Эстетические представления в первобытном обществе
ЭСТЕТИКА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Под редакцией доктора философских наук, профессора В.А. Лозового
#■
Сумы 1999
УДК 18 (075.8) ББК 87.8я73 Э 87 Рецензенты: О.К.Бурова - доктор философских наук, профессор; Н.В.Дьяченко - доктор философских наук, профессор. Авторы: Е.В.Колесникова - кандидат философских наук, доцент; В.А.Лозовой - доктор философских наук, профессор; Н.Г.Чибисова - кандидат философских наук, доцент; А.В.Шило - кандидат искусствоведения, доцент. Э 87 Эстетика: Учебное пособие/ Под ред. проф. В.А.Лозового. - Сумы: Издательство «Университетская книга», 1999.-302 с, ил. ISBN 966-7550-12-5 В учебном пособии дается характеристика предмета и задач эстетики в современных условиях, анализируется история мировой эстетической мысли и особенности ее развития на российской и украинской почве, раскрывается сущность и структура эстетического сознания и деятельности, основные категории эстетики, морфология искусства и закономерности его развития, суть художественного образа и художественного метода, тенденции развития современной эстетической культуры... Учебное пособие снабжено иллюстрациями, планами семинарских занятий и методическими указаниями к ним, практикумом, терминологическим словарем, именным и предметным указателями. Для студентов неспециализированных вузов, всех, кто интересуется проблемами эстетики. ББК 87.8я73 ■■■ '. © Е.В.Колесникова; В.А.Лозовой; Н.Г.Чибисова; А.В.Шило, 1999 ISBN 966-7550-12-5 © ООО «Элита-Стар», 1999 ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие представляет собой попытку в сжатой и доступной форме изложить современный уровень научных представлений об эстетическом и художественном знании.
Рассматриваются содержание предмета эстетики, цели и задачи науки на современном этапе общественного развития, даются сведения из истории мировой и отечественной эстетической мысли. В последующих главах дана характеристика исходных категорий эстетики: эстетическое и художественное, прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, структура эстетической деятельности и эстетического сознания, всесторонний анализ искусства как социального явления, его морфология, закономерности развития; раскрывается эстетическая культура личности и система эстетического воспитания, место эстетической культуры в общей культуре человека, в стиле и манерах его поведения в служебной и неслужебной обстановке. Завершают книгу планы и методические рекомендации к семинарским занятиям, практикум, а также терминологический словарь, именной и предметный указатели, призванные максимально приблизить пособие к нынешним требования учебного процесса, сделать его удобным в работе над изучением курса эстетики. Пособие ориентировано на заинтересованного, творческого читателя, который знаком с философией, историей культуры и художественной жизни. Читатель, желающий глубже удовлетворить свой художественно-познавательный интерес, может обратиться к литературе, помещенной в конце книги. В основу учебного пособия авторами положен многолетний опыт чтения курса эстетики в Харьковском государственном политехническом университете, Национальной юридической академии Украины и других вузах г. Харькова. Учебное пособие рассчитано на студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся проблемами эстетики и художественной жизни. Глава 1 ЭСТЕТИКА КАК НАУКА ПРЕДМЕТ ЭСТЕТИКИ. МЕСТО ЭСТЕТИКИ В СИСТЕМЕ НАУК Слово «эстетика» (aisthesis) - греческого происхождения, в переводе означающее «имеющий отношение к чувственному познанию». Термин «эстетика» вошел в науку в середине XVIII века. Впервые его употребил немецкий философ А. Баумгартен для обо-\ значения нового раздела философии. Баумгартен ввел в философию раздел «теория чувственного познания» и термином «эстетика» предложил назвать именно этот раздел. Это слово прочно закрепилось в философской терминологии и уже с XVIII века эстетику стали понимать как науку, изучающую либо «философию прекрасного», либо «философию искусства». У эстетиков появился свой собственный предмет изучения.
Эстетика рассматривает чувственное познание окружающей действительности и имеет дело с ее разными сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятельностью в самых различных жизненных сферах, вплоть до производственной. Так, эстетически мы оцениваем красивые цветы, величественные здания, устремленные ввысь купола храмов, технические объекты (компьютеры, автомобили и др.), созданные трудом человека, высокие нравственные поступки людей, прекрасные произведения искусства. О людях, чутких к красоте, мы говорим, чтоони наделены эстетическим чувством. Сам процесс подобного восприятия мы называем эстетическим восприятием, результатом которого является эстетическое переживание. Таким образом, эстетические чувства, эстетические переживания, эстетические наслаждения выступают как проявление эстетического отношения к предметам или явлениям действительности. Всевозможные эстетические отношения, возникающие у человека (социальной группы, общества) к действительности, можно отнести к общему понятию «эстетическое». Природу эстетического изучает наука эстетика. Исследование эстетического, которое выступает как метакате-гория ниуки эстетики, предполагает анализ наиболее общих харак- Глава 1. ЭСТЕТИКА КАК НАУКА теристик, присущих прекрасному, возвышенному, трагическому и т. п., кроме того, природы порождения этих явлений в сознании человека, в эстетических восприятиях, представлениях, идеалах, взглядах и теориях, а также природу эстетических ценностей. Одним из основных вопросов, входящих в круг изучения эсте-тики является искусство.Эстетика исследует общие закономерности- развития искусства проявляющиеся в различных его видах. Она изучает и сам процесс художественного творчества, его субъект и средства, и объект художественного творчества, а также процесс художественного восприятия искусства и т.д. Ведь искусство существует лишь в социально-коммуникативной системе «художник -искусство - публика» или «художественное творчество - искусство - художественное восприятие». В связи с этим в предмет эстетики как науки необходимо включить такие проблемы, как «художник», «художественный язык», «художественное восприятие», «художественная оценка», «художественный вкус» и др. Включение перечисленных выше проблем в предмет эстетики обязывает нас рассмотреть взаимосвязь «художественного» и «эстетического».
Понятие «художественное» имеет отношение к искусству, деятельности художника, к восприятию искусства, к оценке произведений искусства и т.д. Но есть эстетические явления, ценности, процессы, не обладающие художественным характером, например, эстетическое восприятие природы, поведения, бытовой сферы, утилитарных форм человеческой деятельности. «Художественное» следует рас- I_______________________________________________________________ ЭСТЕТИКА сматривать как «прилагательное от существительного «искусство» (Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. - М., 1965. - С. 325; Зеленое Л.А., Куликов Г.И. Методологические проблемы эстетики. М., 1982. - С. 13.). Художественная потребность - это потребность в искусстве, художественная оценка - это оценка искусства; художественное творчество - это создание искусства, художественное восприятие - это восприятие искусства и т.д. Иначе говоря, художественное как имеющее отношение к искусству является видом эстетического как рода; художественная деятельность - вид эстетической деятельности, художественное - вид эстетического. Категория эстетического характеризует всю широту и многообразие прекрасного и безобразного, трагического и комического, возвышенного и низменного с их модификациями в природной и социальной среде, в искусстве и в утилитарных видах деятельности. Мы не знаем ни одного художественного явления (музыкального, литературного, живописного и др.), которое бы не обладало эстетической природой, не было бы прекрасным или безобразным, позитивно эстетическим или негативно эстетическим и др., но мы знаем эстетические явления, которые не обладают художественной природой (красота флоры и фауны, физического облика человека, неорганических предметов и т. д.).
Эстетика-изучает и ценностное отношение человека к действительности (прекрасное, безобразное, сатирическое, трогательное, юмористическое, трагическое, комическое, возвышенное и др.). Кроме того, эстетика исследует закономерности эстетической деятельности общества, закономерности эстетического освоения действительности человеком и т.д. Анализ эстетической деятельности позволяет понять, как человек творит, создает прекрасное в жизни и как он потребляет (воспринимает) его. Другими словами, эстетика изучает субъекты творчества и восприятия (художник, публика, соавтор, импровизатор, исполнитель, критик и т.д.), объекты творчества и восприятия, средства, процессы и результаты эстетического творчества и цосприятия. Таким образом, рассмотренный нами выше круг вопросов и составляет предмет эстетики. Эстетика - философская наука, она родилась в недрах философии и сохраняет с нею тесную связь. Если философия изучает наиболее общие законы природы, общественного развития и мыш-ления, то эстетика изучает наиболее общие законы развития искус-ства а также эстетического отношения человека к миру. Став самостоятельной наукой (со второй половины XVIII века), Глава 1. ЭСТЕТИКА КАК НАУКА эстетика продолжает черпать основные методологические положения из философии. Эстетика связана со многими общественными, философскими, гуманитарными науками. Эстетика тесно связана с этикой. Нравственный момент входит в само существо эстетического отношения человека к действительности. Взаимоотношения людей - это основа любого художественного произведения (например, творчество В. Быкова, Ч. Айтматова, Е. Евтушенко, Э. Рязанова и др.). Свои нравственные правила поведения, например, у героев М. Булгакова и А. Камю. Естественные науки Технические науки Экономические науки и др. Этика Психология Педагогика Социология История Логика и др. Эстетика тесно связана с психологией, поскольку эстетическое восприятие действительности носит чувственно-эмоциональный характер, а эмоции и чувства изучает психология. Связана эстетика и с педагогикой, социологией, историей, логикой и др., а также с естественными и техническими науками, ибо эстетическое начало присутствует в самой действительности, а значит, будет преломляться в различных формах ее познания.
Эстетика тесно взаимосвязана с искусством и выступает методологией для искусствоведческих наук, истории искусства, теории искусства, художественной критики, так как в отличие от других создаваемых человеком предметов, в которых красота может быть Эстетика тесно связана с этикой. Нравственный момент входит в само существо эстетического отношения человека к действительности. Взаимоотношения людей - это основа любого художественного произведения (например, творчество В. Быкова, Ч. Айтматова, Е. Евтушенко, Э. Рязанова и др.). Свои нравственные правила поведения, например, у героев М. Булгакова и А. Камю. ЭСТЕТИКА желательной, но отнюдь не обязательной, произведения искусства непременно должны обладать художественной ценностью. Ведь если фильм или книга не доставляют нам эстетического наслаждения, мы вообще не признаем их художественными творениями. Естественные науки Технические науки Экономические науки и др. Этика Психология Педагогика Социология История и др. Теория искусств История искусств Художественная критика
Искусство как плод художественного творчества становится предметом исследования эстетической науки. При этом эстетика сразу же сталкивается с тем, что каждым конкретным видом искусства -литературой, музыкой, театром и т.д. - занимается специальная наука; литературоведение, музыкознание, театроведение и т. п. Однако каждая искусствоведческая наука исследует тот или иной вид искусства в его своеобразии. Но есть и такие законы искусства, которые объединяют, роднят все области художественного творчества, эти законы и становятся предметом познания эстетической науки. Так, например, отношение искусства к действительности, отражение действительности в искусстве, художественное творчество и другие вопросы изучает эстетика. Она раскрывает законы, управляющие всеми видами искусства, хотя в каждом из них они проявляются особенным образом, именно поэтому эстетика - не просто наука об искусстве, а наука о сущности и наиболее общих законах развития искусства. Эстетика выступает методологической основой и для ряда новых наук, выделившихся из нее: технической эстетики, эстетики быта, эстетики поведения. Глава 1. ЭСТЕТИКА КАК НАУКА Таким образом, рассмотрев вопросы, которые исследует эстетика, можно дать ей следующее определение: эстетика - это наука об эстетическом, о сущности и законах эстетического познания и эстетической деятельности человека, наука об общих законах развития искусства. Естественные науки Технические науки Экономические науки и др. Этика Психология Педагогика История Социология и др. Искусствоведческие науки ) Техническая эстетика Эстетика быта Эстетика поведения
Эстетика - это философская наука, тесно связанная с философскими и общественными науками, и, в свою очередь, выступает теоретической основой для ряда эстетических и искусствоведческих наук. СТРУКТУРА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Эстетика представляет собой целостную систему научного знания, которой присуща стройная структура, включающая три основных раздела: - о природе объекта эстетической оценки и видах эстетической ценности (продукты производства, явления природы, человек, художественные ценности и т.п.); - о природе эстетического сознания и его формах (эстетические чувства, идеалы, вкусы, взгляды и теории); 10 ЭСТЕТИКА - о природе эстетической деятельности и ее видах (художественное конструирование, или дизайн, художественное творчество, эстетическое воспитание и т. д.). Структура эстетического знания предполагает и наличие сложной системы эстетических категорий и понятий. Эстетические категории представляют собой узловые пункты в истории освоения человеком действительности «по законам красоты». В них запечатлены основные типы эстетического отношения человека к окружающему миру, обобщены существенные эстетические свойства предметного мира. К эстетическим категориям относятся: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, низменное, возвышенное, содержание и форма в искусстве, стиль, художественный метод, художественный образ и др. Итак, эстетика включает эстетические категории десяти различных типов: 1) эстетическое освоение мира; 2) гносеология (познание) искусства; 3) социология искусства; 4) антропология искусства; 5) эстетическая аксиология (ценности); 6) онтология (художественное произведение); 7) художественный процесс; 8) творческий процесс; 9) эстетическое воспитание; 10) морфология искусства. Помимо эстетических категорий, к структурным элементам эстетики как науки относятся эстетические понятия, которые не имеют столь широкого смысла и значения. В одних случаях эстетические понятия отражают определенные стороны основных эстетических категорий (например, красивое, гармоничное, совершенное - проявление эстетической категории «прекрасное»), в других - характеризуют оттенки эстетических свойств, эти понятия не имеют обобщающего значения (например, чудесное, прелестное, великолепное - прекрасное; печальное, скорбное, горестное - трагическое и др.). Все категории и понятия эстетики тесно между собой взаимосвязаны, между ними существует логическая связь и соподчинен-ность. Эстетика как система знания включает, кроме эстетических категорий и понятий, и эстетические законы. Эстетические законы - Глава 1. ЭСТЕТИКА КАК НАУКА это законы эстетической деятельности, законы искусства как формы общественного сознания, законы художественного творчества, законы художественного процесса, законы художественного нос приятия, законы эстетического воспитания и др. Таким образом, эстетика представляет собой систему законов, категорий, понятий, исследование которых и раскрывает ее содержание. Никакая наука не возможна без своего метода познания; опираясь на общую философскую методологию, каждая наука вырабатывает внутри себя на своем материале свой метод мышления. Эстетика в этом отношении не составляет исключения. Одним из методов эстетики является историзм. Идеи историзма пронизывают данную науку. Принцип историзма предполагает соблюдение трех важнейших условий: во-первых, рассмотрение явлений в их развитии; во-вторых, рассмотрение связи данного явления с другими и, наконец, изучение истории в свете опыта современности, использование исторически высших форм в качестве ключа для понимания предшествующих. Принцип историзма вырастает изнутри самой эстетики как потребность более адекватно рассмотреть свой предмет, например, нынешнее состояние искусства и его современные законы понимаются как ставшие, исторически возникшие, а его будущее состояние -как образующееся в протекающем на наших глазах художественном процессе. Историзм - путь связи теории и практики и единственная дорога к истинному пониманию эстетики. Историзм дополняет сегодня другой метод эстетики - структурализм, который вторгается в различные ее сферы. Так, например, структурализм дает возможность рассмотреть художественное произведение как определенную систему, состоящую из множества элементов, взаимосвязанных и взаимообусловленных. Структурный метод предполагает собирание и анализ разнообразных фактов, составление их полного перечня, установление взаимосвязи между фактами, их группирование и выявление отношений между ними, построение системы из наличных элементов, что создает единый целостный объект исследования. Структурализм входит в общую систему современной научной методологии. Этот метод нуждается в сотрудничестве с другими методами и является дополнительным по отношению к исторической методологии. IУ ЭСТЕТИКА ФУНКЦИИ ЭСТЕТИКИ Рассмотрение предмета и структуры эстетики дает возможность раскрыть ее функции, важнейшими из которых являются мировоззренческая, познавательная, формирующая, методологическая. Эстетика нужна художнику. Она является мировоззренческой основой для его творческой деятельности. Художник может интуитивно применять законы эстетики, не постигнув их в теоретической форме, а получив из самого художественного процесса, из опыта предшественников и современников. Однако такое постижение, не подкрепленное теоретическим обобщением художественной практики, не дает возможности глубоко и безошибочно решать творческие вопросы. Когда художник встречается со сложной творческой задачей, пытается найти выход из творческого кризиса, он не может руководствоваться только интуицией и должен опираться на глубокие знания эстетики. Мировоззрение не только руководит талантом и мастерством, оно и само формируется под их воздействием в процессе творчества. Своеобразие видения мира, отбор художественного материала определяются и регулируются мировоззрением. При этом наиболее непосредственно влияет на творчество та сторона мировоззрения, которая выражается в эстетической системе, сознательно или стихийно реализуется в образах. Как правило, творчество и осмысление его законов идут рука об руку. Аристофан, Леонардо да Винчи, Шекспир, Мольер, Гете, Шиллер, Достоевский, Толстой, Пушкин, Франко не только великие мастера искусства, но и великие исследователи его тайн. Эстетические принципы, на которые опирается тот или иной художник в своей творческой деятельности, далеко для нас не безразличны, поскольку свои произведения художники всегда создают для людей. Эстетика направляет развитие искусства, и в этом ее огромное значение. Эстетика сказывается и на творчестве художника. Знание ее законов способствует сознательному отношению к художественному творчеству, в котором сочетаются дар и навык. Не менее, чем художнику, эстетика нужна и воспринимающей искусство публике - читателям, зрителям, слушателям. Эстетика несет знания людям, позволяет овладеть основными свойствами и законами развития эстетического, познакомиться с различными эстетическими концепциями и др. В этом раскрывается познавательная функция эстетики. Человек с развитым эстетическим сознанием глубже воспринимает искусство, которое доставляет людям одно из высших ду- Глава 1. ЭСТЕТИКА КАК НАУКА ховных переживаний - эстетическое наслаждение. Об этом говорил А.С. Пушкин: «Над вымыслом слезами обольюсь». Без эстетики нет художественной образованности, а без художественной образованности нет наслаждения искусством. Эстетика способствует формированию определенных эстетических взглядов, идеалов, представлений; помогает людям ориентироваться в мире эстетических ценностей, способствует выработке ценностных представлений, которыми люди руководствуются в своей практической деятельности. Эстетика, таким образом, играет воспитательную роль в жизни общества. Наряду с перечисленными выше функциями наука эстетика выполняет и методологическую функцию. Обобщая результаты исследований эстетических явлений, которые дает, например, искусствоведение, эстетика, в свою очередь, оказывает обратное влияние на его развитие. Она раскрывает основные принципы познания эстетических объектов, определяет путь их исследования. Эстетика нужна не только художнику, пишущему картину, но и модельеру, проектирующему костюм, и столяру, делающему шкаф, и инженеру, создающему автомобиль, так как освоение и преобразование мира ими осуществляется по законам красоты. Как бы исторически и национально-своеобразно не было бы данное действие, строитель всегда должен творить и по законам сопромата, и по законам красоты; участник карнавала - по законам комического; человек, хоронящий близкого - по законам трагического; а совершающий подвиг - по законам возвышенного. Все эти формы деятельности подчиняются законам эстетики; они не могут быть ни совершены без определенной развитости эстетического начала в душе человека, ни осмыслены без эстетики и ее категорий. Эстетика входит в труд, в художественное творчество, быт, во все сферы деятельности, она формирует в человеке творческое, созидающее начало, способность воспринимать красоту и наслаждаться ею, ценить и понимать искусство. Контрольные вопросы 1. Что изучает эстетика как наука и ее место в системе духовной культуры? 2. Раскройте связь эстетики с философией, естественными, техническими, гуманитарными и другими науками. 3. Какова структура эстетического знания? 4. Предмет и функции эстетики. Глава 2 РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В КУЛЬТУРЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ Для первобытной культуры характерно единство, синкретизм утилитарного и художественного элементов. Образ человека еще не сформировался, он рассматривается как часть окружающего мира, запечатленного в мифах. Мифологическое мышление формировалось на основе практического отношения к миру. Миф в значительной степени был связан с развитием фантазии, воображения и первоначально сопутствовал магическому ритуалу и обряду. Установление магических причин взаимосвязи природных или общественных процессов дополнялось фантастическими антропоморфными связями и отношениями. Мифология - это форма общественного сознания, способ понимания взаимосвязанности и причинно-следственной обусловленности природной и социальной действительности как одного целого, направленная на преодоление фундаментальных противоречий человеческого существования, на гармонизацию отношений личности, общества и природы. Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным, так как воплощало коллективный, «надежный» опыт осмысления действительности множеством поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и устанавливали определенные нормы поведения. Главными предпосылками своеобразной мифологической «логики» являлось, во-первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды, и, во-вторых, то, что мышление сохраняло нерасчлененность, было неотделимо от Глава 2. РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В КУЛЬТУРЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ__________15 Восточно-испанские наскальные изображения. Живопись ущелья Вальторга, возможно, относится к перио ду мезолита. эмоционально-аффектной, моторной сферы жизни человека и его психики. Следствием этого явилось наивное очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация, метафорическое сопоставление природных, социальных и культурных объектов. На природные объекты переносились человеческие свойства, им приписывалась одушевленность, разумность, человеческие чувства, часто и внешняя антропоморфность, и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. Определенные силы и способности могли быть пластически выражены многорукостью, многоглазостью, самыми диковинными трансформациями внешнего облика; для мифа характерно, что различные духи, боги и герои, а тем самым и представленные ими стихии, природные объекты и человеческие способности были связаны семейно-родовыми отношениями. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Важнейшая функция мифа - создание модели, примера, образца. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифические герои одновременно источают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать порядок, установленный в природе и обществе. Поддержание такого порядка также является важной функцией мифа. Она осуществляется с помощью ритуалов. В них мифическое ЭСТЕТИКА Женская статуэтка («Венера») из Виллендорфа (Нижняя Австрия). Известняк. Ориньякский период, палеолит. Естественно-исторический музей. Вена. Гомер. Римская копия. Пифагор. Римская копия. время и герои не только изображаются, но как бы возрождаются с их магической силой, события повторяются и заново актуализируются. Миф и ритуал составляют две стороны - как бы теоретическую и практическую - одного и того же феномена: обеспечение «вечного возвращения» и непрерывности природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка. Итак, основными свойствами мифа являются: конкретность события; телесность, осязательность действующих сил; эмоциональность изложения; проекция человеческих качеств на предметы окружающего мира; чувственное восприятие окружающего; образность повествования. Мифология является самым древним, архаическим идеологическим образованием, имеющим синкретический характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаяся музыкально-хореографическими, «предтеатральными» и словесными средствами, имела свою скрытую, неосознанную эстетику. Искусство, впоследствии полностью эмансипировавшись от мифа и ритуала, сохранило специфическое соединение обобщений с конкретными образами. Сохранилось и широкое оперирование мифологическими темами и мотивами. Г" КРИ1мСЬКИИ^1Ь*>ЖАВНк"*л ГУМАИГТАРНИЙ 1Н.СТИТУТ Глава 2. РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.' \.:<П,.\:■[■. Ш |Л'1Ш"ЩУШУ TEK-Jui— АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА Античная эстетика развивалась в Древней Греции и Риме. Она мела своим истоком мифологические представления, сложившиеся при первобытно-общинном строе. Для них характерен подчеркнутый космологизм. Космос, с точки зрения древних, хотя и пространственно ограниченный, но отличающийся гармоничностью, соразмерностью и правильностью происходящего в нем движения, структурно и ритмически оформленный, поражающий возвышенным величием, выступал как воплощение наивысшей красоты. Все остальное наделялось красотой лишь в той степени, в какой оно приближалось к этой абсолютной гармонии, а созданная человеком вещь рассматривалась как подражание природе. Подобные представления о чувственно-материальном, видимом, слышимом, осязаемом Космосе обычно присущи раннему, натурфилософскому периоду античной мысли, пытавшейся сконструировать его из таких физических элементов, как огонь, эфир, земля, вода, воздух. Античная эстетическая мысль достигла наивысшего расцвета в период VII в. до н.э. - III в. н.э., когда на смену чувственно-наглядному, интуитивному представлению натурфилософов о Космосе приходит интерес к самому познающему его человеку. Античные мыслители сформулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об II ЭСТЕТИКА отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества. Они разработали теорию эстетического воспитания. Велика заслуга античных мыслителей в анализе эстетических категорий прекрасного, меры, гармонии, трагического, комического, иронии и др. Эстетические понятия и термины оформляются уже в ранней греческой литературе - в эпосе Гомера и Гесиода. У Гомера встречаются важнейшие эстетические термины: «красота», «прекрасный», «гармония» и др. В «Илиаде» и «Одиссее» дано описание плясок, рассказывается о том, какое место занимали пение и музыка в жизни греков. При этом рациональные мысли Гомера об искусстве причудливо сочетаются с мифологическими представлениями. Сочетание мифологического и рационального мы встречаем и у Гесиода, автора поэм «Труды и дни» и «Теогония». Красота и добро у него мыслятся как исходящие от богов. Художественное творчество он также считает актом божественным. Однако ни Гомер, ни Гесиод не создали эстетических теорий, которые возникли в недрах античной философии. Почву для них подготовили милетские материалисты (конец VII-VI в. до н.э.) -Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Наиболее ранней школой греческой философии, разработавшей важные эстетические понятия, явилась пифагорейская школа. Она [лава 2. РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В КУЛЬТУ!'!! ЗАПАДНОЙ КШ'ОПЫ Гераклит. Римская копия. Сократ. Римская копия. Платон. Римская копия. была основана Пифагором в VI в. до н.э. в городе Кротоне (Южная Италия). Согласно пифагорейцам, число составляет сущность вещей, и поэтому познание мира сводится к познанию чисел. Непосредственно к учению пифагорейцев о числе примыкает их концепция о противоположностях. Все существующее представляет собой ряд противоположностей, которые и порождают гармонию. Пифагорейцы считали, что гармония чисел есть некая объективная закономерность, действующая во всех явлениях жизни, следовательно, и в искусстве. Пифагор первым обратил внимание на порядок и гармонию, царящие во Вселенной. Космологическая теория пифагорейцев носит эстетический характер. Детально понятие гармонии Пифагор исследует на примере музыки. Труды пифагорейцев о музыке впервые выдвинули мысль о том, что качественное своеобразие музыкального тона зависит от длины звучащей струны. На этой основе пифагорейцы развили учение о математических основах музыкальных интервалов. Так, ими были установлены следующие музыкальные гармонии: октава 1:2, квинта 2:3, кварта 3:4. Пифагорейцы искали объективную сторону эстетики. Они понимали гармонию как «согласие несогласных», т. е. акцентировали внимание на примирении противоположностей, поставили вопрос об объективных основах прекрасного. ЭСТЕТИКА Диалектические догадки пифагорейцев об основных эстетических понятиях получили развитие у Гераклита Эфесского (ок. 520-460 до н.э.). Развивая материалистические учения милетских философов, за первоначало всего сущего он берёт «вечно живой огонь». Согласно Гераклиту, в мире царит строгая закономерность и в то же время в нем нет ничего постоянного - все течет и изменяется. В отличие от пифагорейцев, он делает акцент не на примирении противоположностей, а на их борьбе. Исходя из этих общих методологических принципов в анализе эстетических категорий, Гераклит, так же как и пифагорейцы, считал, что прекрасное имеет объективную основу, однако эту основу он видит не в числовых отношениях как таковых, а в качествах материальных вещей, представляющих собой модификации огня. Конкретизируя понятие красоты, Гераклит говорит о гармонии как единстве противоположностей. Гармония для него, как и красота, возникает через борьбу. Гармония, являющаяся основой красоты, согласно Гераклиту, имеет универсальный характер: она видна в основе Космоса, составляет основу человеческих отношений, она же присутствует в произведениях искусства. Гераклит трактует меру как одну из важнейших эстетических категорий. Мера, согласно Гераклиту, как и гармония, носит всеобщий характер. В центре внимания древнегреческого философа Сократа (470-399 до н.э.) находится человек. При этом человек интересует Сократа со стороны его практической деятельности, поведения, нравственности. С этих позиций Сократ рассматривает и эстетические проблемы. Согласно Сократу, всякая человеческая деятельность преследует определенную цель. Высшим результатом этой деятельности является абсолютное благо. Эстетическая деятельность также является целесообразной, поэтому ее продукты должны оцениваться с точки зрения соответствия определенной цели. Следовательно, по Сократу, не существует прекрасное как абсолютное свойство предметов и явлений. Оно раскрывается лишь в их (предметов и явлений) отношениях и в своей сущности совпадает с целесообразным. Такой подход к эстетическим категориям привел к тому, что прекрасное как центральное эстетическое понятие стало истолковываться у Сократа в духе относительности. Гераклит также говорит об относительности прекрасного. Однако у него красота, прекрасное определяется принадлежностью к разным родам. Относительность же прекрасного у Сократа является следствием соотношения предметов с целями человеческой деятельности. Сократ подчеркивает органическую связь этического и эстетического, нравственного и прекрасного. Идеалом для него является прекрасный духо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|