Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По изучению дисциплины для студентов




 

Семинарские занятия наряду с лекциями являются формой аудиторных занятий. Во время семинарского занятия преподаватель опрашивает студентов по вопросам конкретной темы.

Подготовка к семинарскому занятию требует, прежде всего, изучения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании новых форм обучения: семинаров, конференций, коллоквиумов, деловых игр и т.п. В последнее время все большее распространение получают просмотры видеозаписей с лекций преподавателей, использование иной аудиовизуальной техники.

Студенты должны заранее дома, в библиотеке и читальном зале подготовить ответы на все заданные вопросы семинарского занятия. Следует вести специальную тетрадь с записями ответов на вопросы семинаров. Желательно при подготовке ответа не ограничиваться материалом одного учебника, а использовать научные статьи из журналов, сборников статей, монографии. Невозможность найти ответ на какой-либо вопрос семинарского занятия в учебнике, используемом студентом, означает, что студент должен найти ответ на этот вопрос в любом другом источнике.

В процессе организации работы большое значение имеют консультации преподавателя, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы. Главное - не оставлять их «на потом», так как на экзамене действует, как правило, «закон подлости»: в билетах попадается именно этот вопрос, который хуже всего знаешь. Беседа преподавателя со студентом может дать многое, ибо еще Платон в своей знаменитой Академии весьма активно использовал этот простой прием получения знаний.

Студент, отвечающий на вопрос семинарского занятия, должен делать это, как правило, не прибегая к помощи каких-либо записей или учебников. Ответ должен быть настолько полным, насколько это требуется, чтобы достаточно раскрыть данный вопрос. Раскрывать какое-либо явление следует с определения его понятия и характеристики признаков (если этому не были посвящены предыдущие вопросы).

Студент, неудовлетворительно ответивший на поставленный перед ним вопрос семинарского занятия, должен отработать это занятие, то есть в особое время, назначенное преподавателем, ответить на любые заданные преподавателем вопросы из тех, что его группа рассматривала на данном занятии.

Аналогичную отработку влечет каждый пропуск семинарского занятия, вне зависимости от причины пропуска.

Помимо устных опросов студентов на семинарских занятиях, преподаватель может проводить письменные контрольные работы, тестирование и использовать другие формы контроля и оценки знаний студентов.

Для самостоятельной работы студентам представляются задания для самостоятельного выполнения, темы рефератов, докладов, сообщений, эссе с последующим аргументированным выступлением в ходе занятий.

Основная цель выполнения данной работы – это привитие навыков самостоятельной работы с литературой, проведение определенного анализа проблемы. В ряде случаев реферат или доклад может называться «эссе», и тогда он ближе к сочинению – в нем желательно отразить свое личное отношение к изучаемому вопросу.

Для правильного выполнения самостоятельной работы важно, чтобы в него попали наиболее представительные труды ученых, поэтому в начале работы надо не просто подобрать как можно больше литературы, но и критически выделить в ней наиболее значимые труды.

Необходимо обозначить актуальность темы, под которой понимается значение того, что изучается, для науки, человечества, для нас лично. В заключении работы указываются выводы, в которых не должно быть ничего сверх того, что есть в основном тексте.

В конце выполненной работы или реферата обязательно должен быть список литературы. Даже если вы подготовили их с помощью Интернета, это не меняет дела. Публикации в www – это те же первоисточники, но в отличие от обычных книг и статей при указании URL – адресов в списках литературы желательно указывать и дату, когда вы получили данный ресурс. Это связано с тем, что информация в Интернете быстро устаревает и часто меняется. При сборе информации в Интернете могут попадаться Web – страницы, на которых уже имеются списки литературы по нужной теме. Эту литературу тоже нужно указать в своей работе в «Списке рекомендованной литературы».

Также используется система рубежного и итогового контроля на основе разработанных тестов или контрольных вопросов. Примерные варианты тестов по курсу «История» приводятся в данном учебно-методическом комплексе и их рекомендуется использовать в ходе проведения семинаров. Тестовые задания позволяют:

- выяснить знания студентами основных событий, фактов, имен, дат;

- определить, насколько студенты владеют элементами исторического анализа, могут установить причинно-следственные связи;

- проверить, насколько самостоятельно студенты могут объяснить сущность, причину, последствия тех или иных явлений и событий.

В период учебного семестра со студентами проводятся индивидуальные и коллективные консультации по данной дисциплине, как обязательные (в период подготовки к зачетам и экзаменам) так и дополнительные (по просьбе студентов).

Форма проведения итогового контроля по данной дисциплине определяется преподавателем на основе указаний кафедры в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Приведенные вопросы для подготовки к итоговому контролю могут в определенной степени измениться и дополниться, что обусловлено постоянным процессом развития общественно-политической мысли нашего общества.

 

Задания для самостоятельной работы

Тема 1. Социально-экономическое развитие России XVII в. (4 часа)

План:

1. Экономическое развитие.

2. Социальное развитие.

3. Общая характеристика общественных отношений.

 

Вопросы для самопроверки и практические задания:

1. Что нового появилось в экономической жизни страны?

2. Каковы были особенности социальной структуры России XVII в.?

3. Чем вызвано принятие Соборного Уложения 1649 г.? Как изменилась жизнь посадских людей и крестьян по Соборному Уложению?

 

Хронологический ряд

 

1632 г. - Жалованная грамота об основании железных заводов под Тулой.

1634 г. - выдано разрешение на устройство первого в России стекольного завода.

1645-1676 гг. - царствование Алексея Михайловича.

1648 г. - "Соляной бунт" в Москве.

1649 г. - принятие Соборного уложения.

1650 г. - восстания в Новгороде и Пскове.

1652-1666 гг. - патриаршество Никона.

1653 г. - начало церковной реформы патриархом Никоном.

1654 г. - учреждение Приказа тайных дел.

1654 г. - Переяславская Рада. Воссоединение Украины с Россией.

1656 г. - денежная реформа. Начало выпуска медных денег.

1662 г. - "Медный бунт" в Москве.

1667-1671 гг. - восстание под предводительством Степана Разина.

1667 г. - принятие Новоторгового устава.

1668-1676 гг. - восстание в Соловецком монастыре.

1676-1682 гг. - царствование Федора Алексеевича.

1679-1681 гг. - переход к подворному налогообложению вместо посошного.

1682 г. - отмена местничества.

 

Понятийный аппарат

Белые слободы - поселения в составе городов, которые принадлежали боярам, монастырям. Они освобождались от несения городского тягла в пользу государства.

Девальвация - снижение курса национальной валюты по отношению к какой-либо иностранной валюте, золоту, серебру.

Косвенный налог - налог, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу.

Крепостное право – совокупность юридических норм, закреплявших наиболее полную форму зависимости крестьян от феодала.

Литургия - синоним слова "богослужение" как в значении отдельного законченного обрядового действия, так и в значении всей совокупности культовых действий.

Мануфактура - предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.

Парсуна - портретная живопись ХVII в.

Протекционизм - экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта при помощи увеличения торговой пошлины.

Протопоп - обиходное название протоиерея, старшего православного священника.

Рынок - сфера товарного обмена; спрос и предложение товаров, услуг, финансовых ресурсов, ценных бумаг, золота, драгоценностей, произведений искусства, инвестиций, труда и др. в масштабе мирового хозяйства (мировой, внешний рынок), страны (национальный, внутренний рынок) и ее отдельного района (местный рынок).

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Чиновничество - в России, совокупность лиц, имевших чины и состоявших на гражданской службе. Зародилось с возникновением в Русском государстве XVI в. системы приказов. Сложившаяся в них иерархия чинов (судья, думный дьяк, дьяк, подьячий) вскоре распространилась и на местные государственные органы. За свою службу они получали поместья и крепостных. Подьячих назначал Разрядный приказ.

Черные слободы - поселения в составе городов, в которых жили в основном ремесленники, несшие тягло в пользу государства.

Ярмарки - периодически организуемые в установленном месте торги, рынки товаров. Играли важную роль в экономической жизни в средние века.

Рекомендуемая литература:

Основная:

 

Деревянко А. П. История России с древнейших времен до начала XXI в. М, 2002.

Иловайский Д. И. Очерки русской истории. М., 1995.

Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца ХVIII в. М, 2001.

Дополнительная:

 

История России с древнейших времен до конца XVII века / Отв. ред. А. Н. Сахаров. М, 2000.

История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. И. Н. Павленко. М, 1996.

Кацва Л. А., Юрганов А. Л. История России VIII - XV в. М, 1996.

Любавский М. К. Лекции по древней русской истории до конца XVI в. СПб., 2002.

Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. М., 2002.

Скрынников Р. Г. История российская. IX - XVII вв. М, 1997.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...