Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к изложению текста

Методика подготовки реферата

Цель реферата и критерии оценки

Цель реферата – обучить студентов самостоятельному исследованию той или иной проблемы, применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения учебной дисциплины, анализа специальной и научной информации, а также разработке выводов и рекомендаций по решению выявленных проблем.

Реферат позволяет определить, насколько глубоки знания рассматриваемой темы, и оценить уровень подготовки студента по данному тематическому блоку, а также учебной дисциплине в целом.

Критериями оценки реферата являются:

- актуальность темы, глубина анализа исследуемой проблемы;

- умение правильно использовать современные методы обработки и анализа материала;

- полнота охвата, количество, характер использованных научных и литературных источников, а также умение анализировать их;

- соответствие содержания реферата выбранной теме и, как минимум, рекомендациям данных методических указаний в части опорных вопросов и источников информации;

- стиль и логичность изложения;

- качество оформления в соответствии с требованиями, предъявляемыми к рефератам;

- самостоятельность при выполнении реферата.

 

Организация самостоятельной работы и сроки выполнения

Рефераты выполняются в соответствии с учебным планом и программой учебной дисциплины.

Тема реферата, соответствуют последнему числу зачетной книжки на выбор, например, последнее число книжки – 7, следовательно, можно выбрать любую тему под номерами: 7, 17, 27, 37и т.д.

Тема реферата должна быть согласована с преподавателем, ведущим лекционный курс. Преподаватель помогает определить направление работы, консультирует студентов по плану реферата, рекомендует литературу и оценивает готовый реферат.

Тематика рефератов разработана в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины. При выборе темы реферата студенту необходимо учитывать ее актуальность, наличие и доступность необходимой информации, а также свой уровень подготовки и личный интерес к рассматриваемым вопросам.

После выбора темы студент подбирает источники информации, составляет список литературы. Далее студенту рекомендуется составить план написания реферата. При необходимости студент обращается к преподавателю для согласования плана работы, списка литературы, сроков и порядка подготовки реферата. Содержание реферата должно соответствовать теме и плану. Более подробные рекомендации содержатся в таблице.

Алгоритм работы студента над рефератом

 

№ п/п Последовательность и содержание действий
1. Четко уяснить содержание темы и цели реферата, составить перечень главных вопросов, подлежащих рассмотрению, и написать их краткое содержание.
2. Разработать календарный план работы над рефератом, предусматривающий адекватные сроки подбора и изучения документов и литературы, составления плана реферата, написания каждого параграфа, плана темы, разработки схем, таблиц, иллюстраций, редактирования, оформления, представления работы.
3. Подобрать соответствующие законодательные и нормативные документы, литературу, пользуясь каталогами библиотек (систематический, предметный и алфавитный), библиографическими указателями.
4. Ознакомиться с документами и литературой для накопления знаний и осмысления избранной темы.
5. Составить план реферата с указанием наименования темы, перечня основных вопросов (разделов, параграфов) и отдельно их краткого содержания.
6. Изучить документы, литературу и выполнить необходимые записи.
7. Проанализировать собранные материалы.
8. Написать и оформить реферат.
9. Подготовить доклад, раскрывающий основное содержание реферата и представить реферат к защите на практическом занятии
10.   При оценке «не зачтено» доработать в соответствии с замечаниями рецензии, представить реферат на повторное рецензирование, ознакомиться с повторной рецензией.

 

Оценка «не зачтено» ставится, если не соблюдены требования по выбору темы реферата, структуре написания и оформлению. В этом случае реферат может быть направлен на доработку. «Доработка» оформляется студентом и брошюруется отдельно в конце первого варианта реферата для удобства проверки степени учета замечаний первоначальной рецензии и сокращения технической работы. Реферат после доработки направляется на повторное рецензирование. Первоначальная рецензия прилагается к реферату.

Проверенные рефераты не возвращаются студенту, лучшие из них хранятся в фонде кафедры. Навыки, приобретенные слушателями при написании реферата, а также и материалы реферата могут использоваться в дальнейшем.

 

Требования к изложению текста

Обязательная структура реферата: титульный лист, оглавление, введение, основная часть (состоит из 3-5 параграфов), заключение (выводы и предложения), список использованных источников, приложения. В приложения выносятся материалы, служащие подтверждением или иллюстрацией тех или иных положений реферата, в т.ч. выдержки из документов. Это позволяет избежать перенасыщения информацией текста основной части.

Оглавление реферата обязательно должно иметь нумерацию страниц каждого раздела и параграфа. Названия и номера разделов и параграфов, указанные в оглавлении, должны соответствовать разделам и параграфам, указанным по тексту основного содержания реферата.

Во введении (2–3 стр.) обосновывается актуальность и важность рассматриваемых вопросов в рамках выбранной темы реферата, их практическая значимость, анализируется степень освещения избранной темы в литературе, излагаются конкретные существующие и потенциальные проблемы, формулируются цели и задачи реферата. При этом содержание целей и задач должно позволять сформулировать в заключении реферата соответствующие выводы и разработать рекомендации по решению выявленных проблем.

В основной части реферата (15–20 стр.) раскрываются главные аспекты темы, излагаются факты и подходы к решению задач, представленные в современной научной и другой специализированной литературе. В реферате также приводятся результаты анализа и дается оценка реальному состоянию рассматриваемых проблем.

Недопустимо дословное переписывание текста из монографий, учебников, журналов, газет и т. д. Творческая самостоятельность студента должна проявиться в умении сравнивать различные точки зрения, анализировать имеющиеся материалы и использовать результаты анализа для разработки выводов и практических рекомендаций. Основные положения реферата с элементами анализа и оценки, могут выражаться в таких словах: «Автор впервые рассматривает проблему...», «По мнению специалистов-практиков…», «Сравнение различных точек зрения позволяет утверждать...» и т. д. Для большей наглядности здесь же могут быть приведены графики, таблицы, диаграммы.

При написании текста следует делать ссылки на авторов тех работ, материал которых излагается или цитируется. Ссылки на источник размещают в конце предложения, указывая номер источника по общему списку литературы в квадратных скобках [2].или при дословном цитировании - [13,44], что означает 13-й источник, 44-я страница.

В конце реферата студенту необходимо обязательно привести полный список литературы (не менее 10 источников), включая адреса Интернет-ресурсов. Образец оформления Списка литературы приведен в приложении 2.

При обобщении материала студент может столкнуться с различной трактовкой отдельными исследователями одного и того же вопроса. В подобной ситуации следует критически проанализировать выводы различных авторов или отметить в тексте, что по изучаемому вопросу в литературе нет единого мнения и сделать ссылку на эти источники. Рекомендуется изложить принципы (показатели, свойства, признаки), лежащие в основе разных видов классификации понятия. Следует не только и не столько фиксировать значимые факты, события, мнения, сколько делать необходимые обобщения, давать объяснения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять тенденции и закономерности, делать выводы и давать рекомендации.

Текст каждого параграфа плана должен завершаться краткими выводами по существу рассматриваемого вопроса. При изложении материала важно обеспечить логическую связь между отдельными параграфами.

Текст, графики, таблицы, диаграммы, другой поясняющий материал должны излагаться грамотно, логически последовательно.

Не рекомендуется вести изложение материала реферата от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «разработанный мною метод», «по моему мнению» и т.п. Корректнее писать «по мнению автора» (реферата) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение опыта работы российских историков свидетельствует о том, что…», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т.п.

Ссылаясь в тексте на графики, диаграммы или таблицы, следует пользоваться словами «приведены», «характеризуются», «показаны», «изображены», «построены». В реферате важно добиться единства стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность.

В Заключении (1–2 стр.) излагаются краткие обобщения по существу рассмотренных проблем в виде выводов..

Завершающим этапом работы является письменное оформление реферата.

 

1.4. Требования к оформлению.

Реферат должен оформляться с соблюдением установленных правил. Объем реферата определяется характером и сложностью темы. Рекомендуемый объем реферата не должен превышать 25 страниц и быть не менее 20 стр. машинописного текста без учета иллюстраций и таблиц, оформленных на отдельных листах, а также приложений.

Реферат выполняется в печатном виде на бумаге формата А4 (210х297 мм), при соблюдении следующих размеров полей: левое – 30 м., правое – 10 мм, нижнее – 20 мм, верхнее – 15 мм.

Используется 14 шрифт Times New Roman черного цвета с полуторным интервалом. Выравнивание текста ведется «по ширине».

Номер страницы проставляют на нижнем поле листа без слова «страница» (стр., с.). Титульный лист не нумеруется. Нумерация страниц, заданий, пунктов, подпунктов, рисунков, таблиц осуществляется арабскими цифрами без знака №.

На титульном листе должно быть: наименование образовательного заведения (института, кафедры), обозначение характера работы (реферат), тема реферата; фамилия, имя, отчество студента, номер учебной группы; фамилия, инициалы, должность, ученое звание научного руководителя; дата проверки и оценка; подпись научного руководителя; название города, в котором находится данное учебное заведение; год написания работы.

Образец оформления титульного листа приведен в приложении 1.

Реферат брошюруется и вместе с предварительно заполненной и распечатанной рецензией (приложение 3) вкладывается в специальную папку. Желательно дополнительно представить реферат в электронном виде на дискете.

Работа, представленная с нарушением указанных требований, не принимается, возвращается автору для доработки и устранения недостатков.

Темы рефератов.

1. История возникновения «норманской теории».

2. Князь Ярослав Мудрый.

3. Монголы и русские: первая кровь. Битва на Калке.

4. Татарское иго. Историческое значение.

5. София Палеолог и наследие Византии.

6. Церковь в XIV-XV вв. Монастыри, монастырская колонизация.

7. Домострой. Историческая и культурная ценность.

8. Завоевание Казанского и Астраханского царств Иваном Грозным.

9. Поляки в Москве. «Тушинский вор».

10. Культура Древней Руси. Язычество и христианство.

11. Культура России XV-XVI вв.

12. Парадигма Русской культуры.

13. «Путь святости» и «путь культуры» на Руси.

14. Колонизация Сибири.

15. Казачество на Руси.

16. Князь В.В. Голицын. Подготовка и программа. Реформы.

17. Петр Великий, образ жизни и характер (по В.О. Ключевскому).

18. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины П.

19. Террор как средство политической борьбы второй половины ХIХ начала ХХ вв.

20. Христианство и коммунизм в России.

21. У истоков русской культурной классики.

22. Сословия и партии в России в конце ХIХ начала ХХ вв.

23. Белоэмигранты о большевиках и пролетарской революции.

24. Родословная Российского герба. Первый Российский орден (Журнал Родина, №1, 1993г.).

25. Движение анархистов в России.

26. П.А. Столыпин. Реформаторская деятельность.

27. Первое советское правительство.

28. Л.Д. Троцкий. Вехи биографии.

29. Культура как орудие большевизма.

30. Кого считали кулаками в 20-е годы?

31. За кулисами плана «Барбаросса».

32. Операции «Крикет», «Аргонавт», «Терминал».

33. Конец фашистского рейха.

34. Сталин. Путь к власти.

35. Они не молчали (оппозиция Сталину).

36. «Оттепель» 60-х годов.

37. Сталин и Хрущев.

38. «Холодная война» - история вопроса, ее последствия.

39. Горбачев М.С. Перестройка, ожидания, ошибки.

40. Постсоветский период.

41. Смысловая неопределенность в российской культуре конца ХХ века.

42. Главные особенности русской культуры. Факторы, определяющие дальнейшее развитие государства.

43. Павел I.

44. От либерализма Александра I к реакции Николая I.

45. Начало самодержавия в России. Государство Ивана IV (Грозного).

46. Российское государство в период Смутного времени.

47. Российское государство в XVII веке.

48. Раскол русской православной церкви.

49. Эпоха петровских преобразований и ее место в истории России.

50. Россия в период дворцовых переворотов.

51. Просвещенный абсолютизм» в России второй половины XVIII в.

52. Российское государство и общество в первой половине XIX века.

53. Россия второй половины XIX века.

54. Консервативное и либеральное направления общественно-политической мысли в России XIX в.

55. Движение декабристов.

56. Революционное и либеральное народничество.

57. Россия на рубеже Х1Х-ХХ вв.

58. Революция 1905-1907 гг. и ее социально-политические последствия.

59. Государственная дума в России (1905 – 1917гг.).

60. Февральская революция в России.

61. Октябрь 1917 г. Установление советской власти в России.

62. Гражданская война в России.

63. Советская Россия в 20-е годы.

64. Форсированное строительство социалистического общества в 30-х годах и его итоги.

65. Политическая система СССР в 30-е годы XX века.

66. СССР и мир накануне глобального военно-политического конфликта (конец 30-х гг. 20 века).

67. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

68. СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.).

69. СССР в 1953-1964 гг.

70. Советский Союз в 1965-1984 гг.

71. Советский Союз в годы «перестройки» (1985-1991 гг.)

72. Россия в лихие 90-е годы XX в.

73. Россия в первом десятилетии XXI века.

74. Принятие христианства, последствия этого события.

75. Основные исторические события XXI века в современной России.

76. Пермский край от древности до наших дней.

77. Роль личности в истории России.

78. История России - часть всемирной истории.

79. Люди и судьбы.

80. Артефакты-символы.

 

 

 

Приложение 1

Образец титульного листа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...