Операции (приёмы) мышления
Часть 1 1. Соотнесите определения и формы познания:
2. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ответ____________ 3. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ответ ____________ 4. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ответ ____________ 5. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ответ ____________
6. Запишите слово, пропущенное в таблице. Операции (приёмы) мышления
Ответ: _________________ 7. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют различные виды знаний. 1) аксиома 2) теория 3) эмоции 4) народная мудрость 5) практика 6) научный вывод Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
8. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания. 1) Умозаключение; 2) память; 3) представление; 4) восприятие; 5) понятие; 6) внимание. Найдите и запишите цифры, под которыми указаны термины, выпадающие из этого ряда.
9. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, обозначают методы, свойственные преимущественно эмпирическому уровню научного познания. 1) Наблюдение; 2) экспериментальное исследование; 3) выдвижение гипотезы; 4) формулирование выводов; 5) описание объекта; 6) измерение. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
10. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют виды мыслительных операций. 1) ощущение, 2) сравнение, 3) абстрагирование, 4) анализ, 5) приспособление, 6) обобщение. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
11. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания. 1) поведение; 2) ощущение; 3) предложение; 4) восприятие; 5) понятие; 6) суждение. Найдите и запишите цифры, под которыми указаны термины, выпадающие из этого ряда.
12. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют виды мыслительных операций. 1) ощущение, 2) сравнение, 3) абстрагирование, 4) анализ, 5) приспособление, 6) обобщение. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
13. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание). 1) познание мира 2) научное исследование 3) народная мудрость 4) теоретическое обобщение 5) художественный образ Ответ _________________ 14. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание). 1) чувственное познание; 2) познавательная деятельность; 3) субъект познания; 4) объект познания; 5) рациональное познание. Ответ _________________ 15. Выберите верные суждения о познании мира и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Рациональное познание отличается от чувственного познания абстрактно-теоретическим характером. 2) Этап чувственного познания иногда называют логическим мышлением. 3) Мера объективности познания находится в прямой зависимости уровня развития научных знаний. 4) Отделить существенное от несущественного в изучаемом предмете человек может на уровне чувственного познания 5) Представление как форма познания предполагает непосредственное воздействие предмета на органы чувств. 6) В ряде случаев человек приобретает новые знания интуитивно. Ответ: ___________ 16. Установите соответствие между характеристиками и видами знаний: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
17. Установите соответствие между признаками и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
18. Найдите в приведенном ниже списке характеристики чувственного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета 2) отражение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент 3) установление взаимосвязи различных понятий 4) обобщение и выделение группы предметов на основе общих признаков 5) получение новых суждений на основе уже имеющихся 6) сохранение в памяти целостного образа предмета Ответ: _________________________ 19. Найдите в приведенном ниже списке характеристики рационального познания. Запишите цифры, под которыми они указаны 1) Рациональное познание присуще только человеку 2) Одной из форм рационального познания является умозаключение 3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающие знание о предмете 4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине. 5) Исходным элементом рационального познания является понятие. Ответ: ___________ 20. Установите соответствие между характерными чертами и видами познания: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
21. Найдите в приведённом списке характеристики научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны
1) теоретическое обобщение фактов 2) констатация протекания отдельных фактов 3) образность и оригинальность отражения объективной реальности 4) стремлению к достоверному, истинному знанию 5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин Ответ: ______________ 22. Найдите в приведённом списке особенности научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны 1) соответствие цели и средств 2) экспериментально и теоретически обосновывает выводы 3) нацеленность на практический результат 4) доказательность 5) отражают окружающую действительность 6) предполагают проверку истинности полученных сведений Ответ: _______ 23. Французский физик Жозеф Луи Гей-Люссак описал зависимость объема постоянной массы газа от его температуры. По каким основаниям закон Гей-Люссака можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) закон был признан авторитетными людьми 2) закон отражает зависимость, повторяющуюся при каждом новом измерении 3) закон был установлен в результате использования специального метода познания: обобщения данных наблюдений и эксперимента 4) закон выражен специальным языком математики с применением уловных обозначений объема и температуры газа 5) об открытии закона стало известно широкой аудитории 6) открытие закона произошло в ходе повседневной деятельности Ответ: _____________ 24. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
25. Установите соответствие между характеристиками и методами научного познания, к которым они относятся.
26. Найдите в приведённом списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны
1) объяснение изучаемых явлений 2) наблюдение отдельных фактов и явлений 3) проведение научного эксперимента 4) установление научных фактов 5) выдвижение гипотезы Ответ: __________________ 27. Найдите в приведённом списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны 1) выдвижение и обоснование гипотез 2) объяснение изучаемых фактов и явлений 3) фиксация обобщений в форме теорий 4) эмпирическое описание научных фактов 5) проведение наблюдений 6) осуществление эксперимента Ответ: __________________ 28. По заданию учителя биологии учащийся 10 класса К. выполнял домашнюю исследовательскую работу. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что К. в своем исследовании использовал эмпирические методы познания? 1) К. тщательно продумал и разработал план своего исследования. 2) К. высадил рассаду и вел ежедневное наблюдение за ней, фиксируя изменения в дневнике наблюдений. 3) К. прочитал ряд публикаций по теме исследования. 4) К. составил аннотированный список работ известного ученого по теме исследования. 5) К. провел эксперимент по влиянию уровня освящения на рост рассады Ответ: __________________ 29. Школьник на уроке сделал доклад о результатах проведенного им исследования по биологии. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что он в своем исследовании использовал не только эмпирические методы познания? 1) Школьник высадил рассаду на двух грядках. 2) Школьник проводил ежедневные замеры длины стебельков. 3) Школьник сравнивал длину стебельков на первой и второй грядках. 4) Школьник предложил свое объяснение результатов наблюдений. 5) Школьник выдвинул гипотезу исследования 6) Школьник установил цель исследования Ответ: ______________ 30. Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Особенностью мышления является его опосредованный характер 2) Объективной материальной формой мышления является язык 3) Дедукция – это логическое умозаключение от частного к общему 4) Синтез как прием мышления есть разложение предмета на составляющие его части и стороны 5) Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения Ответ: _____________ 31. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Наблюдение – это целенаправленное систематическое ______(А) объекта. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые ______ (Б) о нём, без которых нельзя определить цель наблюдения. Наблюдение характеризуется активностью _______(В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. В научном наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется _______(Г) наблюдения: приборами и инструментами, с помощью которых ведётся наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают объекты, недоступные органам чувств человека, – микробы, элементарные частицы и т.п. – в эмпирические _____(Д). Как метод научного познания наблюдение даёт исходную _____(Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования». Список терминов:
32. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «В результате непосредственного ________(А) реальности на органы чувств возникает ________(Б), которое отражает лишь одну сторону предмета (его цвет, вкус, запах и т. д.). Целостный образ предмета, возникающий благодаря соединению ________(В), полученной от различных органов чувств, называется ________(Г). Подобный целостный образ не может возникнуть в ходе пассивного отражения предмета, и его формирование является результатом активной, опосредованной ________(Д). После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в памяти, что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой ________(Е)». Список терминов:
Часть 2 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах (видах, типах) ненаучного познания, и одно предложение, раскрывающее любую особенность одной из этих форм (видов, типов).
2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее особенности обыденного познания 3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мышление»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных операциях (приёмах) мышления, и одно предложение, раскрывающее сущность любой из этих операций (приёмов).
1. Назовите любые три формы познания мира и проиллюстрируйте примером каждую из них. 2. Назовите любые две особенности житейского опыта как формы познания объективного мира и проиллюстрируйте примером каждую из них. 3. Сформулируйте суждение о роли мышления в жизнедеятельности человека и проиллюстрируйте его с помощью трех примеров. 4. Научное познание отличается от других видов познания мира. Назовите три особенности научного познания и проиллюстрируйте каждую из них примером.
1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Познание мира». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 2. Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Многообразие путей познания мира». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|