Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эстетические представления в первобытном обществе

ЭСТЕТИКА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

Под редакцией доктора философских наук, профессора В.А. Лозового

 

#■

 

Сумы 1999


 

УДК 18 (075.8) ББК 87.8я73 Э 87

Рецензенты:

О.К.Бурова - доктор философских наук, профессор;

Н.В.Дьяченко - доктор философских наук, профессор.

Авторы:

Е.В.Колесникова - кандидат философских наук, доцент;

В.А.Лозовой - доктор философских наук, профессор;

Н.Г.Чибисова - кандидат философских наук, доцент;

А.В.Шило - кандидат искусствоведения, доцент.

Э 87 Эстетика: Учебное пособие/ Под ред. проф. В.А.Ло­зового. - Сумы: Издательство «Университетская книга», 1999.-302 с, ил.

ISBN 966-7550-12-5

В учебном пособии дается характеристика предмета и задач эс­тетики в современных условиях, анализируется история мировой эстетической мысли и особенности ее развития на российской и украинской почве, раскрывается сущность и структура эстетическо­го сознания и деятельности, основные категории эстетики, морфоло­гия искусства и закономерности его развития, суть художественного образа и художественного метода, тенденции развития современной эстетической культуры...

Учебное пособие снабжено иллюстрациями, планами семинарс­ких занятий и методическими указаниями к ним, практикумом, тер­минологическим словарем, именным и предметным указателями.

Для студентов неспециализированных вузов, всех, кто интересу­ется проблемами эстетики.

ББК 87.8я73

■■■ '.

© Е.В.Колесникова; В.А.Лозовой; Н.Г.Чибисова; А.В.Шило, 1999 ISBN 966-7550-12-5 © ООО «Элита-Стар», 1999

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие представляет собой попытку в сжатой и дос­тупной форме изложить современный уровень научных представле­ний об эстетическом и художественном знании.

Рассматриваются содержание предмета эстетики, цели и задачи науки на современном этапе общественного развития, даются сведе­ния из истории мировой и отечественной эстетической мысли.

В последующих главах дана характеристика исходных катего­рий эстетики: эстетическое и художественное, прекрасное и безоб­разное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, струк­тура эстетической деятельности и эстетического сознания, всесто­ронний анализ искусства как социального явления, его морфология, закономерности развития; раскрывается эстетическая культура лич­ности и система эстетического воспитания, место эстетической куль­туры в общей культуре человека, в стиле и манерах его поведения в служебной и неслужебной обстановке.

Завершают книгу планы и методические рекомендации к семи­нарским занятиям, практикум, а также терминологический словарь, именной и предметный указатели, призванные максимально прибли­зить пособие к нынешним требования учебного процесса, сделать его удобным в работе над изучением курса эстетики.

Пособие ориентировано на заинтересованного, творческого чи­тателя, который знаком с философией, историей культуры и худо­жественной жизни. Читатель, желающий глубже удовлетворить свой художественно-познавательный интерес, может обратиться к лите­ратуре, помещенной в конце книги.

В основу учебного пособия авторами положен многолетний опыт чтения курса эстетики в Харьковском государственном политех­ническом университете, Национальной юридической академии Ук­раины и других вузах г. Харькова.

Учебное пособие рассчитано на студентов, аспирантов, препода­вателей и всех интересующихся проблемами эстетики и художе­ственной жизни.


Глава 1

ЭСТЕТИКА КАК НАУКА

ПРЕДМЕТ ЭСТЕТИКИ. МЕСТО ЭСТЕТИКИ В СИСТЕМЕ НАУК

Слово «эстетика» (aisthesis) - греческого происхождения, в переводе означающее «имеющий отношение к чувственному позна­нию». Термин «эстетика» вошел в науку в середине XVIII века. Впервые его употребил немецкий философ А. Баумгартен для обо-\ значения нового раздела философии. Баумгартен ввел в филосо­фию раздел «теория чувственного познания» и термином «эстети­ка» предложил назвать именно этот раздел. Это слово прочно зак­репилось в философской терминологии и уже с XVIII века эстетику стали понимать как науку, изучающую либо «философию прекрас­ного», либо «философию искусства». У эстетиков появился свой собственный предмет изучения.

Эстетика рассматривает чувственное познание окружающей дей­ствительности и имеет дело с ее разными сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятельностью в самых различных жиз­ненных сферах, вплоть до производственной. Так, эстетически мы оцениваем красивые цветы, величественные здания, устремленные ввысь купола храмов, технические объекты (компьютеры, автомоби­ли и др.), созданные трудом человека, высокие нравственные по­ступки людей, прекрасные произведения искусства.

О людях, чутких к красоте, мы говорим, чтоони наделены эсте­тическим чувством. Сам процесс подобного восприятия мы назы­ваем эстетическим восприятием, результатом которого является эстетическое переживание. Таким образом, эстетические чувства, эстетические переживания, эстетические наслаждения выступают как проявление эстетического отношения к предметам или явле­ниям действительности. Всевозможные эстетические отношения, возникающие у человека (социальной группы, общества) к действи­тельности, можно отнести к общему понятию «эстетическое». Природу эстетического изучает наука эстетика.

Исследование эстетического, которое выступает как метакате-гория ниуки эстетики, предполагает анализ наиболее общих харак-

Глава 1. ЭСТЕТИКА КАК НАУКА

теристик, присущих прекрасному, возвышенному, трагическому и т. п., кроме того, природы порождения этих явлений в сознании человека, в эстетических восприятиях, представлениях, идеалах, взгля­дах и теориях, а также природу эстетических ценностей.

Одним из основных вопросов, входящих в круг изучения эсте-тики является искусство.Эстетика исследует общие закономерно­сти- развития искусства проявляющиеся в различных его видах. Она изучает и сам процесс художественного творчества, его субъект и средства, и объект художественного творчества, а также процесс художественного восприятия искусства и т.д. Ведь искусство суще­ствует лишь в социально-коммуникативной системе «художник -искусство - публика» или «художественное творчество - искусство - художественное восприятие». В связи с этим в предмет эстетики как науки необходимо включить такие проблемы, как «художник», «художественный язык», «художественное восприятие», «художествен­ная оценка», «художественный вкус» и др. Включение перечислен­ных выше проблем в предмет эстетики обязывает нас рассмотреть взаимосвязь «художественного» и «эстетического».

Понятие «художественное» имеет отношение к искусству, дея­тельности художника, к восприятию искусства, к оценке произведе­ний искусства и т.д. Но есть эстетические явления, ценности, про­цессы, не обладающие художественным характером, например, эсте­тическое восприятие природы, поведения, бытовой сферы, утилитарных форм человеческой деятельности. «Художественное» следует рас-


I_______________________________________________________________ ЭСТЕТИКА

сматривать как «прилагательное от существительного «искусство» (Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. - М., 1965. - С. 325; Зеленое Л.А., Куликов Г.И. Методологические про­блемы эстетики. М., 1982. - С. 13.).

Художественная потребность - это потребность в искусстве, художественная оценка - это оценка искусства; художественное твор­чество - это создание искусства, художественное восприятие - это восприятие искусства и т.д. Иначе говоря, художественное как име­ющее отношение к искусству является видом эстетического как рода; художественная деятельность - вид эстетической деятель­ности, художественное - вид эстетического.

Категория эстетического характеризует всю широту и многооб­разие прекрасного и безобразного, трагического и комического, воз­вышенного и низменного с их модификациями в природной и соци­альной среде, в искусстве и в утилитарных видах деятельности. Мы не знаем ни одного художественного явления (музыкального, литературного, живописного и др.), которое бы не обладало эстети­ческой природой, не было бы прекрасным или безобразным, пози­тивно эстетическим или негативно эстетическим и др., но мы зна­ем эстетические явления, которые не обладают художественной при­родой (красота флоры и фауны, физического облика человека, неорганических предметов и т. д.).

Эстетика-изучает и ценностное отношение человека к действи­тельности (прекрасное, безобразное, сатирическое, трогательное, юмо­ристическое, трагическое, комическое, возвышенное и др.). Кроме того, эстетика исследует закономерности эстетической деятельнос­ти общества, закономерности эстетического освоения действитель­ности человеком и т.д. Анализ эстетической деятельности позволя­ет понять, как человек творит, создает прекрасное в жизни и как он потребляет (воспринимает) его. Другими словами, эстетика изучает субъекты творчества и восприятия (художник, публика, соавтор, им­провизатор, исполнитель, критик и т.д.), объекты творчества и вос­приятия, средства, процессы и результаты эстетического творчества и цосприятия.

Таким образом, рассмотренный нами выше круг вопросов и составляет предмет эстетики.

Эстетика - философская наука, она родилась в недрах филосо­фии и сохраняет с нею тесную связь. Если философия изучает наиболее общие законы природы, общественного развития и мыш-ления, то эстетика изучает наиболее общие законы развития искус-ства а также эстетического отношения человека к миру.

Став самостоятельной наукой (со второй половины XVIII века),

Глава 1. ЭСТЕТИКА КАК НАУКА

эстетика продолжает черпать основные методологические положе­ния из философии.

Эстетика связана со многими общественными, философскими, гуманитарными науками.

Эстетика тесно связана с этикой. Нравственный момент входит в само существо эстетического отношения человека к действитель­ности. Взаимоотношения людей - это основа любого художествен­ного произведения (например, творчество В. Быкова, Ч. Айтматова, Е. Евтушенко, Э. Рязанова и др.). Свои нравственные правила пове­дения, например, у героев М. Булгакова и А. Камю.

Естественные науки

Технические науки

Экономические науки и др.

Этика

Психология

Педагогика

Социология

История

Логика и др.

Эстетика тесно связана с психологией, поскольку эстетическое восприятие действительности носит чувственно-эмоциональный ха­рактер, а эмоции и чувства изучает психология.

Связана эстетика и с педагогикой, социологией, историей, логи­кой и др., а также с естественными и техническими науками, ибо эстетическое начало присутствует в самой действительности, а зна­чит, будет преломляться в различных формах ее познания.

Эстетика тесно взаимосвязана с искусством и выступает мето­дологией для искусствоведческих наук, истории искусства, теории искусства, художественной критики, так как в отличие от других создаваемых человеком предметов, в которых красота может быть

Эстетика тесно связана с этикой. Нравственный момент входит в само существо эстетического отношения человека к действитель­ности. Взаимоотношения людей - это основа любого художествен­ного произведения (например, творчество В. Быкова, Ч. Айтматова, Е. Евтушенко, Э. Рязанова и др.). Свои нравственные правила пове­дения, например, у героев М. Булгакова и А. Камю.


ЭСТЕТИКА

желательной, но отнюдь не обязательной, произведения искусства непременно должны обладать художественной ценностью. Ведь если фильм или книга не доставляют нам эстетического наслаждения, мы вообще не признаем их художественными творениями.

Естественные науки

Технические науки

Экономические науки и др.

Этика Психология Педагогика Социология История и др.

Теория искусств История искусств Художественная критика

 

Искусство как плод художественного творчества становится пред­метом исследования эстетической науки. При этом эстетика сразу же сталкивается с тем, что каждым конкретным видом искусства -литературой, музыкой, театром и т.д. - занимается специальная на­ука; литературоведение, музыкознание, театроведение и т. п. Одна­ко каждая искусствоведческая наука исследует тот или иной вид искусства в его своеобразии. Но есть и такие законы искусства, которые объединяют, роднят все области художественного творче­ства, эти законы и становятся предметом познания эстетической науки. Так, например, отношение искусства к действительности, от­ражение действительности в искусстве, художественное творчество и другие вопросы изучает эстетика. Она раскрывает законы, управ­ляющие всеми видами искусства, хотя в каждом из них они прояв­ляются особенным образом, именно поэтому эстетика - не просто наука об искусстве, а наука о сущности и наиболее общих законах развития искусства.

Эстетика выступает методологической основой и для ряда но­вых наук, выделившихся из нее: технической эстетики, эстетики быта, эстетики поведения.

Глава 1. ЭСТЕТИКА КАК НАУКА

Таким образом, рассмотрев вопросы, которые исследует эстети­ка, можно дать ей следующее определение: эстетика - это наука об эстетическом, о сущности и законах эстетического позна­ния и эстетической деятельности человека, наука об общих законах развития искусства.

Естественные науки

Технические науки

Экономические науки и др.

Этика Психология Педагогика История Социология и др.

Искусствоведческие науки

)

Техническая эстетика

Эстетика быта Эстетика поведения

 

Эстетика - это философская наука, тесно связанная с философ­скими и общественными науками, и, в свою очередь, выступает тео­ретической основой для ряда эстетических и искусствоведческих наук.

СТРУКТУРА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Эстетика представляет собой целостную систему научного зна­ния, которой присуща стройная структура, включающая три основ­ных раздела:

- о природе объекта эстетической оценки и видах эстетической ценности (продукты производства, явления природы, человек, худо­жественные ценности и т.п.);

- о природе эстетического сознания и его формах (эстетичес­кие чувства, идеалы, вкусы, взгляды и теории);


10 ЭСТЕТИКА

- о природе эстетической деятельности и ее видах (художе­ственное конструирование, или дизайн, художественное творчество, эстетическое воспитание и т. д.).

Структура эстетического знания предполагает и наличие слож­ной системы эстетических категорий и понятий. Эстетические категории представляют собой узловые пункты в истории освое­ния человеком действительности «по законам красоты». В них за­печатлены основные типы эстетического отношения человека к ок­ружающему миру, обобщены существенные эстетические свойства предметного мира.

К эстетическим категориям относятся: прекрасное, безобраз­ное, трагическое, комическое, низменное, возвышенное, содержание и форма в искусстве, стиль, художественный метод, художественный образ и др.

Итак, эстетика включает эстетические категории десяти раз­личных типов:

1) эстетическое освоение мира;

2) гносеология (познание) искусства;

3) социология искусства;

4) антропология искусства;

5) эстетическая аксиология (ценности);

6) онтология (художественное произведение);

7) художественный процесс;

8) творческий процесс;

9) эстетическое воспитание;

10) морфология искусства.

Помимо эстетических категорий, к структурным элементам эс­тетики как науки относятся эстетические понятия, которые не име­ют столь широкого смысла и значения.

В одних случаях эстетические понятия отражают определен­ные стороны основных эстетических категорий (например, краси­вое, гармоничное, совершенное - проявление эстетической катего­рии «прекрасное»), в других - характеризуют оттенки эстетических свойств, эти понятия не имеют обобщающего значения (например, чудесное, прелестное, великолепное - прекрасное; печальное, скорб­ное, горестное - трагическое и др.).

Все категории и понятия эстетики тесно между собой взаимо­связаны, между ними существует логическая связь и соподчинен-ность.

Эстетика как система знания включает, кроме эстетических ка­тегорий и понятий, и эстетические законы. Эстетические законы -

Глава 1. ЭСТЕТИКА КАК НАУКА

это законы эстетической деятельности, законы искусства как фор­мы общественного сознания, законы художественного творчества, законы художественного процесса, законы художественного нос приятия, законы эстетического воспитания и др.

Таким образом, эстетика представляет собой систему законов, категорий, понятий, исследование которых и раскрывает ее содержа­ние.

Никакая наука не возможна без своего метода познания; опира­ясь на общую философскую методологию, каждая наука вырабаты­вает внутри себя на своем материале свой метод мышления. Эсте­тика в этом отношении не составляет исключения.

Одним из методов эстетики является историзм. Идеи исто­ризма пронизывают данную науку.

Принцип историзма предполагает соблюдение трех важнейших условий: во-первых, рассмотрение явлений в их развитии; во-вто­рых, рассмотрение связи данного явления с другими и, наконец, изу­чение истории в свете опыта современности, использование истори­чески высших форм в качестве ключа для понимания предшеству­ющих.

Принцип историзма вырастает изнутри самой эстетики как по­требность более адекватно рассмотреть свой предмет, например, ны­нешнее состояние искусства и его современные законы понимают­ся как ставшие, исторически возникшие, а его будущее состояние -как образующееся в протекающем на наших глазах художествен­ном процессе.

Историзм - путь связи теории и практики и единственная доро­га к истинному пониманию эстетики.

Историзм дополняет сегодня другой метод эстетики - струк­турализм, который вторгается в различные ее сферы. Так, напри­мер, структурализм дает возможность рассмотреть художественное произведение как определенную систему, состоящую из множества элементов, взаимосвязанных и взаимообусловленных. Структурный метод предполагает собирание и анализ разнообразных фактов, со­ставление их полного перечня, установление взаимосвязи между фактами, их группирование и выявление отношений между ними, построение системы из наличных элементов, что создает единый целостный объект исследования.

Структурализм входит в общую систему современной научной методологии. Этот метод нуждается в сотрудничестве с другими методами и является дополнительным по отношению к историчес­кой методологии.


ЭСТЕТИКА

ФУНКЦИИ ЭСТЕТИКИ

Рассмотрение предмета и структуры эстетики дает возможность раскрыть ее функции, важнейшими из которых являются мировоз­зренческая, познавательная, формирующая, методологическая.

Эстетика нужна художнику. Она является мировоззренческой основой для его творческой деятельности. Художник может интуи­тивно применять законы эстетики, не постигнув их в теоретичес­кой форме, а получив из самого художественного процесса, из опы­та предшественников и современников. Однако такое постижение, не подкрепленное теоретическим обобщением художественной прак­тики, не дает возможности глубоко и безошибочно решать творчес­кие вопросы. Когда художник встречается со сложной творческой задачей, пытается найти выход из творческого кризиса, он не может руководствоваться только интуицией и должен опираться на глубо­кие знания эстетики. Мировоззрение не только руководит талан­том и мастерством, оно и само формируется под их воздействием в процессе творчества. Своеобразие видения мира, отбор художествен­ного материала определяются и регулируются мировоззрением. При этом наиболее непосредственно влияет на творчество та сторона мировоззрения, которая выражается в эстетической системе, созна­тельно или стихийно реализуется в образах. Как правило, творче­ство и осмысление его законов идут рука об руку. Аристофан, Лео­нардо да Винчи, Шекспир, Мольер, Гете, Шиллер, Достоевский, Тол­стой, Пушкин, Франко не только великие мастера искусства, но и великие исследователи его тайн.

Эстетические принципы, на которые опирается тот или иной художник в своей творческой деятельности, далеко для нас не без­различны, поскольку свои произведения художники всегда создают для людей. Эстетика направляет развитие искусства, и в этом ее огромное значение. Эстетика сказывается и на творчестве художни­ка. Знание ее законов способствует сознательному отношению к художественному творчеству, в котором сочетаются дар и навык. Не менее, чем художнику, эстетика нужна и воспринимающей ис­кусство публике - читателям, зрителям, слушателям. Эстетика несет знания людям, позволяет овладеть основными свойствами и закона­ми развития эстетического, познакомиться с различными эстетичес­кими концепциями и др. В этом раскрывается познавательная функ­ция эстетики.

Человек с развитым эстетическим сознанием глубже воспри­нимает искусство, которое доставляет людям одно из высших ду-

Глава 1. ЭСТЕТИКА КАК НАУКА

ховных переживаний - эстетическое наслаждение. Об этом гово­рил А.С. Пушкин: «Над вымыслом слезами обольюсь». Без эстети­ки нет художественной образованности, а без художественной обра­зованности нет наслаждения искусством. Эстетика способствует фор­мированию определенных эстетических взглядов, идеалов, представлений; помогает людям ориентироваться в мире эстети­ческих ценностей, способствует выработке ценностных представле­ний, которыми люди руководствуются в своей практической дея­тельности. Эстетика, таким образом, играет воспитательную роль в жизни общества.

Наряду с перечисленными выше функциями наука эстетика вы­полняет и методологическую функцию. Обобщая результаты ис­следований эстетических явлений, которые дает, например, искусст­воведение, эстетика, в свою очередь, оказывает обратное влияние на его развитие. Она раскрывает основные принципы познания эсте­тических объектов, определяет путь их исследования.

Эстетика нужна не только художнику, пишущему картину, но и модельеру, проектирующему костюм, и столяру, делающему шкаф, и инженеру, создающему автомобиль, так как освоение и преобразова­ние мира ими осуществляется по законам красоты.

Как бы исторически и национально-своеобразно не было бы данное действие, строитель всегда должен творить и по законам сопромата, и по законам красоты; участник карнавала - по законам комического; человек, хоронящий близкого - по законам трагичес­кого; а совершающий подвиг - по законам возвышенного. Все эти формы деятельности подчиняются законам эстетики; они не могут быть ни совершены без определенной развитости эстетического начала в душе человека, ни осмыслены без эстетики и ее катего­рий. Эстетика входит в труд, в художественное творчество, быт, во все сферы деятельности, она формирует в человеке творческое, со­зидающее начало, способность воспринимать красоту и наслаждать­ся ею, ценить и понимать искусство.

Контрольные вопросы

1. Что изучает эстетика как наука и ее место в системе духовной культуры?

2. Раскройте связь эстетики с философией, естественными, техническими, гуманитарными и другими науками.

3. Какова структура эстетического знания?

4. Предмет и функции эстетики.


Глава 2

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В КУЛЬТУРЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

Для первобытной культуры характерно единство, синкретизм утилитарного и художественного элементов. Образ человека еще не сформировался, он рассматривается как часть окружающего мира, запечатленного в мифах.

Мифологическое мышление формировалось на основе практи­ческого отношения к миру. Миф в значительной степени был свя­зан с развитием фантазии, воображения и первоначально сопут­ствовал магическому ритуалу и обряду. Установление магических причин взаимосвязи природных или общественных процессов до­полнялось фантастическими антропоморфными связями и отноше­ниями.

Мифология - это форма общественного сознания, способ пони­мания взаимосвязанности и причинно-следственной обусловленно­сти природной и социальной действительности как одного целого, направленная на преодоление фундаментальных противоречий че­ловеческого существования, на гармонизацию отношений личности, общества и природы.

Содержание мифа представлялось первобытному сознанию ре­альным, так как воплощало коллективный, «надежный» опыт осмыс­ления действительности множеством поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в дан­ном обществе систему ценностей, поддерживали и устанавливали определенные нормы поведения.

Главными предпосылками своеобразной мифологической «ло­гики» являлось, во-первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды, и, во-вторых, то, что мышление сохраняло нерасчлененность, было неотделимо от

Глава 2. РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В КУЛЬТУРЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ__________15

Восточно-испанские наскальные изображения. Живопись ущелья Вальторга, возможно, относится к перио ду мезолита.

эмоционально-аффектной, моторной сферы жизни человека и его психики. Следствием этого явилось наивное очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация, метафорическое сопоставление природных, социальных и культурных объектов.

На природные объекты переносились человеческие свойства, им приписывалась одушевленность, разумность, человеческие чув­ства, часто и внешняя антропоморфность, и, наоборот, мифологичес­ким предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. Определенные силы и способности могли быть пластически выражены многорукостью, многоглазостью, самыми диковинными трансформациями внешнего облика; для мифа харак­терно, что различные духи, боги и герои, а тем самым и представлен­ные ими стихии, природные объекты и человеческие способности были связаны семейно-родовыми отношениями.

Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством опи­сания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состо­яния. Важнейшая функция мифа - создание модели, примера, образ­ца. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифичес­кие герои одновременно источают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать порядок, установленный в природе и обществе.

Поддержание такого порядка также является важной функцией мифа. Она осуществляется с помощью ритуалов. В них мифическое


ЭСТЕТИКА

Женская статуэтка

(«Венера») из Виллендорфа

(Нижняя Австрия).

Известняк.

Ориньякский период, палеолит.

Естественно-исторический музей.

Вена.

Гомер. Римская копия.

Пифагор. Римская копия.

время и герои не только изображаются, но как бы возрождаются с их магической силой, события повторяются и заново актуализиру­ются.

Миф и ритуал составляют две стороны - как бы теоретичес­кую и практическую - одного и того же феномена: обеспечение «вечного возвращения» и непрерывности природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка.

Итак, основными свойствами мифа являются: конкретность со­бытия; телесность, осязательность действующих сил; эмоциональ­ность изложения; проекция человеческих качеств на предметы ок­ружающего мира; чувственное восприятие окружающего; образность повествования.

Мифология является самым древним, архаическим идеологи­ческим образованием, имеющим синкретический характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаяся музыкально-хореографическими, «предтеатральными» и словесными средствами, имела свою скрытую, неосознанную эстетику. Искусст­во, впоследствии полностью эмансипировавшись от мифа и ритуала, сохранило специфическое соединение обобщений с конкретными образами. Сохранилось и широкое оперирование мифологическими темами и мотивами.

Г"

КРИ1мСЬКИИ^1Ь*>ЖАВНк"*л ГУМАИГТАРНИЙ 1Н.СТИТУТ

Глава 2. РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.' \.:<П,.\:■[■. Ш '1Ш"ЩУШУ TEK-Jui—

АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА

Античная эстетика развивалась в Древней Греции и Риме. Она мела своим истоком мифологические представления, сложившие­ся при первобытно-общинном строе. Для них характерен подчерк­нутый космологизм. Космос, с точки зрения древних, хотя и про­странственно ограниченный, но отличающийся гармоничностью, со­размерностью и правильностью происходящего в нем движения, структурно и ритмически оформленный, поражающий возвышенным величием, выступал как воплощение наивысшей красоты. Все ос­тальное наделялось красотой лишь в той степени, в какой оно при­ближалось к этой абсолютной гармонии, а созданная человеком вещь рассматривалась как подражание природе. Подобные представле­ния о чувственно-материальном, видимом, слышимом, осязаемом Кос­мосе обычно присущи раннему, натурфилософскому периоду антич­ной мысли, пытавшейся сконструировать его из таких физических элементов, как огонь, эфир, земля, вода, воздух.

Античная эстетическая мысль достигла наивысшего расцвета в период VII в. до н.э. - III в. н.э., когда на смену чувственно-наглядно­му, интуитивному представлению натурфилософов о Космосе при­ходит интерес к самому познающему его человеку. Античные мыс­лители сформулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об


II

ЭСТЕТИКА

отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества. Они разработали теорию эстетического воспита­ния. Велика заслуга античных мыслителей в анализе эстетических категорий прекрасного, меры, гармонии, трагического, комического, иронии и др.

Эстетические понятия и термины оформляются уже в ранней греческой литературе - в эпосе Гомера и Гесиода. У Гомера встре­чаются важнейшие эстетические термины: «красота», «прекрасный», «гармония» и др. В «Илиаде» и «Одиссее» дано описание плясок, рассказывается о том, какое место занимали пение и музыка в жиз­ни греков. При этом рациональные мысли Гомера об искусстве при­чудливо сочетаются с мифологическими представлениями. Сочета­ние мифологического и рационального мы встречаем и у Гесиода, автора поэм «Труды и дни» и «Теогония». Красота и добро у него мыслятся как исходящие от богов. Художественное творчество он также считает актом божественным.

Однако ни Гомер, ни Гесиод не создали эстетических теорий, которые возникли в недрах античной философии. Почву для них подготовили милетские материалисты (конец VII-VI в. до н.э.) -Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Наиболее ранней школой греческой философии, разработавшей важные эстетические понятия, явилась пифагорейская школа. Она

[лава 2. РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В КУЛЬТУ!'!! ЗАПАДНОЙ КШ'ОПЫ

Гераклит. Римская копия.

Сократ. Римская копия.

Платон. Римская копия.

была основана Пифагором в VI в. до н.э. в городе Кротоне (Юж­ная Италия). Согласно пифагорейцам, число составляет сущность вещей, и поэтому познание мира сводится к познанию чисел. Непос­редственно к учению пифагорейцев о числе примыкает их концеп­ция о противоположностях. Все существующее представляет собой ряд противоположностей, которые и порождают гармонию. Пифаго­рейцы считали, что гармония чисел есть некая объективная законо­мерность, действующая во всех явлениях жизни, следовательно, и в искусстве.

Пифагор первым обратил внимание на порядок и гармонию, царящие во Вселенной. Космологическая теория пифагорейцев но­сит эстетический характер. Детально понятие гармонии Пифагор исследует на примере музыки.

Труды пифагорейцев о музыке впервые выдвинули мысль о том, что качественное своеобразие музыкального тона зависит от длины звучащей струны. На этой основе пифагорейцы развили уче­ние о математических основах музыкальных интервалов. Так, ими были установлены следующие музыкальные гармонии: октава 1:2, квинта 2:3, кварта 3:4.

Пифагорейцы искали объективную сторону эстетики. Они по­нимали гармонию как «согласие несогласных», т. е. акцентировали внимание на примирении противоположностей, поставили вопрос об объективных основах прекрасного.


ЭСТЕТИКА

Диалектические догадки пифагорейцев об основных эстетичес­ких понятиях получили развитие у Гераклита Эфесского (ок. 520-460 до н.э.). Развивая материалистические учения милетс­ких философов, за первоначало всего сущего он берёт «вечно живой огонь». Согласно Гераклиту, в мире царит строгая закономерность и в то же время в нем нет ничего постоянного - все течет и изме­няется. В отличие от пифагорейцев, он делает акцент не на прими­рении противоположностей, а на их борьбе. Исходя из этих общих методологических принципов в анализе эстетических категорий, Гераклит, так же как и пифагорейцы, считал, что прекрасное имеет объективную основу, однако эту основу он видит не в числовых отношениях как таковых, а в качествах материальных вещей, пред­ставляющих собой модификации огня.

Конкретизируя понятие красоты, Гераклит говорит о гармонии как единстве противоположностей. Гармония для него, как и красо­та, возникает через борьбу. Гармония, являющаяся основой красоты, согласно Гераклиту, имеет универсальный характер: она видна в основе Космоса, составляет основу человеческих отношений, она же присутствует в произведениях искусства. Гераклит трактует меру как одну из важнейших эстетических категорий. Мера, согласно Гераклиту, как и гармония, носит всеобщий характер.

В центре внимания древнегреческого философа Сократа (470-399 до н.э.) находится человек. При этом человек интересует Со­крата со стороны его практической деятельности, поведения, нрав­ственности. С этих позиций Сократ рассматривает и эстетические проблемы. Согласно Сократу, всякая человеческая деятельность пре­следует определенную цель. Высшим результатом этой деятельнос­ти является абсолютное благо. Эстетическая деятельность также яв­ляется целесообразной, поэтому ее продукты должны оцениваться с точки зрения соответствия определенной цели. Следовательно, по Сократу, не существует прекрасное как абсолютное свойство предме­тов и явлений. Оно раскрывается лишь в их (предметов и явлений) отношениях и в своей сущности совпадает с целесообразным. Такой подход к эстетическим категориям привел к тому, что прекрасное как центральное эстетическое понятие стало истолковываться у Сократа в духе относительности. Гераклит также говорит об относительнос­ти прекрасного. Однако у него красота, прекрасное определяется при­надлежностью к разным родам. Относительность же прекрасного у Сократа является следствием соотношения предметов с целями че­ловеческой деятельности. Сократ подчеркивает органическую связь этического и эстетического, нравственного и прекрасного. Идеалом для него является прекрасный духо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...