Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дипломатические привилегии и иммунитеты

Персонал и структура дипломатического представительства.


Персонал дипломатического представительства состоит из главы дипломатического представительства, дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала.
Возглавляет посольство дипломатический представитель, имеющий класс посла (нунция — представителя Ватикана), а миссию — дипломатический представитель, имеющий класс посланника (интернунция — представителя Ватикана). Посольство или миссию может возглавлять временный поверенный в делах при отсутствии аккредитованного дипломатического представителя (в связи с отъездом за пределы страны пребывания в отпуск, в командировку, в связи с болезнью и в других случаях до момента вручения главе государства пребывания отзывных грамот). Это же правило существует и в случае начала деятельности вновь открытого в данном государстве посольства (или миссии) до прибытия дипломатического представителя — посла (или посланника).
Членами дипломатического персонала считаются лица, имеющие дипломатические ранги. Под эту категорию подпадают лица, назначаемые на должность советников-посланников, советников, секретарей и атташе.
Членами административно-технического персонала являются лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства: обычно референты, заведующие канцелярией, секретари, машинистки и другие лица.
К членам обслуживающего персонала относятся шоферы, повара, уборщицы, садовники, дворники и т.д., то есть лица, которые выполняют обязанности по обслуживанию представительства.

Дипломатические привилегии и иммунитеты

 

Привилегии, т. е. преимущества, и иммунитеты как совокуп­ность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрис­дикции, предоставляются как зарубежным органам внешних сно­шений, так и их главам и сотрудникам. Соответственно различа­ются привилегии и иммунитеты дипломатического представи­тельства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.

Привилегии и иммунитеты дипломатического предста­вительства. Дипломатическому представительству как органу аккредитующего государства на территории государства пре­бывания в соответствии с международным правом и националь­ным законодательством предоставляются особые льготы, пре­имущества.

В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях помещения представительства неприкосно­венны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также сред­ства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.

Эти конвенционные нормы воспроизведены в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностран­ных государств на территории СССР 1966 г., которое в опреде­ленной мере продолжает регламентировать поведение россий­ских правоохранительных органов. Это учтено (к сожалению, не во всем) в ряде специальных законов. Так, в Законе РСФСР "О милиции" 1991 г. при закреплении в ст. 11 права сотрудни­ков милиции беспрепятственно входить в помещения, занимае­мые предприятиями, учреждениями и организациями, и прово­дить осмотр в одном случае (п. 25) сделана важная оговорка: "кроме иностранных дипломатических представительств", в Другом (п. 18) такая оговорка отсутствует, хотя регулируются сходные ситуации.

Неприкосновенны архивы, документы, официальная кор­респонденция представительства. Это преимущество отличает­ся от провозглашенного в ч. 2 ст. 23 Конституции права каждого на тайну переписки и т. п., поскольку не может быть ограниче­но на основании судебного решения.

Согласно Конвенции государство пребывания должно раз­решать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. С этим связано право представительства использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задер­жанию. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необ­ходимо согласие государства пребывания.

В соответствии с международным правом Таможенный ко­декс РФ предусматривает таможенные льготы для дипломати­ческих представительств при ввозе в нашу страну и вывозе из страны предназначенных для официального пользования пред­ставительств товаров с освобождением от таможенных плате­жей (ст. 202).

В отношении помещений представительства — как собст­венных, так и наемных — предусмотрено освобождение от на­логов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют со­бой плату за конкретные виды обслуживания.

Представительству и его главе принадлежит право поль­зоваться флагом и эмблемой своего государства на принадле­жащих им помещениях и средствах передвижения.

Конвенция возлагает на государство пребывания специаль­ную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все надле­жащие меры для защиты помещений представительства от вся­кого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорб­ления его достоинства. Это обязательство учтено в Федераль­ном законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" 1995 г. В перечне ее обязанностей: обес­печивать во взаимодействии с органами внутренних дел безо­пасность представительств иностранных государств на терри­тории Российской Федерации (п. "н" ст. 12).

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 41 Конвенции помещения представительства не должны использоваться в целях, не со­вместимых с его функциями.

Привилегии и иммунитеты главы дипломатического пред­ставительства и дипломатических агентов. Конвенция содер­жит общие для всех дипломатических агентов, включая главу дипломатического представительства, нормы относительно при­вилегий и иммунитетов. Прежде всего зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) не может быть основани­ем ареста, заключения под стражу или содержания под стра­жей.

Государство пребывания обязано относиться к нему с долж­ным уважением и принимать все надлежащие меры для преду­преждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. При этом его частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения пред­ставительства.

Воплощением и конкретизацией этой общей нормы явля­ются обязательства государств в соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, поль­зующихся международной защитой, в том числе дипломатиче­ских агентов, 1973 г.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уго­ловной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 Уголовного кодекса РФ дипломатические представители ино­странных государств пользуются иммунитетом. Положение об иммунитете от административной юрисдикции содержится в ст. 17 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространя­ется на случаи:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребы­вания, если только дипломат не владеет им от имени аккреди­тующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попе­чителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или ком­мерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в госу­дарстве пребывания за пределами официальных функций.

В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональ­ной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Наше законодательство — упомянутое выше Положение о дипломатических и.консульских представительствах 1966 г. — несколько иначе формулирует эти нормы и предусматривает, что иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава представительства и члены дипло­матического персонала вступают в гражданско-правовые отно­шения как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории нашей страны, наследовании или дея­тельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций.

Дипломатический агент не обязан давать показания в ка­честве свидетеля. К этой норме Конвенции Положение 1966 г. добавляет, что в случае согласия давать такие, показания он не обязан для этого являться в судебные или следственные ор­ганы.

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включае­мых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижи­мое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

Ввозимые в страну предметы, предназначенные для лич­ного пользования дипломата или членов его семьи, освобожда­ются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобо­ждается от таможенного досмотра, если нет оснований предпо­лагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз кото­рых запрещен. Соответствующие положения закреплены в Та­моженном кодексе РФ (ст. 203).

Указанными "в Венской конвенции привилегиями и имму­нитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами госу­дарства пребывания.

Дипломатические курьеры при исполнении своих обязан­ностей пользуются личной неприкосновенностью и не подле­жат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

В определенной степени привилегии и иммунитеты рас­пространяются на членов административно-технического и об­служивающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: "если они не явля­ются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно").

Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях, привилегии и иммунитеты "предоставляют­ся не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффектив­ного осуществления функций дипломатических представи­тельств как органов, представляющих государства". Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее госу­дарство.

Совершение дипломатическим агентом серьезного право­нарушения может стать основанием для объявления его неже­лательным лицом (persona non grata). В таком случае аккреди­тующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобож­дает его от юрисдикции аккредитующего государства.

 

 

Дипломатическому праву известны сложившиеся издавна обычные нормы, предусматривающие такие общепризнанные функции дипломатических представительств,как дипломатическая защита, ведение переговоров, информационная деятельность. В настоящее время функции как основные направления деятельности дипломатическихпредставительств определяются в основном Венской конвенцией 1961 г. Помимо названных, в ст. 3 Конвенции названа общепринятая на сегодняшний день в доктрине ипрактике функция представительства, а также ряд новых функций, необходимость в которых диктуется современными условиями международной жизни.

Основной, очевидно, является функция представительства. Представительством является по сути вся деятельность посольства или миссии - выступление от имени своего государства во всем вопросам официальных межгосударственных отношений. Из этой функции происходят все остальные.

Функцию дипломатической защиты Венская конвенция ставит на второе место. Речь идет о защите прав и законных интересов аккредитующего государства, его физических и юридических лиц, находящихся на территории страны пребывания представительства. Выражается она в нескольких основных формах: посольство консультирует своих граждан по вопросам, относящихся к их пребыванию в данной стране, делает необходимые запросы по поводу защиты интересов своего государства и его граждан, а в необходимых случаях – выражает протесты и делает представления властям страны пребывания. С точки зрения международного права есть ряд условий, только при соблюдении которых возможна дипломатическая защита. Недопустимо вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию страны пребывания. Необходимо убедиться в том, что в судебной и иной защите по законодательству государства пребывания или отказано, или меры такой защиты исчерпаны и не дали результата. Дипломатическая защита может быть оказана только гражданам и органам отечественного государства, апатриды и граждане других государств вправе рассчитывать на защиту в чужом для них посольстве лишь в случаях крайней необходимости или согласно договорённости между государствами.

Третья функция – ведение переговоров с представителями страны пребывания на разных уровнях – наиболее тесно связана с дипломатической деятельностью как таковой. К таким переговорам прибегают в тех многочисленных случаях, когда нет принципиальной необходимости (или возможности) провести переговоры на более высоком со стороны аккредитующего государства уровне.

Очень важна сегодня информационная функция посольств в силу высокой ценности данных, которую они могут оперативно предоставить. В наше время способность быстро и объективно принять верное решение очень важна, и роль дипломатических представительств в предоставлении достоверных сведений и анализа ситуации с учётом постоянно меняющейся обстановки в сфере межгосударственных отношений трудно переоценить. Информационная функция представительств осуществляется в двух направлениях. С одной стороны, это сбор, получение информации, касающейся государства пребывания, с другой – распространение официальной информации по поручению аккредитующего государства. В Венской конвенции 1961 г. (статья 3) особо подчеркивается, что аспекты информационной деятельности посольств и миссий должны осуществляться исключительно законными средствами с учётом законодательств страны пребывания. Общепризнанными средствами получения информации является обработка находящихся в свободной продаже или в библиотеках изданий, материалов средств массовой информации. Венская конвенция, отражая распространенную практику, закрепляет принцип, согласно которому все официальные дела с государством пребывания ведутся с его министерством иностранных дел или через это министерство, или с другим министерством, в отношении которого есть договоренность, или через это другое министерство. Ведомство иностранных дел обязано предоставить информацию при любом обращении в государственные органы или к должностным лицам государства пребывания.[1]

В наши дни одной из первостепенных задач дипломатии становится сохранение мира и обеспечение дружественных отношений между государствами. Это зафиксировано и в Венской конвенции, где в качестве функций дипломатического представительства названы, в частности, поощрение дружественных отношений между государствами, содействие развитию их взаимоотношений в области экономики, науки и культуры.

В ст. 25 Венской конвенции 1961 г. в общей форме закреплена обязанность государства пребывания предоставлять иностранному дипломатическому представительству все возможности для эффективного выполнения его функций. В дипломатическом праве существует целый ряд норм, конкретизирующих это положение; многие их них нашли отражение и в Конвенции.

Одним из важных факторов обеспечения успешной работы представительств является материально-техническая база – средства и возможности, создающие условия для практической деятельности посольств и миссий или облегающих ее проведение. Прежде всего к ним относится помещение, занимаемое дипломатическим представительством. По общему правилу, эти учреждения должны располагаться в столице государства пребывания, но в практике встречаются случаи, когда структурные подразделения посольства или миссии находятся в других городах страны пребывания. В венской конвенции (ст. 12) такая возможность ограничена необходимостью предварительного согласия на это принимающего государства.

Одним из важнейших средств обеспечения нормального функционирования дипломатического представительства является гарантированная международным правом (ст. 27 Венской конвенции) свобода сношений представительства с аккредитующим государством и его органами, в том числе и зарубежными.

Можно сделать вывод, что дипломатическим представительствам в современном международном праве предоставляются широкие права и возможности для их эффективной деятельности, решения поставленных задач. В то же время этими правами, без ущерба для прав и интересов государства пребывания, его граждан, что обязательно для осуществления эффективного международного сотрудничества, поддержания стабильных дипломатических отношений.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...