Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенция главы государства




Способы наделения полномочиями монархов (перехода престола). Основные системы престолонаследия в зарубежных монархиях.

Монарх является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. Вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. В парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства.

Различают 3 вида преемства: по избранию, по назначению предшественником и по закону - наследственная монархия.

1) Избрание короля - народом или определенной, предназначенною к тому комиссией - в настоящее время не существует ни в одном из цивилизованных государств.

2) Назначение монархом себе преемника путем завещания или специального закона представляет те же неудобства, что и избрание монарха, причем главным объектом происков становится сам монарх. Такая система существовала в императорском Риме; в настоящее время она нигде не практикуется, хотя и не исключается законодательствами некоторых стран, например Англии, где "король в парламенте" в силу принадлежащей ему неограниченной власти может назначить любое лицо наследником престола.

3)При наследовании по закону, принятому в настоящее время во всех монархиях, порядок преемства определяется или конституцией, или особым законом, не включаемым в конституцию и потому во всякое время подлежащим изменению (это сравнительно редкий случай; к таким государствам относится не имеющая писанной конституции Англия), или, наконец, особыми семейными договорами (Erbvertr ä ge, Hausgesetze), устанавливающими права и взаимные отношения отдельных членов царствующего дома.

Законы, определяющие порядок преемства престола, кладут в основание этого порядка весьма разнообразные принципы. Сеньорат - наследование престола старейшим представителем династии или царствующей линии. Майорат - наследование лицом, стоящим в ближайшей степени родства к последнему царствовавшему, причем из лиц, стоящих к нему в той же степени родства, призывается старейшее; таким образом, например, брат (вторая степень родства по боковой линии) исключает внука (вторая степень по прямой нисходящей линии), если только последний не старше первого. Начало первородства (примогенитура) - наследование старшего ребенка, обыкновенно соединяемое с исключением (хотя бы условными) женщин и сводящееся к переходу престола к старшему сыну и другие.

Чаще всего монарх получает и передает свой пост по наследству. Существует несколько систем наследования:

1) салическая, когда престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын) (Бельгия, Норвегия, Япония.);

2) кастильская, когда женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей. Сын перед старшей сестрой имеет преимущество (Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды и др.);

3) австрийская (существовала в прошлом), когда женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин;

4) шведская (скандинавская) – женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами;

5) мусульманская, когда трон наследует «благородная» правящая семья (часть династии), которая сама уже решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля займет освободившийся трон. Эта же семья при участии высших священнослужителей и мусульманских ученых (улемов) смещает короля и ставит на его место другого члена семьи;

6) племенная, когда, а его наследника главного вождя племени определяет племенной совет из числа многочисленных сыновей покойного.

Если престол наследует малолетний монарх, то до его совершеннолетия один из ближайших родственников монарха или другое близкое к нему лицо становится регентом, который приносит присягу не только государству, но и монарху.

Особенности наследования престола существуют в Непале, Бутане и некоторых других странах, когда трон хотя и наследуется определенной династией, но король сам еще при жизни определяет будущего наследника – не обязательно старшего сына.

 

 

Ответственность главы государства в зарубежных странах. Досрочное прекращение полномочий главы государства в зарубежных странах.

ВСЕ, ЧТО СМОГЛА НАЙТИ!!!

Монарх – лицо неприкосновенное. Он может быть привлечен к административной, уголовной ответственности, против него не может быть обращен гражданский иск, но он может отречься от престола. За действия монарха по управлению государственными делами политическую ответственность несут его министры.

Президент – пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь к административной ответственности, уголовному наказанию он может быть подвергнут только после отрешения от должности, хотя в тех странах, где не предусмотрена процедура импичмента, президента может судить высший суд в связи с преступлением при исполнении обязанностей, а обвинение принимает парламент и представляет лицо, избранное парламентом. Во многих странах к президенту может быть предъявлен гражданский иск. Гражданские иски к государству также могут быть обращены к президенту как представителю государства.

Полномочия главы государства в зарубежных странах.

Компетенция главы государства

Главы государств в зарубежных странах в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. Выделим наиболее общие.

1. В области государственного управления:

o право участия в формировании правительства (носит номинальный характер), часто - в решении вопроса о его отставке. Участвует он и в формировании органов судебной власти.

o почетная прерогатива верховного главнокомандующего;

o право объявления чрезвычайного положения на всей территории страны или ее части.

2. В законодательной области:

o созыв парламента на очередные и чрезвычайные сессии, возможность прерывания при определенных условиях сессии;

o право роспуска нижней палаты (очень редко обеих палат);

o назначение внеочередных или очередных выборов;

o право законодательной инициативы (у президента - в виде посланий, у монарха - тронная речь);

o право санкционировать, промульгировать и опубликовывать законы, возможность обращения в орган конституционного контроля в случае сомнения в конституционности представленного на подпись закона.

o право вето (отказ дать санкцию на законопроект):

§ абсолютное, или резолютивное вето - окончательный и безусловный отказ утвердить законопроект и преодолеть его нельзя;

§ относительное, или отлагательное вето - запрет, который может быть преодолен парламентом, либо носит временный характер;

§ выборочное вето - возможность опротестовывать лишь отдельные статьи, одобряя законопроект в целом (явление довольно редкое);

§ право назначать членов верхних, а иногда и нижних палат парламента.

3. Во внешнеполитической области:

o высший представитель страны в сфере внешних сношений;

o назначение послов, посланников и иных дипломатических агентов;

o право ведения международных переговоров, заключение и ратификация (иногда с согласия парламента) международных договоров и соглашений;

o право объявления войны и заключения мира (на практике осуществляется правительством);

4. Во внутриполитической деятельности:

o право предоставления, восстановления гражданства и дачи разрешения на выход из него, право предоставления убежища иностранцам;

o право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора;

o право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий;

o право присвоения почетных званий и титулов;

o участие в церемониях и празднествах (военные парады, открытие школ и университетов).

Конституции зарубежных государств наделяют главу государства свойством безответственности, юридическим выражением которого является институт контрасигнатуры, который существенно ограничивает полномочия главы государства.

Если говорить про полномочия монарха и президента по отдельности, то:

Монарх

Часто монарх наделяется правом вето по отношению к законам, но во многих странах его не использует (например, в Великобритании три века). В мусульманских странах монарх вето не использует: парламент и так зависит от монарха.

В соответствии с конституцией монарх назначает правительство, но на деле в парламентарных монархиях он только подписывает соответствующий документ, состав же правительства определяется партией, обладающей большинством в парламенте. В дуалистических монархиях монарх сам подбирает и назначает министров, возглавляя на деле правительство (правда, всегда имеется пост премьер-министра); в абсолютных монархиях он имеет неограниченную власть, хотя тоже обычно есть должность премьер-министра и ее обычно занимает один из ближайших родственников монарха.

По традиции или в соответствии с конституцией монарх рассматривается как арбитр в обществе и должен быть лицом беспартийным. Некоторые конституции требуют от монарха определенной религиозной принадлежности, в ряде стран монарх – глава государственной церкви,

В дуалистической и особенно в абсолютной монархии монарх имеет реальную власть, в парламентарной – царствует, но не правит. В то же время у монарха есть резервные, «спящие» полномочия, королевская прерогатива, которая может быть использована в определенных ситуациях. В 1981 г., используя свои полномочия, испанский король активно выступил в защиту демократии, против попытки группы офицеров восстановить реакционные франкистские порядки.

Президент

Полномочия президента часто сформулированы однотипно в президентской, полупрезидентской, парламентарной республике, но на самом деле в их осуществлении существует огромная разница, связанная с особенностями формы правления.

 

Президент обладает следующими полномочиями:

1. Полномочия по представительству государства вовне и внутри страны. В этом качестве он назначает дипломатических представителей, при нем аккредитуются зарубежные послы, он назначает своих представителей в субъекты федерации некоторых федеративных государств (например, губернаторов штатов в Индии). Как должностное лицо, обязанное сохранять единство государства, он выступает с инициативой согласительных процедур в спорах между федерацией и ее субъектами, между субъектами федерации, между палатами парламента и т.д. Президент обеспечивает согласование функций и взаимодействие органов государственной власти.

2. Полномочия в отношении парламента и осуществления им законодательной власти. Президент назначает дату выборов в парламент (в случае истечения срока его деятельности или досрочного роспуска), созывает парламент на сессии (издает соответствующий декрет, даже

если в конституции указаны даты созыва сессий), может досрочно распустить парламент с назначением новых выборов, подписывает (санкционирует) законы и обладает правом вето (отказа в подписи), публикует их. Президент всегда имеет право только отлагательного вето, которое может быть преодолено повторным принятием закона парламентом (в большинстве стран для этого необходимо квалифицированное большинство голосов, иногда достаточно абсолютного большинства голосов однопалатного парламента или каждой из его палат). Как говорилось, президент промульгирует законы. Он, как правило, обладает правом законодательной инициативы (в США такого права у него нет), во многих странах может обращаться к парламенту с посланиями, которые заслушиваются на совместных заседаниях палат и обычно не подлежат обсуждению. В них говорится о целях деятельности государственных органов на предстоящий год, о необходимом законодательстве (ежегодные послания), о срочных мерах, которые необходимо принять по важнейшим вопросам государственной жизни.

3. Полномочия по формированию других высших органов государства. Президент назначает правительство самостоятельно или по предложению лидера партии большинства (коалиции партий) в парламенте. В некоторых странах он назначает премьер-министра (Украина) или министров (США) с согласия парламента- Президент назначает многих высших, а иногда и не только высших, должностных лиц, например судей.

4. В сфере нормотворческой деятельности президент издает нормативные акты (указы, декреты, декрет-законы), отменяет акты органов исполнительной власти. Акты президента, имеющие силу закона, обычно издаются до принятия закона по данному вопросу, и с принятием соответствующего закона они утрачивают силу. Такие акты издаются также в качестве временных мер, на основе делегирования соответствующих полномочий парламентом, в этом случае они подлежат контролю последнего. Они могут издаваться и на основе регламентарной власти. В парламентарной республике акты президента нуждаются в контрассигнатуре. По общему правилу, акты президента носят подзаконный характер, но на практике могут играть доминирующую роль (это зависит от влияния президента, от его личных качеств), а в некоторых государствах Востока они ставятся на уровень закона или даже выше его.

5. Полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций. Президент вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадное положение в соответствии с принятым об этом законом (на определенный срок и под контролем парламента), вводить президентское правление в субъектах

федерации, осуществлять федеральную интервенцию (вмешательство).

6. Полномочия по распоряжению вооруженными силами. По конституции президент является главнокомандующим со всеми вытекающими отсюда последствиями. Он назначает высший командный состав армии, присваивает высшие воинские звания, отвечает за безопасность

государства; при нем обычно создается совещательный орган - совет безопасности.

7. Как высшее должностное лицо президент назначает государственных служащих определенных рангов.

8. Полномочия в сфере правового статуса личности. Президент вправе принимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход из гражданства, смягчать наказания, предоставлять помилование;

он награждает орденами, медалями, присваивает почетные звания и т.д.

Президент является гарантом конституции, прав и свобод граждан.

Он принимает меры по охране государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...