные части. Говорят, знание истории позволяет заглядывать в будущее. Чисто КВНовская мысль: можно было бы проследить всю историю театра, эстрады и литературы (причем, не только европейских!), с удовлетворением обнаружив в итоге, что все это тысячелетиями существовало и развивалось с единственной целью: воссоединиться в КВНе, как венце творения. Круто? Возможно. В этой части книги мы решили скромно воспользоваться опытом классиков того, чему нас в свое время долго и напрасно учили, и выделить лишь несколько основных “источников и составных частей” КВНа. Их, правда, будет четыре, а не три - как у марксизма. Но, согласитесь, ведь и явление посерьезнее! Поехали!
Капустник. Что это такое - приблизительно знают все. Откуда «это» взялось - представляют себе немногие, причем все по-разному. Существует, например, легенда об актерах-вахтанговцах, которые в 20-е годы собирались в доме Б.В.Щукина и “чудили” - разыгрывали для собственного удовольствия разные сценки из театральной и околотеатральной жизни. А “капустниками” все это называлось будто бы из-за того, что у Щукиных по такому поводу подавались потрясающие пироги с капустой. Так вот - это неправда! Точнее, актеры-то скорее всего, действительно собирались и чудить - чудили. А неправда - то, что это были первые театральные “капустники”. Реально это дело придумали не вахтанговцы, а актеры знаменитого Московского Художественного Театра еще в конце 1900-х годов. Именно в МХТ на театральных вечеринках впервые стали делать пародии - сначала на самих себя, на собственные постановки, на театральную публику, а потом и на другие театры и даже на политических деятелей. Это там (внимание!) стало понятно, что в сценической пародии позволительно некое панибратство с людьми очень высокого общественного положения. И это там (трижды внимание!) впервые стали писать новые слова к нашумевшим шлягерам! (Ничего не напоминает?) Но и всё это - тоже неправда! Точнее, все - правда, кроме истинных исторических корней «капустников». А теперь внимание! Историческая правда: задолго-задолго до всего выше изложенного, долгими осенними вечерами деревенские девушки собирались в большой избе и рубили капусту, чтобы заквашивать ее на зиму. Работа была большая и занудная, а девушки были молодые и красивые, поэтому приходили к ним деревенские парни и веселили их как могли: сочиняли частушки, рассказывали смешные истории, разумеется, на местную тему, и подтрунивали над зрительницами. Отсюда исторический вывод: «капустник» - чистой воды русский народный жанр! А страсть к актуальному юмору, товарищи, сидит в нас на генетическом уровне! О как!!! Едем дальше!
Агитбригада. Знакомое слово? Десяток лет назад об этом явлении еще помнили все. Целое движение было. Так что, ради исторической справедливости, впитайте и это понятие. В общем, у большинства, кто помнит, ассоциации с этим словечком чисто «революционные»: синие блузы, красные косынки и чучело «мирового империализма» с внушительным мамоном, который, под бурные аплодисменты публики, смело протыкался пролетарским штыком. Кстати, некто Соколов из команды «Уральские пельмени» и был так разделан на сцене соратниками по команде на заре «пельменской» юности 90-х годов прошлого столетия. Агитбригада, как понятие, кануло в Лету вместе с Комсомолом. В свои последние годы она, правда, никого и никуда не агитировала и существовала просто как название небольших коллективов студенческой авторской художественной самодеятельности. Но остатки жанра в ней сохранились. И именно они нынче и составляют жанровую основу КВНа. Сейчас поймете почему. Вообще, агитбригада - штука гениальная. Это такой «театр представления», доведенный до логического предела, когда он уже почти перестает быть театром. Именно агитбригада изобрела знаменитую «линейку» - шеренгу людей, стоящих на авансцене лицом в зал и представляющих собой, по сути дела, единый образ. Узнаете КВНовское приветствие? Далее у нас идет «отстраненное общение», когда актеры, вопреки всем театральным канонам, обращаются друг к другу, смотря при этом в зал! Далее: актеры на сцене могут говорить и за героя, и за автора, а в следующий момент разбить монолог на десятерых. А компоновка сценария из отдельных кусочков и даже реплик, которые вовсе не обязательно связаны между собой не только логикой действия, но и логикой вообще! Всё это, братья КВНщики, придумано агитбригадой! Так что относитесь к этому явлению уважительно, как относится преуспевающий потомок к родителю, заложившему материальную основу его благосостояния. Напомним, что мы сейчас плывем с вами по истории! Впереди - теория и практика! А пока - продолжение истории.
СТЭМ. Студенческий театр эстрадных миниатюр, господа! Одно название говорит о значимости явления. А в 50-60-ые годы СТЭМы были просто дико популярны. Кое-где существуют они и сейчас, хотя основательно потеснены КВНом. Традиционной продукцией СТЭМа является эстрадная миниатюра - юмористическая сценка, разыгрываемая небольшим количеством актеров (чаще всего двумя). Классических СТЭМовских миниатюр не так много, как кажется. Эксплуатируются они уже многими поколениями студенческой самодеятельности, и что-то из них вы почти наверняка видели - вроде «Отелло» с шепелявым студентом, или «Экзамена в ликеро-водочном институте». В КВНе конкурс СТЭМ, введенный в 1995 году, несколько отличается от классического. Прелесть этих мини-спектаклей заключалась как раз в том, что в них не только сохранился ни с чем не сравнимый «кайф» эстрадной миниатюры, но и сформировалось некое новое качество, которое практически полностью было заимствовано КВНом. Что за «кайф» в «новом качестве»? Во-первых, это, как и в агитбригаде, доведенный до логического предела «театр представления». Но, если в линейке агитбригады актерство отдельно взятой личности было минимальным, то в СТЭМе без этого актерства практически не обойтись! Следующий шаг в таком актерстве - уже клоунада и, скорее всего, в СТЭМе этот шаг уже сделан. Здесь студент уже не может быть просто умным, он - гений ситуации! А профессор, соответственно, имеет право быть только законченным идиотом. Роднит СТЭМ с клоунадой и система воздействия на зрителя. Если актерам удается «поймать» зал, то дальше они могут уже спокойно и планомерно довести его до истерики, которая и не снилась никакой даже культовой комедии. Действие в СТЭМе строится так: изначально абсолютно реальный житейский конфликт в течение нескольких минут доводится до полного маразма, когда актеров «выносит» из области более или менее продуманного текста в откровенную импровизацию. И вот что удивительно: клоуны сразу обозначают собственную ирреальность “нечеловеческими” костюмами и гримом, а СТЭМ во всем этом абсолютно не нуждается. По большому счету не надо никакого реквизита и декораций! Разве что пара стульев и стол. Вывод: СТЭМ - это искусство полного постановочного примитива. Дополнительная историческая справка (ради справедливости): СТЭМ напоминает такое явление, как «бедный театр», придуманный великим английским режиссером П.Бруком. Только там декорации были удалены, чтобы не мешать зрителю сосредоточиться на человеческом образе. В «нищем театре» СТЭМа лишние детали часто мешают восприятию происходящего. Впрочем, за такую «дешевизну» своего успеха СТЭМ должен платить свою безусловную цену. Он не может не быть актуальным! И герои, и ситуации должны быть абсолютно близки и узнаваемы зрителем! Иначе он просто не угадает реальный прототип за «нагромождением маразма». И чем эта узнаваемость более конкретна, тем больше вероятность успеха!
Игра. Умение играть - то есть моделировать ситуацию - уже само по себе восхитительное свойство человечества! Из детских кубиков и тряпичных кукол в конце концов и родился Его Величество Театр! Но мы будем сейчас говорить о соревновательной составляющей игры. Вы никогда не обращали внимания, что смотреть конкурс молодых исполнителей почему-то интересней, чем концерт классиков жанра? А ведь исполнительский уровень в первом случае заметно ниже, чем во втором! Конкурс «Евровидение» из года в год оплевывается по полной программе, но из года в год количество его зрителей не уменьшается, а наоборот! Разгадка - в соревновании! Дело в том, что в любом конкурсе изначально заложена жесткая драматургия. Там естественным образом существует завязка, развитие и апофеоз. То есть любое соревнование, будь оно на сцене, на спортивной площадке или даже за семейным столом - это спектакль! Кроме того, в конкурсе есть еще одно неоспоримое преимущество - его «одноразовость», а отсюда - неповторимость. В этом смысле КВН - это «театр одного спектакля», театр, в котором всегда премьера! И во время этой премьеры участники всегда стремятся показать лучшее, на что они способны! Чуток древней истории: конкурсы, похожие на КВНовские, проводились в Древней Греции еще более 2500 лет назад. Дело в том, что комедия, как жанр родилась из мистерий, которые разыгрывались на праздниках Диониса (куда без него?). Первое время древние греки показывали комедии всего лишь несколько дней в году на этих самых праздниках. Так вот, при этом в зале сидело жюри! И в конце праздника (который теперь назвали бы Фестивалем) десять уважаемых граждан решали, чей спектакль лучше, и вручали призы лучшему автору и лучшей труппе! Комментарии излишни, Дионис - мужик! Сейчас трудно сказать, руководствовались ли «отцы-основатели» КВНа подобным анализом. Скорее всего, это было, конечно, озарение, потому что никаких непосредственных аналогов, за которые можно было бы зацепиться, в то время просто не существовало. Причем, не только у нас, но и за рубежом. Ничего подобного не было не только на телеэкране, но и на сцене. Причем, не существовало тогда не просто подобной телевизионной игры - не существовало никаких телевизионных игр вообще (даже в Америке)! Единственное, от чего можно было в этом смысле отталкиваться - это от школьной викторины «Знаешь ли ты доклад Н.С.Хрущева на ХХ съезде КПСС?» Хотя с другой стороны, «отцы-основатели» изначально придумывали совсем другую игру... Едем дальше!
ВВВ и КВН В 1959 году трое молодых людей - врач Альберт Аксельрод, инженер Владимир Яковлев и журналист Сергей Муратов принесли в Редакцию программ для молодежи Центрального Телевидения идею викторины под названием «Вечер Веселых Вопросов». Идея понравилась, и ее осуществили. Раз в месяц из Дворца Культуры МГУ на Моховой стала выходить в прямом эфире (другого тогда просто не было) симпатичная молодежная передача. Это была именно викторина между студенческими командами московских ВУЗов - и ничего больше! Разве что вопросы и задания подразумевали некую толику юмора. Но на четвертом выпуске произошла «катастрофа». Ведущие пообещали приз тому, кто первым среди лета придет в зрительный зал в валенках, шубе и ушанке, да еще принесет с собой фикус. Никто не мог предположить, во-первых, такой популярности передачи, а во-вторых - такого желания москвичей принять в ней участие. Через полчаса многосотенная толпа людей, сопревших в шубах майским вечером, да еще отягощенная нелегкими кадками с фикусами смела кордоны перед входом в зал. Эфир пришлось прервать. А о передаче забыть... Но через два года мужественные люди из молодежной редакции ЦТ не побоялись вновь связаться с теми же авторами. И 8 ноября 1961 года из Первой студии на Шаболовке вышла в эфир первая передача под названием «КВН». И эта передача тоже была по началу чистой воды викториной. Правда, временами веселой, - но веселой на уровне массовика-затейника, предлагающего собравшимся нечто вроде бега в мешках. В принципе - это было соревнование скорее не остряков, а эрудитов. И оформление студии представляло собой «стадион эрудитов». И в первой КВНовской песенке пелось: Станем эрудитами в нашем КВН... А дальше - не сразу, а очень постепенно, на протяжении нескольких лет с передачей стали происходить удивительные метаморфозы. В ней все меньше стало оставаться от викторины, и постепенно стали появляться всем знакомые конкурсы: приветствие, разминка, домашнее задание, БРИЗ, конкурс капитанов. И сами конкурсы постепенно стали играться по-другому. В них все меньше оставалось вопросов на эрудицию, они становились все более зрелищными, сценическими, театральными. Популярность телевизионной передачи, а потом и, собственно, игры стала просто феноменальной! В КВНовские вечера улицы действительно пустели. Его смотрели все (хотя, к слову сказать, далеко не всегда оставались в восторге... Чувствуете связь времен?..). В ту пору это то была единственная игра, единственная развлекательная молодежная передача и единственная юмористическая программа одновременно. К тому же в ней были совершенно особенные ведущие: сначала сам Альберт Аксельрод, потом к нему присоединилась молоденькая Светлана Жильцова, а в 1964 году Аксельрода сменил Александр Масляков, который был в ту пору студентом 4 курса! Такую передачу просто не могли не смотреть! В конце 60-ых над КВНом потихоньку стали сгущаться тучи. Хрущевская «оттепель» кончилась. И начальство стало пристальнее прислушиваться к тому, что студенты говорят. А говорили они уже довольно много и довольно смело. Господствующую в СМИ цензуру обходили все более изощренными путями. Иначе и быть не могло: ведь кто был смелее - тот выигрывал! КВН перевели на видеозапись. Его окружили разнарядками на команды институтов, заводов и городов. Начальству все меньше нравились «нерусские» фамилии капитанов. Игру стали разворачивать обратно - в эрудицию, к «бегу в мешках». Передача сопротивлялась, трещала по швам, разваливалась, но - выходила, постепенно теряя былую абсолютную популярность. В конце концов, когда в 1972 году ее закрыли, многие этого как-то даже и не заметили... Впрочем, закрыли только передачу. Игра осталась. И хотя официальные турниры «не поощрялись» (городское первенство к середине 80-ых проводилось только в Одессе), но правила знали все. И почти каждый в своей жизни хотя бы разок этой игрой побаловался - в школе между классами, в пионерском лагере между отрядами или в институте между факультетами. Игра продолжала «саморазвиваться», но... За это время забылись традиции КВНовских жанров, “ноу-хау” подготовки и исполнения различных конкурсов. А никакой теоретической литературы КВНщики 60-ых после себя не оставили... Словом, когда грянула «перестройка», и Александр Масляков (редактор), Андрей Меньшиков (режиссер, бывший капитан команды КВН Московского инженерно-строительного института) и Борис Салибов (автор, бывший член команды КВН Одессы) почувствовали, что в этих условиях телевизионная передача «КВН» может быть вновь востребована, выяснилось, что играть-то в него по-хорошему почти никто не умеет! Из двухсот присланных заявок создателям передачи с трудом удалось набрать шесть команд. Ситуация усугублялась еще и тем, что все понимали: «КВН-86» не может быть просто копией «КВН-66» или даже «КВН-71». За эти годы не просто изменилось мировоззрение людей, изменилось отношение зрителя к телевизионному зрелищу. Телевидение стало цветным и гораздо более динамичным. Никому уже даже в голову не могло прийти, что передача может продолжаться 4-5 часов, как в 60-ых! А ведь по-другому не умели не только играть, но и снимать. И все началось сначала. Методом мучительных проб и ошибок. Под постоянным «прессингом прессы» в том смысле что «старый КВН был лучше». А он был уже не лучше и не хуже. Он был просто другой!
Так что же такое КВН? (вопрос второй, но - не последний!) Итак, разобравшись (или сделав вид, что разобрались) с происхождением игры, жанра, понятия, телевизионной передачи, - словом, всего того, что принято называть КВНом, двигаемся дальше! Всякая великая идея в основе своей - проста и естественна. КВН - не исключение. Если попытаться сформулировать его правила, то окажется, что и формулировать-то нечего: две или более команд соревнуются в одном или более конкурсах, тема и жанр которых могут заранее определяться организаторами, а некое жюри потом определяет, кто из них оказался лучше. Все! Все дополнительные правила - суть уже не правила, а традиции. И любое действо, которое отвечает этой элементарной формулировке, в принципе, можно назвать КВНом. И все-таки, что такое КВН? Ну, наверное, КВН - это все-таки соревнование в остроумии. Это определение подходит для тех, кто собирается только поболеть в зале или у телевизора, поскольку оно дает критерий субъективной оценки выступлений. Ну а для тех, кто собирается играть, придется все-таки ввести еще одно уточнение. КВН - это соревнование в собственном остроумии. Инсценировка старых анекдотов, юмористических полотен из бескрайних просторах Интернета, или даже сочинение собственных выступлений путем перекомпоновки шуток других команд - это, простите, не КВН. Хотя, увы, многие этим занимаются, считая себя вполне законными КВНщиками. Нет, ежели Вы «бомбите» в узком кругу (скажем, лишь для своего класса, факультета, цеха, офиса и т.д.), то на здоровье! Но если вы решите выйти на широкий общественный простор на уровне хотя бы своей городской или региональной КВНовской Лиги, то вам придется уже знать, чем отличается приветствие от разминки, а музыкальный конкурс от домашнего задания, то есть познакомиться с традиционными КВНовскими конкурсами. И, наконец, если вы почувствовали, что КВН для вас нечто большее, чем способ убийства свободного времени, то вам придется открыть для себя законы жанра. КВН сегодняшний - это ведь вполне самостоятельный жанр сценического искусства (позволим себе это слово!), имеющий свои довольно характерные законы. И эти законы часто противоречат общепринятым.
ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ШУТКА!
Не пошутишь - не поедешь! Как ни странно, далеко не каждый, кто начинает играть в КВН, понимает, что лежит в его основе. А в основе, друзья, лежит ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ШУТКА! Именно шутка, а ничто другое, является боевой единицей КВН! В КВНе - ничего, кроме шуток, нельзя ни говорить (собственно шутка), ни петь (песня, музыкальная тычка), ни показывать (миниатюра, гэг). Иначе, это будет не КВН. Шутка для КВНа - первооснова и абсолют. Шутка, понимаемая как самостоятельная смешная фраза, как самая миниатюрная ячейка юмора, которая только может существовать. В КВНе ее называют «репризой», которую в этом случае надо не путать с репризой цирковой или эстрадной, представляющей собой, как и в СТЭМе, смешную сценку. Итак, - шутки, шутки и только шутки! Все остальное - только их обрамление. И КВНовский зритель, хотим мы этого или не хотим, чувствуя это, воспринимает любое выступление дискретно: от шутки - к шутке. И члены жюри инстинктивно ставят крестики в своих блокнотах, отмечая «болты», на которых зрители сползают с кресел. И как бы вы хорошо не играли на сцене, как бы прекрасно не пели и как бы здорово не танцевали, если вы за 5 минут не сказали 15-20 приличных шуток - выигрыша вам не видать. Если, конечно, у ваших соперников с этим делом проблем нет. Вот почему КВН - такой трудоемкий жанр, сравнить который можно, пожалуй, только с неким интеллектуальным цирком. Ведь придумать хорошую шутку неимоверно сложно. А КВНовский сценарий должен представлять собой сплошной «репризный ряд». В общем, ребята, «шутка - штука серьезная». И потому поговорить придется о довольно серьезных вещах. Держитесь!
Почему смеетесь? - Интересно, как из таких болванов, как мы, получается такой мудрый народ, как наш? “Запорожье-Кривой Рог-Транзит” Самое поразительное в юморе - это его способность стареть. А что поделаешь, человечество, таки-да, - развивается. Комедии Аристофана и Менандра, над которыми ухохатывались древние греки, сегодня с точки зрения смешного вызывают легкое недоумение. Да и от героев Сервантеса и Рабле башню вам не снесет. Но это еще «цветочки», если перейти от литературы к зрелищу. Цирки, в которых гладиаторы бились насмерть то и дело оглашались взрывами смеха! Римлянам это казалось смешным! По сравнению с этим развлечением средневековые Арлекины, вызывавшие бурную радость зрителей, колотя Пьеро бычьим пузырем по башке, - большой шаг вперед. Но все это - “дела давно минувших дней”. А что вы скажете, услышав анекдот, скажем, 50-летней давности? Ничего вы не скажете. Скорее всего, вы скажете, что его уже слышали, но странно, что он про председателя колхоза, а не про директора фирмы. (Тут, правда, есть одно «но» - хороший артист может «реанимировать» юмор прошлого, но только одним способом: превратив его в юмор настоящего. Как? - Чуть позже поймете!) А пока давайте разберемся, в чем же причина быстрого старения столь дорогого интеллектуального продукта? Вообще говоря - причины три: потеря новизны умозаключения, потеря бытовой актуальности и, наконец, изменение со временем самого метода создания шутки. Вот с последнего мы и начнем!
Старик Гете как-то сказал, что «в начале жизни человек пишет плохо и сложно, потом начинает писать сложно, но хорошо, и лишь потом - хорошо и просто». Вы никогда не задумывались, почему детский (и даже подростковый) юмор раздражает взрослых? По двум причинам - он груб и конкретен. Ребенок, не понимая еще того, что делает кому-то неприятно, может ударить приятеля по голове или отобрать у него игрушку, а потом сказать: «Я пошутил!» Улавливаете аналогию с Арлекином? А ведь для него это действительно шутка! Потому что самый первый метод создания шутки для человека и человечества заключается просто в организации непредсказуемой, неожиданной, необычной ситуации. И все! Гладиатор неожиданно ранил соперника, клоун совершенно не по делу дал партнеру по башке, ребенок вдруг отобрал игрушку, - это шутка! И думаете, вы не способны засмеяться ни над чем подобным? А знаменитый «торт в морду»? А это известное «нет ничего более смешного, чем показ на сцене голой задницы»? А поскользнуться на банановой кожуре? Просто современному взрослому человеку развитое умение сочувствовать не позволяет искренне смеяться над чужой физической болью. А над чужим стыдом - позволяет! Правда, тоже не всем. У кого-то умение сочувствовать развито настолько, что не допускает смеха ни над каким насилием над личностью. Правда, тоже не всегда. Во время Великой Отечественной Войны самые что ни на есть интеллигентные люди искренне смеялись над эпизодами, связанными с физическим уничтожением солдат противника. И все же человечество, а вместе с ним и его юмор, слава Богу, развивается от «простого к сложному» - от грубости к изяществу. С одной стороны это развитие привело от создания ради смеха «необычной ситуации», участники которой испытывают кучу неприятностей, - через разыгрывание такой ситуации - к ее литературному описанию. А с другой стороны - от смеха над конкретной личностью человечество пришло к смеху над личностью предполагаемой и, наконец, к смеху над самим методом словесного описания ситуации, то есть к острословию! Звучит громоздко? Да нормально звучит! За тысячелетия мы, люди, научились ценить тонкость формулировок, но вовсе не потеряли способность воспринимать мир наивно. И потому разыгрывание ситуации по-прежнему вызывает у нас больший смех, чем просто ее описание. И нет ничего более смешного, чем та же необычная ситуация, случившаяся в жизни!
Ну а теперь попробуем разобраться в самом понятии «необычная ситуация». Для ребенка - она может быть практически любой. Покажите ему новую погремушку и он будет не просто радоваться, - он будет смеяться! Потом он станет старше и станет смеяться от того, что впервые пошел, залез на дерево, словом - сделал (или увидел) что-то необычное. Но с каждым днем необычного в жизни для него будет становиться все меньше. И для того, чтобы заставить засмеяться взрослого, придется уже, скорее всего, ситуацию специально подстроить или придумать. Понятно, что придумать абсолютно новую ситуацию для взрослого и достаточно начитанного человека неимоверно сложно! Скорее всего, она будет состоять из некоего набора вполне стандартных ситуаций, но поставленных в нелогичный ряд. У классиков это называется «комедия ошибок» (привет Шекспиру, Гольдони и Лопе де Веге, приемы которых живут и по сей день!). Второй универсальный метод - придумывание необычных героев (как правило с какими-то гипертрофированными качествами), которые с точки зрения нормальной логики будут неадекватно вести себя в любой вполне обычной ситуации. В литературе так придуманы практически все комедийные персонажи от Гаргантюа до Остапа Бендера. Одно плохо: оба этих приема - прерогатива больших литературных и драматургических форм, поскольку требуют времени для развития ситуации и образа. А КВН, как мы уже говорили искусство крайне динамичное, и, главное, любая его драматургия все равно строится из самых малых кирпичиков юмора - реприз. Однако, есть достаточно универсальный способ построения необычной ситуации и на этот случай. Мы назовем его инверсией. Не грузите файлы этим словом, есть хороший КВНовский синоним: «перевертыш»! «Перевертыш» - это подмена одного образца ситуации другим или наложение двух образцов. «Перевертыш» придумали давно. Классический пример - басня. Эзоп говорит о “Лисе и винограде” (нормально?), Крылов о “Вороне и лисице” (там еще сыр есть), а мы понимаем, что речь идет о совершенно естественной и абсолютно вечной ситуации конфликта человеческого тщеславия и лести. Инверсия в более или менее открытой форме заключена в любом анекдоте и в любой репризе. Примеров даже приводить не будем, вспомните любой анекдот про животных. В КВНе «перевертыш» чаще всего делается так: во всем известном эпизоде из фильма или телепередачи подменяются герои, и всем знакомые слова приобретают совершенно новый смысл. Как, к примеру, в знаменитой пародии «Махачкалинских бродяг» (полуфинал 1996 г.) на телепередачу «Я сама», где мужчины жаловались на женщин. Грандиозным антиисторическим перевертышем было домашнее задание команды НГУ (полуфинал 1991 г.), в котором ситуация Октябрьского переворота 1917 года была опущена до архибытового уровня. ЛЕНИН (с замотанной щекой): Я как вышел на улицу, как посмотрел на предельное обнищание народных масс, так у меня челюсть и отпала! *** КРАСНОАРМЕЕЦ: Который тут из вас Ленин? Скажите: “ Зимний взяли”. С него - бутылка! Впрочем, “революционные традиции КВНа” живут и множатся. Достаточно вспомнить уже четвертьфинал 2003 года, когда стараниями сборной Пятигорска Василий Иванович Чапаев с красноармейцами лихо вписался в культовый клип Элтона Джона. Да и “КВНовская лениниана” в этом музыкальном конкурсе нашла свое закономерное развитие. КРАСНОАРМЕЕЦ: Присаживайтесь, Владимир Ильич! ЛЕНИН: Не время сейчас сидеть! Вот кончится война - все сидеть будут! В основу одного из самых модных перевертышей последнего времени лёг сюжет из мультфильма, в котором один пёс говорит второму: «Что, выгнали? А помнишь, как ты меня?» Стоит кому-то на политической арене кануть в Лету, как тут же в десятке КВНовских Лиг появляется эпизод с саунд-треком из этого мультика.
Итак, договоримся окончательно считать инверсию (перевертыш) основой любой смешной ситуации. Но это все же - частный случай всеобщего метода создания шутки. Поскольку, как мы уже выяснили, в определенный момент люди научились смеяться уже не просто над ситуацией, а над описанием ситуации. Собственно, в этот момент и появилась литературная шутка!
В юморе все зависит от уровня культуры общества и его способности получать от смеха не только физиологическое, но и эстетическое наслаждение. А общество - всегда неоднородно. Поэтому, с одной стороны, и нынче можно наверняка найти людей, способных посмеяться над боем гладиаторов, или голой задницей, а с другой стороны возраст литературной шутки во всех ее проявлениях совпадает с возрастом собственно самой литературы. Не верите? Тогда несколько примеров: Тупой Стрепсиад из комедии Аристофана «Облака» требует у Сократа, чтобы тот встал с постели и вышел из дому: - Не могу! Меня не отпускают клопы! (Не напоминает ли современный детский анекдот «про дистрофиков»?) А с точки зрения шутки - ПЕРЕВЕРТЫШ, господа! Аристофан мочит дальше! Лисистрата говорит подлому старику, опрокидывая на него ведро воды: - Сколько грязи на тебе! Получай баню! Полить еще? Может, вырастешь? А это, друзья, КАЛАМБУР! Катон Старший: Тяжелая задача - говорить с желудком, у которого нет ушей. А это АФОРИЗМ! В переводе с образного языка литературы звучит так: «Трудно говорить с сытым человеком, который не умеет слушать». Это, кстати говоря, тоже афоризм, но что тут смешного?
В основе любой шутки обязательно лежит ПАРАДОКС, то есть сопоставление несопоставимого! Именно этот факт можно считать первым и основным законом юмора. Каждая шутка состоит из двух более или менее самостоятельных частей. Это, по сути, тезис и антитезис. Говоря проще: заезд и концовка (подача и отбивка). Кстати, фразу Катона с точки зрения построения шутки надо бы «подправить» так: - Тяжелая задача - говорить с желудком. Особенно когда у него нет ушей. Теперь, кажется, понятно. А как вам наличие второго антитезиса? Второй концовки? Если бы Катон Старший сочинял для древнеримского КВНа, он, возможно, написал бы так: - Тяжелая задача - говорить с желудком. - Особенно, когда у него нет ушей. - А у тебя - рта. А это тот случай, когда шутка строится на известной любому опытному КВНщику схеме: подача - отбивка - добивка! А сейчас попытаемся слегка сломать вам мозг. Итак, парадокс - основа любой шутки. Вот вам известный парадокс: - Электрон одновременно является и частицей, и волной. Почему не смешно, товарищи? А дело всего лишь в том, что парадокс сам по себе является необходимым, но недостаточным условием создания репризы.
Над кем смеетесь? - Надо выгодно пошутить про Маслякова! - А что ты нашел смешного в Александре Васильевиче? “Служебный вход”, Курск - Над кем смеетесь?.. Над собой смеетесь! Н.В.Гоголь В 40-е годы ходил такой анекдот: Сталин после банкета в Большом Театре раздухарился и решил сам сесть за руль. Перед въездом в Кремль его останавливает патруль и лейтенант, заглянув внутрь, естественно, падает в обморок. Майор подбегает, приводит его в чувство и спрашивает: - Что такое? Кто там едет? - Не знаю, кто там едет, но шофер у него - Сталин! Мы привели этот пример, потому что вы его почти наверняка слышали в 90-х - только про Ельцина, который врезался в машину с “новыми русскими”. Все верно! Чего же пропадать хорошему парадоксу? Его рассказывали, между прочим, и про Хрущева, и про Брежнева. Но нынче - это все фигуры исторические, а Ельцина пока еще не забыли. А анекдот мы привели в качестве доказательства того, что парадокс, как таковой - не устаревает!!! А парадокс - это что? Правильно: первый и основной закон юмора! А за первым законом идет какой? Правильно: второй закон!
Итак, второй закон юмора: шутка должна иметь бытовую актуальность! Проще говоря, в ней должен быть объект социальной критики. Причем понимается это чрезвычайно широко - от тещи до президента, от конкретного человека до обобщенного образа или литературного героя. Объектом также может быть и какое-то явление в целом. (Кстати, литературные герои как раз олицетворяют, как правило, некое социальное явление.) Важно, чтобы этот объект был узнаваем читателем или зрителем на уровне подсознания, чтобы он был близок ему, чтобы он его волновал и даже тревожил! Чем тревожнее проблема, которая будет затрагиваться в шутке, тем охотнее человек будет смеяться! Тут, правда, есть одно очень важное «но»! Есть слишком больные темы, и есть темы святые, сам факт публичного вышучивания которых невозможен. Подобная шутка может вызвать у зрителя просто шок. В психологии это называется «запирающей реакцией» или «ступором», - когда получаемая информация приходит в резкое противоречие со всей предыдущей. Поэтому, скажем, шутки на темы Великой Отечественной Войны стали возможны лишь в последние несколько лет, когда для большинства поколений она превратилась в легенду. Поэтому можно сколько угодно шутить над древними богами, но нельзя неосторожно касаться современной религии и уж, тем более, чужого вероисповедания. Ну и, понятно, надеемся, что ни в коем случае нельзя шутить над сегодняшним горем - современными войнами, горячими точками и кровавыми катастрофами. С другой стороны, обшучиваемая проблема в первую очередь должна волновать того, кто шутку сочиняет. Здесь уже срабатывает универсальный закон литературы: писать можно только о том, что знаешь, а лучше всего - о том, что сам пережил. И потому - не зря говорят, что научиться хорошо смеяться может только тот, кто умеет плакать. А большинство юмористов - люди с очень ранимой душой. Еще одно отступление: КВНовская практика заставляет иногда «просчитывать» репризы на тему, достаточно далекую от вас, но актуальную для конкретной аудитории. Например, выступая перед спонсорами, вам наверняка захочется пошутить про бизнес, в которым вы «ни в зуб ногой». Да и жюри чаще всего состоит из людей более старшего поколения, которых могут волновать иные темы, чем вас. Другое дело, что при прочих равных условиях лучшую шутку на ту же тему напишет тот, кто в ней лучше разбирается. Важный момент: АКТУАЛЬНОСТЬ - понятие очень широкое: и политическое, и географическое, и даже, простите, физиологическое. Совершенно необязательно все время выворачивать душу наизнанку политическими реалиями международного масштаба. Можно просто оглядеться вокруг. Самый актуальный персонаж - тот, который просто находится рядом. Вот почему в КВНе так много шуток про А.В.Маслякова. Просто шутить про Маслякова на КВНовской сцене выгодно, потому что он всегда актуален. Ну а следующими по актуальности собственных образов идут, разумеется, постоянные члены жюри. Наконец, чрезвычайно заманчивой является физиологическая актуальность: тут уж и ближе - некуда, и известно - каждому. Но здесь кроется серьезная опасность: такие шутки с одной стороны, конечно, понятны наиболее широкой аудитории, но с другой стороны почти всегда оказываются неудачными. И причина этого - в третьем и, вроде как, последнем законе юмора: шутка подразумевает новизну умозаключения. И достигается эта новизна в свою очередь или новизной темы, или новой конструкцией парадокса. Теперь понятно, почему КВНщики буквально набрасываются на каждый новый актуальный факт: будь то очередной политический кризис, новая реклама или новый музыкальный хит. Новая тема легко “обшучивается”. Новизна обеспечена