Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности духовного производства.

Рязанский государственный медицинский университет имени И.П. Павлова

Кафедра Истории и Философии

 

Реферат: «Цель, средства, результат, субъект и объект деятельности»

 

 

Выполнил: студент 2 курса

Лечебного факультета 23 группы

Горлов Андрей Евгеньевич

Проверила: Сторчеус Н.В.

 

Рязань 2013

Содержание

Введение. 2

Структура деятельности. 3

2. Мотивы деятельности. 7

Виды деятельности. 10

Заключение. 11

Список использованной литературы. 12

Введение

 

Развитие общества — результат деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности. В повседневном языке слово «деятельность» употребляется в значенииактивности кого-либо или чего-либо. Например, говорят о вулканическойдеятельности, о деятельности внутренних органов человека и т. д. В болееузком смысле это слово означает занятия человека, его труд. Людей, проявивших себя в какой-либо общественной Деятельности, называют деятелями. В нашей стране были даже введены почетные звания (например, «Заслуженный деятель культуры»). В литературе вы можете встретить и слово «деяние», которое означает действие, поступок. Чаще всего оно употребляется для обозначения не любого действия (например, человек поднялся на лифте — можно ли это назвать деянием?), а только общественно значимого. В науках, изучающих человека и общество, понятие «деятельность» наполняется более специальным содержанием.

 

 

Структура деятельности.

Деятельность - это вид активности направленный на изменение и преобразования природного и социального мира.

Человек в процессе деятельности включается в многообразные отношения в сфере общественной жизни.

Отличия деятельности человека от поведения других живых существ.

· Человек

1. Не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды.

2. Не только целесообразность, но и целеполагание, способность выхода за рамки опыта.

· Другие живые существа.

1. Приспособление к существующим природным условиям.

2. Целесообразное поведение, направленное инстинктом.

Только человеку присуща такая форма активности, как деятельность. Которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразовывает ее.

Любой вид деятельности предполагает наличие и взаимосвязь следующих компонентов.

 

Человека (субъекта) с его целями, средствами, действиями, результатом деятельности.

· Субъекты и объекты деятельности.

Субъект - это тот, кто направляет деятельность.
Объект - это на что направлена деятельность.
Объектом деятельности могут быть материальные вещи или процессы, другие люди или социальные группы. Например: для политика объектом деятельности может быть все общество определенной страны.

· Цель, средство, действие, результат.

Цель - это вырабатываемый в сознании образ будущего результата, на достижение которого направлена деятельность. Например: в голове художника, прежде чем он начнет писать картину, должен быть ее предварительный мысленный образ. В соответствии с целью выбираются и средства деятельности.

Во всякой деятельности ставится цель достичь определенного результата с помощью выбранных субъектом средств. Например: крестьянин ставит себе цель получить урожай, работая на земле с помощью своих средств - орудий труда.

Целесообразная деятельность также разбивается на отдельные действия, которые являются этапами общей программы деятельности. В общем все это достаточно ясно, поскольку все мы постоянно занимаемся тем или иным видом деятельности.

 

 

2. Мотивы деятельности.
Мотивы - это побуждения к деятельности, связанное с потребностями.

· Потребности.

Потребность - это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития его личности.

Существуют разные классификации потребностей. Обычно их разделяют на материальные, социальные и духовные соответственно трем основным сторонам человека как биосоциального и духовного существа. Говорят также о подлинных и мнимых потребностях, поскольку в современном обществе потребления реклама и средства массовой информации "разжигают" потребности и желания людей, побуждая их стремиться к обладанию вещами, которые им часто не нужны.

Существуют и более детальные классификации. Известный американский психолог Абрахам Маслоу предложил различать первичные и вторичные потребности.
К первичным относятся:

· Физиологические потребности: в воспроизводстве рода, пище, одежде, жилище, отдыхе и т.п.;

· потребности в безопасности и стабильности существования (Маслоу назвал их "экзистенциальными" - от лат. "existentia", означающего существование): в устойчивости условий жизни, гарантии занятости и доходов, уверенности в завтрашнем дне.

Вторичные, более высокие потребности включают в себя:

· социальные потребности в общении с другими людьми, в дружбе, во внимании к себе и т. п.;

· престижные потребности в уважении и признании со стороны других, в достижении высокого социального статуса;

· духовные потребности в самовыражении, в творчестве, в самореализации.

При этом Маслоу считал, что человек переходит к более высоким потребностям, когда более или менее удовлетворяются его первичные и более простые потребности.

· Социальные установки. Общая ориентация человека на определенный социальный объект выражающий предрасположительность к действию определенным образом относительно данного объекта (семья, карьера, убеждение, идея и т.д.).

· Убеждение.
Устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы и стремление их воплотить.

· Интересы.
Интересы - это стремление преобразовать те общественные условия, которые делают предметы потребности дальше. Интересы направленные на то чтобы сделать предметы потребности достижимыми, направленность интереса: по средствам общественной жизни, экономические, духовные, социальные, политические.
Интересы очень важно не путать с потребностями.
Интересы людей состоят в сохранение или изменение, или преобразование всех тех условий в которых находятся.

Виды интересов:

· Индивидуальные.

· Групповые.

· Общественные.

· Сознательное и бессознательное в деятельности.

Для понимания общественной жизни важным является вопрос о социальной деятельности, о различных видах социальных действий.

Немецкий социолог Макс Вебер выделил четыре основных типа социальных действий:

· Целерационалъное действие, которое совершается при ясном и рациональном обдумывании целей и средств их достижения. Примерами таких действий могут быть действия предпринимателя или ученого-исследователя.

· Ценностно-рациональное действие - это также рационально обдуманное действие. Но главное в нем не достижение результата, а убежденность в необходимости выполнения долга, стремление к идеалу, к высшей ценности (религиозной, нравственной и т. п.). Это можно назвать само ценным действием. (Например: такое действие совершает капитан, когда он последним покидает тонущий корабль, руководствуясь при этом не чувством самосохранения, а чувством долга.)

· Традиционное действие, которое совершается по привычке, по обычаю, по ритуалу. (Например: приемы труда крестьян или ремесленников в средневековом обществе, которые передавались по традиции и не менялись веками.)

· Аффективное действие, которое совершается под влиянием сильных аффектов и чувств и не сопровождается трезвым, рациональным расчетом. (Например: мать в порыве гнева может ударить любимое дитя.)

Вебер также утверждал, что по мере исторического развития обществ в них возрастает доля целерациональной деятельности. Этот тип деятельности становится все более распространенным в экономике, политике, в управлении и даже в семейной жизни. Происходит то, что Вебер называл "рационализацией мира".

Вывод: жизнь человека фактически есть его деятельность, что по своей природе человек - деятельное существо, поскольку посредством деятельности он творит условия своей жизни и мир культуры, создает самого себя и свое сознание. Недаром говорят, что лучше всего человека можно понять по его делам.

Виды деятельности.

Деятельность:

1. Духовная.

· Теоретическая (производство духовных ценностей).

· Практическая (сохранение и освоение духовных ценностей и как результат этого изменение сознания людей).

2. Материальная.

Любая классификация относительна.

Деятельность:

1. Духовная (изменение сознания людей, познавательная деятельность, прогностическая деятельность).

2. Практическая (преобразование объектов природы и общества).

Деятельность может делится на созидательную и разрушительную:

· Созидательная - весь рукотворный мир, вся культура, вся вторая природа.

· Разрушительная- разрушаются не только дома но и связи, идеалы, доверие и прочие. Разрушение могут быть не только в результате войны, но и в результате экономической деятельности.

Особенности духовного производства.

Между временем создания духовного продукта и временем осознания его значения для других часто существует разрыв.

Хранилище духовных ценностей: музеи, библиотеки и т.д. - это достояние народа и достояние для всех.

· Творческая деятельность. Творческая деятельность - это деятельность, порождающая нечто новое и никогда до этого не существующего.
Творчество - это универсальный способ самореализации, специфический труд.
Проявление творческой деятельности - это не только новый результат, но и новый путь достижения нового результата.
В процессе творчества человек непременно пользуется знаниями, которые достигли другие поколения.

 

Заключение

В общем и в целом человеческая деятельность существует именно в этом противотоке двух противоположных видов деятельности (т. е. даже в индивидуальном плане каждый человек, кем бы он ни был, все равно как целостное существо осуществляет и познавательную и преобразовательную деятельность). Если в познании мы стремимся максимально объективизировать себя (стремление разделить то, что разделимо в объекте, и соединить то, что соединимо в объекте), то в управляюще-преобразовательной деятельности мы стремимся навязать объекту свою волю, субъективизировать его, стать хозяевами объекта-мира (т. е. разделить в объекте то, что соединимо, и соединить то, что разделено).

Познание и практика -- противоположные и опосредующие друг друга формы деятельности. Практика опосредует познавательную деятельность в виде эксперимента и приборного-инструментального наблюдения. Познание опосредует практическую деятельность в виде прикладных наук (технических, сельскохозяйственных, медицинских, педагогических, юридических, политических, экономических).

 

 

Список использованной литературы.

1.Алексеев И.С. Деятельностная концепция познания и реальности // Избранные труды по методологии и истории физики. М., 2006.

2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,2008.

3.Беликов В.А Образование. Деятельность. Личность. М., Академия Естествознания, 2010

4.Давыдов В. В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 2003.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...