Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Римский-Корсаков Н. А. опера «Снегурочка».




Николай Андреевич (6 (18) III 1844, Тихвин - 8 (21) VI 1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Псковской обл.) - рус. композитор, педагог, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Род. в дворянской семье. Первоначальное общее и муз. образование получил дома. В 1856 поступил в петерб. Морской корпус, по окончании к-рого участвовал в 3-годичном плавании на клипере "Алмаз" (посетил Сев. и Юж. Америку, ряд стран Зап. Европы). В 1859-60 брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле, к-рый руководил также первыми опытами Р.-К. в области композиции. В 1861 познакомился с М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым, M. П. Мусоргским, Ц. А. Кюи, позднее - с А. П. Бородиным, стал членом Балакиревского кружка ("Могучей кучки"), под воздействием к-рого сформировались его эстетич. взгляды, определились нац. основа и направленность творчества, круг тем, образов и жанров. Под руководством и непосредств. влиянием Балакирева создавались 1-я симфония es-moll (1861-1865), "Увертюра на темы трёх русских песен" (1866), "Сербская фантазия" (1867), нек-рые ранние романсы. Творч. индивидуальность Р.-К. выявляют прежде всего программные произв. этих лет - симф. муз. картина "Садко" (1867) и 2-я симфония "Антар" (1868). Ранний период творчества завершает опера "Псковитянка" (1868-72).

Обстоятельства создания «Снегурочки» хорошо известны. Н.А.Римский-Корсаков сам рассказал о них в «Летописи моей музыкальной жизни». Сказка А.Н. Островского «Снегурочка» была первый раз прочитана Римским-Корсаковым около 1874 года, когда она только что появилась в печати. Композитор вспоминал впоследствии, что тогда она ему мало понравилась, а царство берендеев показалось странным. Зимой 1879/80 годов он снова ее прочитал и, на сей раз «точно прозрел на ее удивительную красоту». У композитора была толстая книга из нотной бумаги, и он стал записывать в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли.

Воодушевленный новым сюжетом, Римский-Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые при работе над оперой изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.

Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все — пейзаж, пение птиц, обстановка — необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями, «музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно, - писал впоследствии композитор. Он зафиксировал ход работы буквально по дням: начало 1 июня (написано вступление к прологу), окончание - 12 августа (заключительный хор). Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как Снегурочка. О сочинении Снегурочки никто не знал, - писал композитор, - ибо дело это я держал в тайне, и, объявив по приезде в Петербург своим близким. Об окончании эскиза, я тем самым немало их удивил. Еще полгода композитор затратил на инструментовку оперы, и наконец 10 февраля опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора.

23. Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уездаНовгородской губернии (Россия).

Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841―1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновыхот «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869-му году» для фортепиано в четыре руки. Василий Рахманинов тоже был музыкально одарённым, но музицировал исключительно любительски.

Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демянского[6][7]. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву.

Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко,Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А. И. Зилоти, а спустя год под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского начал заниматься композицией.

В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.

В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года — дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.

Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. Вскоре после революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной (урождённой Сатиной, из рода Рюриковичей, утративших княжеский титул) и дочерьми покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом. До конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.

1 ноября 1918 года вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926—1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918—1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, — Симфонические танцы. В годыВеликой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (меланома). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.

Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния США, не дожив три дня до своего 70-го дня рождения. Похоронен на кладбище Kensico Cemetery.

 

 

Татарские композиторы

...Заинтересовавшись изучением национальной музыки, я попыталась получить информацию о татарских композиторах, но, к сожалению, информация очень скупа. Собрав некоторые данные, я хочу поделиться с Вами. Это краткие автобиографические данные.

Слушая татарскую музыку, ощущаешь все богатство национального колорита, мелодичность народных песен, красоту и величие татарских деревень и нежную грусть народного фольклора. Несметные богатства музыкального творчества в синтезе с профессиональным композиторским искусством находят отражение в произведениях татарских композиторов ХХ века. На рубеже 30-50х годов развертывается творческая деятельность С. Сайдашева, Х. Ибрагимова, Г.Альмухаметова, Н.Жиганова, Ф. Яруллина, Р. Яхина, М. Музафарова, в произведениях которых таятся несметные богатства традиций национального фольклора, соответствующего стилевым особенностям и обработке народной музыки. И это сочетание музыкального профессионализма и народного фольклора дают несравненную мелодичную гармонию родных звуков.

Основоположниками профессиональной композиторской татарской школы стали:

Сайдашев Салих Замалетдинович (1900-1954) - композитор, дирижёр. Засл. деятель иск-в ТАССР (1939), нар. артист ТАССР (1951). Один из основоположников татар. проф. музыки. Создал предпосылки для становления ведущих муз. жанров — оперы, балета, муз. комедии, симф. и хоровой музыки, массово-бытовой и эстрадной песни. Осн. место в творчестве занимает музыка к спектаклям (муз. драма), среди них— "Голубая шаль" и «На Кандре» («Кандыр буе», 1932) К.Г. Тинчурина, «Наёмщик» (1928) Т.К.Гиззата. В 1922-48 (с перерывами) зав. муз. частью и дирижёр Татар. акад. т-ра. Вёл конц. деят-сть.
Источник: "Татарский энциклопедический словарь", Казань, 1999

Музафаров Мансур Ахметович (1902-1966) - композитор, фольклорист. Автор опер "Галия-бану", "Зульхабира", многих симфоний, этюдов, концертов и песен.

Жиганов Назиб Гаязович (1911-1988) - композитор, ректор Казанской консерватории. Оперы: Джалиль, Беглец, Свобода, Алтынчач, Ильдар и др.
Балеты: Фатых, Зюгра, Две легенды
Кантаты, песни, др. произведения.
Молодой музыкант, вышедший из народных масс, становится студентом Московской консерватории. Уже в период ученичества Жиганов стремился создать в своих произведениях стилевое единство этнографизма и классики с благотворным влиянием жанровой ориентации. Центральным направлением его деятельности выдвинулась опера, представляющая большие возможности для отражения национальной темы, для новой жизни фольклорного начала. Назиб с юношеских лет очень увлекался и знал татарскую поэзию, литературу и народное творчество, что нашло отражение в его незабываемых произведениях. Опера "ДЖАЛИЛЬ" - музыкальная трагедия, посвященная не только поэту, но и близкому другу и соавтору. С 1945 года Назиб Гаязович -преподаватель и ректор Казанской консерватории.

Ахметов Фасиль Ахметгалиевич (1935-1998) - композитор. Засл. деятель иск-в ТАССР, РСФСР (1977, 1981), нар. артист РСФСР, РТ (1992, 1995).
Осн. соч.:
Симфония (1976), симф. поэма (1969), концерты для фортепиано (1988) и для скрипки с оркестром (1991), три струн. квартета, камерно-инстр. сочинения, св. 130 романсов и песен, музыка к драм. спектаклям. Гос. пр. РСФСР им. М.И.Глинки, ТАССР им. Г.Тукая (1975, 1988).
Источник: "Татарский энциклопедический словарь", Казань, 1999

Фасиль родился в маленьком татарском ауле Салтык-Ярыклы. Интерес к музыке проявился довольно рано, и связан он был с обыкновенной деревенской гармоникой. Подбирая по слуху песни, танцы, народные мелодии, Фасиль самоучкой постигал и азы нотной грамоты, чтобы стать профессиональным музыкантом. Его педагогами стали известные музыканты: А. Леман, Н. Жиганов, Г. Литинский. Большую роль в становлении личности музыканта сыграл успех его первого сочинения Сонатины для фортепиано и успехи в песенном жанре. Лирическое начало его дарования, умение найти запоминающийся мелодический образ, помогли композитору внести достойную лепту в антологию татарской песни.

Яруллин Фарид Загидуллович (1913-1943) - композитор, автор балета "Шурале", симфонии, романсы, песни и др. муз. формы.
Необычайно одаренный композитор, в первые дни войны ушел на фронт. Его письма с фронта, как и музыкальные произведения, писали его друзья, полны неиссякаемой веры в победу, оптимизма и надежды: "…Гроза, нависшая над нашим существованием, требует от нас всех максимального напряжения. В нашей победе не сомневайся " (из письма к жене). В схватке с врагом, безвременно оборвалась жизнь Фарида - патриота, композитора, Сына татарского народа.

Монасыпов (Монасыйпов) Алмаз Закирович (1925-2008), композитор, дирижёр. Засл. деятель иск-в ТАССР, РСФСР (1969, 1987), В 1959-70 дирижёр Татар. т-ра оперы и балета, в 1970-71 —симф. оркестра Татар. филармонии. В 1970-73 преподавал в Казан. консерватории. Осн. соч.: 4 симфонии, «Музыкальное приношение С.Сайдашеву» для симф. оркестра (1990), вок.-симф. поэма «В ритмах Тукая» («Тукай аhэннэре», 1975), вок. и инстр. произведения, музыка к драм. спектаклям и фильмам. Гос. пр. ТАССР им. Г.Тукая (1991).
Источник: "Татарский энциклопедический словарь", Казань, 1999

Музафаров (Мозаффаров) Мансур Ахметович (1902-66), композитор, педагог. Засл. деятель иск-в ТАССР (1950), нар. артист ТАССР (1964). Один из основоположников татар. проф. музыки. С 1945 преподавал в Казан. консерватории (в 1949-61 зав. каф. композиции). Осн. соч.: оперы «Галиябану» (1940), «Зульхабира» (1943, не ставилась), симфония (1944), симф. поэмы, посв. памяти Г.Тукая (1952) и М.Вахитова (1956), 2 концерта для скрипки с оркестром (1959, 1962), вок., инстр. произведения, записи и обработки пар. песен. Гос. пр. ТАССР им. Г. Тукая (1959).
Источник: "Татарский энциклопедический словарь", Казань, 1999

Московская молодежь, не имеющая возможности ощутить атмосферу "духа" татарской деревни, особенно воспринимает эти щемящие, мелодичные переливы национальной мелодии, напоминающей ласковую родную, растворяющуюся в тебе, колыбельную мамы. При каждой возможности (гастроли), мы стремимся раствориться в этом незабываемой волшебном таинстве, называемом МУЗЫКА.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...