Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Преподаватель Сударева М.А.

Специальность «Теория музыки»

II курс 3 семестр

Учебный год

Преподаватель Сударева М.А.

Темы Теоретические требования Музыкальные требования Учебная литература
Р. Шуман Жизненный и творческий путь Р. Шумана. Многогранность его творческой деятельности. Яркое новаторство Шумана - композитора. Идейная связь творчества композитора с немецкой романтической литературой. Жанровая система композитора. «Карнавал» - оригинальность музыкальных образов, особенности строения и тематические связи в цикле. «Фантастические пьесы» - один из ярких образцов фортепианной программной музыки у Шумана. «Симфонические этюды» - драматургия, смысл названия, особенности формы и изменчивость характера темы. Вокальный цикл «Любовь поэта» - автор стихов, сюжет, выражение в музыке поэтических образов. Углубление в цикле лирико-психологического начала (по сравнению с Шубертом). Особенности музыкального языка композитора: специфика вокальной мелодии, ее соотношение с фортепианной партией. Вокальный цикл «Любовь и жизнь женщины» - автор стихов, сюжет, яркость и разнообразие музыкально-поэтических образов. «Карнавал»: Вступление (начало), «Пьеро», «Арлекин», «Эвзебий», «Флорестан», «Киарина», «Шопен», «Эстрелла», «Паганини», Марш давидсбюндлеров против филистимлян (1 тема и тема Гросфатер) «Фантастические пьесы»:«Порыв», «Отчего?» «Любовь поэта»: «В сиянье теплых майских дней», «Над Рейна светлым простором», «Я не сержусь», «Напевом скрипка чарует», «Ее он страстно любит», «Я утром в саду встречаю», «Вы злые, злые песни» (тема песни и постлюдия). В. ГалацкаяМузыкальная литература зарубежных стран. Вып.3. М.: Музыка, 2004. Глава «Р. Шуман» C.378-469   КИМ. Вып.3 ч.1(Р. Шуман)
Дж. Россини Жизненный и творческий путь Дж. Россини. Краткий обзор итальянской оперной музыки XIX, кризис жанров (опер «seria» и «buffa»). «Севильский цирюльник» - вершина развития итальянской оперы-buffa. История создания оперы, сюжет, особенности драматургии, традиции и своеобразие претворения жанра оперы-буффа, характеристика главных персонажей. «Севильский цирюльник»: Увертюра (вступление; главная, побочная темы) I действие: Интродукция (хор «Тише, без говора дружной толпой», каватина графа Альмавивы). Каватина Фигаро, канцона графа Альмавивы, каватина Розины, ария Дона Базилио о клевете II действие: квинтет «Доброй ночи». В. ГалацкаяМузыкальная литература зарубежных стран. Вып.3. М.: Музыка, 2004. Глава «Дж. Россини» с.233-279 КИМ. Вып.3 ч.1(Дж. Россини)
Ф. Шопен Жизненный и творческий путь Ф. Шопена. Историческое значение творчества композитора. Образное содержание его произведений, обновление средств музыкальной выразительности, новая трактовка фортепиано. Переосмысление традиционных жанров и создание новых. Тесная связь искусства Шопена с традициями польского фольклора. Мазурки -особенностижанра, типы мазурок, особенности строения, углубление содержания в лирических мазурках. Полонезы - характерные черты, драматизация жанра, особенности фортепианной фактуры. НоктюрныШопена: лирические и драматические. Баллады № 1 g-moll, №2 F-dur.Новый жанр романтической фортепианной музыки. Содержание, характер тематического материала и особенности его развития. Драматургия в крупных одночастных произведениях Шопена. Соната №2 b-moll.Одно из самых трагических произведений романтизма. Особенности образного содержания и строения цикла. Характеристика и разбор всех частей. Прелюдии.Традиции жанра и его новая трактовка, образный строй, особенности строения, микроциклы, организующиеся по принципу контраста соседних прелюдий.   Мазурки оp.7 №1 B-dur, оp.17 №4 a-moll, оp.24 №2 C-dur, оp.33 №4 h-moll, оp.50 №3 cis-moll, ор.56 №2 C-dur, оp.68 №2 a-moll. Полонезы №2 es-moll (3 темы Iч., тема ср. части), №3 A-dur (основная тема, тема средней части), №5 fis-moll (основная тема, тема трио - мазурки) Ноктюрны ор.9 №2 Es-dur, ор.15 №2 Fis-dur, оp. 48 №1 c-moll (основная тема и тема середины) оp. 27 №1 cis-moll (основная тема и тема середины) Этюды №1 C-dur, №3 E-dur, №12 c-moll; №23 a-moll. №24 c-moll Баллады №1g-moll: вступление; главная, побочная и заключительная темы. Побочная тема в разработке и в репризе, начало коды. №2 F-dur: 1 и 2 темы Соната №2 b-moll: Iч. – вступление; главная, побочная и заключительная темы, начало разработки IIч. - основная тема, тема средней части III.ч. - основная тема, тема средней части IVч. - основная тема Скерцо №2 b-moll:главная, побочная и заключительная темы. Главная и побочная темы средней части Прелюдии №1-4, 6-8, 15 (основная тема и тема середины), 18, 20, 24 В. ГалацкаяМузыкальная литература зарубежных стран. Вып.3. М.: Музыка, 2004. Глава «Ф. Шопен» с.470-587   КИМ. Вып.3 ч.1 (Ф. Шопен)
Г. Берлиоз Исполнительская и музыкально-критическая деятельность музыканта. «Фантастическая симфония» - первый яркий образец программной романтической симфонии в западноевропейской музыке. История создания, сюжет, особенности строения цикла в связи с программным содержанием. Театрализация симфонии. Зримость и яркость образов, опора на жанровость – характерные черты французской музыки. Трансформация лейтмотива возлюбленной на протяжении симфонии. Симфония «Гарольд в Италии»- жанр, сюжетная основа, особенности состава. «Фантастическая симфония» Iч. «Мечтания. Страсти» -вступление, главная тема IIч. «Бал» -основная тема, л/м возлюбленной IIIч. «Сцена в полях» - вступление, основная тема, л/м возлюбленной IVч. «Шествие на казнь» - вступление, тема 1 и 2 маршей Vч. «Сон в ночь шабаша» - л/м возлюбленной, «Dies Irae», хоровод шабаша, совмещение «Dies Irae» и хоровода шабаша   Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.4./ Под ред. Е. Царевой. М.: Музыка, 2006. Глава «Г. Берлиоз» с.5-94   КИМ. Вып.3 ч.1(Г. Берлиоз)
Ф. Лист Жизненный и творческий путь Ф. Листа. Эстетические взгляды музыканта. Разносторонняя художественная деятельность (композитор, пианист, дирижер, педагог, музыкальный критик), ее просветительская направленность. Новаторство Листа: утверждение программности как ведущего художественного принципа, венгерские национальные истоки творчества, создание новых жанров фортепианной и симфонической музыки, новаторство в области средств музыкальной выразительности. Музыкальные образы, обновление средств выразительности, особенности фортепианной фактуры, структуры произведений в Больших этюды по Паганини, «Годах странствий», Венгерских рапсодях. Новая трактовка жанров сонаты и концерта на примересонаты h-moll, концерта №1 Es-dur Симфонические поэмы «Прелюды» и «Тассо»(круг образов, воплощенных Листом в новом жанре романтической программной симфонической музыки, принцип драматургии). Песни «Лорелея», «Как дух Лауры», «Три цыгана» (литературные источники, соотношение текста и музыки)   «Годы странствий» Год первый. Швейцария:Часовня Вильгельма Телля. На Валленштадском озере. Долина Обермана (Гт, Пт, начало разработочного эпизода). Женевские колокола (начальная тема и тема ноктюрна) Год второй. Италия: Мыслитель. Сонет Петрарки №104 (вст., осн. тема). Тарантелла (вст., тема тарантеллы, тема канцоны, реприза) Год третий. Швейцария: У кипарисов виллы д’ Эсте №2. Фонтаны виллы д’Эсте. Венгерские рапсодии:№ 2 cis-moll (вступление, Lassan, Friska), № 6 Des-dur (все 4 раздела) Cоната h-moll: вступление; главная, 1 и 2 побочные темы, заключительная тема, главная тема эпизода в разработке, фугато, 1 побочная тема в репризе, кода «Прелюды»: вступление; главная, связующая и побочные темы, 1 и 2 разделы разработки. Связующая и побочная темы в репризе. «Тассо»: вступление, напев гондольера, марш, менуэт, марш-шествие, кода. Концерт №1 для фортепиано с оркестром (Гт, тема медленного эпизода, тема скерцозного эпизода). Песни: «Как дух Лауры», «Лорелея» (начало, основная тема, эпизод бури). Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.4./ Под ред. Е. Царевой. М.: Музыка, 2006. Глава «Ф. Лист» с.125-276   КИМ. Вып.3 ч.2(Ф. Лист)
Р. Вагнер Жизненный и творческий путь Р. Вагнера. Многогранность творческой деятельности музыканта. Основные положения оперной реформы композитора. Влияние творчества Вагнера на развитие музыкального искусства второй половины XIX – начала ХХ веков «Тангейзер»: источники либретто оперы, сюжет, анализ увертюры. «Лоэнгрин»: сюжетная основа, композиция оперы; принципы музыкальной драматургии - взаимодействие традиции и новаторства; характеристика основных персонажей. Анализ ключевых эпизодов. Музыкальная драма «Тристан и Изольда» и опера «Нюрнбергские майстерзингеры»- два противоположных произведения. Их сюжеты, особенности драматургии, анализ отдельных фрагментов. «Тристан и Изольда»: оркестровое вступление, 2д. - дуэт Тристана и Изольды, 3 д. - сцена смерти Изольды. «Нюрнбергские майстерзингеры»: увертюра. Тетралогия «Кольцо Нибелунга». История создания, замысел, драматургия, сюжет, философские и литературные параллели. Музыкальные драмы «Золото Рейна» и «Валькирия»: источники сюжета, основные драматургические линии; особенности лейтмотивной системы, примененной композитором в тетралогии; трактовка оркестра. Анализ ключевых эпизодов.«Гибель богов» -траурный марш в III действии.   Увертюра к опере «Тангейзер»: тема-хорал пилигримов, тема раскаяния Тангейзера; обе темы главной партии, побочная тема (гимн Венере); «тема Венеры» в разработке. Опера «Лоэнгрин»: Вступление: л/м Грааля и Лоэнгрина – посланца Грааля. I действие: 2 явление: появление Эльзы, Сон Эльзы («Богу я раз молилась», л/м Лоэнгрина – рыцаря «В сиянье лат сребристых»); Сцена появления Лоэнгрина: хор «Привет тебе, ты наш герой» (переход от 2 явления к 3) 3 явление: прощание Лоэнгрина с лебедем «Теперь прощай, о лебедь мой»; л/м запрета «Ты все сомненья бросишь». II действие: Вступление - л/м злых сил, сомнения. 2 явление: ариозо Эльзы «Ты, ветер легкокрылый» 4 явление: Шествие в собор (обе темы). III действие: Вступление (3 темы), свадебный хор. Сцена-диалог Эльзы и Лоэнгрина («Чудным огнем пылает сердце нежно, «Как эта ночь мне сладко мысль туманит», «Не, я любви твоей не стою», «Меня ты не утешил, ты слез не осушил») «Тристан и Изольда» - оркестровое вступление (четыре л/м.), 2д. - дуэт Тристана и Изольды («О ночь любви..», «Так примем смерть мы»), 3д. - сцена смерти Изольды (тема Liebestod). Увертюра к опере «Нюрнбергские майстерзингеры»(три главные темы, побочная тема) Фрагменты из «Кольца Нибелунга»: «Золото Рейна»: 1 картина:вступление (л/м Рейна), трио Дочерей Рейна - л/м золота, кольца («Весь мир властно наследует смелый»), отречения от любви («Тот, кто отвергнет власть любви»). Интерлюдия между 1 и 2 картинами (л/м Рейна, отречения от любви, кольца, Валгаллы). Интерлюдия между 2 и 3 картинами (спуск в Нибельхайм - л/м Логе, ковки золота). 4 картина - л/м Доннера (клич) и радуги. «Валькирия»:I д. Оркестровое вступление: л/м грозы, любви Зигмунда и Зиглинды (Вельзунгов). Любовный дуэт: Зигмунда «Бури злые стихли в лучах весны», л/м меча. III д. Полет валькирий (оба лейтмотива), сцена прощания Вотана с Брюнгильдой и Заклинание огня: л/м убаюкивания Брюнгильды («О, звезды светлых очей»), волшебного сна Брюнгильды, судьбы, копья Вотана, разгоревшегося (ровного) пламени, Зигфрида - героя. Траурный марш на смерть Зигфрида из «Заката богов»: Вступление, главная, побочная темы в экспозиции и репризе, эпизод в разработке (знать названия составляющих их лейтмотивов). Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.4./ Под ред. Е. Царевой. М.: Музыка, 2006. Глава «Р. Вагнер» с.277-416
И. Брамс Творческий путь композитора. Связь с народно-бытовой культурой (австро-немецкой, венгерской, цыганской, славянской), взаимодействие классических и романтических традиций в творчестве Брамса, особенности драматургии и композиции. Фортепианная музыка - преобладание лирических образов в различных жанрах, особенности музыкального языка на примере интермеццо и рапсодий. Симфония №4 ми минор - содержание и особенности строения цикла; характер тем и приемы тематического развития. Песни. Связь песен композитора с традициями немецкой романтической вокальной лирикой (Шуберт, Шуман). Круг образов, соотношение текста и музыки, народные песенно - танцевальные истоки. Интермеццо ор.117 №1 (осн. тема и тема середины), №2 (основная тема и тема середины), №3 ор.118 №2, №6 Рапсодия си минор ор.79 №1: главная и побочная темы, тема эпизода, кода Симфония №4 ми минор: Iч. Главная, связка и побочная темы, начало репризы (проведение ГТ в увеличении). IIч. Вступление, главная и побочная темы IIIч. главная и побочная темы IVч. Тема (в основном виде и проведение в репризе), 12 –я вариация (соло флейты) Песни «Глубже все моя дремота», «В зеленых ивах дом стоит», «Напрасная серенада», «Колыбельная песня» (в каждой – основную тему). Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.4./ Под ред. Е. Царевой. М.: Музыка, 2006. Глава «И. Брамс» с.417-494

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...