Творчество А.Н. Толстого (1883-1945)
Лекция 4 (2 часа). План:
Литература: 1. Чарный М. Путь А. Толстого. М.,1981. 2. Баранов В. Трилогия А. Н. Толстого «Хождение по мукам». М., 1984. 3. Степанов В. А. В поисках героя: Образы и характеры трилогии «Хождение по мукам». Книга для учителя. М., 1989. 4. Боровяков С. А. Толстой. М., 1984. 5. Крюкова А. М. А. Н. Толстой. М., 1989. 6. Крюкова А. М. А. Н. Толстой и русская литература: творческая индивидуальность в литературном процессе. М., 1990. 7. А. Н. Толстой: Новые материалы и исследования. М., 1995.
Алексей Николаевич Толстой в воспоминаниях людей, хорошо знавших его, предстает личностью незаурядной, щедро одаренной от природы. Его яркий артистический талант обнаруживал себя во всем: в манере общаться с людьми, в искусстве создавать окружающий интерьер, в самом образе его жизни и, конечно же, в литературном творчестве. Одним из слагаемых его успеха, по единодушному свидетельству современников, была редкая трудоспособность. Весьма скептически относившийся к Толстому И.А.Бунин тем не менее отдавал ему должное: «Работник он был первоклассный». Художественное творчество Толстого удивляет жанровым и тематическим разнообразием. В собрании его сочинений представлены романы и повести, рассказы и очерки, пьесы и киносценарии, лирические стихотворения и публицистические статьи. Среди героев книг Толстого представители всех слоев русского общества. Действие произведений охватывает более пяти веков русской истории, причем особенное внимание писателя привлекают ее поворотные, решающие моменты.
Как художник Толстой выступает последовательным продолжателем традиций русской классической литературы XIX в. Наиболее полная оценка его личности принадлежит К. А. Федину: «Толстой был индивидуальностью ярчайшей и талантом ослепительным. Он не повторял никого ни в чем и одновременно был тонко ощутимой связью с неумирающим нашим наследием XIX в. Золотая нить, которую он тянул из прошлого, нежнейшими волосками своими уводила к Тургеневу, Аксакову, Лермонтову, Пушкину». Творческая индивидуальность Толстого сложилась еще до 1917 г. Выпустив вначале два сборника лирических стихотворений, писатель завоевывает всероссийскую известность своими рассказами (цикл «Заволжье», 1911), повестями и романами об умирании дворянских гнезд («Чудаки», 1911; «Хромой барин», 1912 и др.), пьесами («Нечистая сила», «Касатка», обе — 1916). Февраль 1917 г. Толстой приветствовал, выражая надежду и веру в благотворность для России «гулкого ветра» революции. События Октября и гражданской войны он оценил негативно, и, переехав летом 1918 г. из Москвы в Одессу, следующей же весной эмигрировал за границу. Как выяснилось позже, для него это было ошибкой: «Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни, — признавался писатель. — Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины, невесомым, бесплодным, не нужным никому ни при каких обстоятельствах». В первые годы эмиграции Толстой работает над произведениями, отражающими события русской истории: рассказы «Наваждение» и «День Петра», пьеса «На дыбе» о петровском времени, «Повесть смутного времени» о событиях XVI в. Работа над архивными источниками, в частности над материалами «Слово и Дело Государевы», опубликованными в «Известиях» Томского университета, была для писателя важным моментом в его творческой эволюции. Именно в это время он формулирует для себя и закон зрительного восприятия художественного слова, называя его речевым жестом.
«Премудрых дьяков, наших словесников-примитивистов» Толстой признает своими учителями. Речевой жест, по его убеждению, отображает внутренние мотивы поведения и движение персонажа. Особенно успешно Толстой использовал прием речевого жеста в работе над романом «Петр Первый». В 1920 г. выходит его автобиографическая повесть «Детство Никиты». Этот жанр отличался популярностью и до Толстого: прекрасные произведения были созданы Л.Толстым, В.Короленко, Н.Гариным-Михайловским, М.Горьким. Но у книги А.Толстого есть свойство, выделяющее ее из ряда подобных, — особый лиризм. Находясь в эмиграции, писатель страдал от тоски по родине, и поэтому даже простое воспоминание об усадьбе, где он вырос, пробуждало глубокое и острое чувство. В повести — два героя. Один — любознательный мальчик Никита, перед которым раскрывается удивительная жизнь окружающего мира. Писатель использовал и воспоминания о собственном детстве, и наблюдения над взрослением своего сына. Лирическая поэзия познания, тонкий психологический анализ душевных движений ребенка прекрасно удались Толстому. Второй герой повести — Россия. Картины ее природы, времен года, места, где родился Никита, описаны с какой-то щемящей нежностью. Красочен и богат язык повести. Достоинства «Детства Никиты» ставят его в ряд лучших произведений этого жанра. Неслучайно отрывки из повести входили во все детские хрестоматии. В 1922 г. был создан первый научно-фантастический роман Толстого «Аэлита» о космическом полете на Марс инженера Лося и вчерашнего красноармейца Гусева. Описание летательного аппарата, которым герои добирались до Марса, не выдерживает критики. Но Толстого и не интересовали научно-технические проблемы. Его Гусев прошел через революцию и гражданскую войну. Он одержим жаждой социальных перемен. Революционная страсть влечет его и в космос. На Марсе Гусев попадает в благоприятную обстановку. Здесь назревает восстание против местного тирана. Гусев возглавляет его. Поразительно, как Толстой, находясь в эмиграции, угадал черты людей, подобных Гусеву, талантливо изобразив их тягу к переустройству общества, к социальной справедливости, как они ее понимали.
Вторая тема романа — тема любви, связанная с образом Лося. До этого Толстой много писал о любви и ее значении в человеческих взаимоотношениях. «Любовь — книга золотая» (1918) — это не просто название одной из его пьес, а отношение писателя к любви как к одному из самых высоких, облагораживающих человека чувств. На Марсе Лось влюбляется в Аэлиту — дочь марсианского правителя. Любовь излечивает его от отчаяния, возрождает к жизни. Ведь на Марс Лося привели совсем иные настроения и чувства, чем Гусева. Он переживал состояние разочарования и усталости. И когда Лось вернулся на землю, то вслед за ним, преодолевая миллионы километров, прилетел радиоголос Аэлиты. Толстой утверждает необыкновенную силу, высокую и непреходящую ценность любви. «Аэлита» сразу же была переведена на многие языки. Уже в этом романе видны изменения в настроении писателя по отношению к революции. Главный герой у него красноармеец, простой советский паренек, желающий переустройства мира. Переустройства в своей жизни желал и А. Толстой. В этом желании он утвердился, встретившись в Бруклине с М.Горьким. Их встреча положила начало многолетней дружбе двух великих художников. Возвращение на родину становилось для А. Толстого насущной необходимостью: жить без родной почвы он не мог. В открытом письме Н.В.Чайковскому, который был одним из руководителей белой русской эмиграции, Толстой изложил мотивы своего решения: «Хоть гвоздик собственный вколотить в потрепанный бурями корабль». В недавно опубликованных мемуарах писателей-эмигрантов говорится еще об одном немаловажном соображении, побудившем не только Толстого, но и Горького к возвращению в Россию, — о состоянии их финансовых дел. Судьба уехавших складывалась нелегко. Многие подумывали о возвращении, но одних смущала мысль о неизбежных компромиссах с новой властью, другие опасались репрессий.
В августе 1923 г. Толстой с семьей возвращается в Петроград, а уже в октябре он посещает строительство Волховской гидроэлектростанции и пишет очерк «Волховстрой». Толстой признавался: «Мне понадобились две свои собственные пятилетки, чтобы в новую эпоху стать новым писателем, перейти из мира гуманитарных идей в мир идей диалектического материализма». Первое время после возвращения главной темой художественного творчества Толстого было изображение картин духовного обнищания и морального падения белой эмиграции. Им написаны рассказы «Рукопись, найденная под кроватью», «Похождения Невзорова, или Ибикус», роман «Эмигранты». Бывшие хозяева России, утратившие связь с Родиной, показаны Толстым без всякой симпатии: их пустая бессодержательная жизнь никчемна и унизительна, их отрицание новой России бесперспективно. Писатель вызывает к своим героям смешанное чувство жалости и презрения. В середине 1920-х годов в творчестве Толстого появляется тема борьбы с фашизмом. Ей посвящены повесть «Убийство Антуана Риво» и второй научно-фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина». Впрочем, определение «научно-фантастический роман» к этому произведению подходит лишь отчасти. В нем совместились признаки многих жанров. В целом оно звучит как литературный памфлет. Инженер Гарин изобрел аппарат, способный во много раз расширить возможности человека. Нельзя не восхищаться даром научного предвидения Толстого. Через несколько десятилетий идея его героя была отчасти осуществлена лазерной техникой. Инженер одержим фашистской идеей мирового господства. Свое выдающееся научное открытие он использует в собственных целях: для личного обогащения, для запугивания и уничтожения людей. Однако могучая техника Гарина и он сам оказываются бессильными перед идеей гуманизма и мира. Противостояние коммунист Шульга — инженер Гарин приводит к полному краху фашистских намерений последнего. Роман не потерял интереса и в дальнейшем, о чем свидетельствуют кино и телеинсценировки. Продолжается работа Толстого и над исторической темой. В соавторстве с ученым-историком П.Е. Щеголевым он пишет пьесы «Заговор императрицы» (1924) и «Азеф» (1925). Со все большей определенностью выявляются общественные позиции Толстого: писатель спешит уверить власти в своей полной лояльности. В подборке писательских откликов на резолюцию ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925) есть заявление: «...Художник должен стать органическим соучастником новой жизни. На нас, русских писателей, падает особая ответственность. Мы — первые».
Книги Толстого на историческую тему, об эмиграции и борьбе с фашизмом, безусловно, привлекли общественное внимание. Но для самого писателя главным, основным в его деятельности этого времени было художническое освоение новой действительности: «...Те новые типы, кому еще в литературе нет имени, кто пылал на кострах революции, кто еще рукою призрака стучится в бессонное окно к художнику, — все они ждут воплощения. Я хочу знать этого нового человека». Первой попыткой воплощения подобных характеров были рассказы «Голубые города» (1925) и «Гадюка» (1928). Архитектор Буженинов мечтает о голубых городах будущего, где будут жить великолепные люди. Но пока его окружают мещане, не понимающие и не принимающие его мечты. В борьбе с ними Буженинов поджигает город обывателей. Таким же стихийным романтизмом отличается героиня повести «Гадюка» Ольга Зотова. Она — смелый, честный, чистый человек — отважно сражалась за новую жизнь в годы гражданской войны. Теперь, в условиях нэпа, в тяжкой атмосфере коммунальной квартиры, отравленной мещанскими сплетнями и склоками, жизнь для нее оказывается невыносимой. После возвращения Толстого на родину в художническом кредо писателя произошли существенные перемены. О них можно судить по творческой истории романа «Хождение по мукам», писавшегося на протяжении 1919—1921 гг. в антибольшевистском духе. Тогда он еще не мыслился как трилогия, и его герои мучились не теми проблемами, которые волнуют знакомых теперь всем персонажей широко известного сегодня произведения: «Авторское нерасположение и недоверие к большевикам не только помешало ему увидеть подлинных организаторов народной силы на борьбу с общественным разложением, — оно подсказало ему и несправедливое, глубоко неправильное, злобное истолкование программы социализма и тактики большевиков в 1917—1918 гг.: в первоначальной редакции романа большевики — Акундин, Гвоздев — апологеты казарменного общественного строя; их влияние на массу автор склонен объяснить демагогией; в его изображении они не прочь опереться на разбойничьи, анархистские элементы. Толстой утверждал тогда, что большевики развязали анархию и растворились в ней...». Если согласиться с оценкой вышеизложенных взглядов Толстого в 1919—1920 гг. как «несправедливых», «глубоко неправильных» и т.п., то придется признать, что после возвращения на родину в мировоззрении писателя произошел поворот на 180°. И хотя любой человек имеет право на пересмотр своих взглядов, художника подобная целенаправленная скоропалительная смена ориентиров лишает внутренней свободы, ибо в творческом процессе участвует не один только интеллект. Теперь заранее можно было сказать, что герои книги должны будут прийти к признанию правоты большевиков. И они пришли! Вернее, их привел писатель. Тот самый, что, подтверждая известный закон творчества, заявлял: «Я в самом разгаре работы не знаю, что скажет герой через пять минут, я слежу за ним с удивлением». Но в сложившейся ситуации никаких откровений от героев ждать не приходилось: они говорили то, что было нужно их создателю. Вместо творческого поиска, вдохновенных открытий, неожиданностей наметилась незамысловатая схема: дано — трагедия русской интеллигенции и всего народа в годы революции и гражданской войны, требовалось доказать — только большевики могли их спасти и спасли. Вступив на путь предвзятости, заданности, любой художник рискует своим талантом. Толстой не стал исключением. Этот сомнительный выбор в последующем привел его к серьезным творческим срывам, к неоправданным призывам пересмотреть давно сложившиеся традиции художественного творчества. Трудно поверить, но Толстой, писатель самобытнейшего и мощного дарования, смог в 1939 г. официально потребовать от Союза писателей поддержки своей малоудачной пьесы «Чертовмост»: «Я говорю не о том, нравится или не нравится кому-либо эта пьеса, а о необходимости ее в нашей борьбе с фашизмом... Брошенная тема — не поднята. Правильно это? Получается более чем странно и непонятно. Еще раз подчеркиваю — меня бесконечно меньше интересуют вопросы чисто эстетические, меня почти исключительно волнуют вопросы проблемные, философские, социальные, поднятые в этой пьесе». Когда эстетические проблемы творцом отодвигаются на задний план, художник перестает быть художником: «Какими бы прекрасными мыслями ни было наполнено стихотворение, как бы ни сильно отзывалось оно современными вопросами, но если в нем нет поэзии, — в нем не может быть ни прекрасных мыслей и никаких вопросов, и все, что можно заметить в нем, — это разве прекрасное намерение, дурно выполненное». Приведенные слова В. Г. Белинского, не потерявшие своего значения и сегодня, как нельзя лучше характеризуют двигательную силу творчества художника. В этой области и следует искать ответы на вопросы: Почему от книги к книге в трилогии «Хождение по мукам» угасал талант писателя. Почему остался неоконченным замечательный роман «Петр Первый»? Как могли появиться из-под пера Толстого откровенно конъюнктурные произведения? Таким образом, вернувшись из эмиграции, писатель создал не вторую редакцию романа «Сестры», как это утверждается в большинстве книг и статей на эту тему, такого романа тогда просто не суидествовало в природе. Он написал новый вариант романа «Хождение по мукам», в котором полностью переменились идеологические ориентиры, исчезли одни герои, появились другие. Только после этого и перед началом работы над продолжением — вторым романом трилогии «Восемнадцатый год» — в 1928 г. оба эти произведения оформились в творческом сознании писателя как части эпопеи и первому роману было дано название «Сестры». «Для того чтобы приступить ко второму тому «Восемнадцатый год», нужно было очень многое увидеть, узнать, пережить, — вспоминал впоследствии А.Толстой. — То, что называется собиранием материалов, неприложимо к этой предварительной работе, потому что, помимо документов, книг, знакомства с участниками гражданской войны, посещения мест, где происходило действие романа, — Царицына, Сальских степей, Краснодара, Кубани, мне нужно было сделать основное, а именно: определить свое отношение к материалу. Иными словами нужно было все заново пережить самому, продумать и прочувствовать». Толстой предполагал также написать романы «1919 год» и «1920 год». Однако, закончив «Восемнадцатый год», он вернулся к. работе над замыслом трилогии только через десять лет. В 1937 г. Толстой написал повесть «Хлеб». В ней был описан эпизод гражданской войны — оборона Царицына. Поскольку ею руководил Сталин, то была очевидна идеологическая цель этого сочинения. Из второстепенного малозначащего эпизода в ходе гражданской войны это сражение под пером Толстого превратилось в судьбоносное событие, решающим образом повлиявшее на ход отечественной истории. Писатель готовил свою повесть для включения в горьковскую «Историю гражданской войны». Отсюда также — известная бледность, невыразительность письма, даже в те годы вызвавшего многочисленные критические замечания. Писатель отреагировал на них следующим образом: «Я слышал много упреков по поводу этой повести: в основном они сводились к тому, что она суха и «деловита». В оправдание могу сказать одно: «Хлеб» был попыткой обработки точного исторического материала художественными средствами; отсюда несомненная связанность фантазии». В последующие годы была установлена и мера «точности» исторического материала, и цена его обработки «художественными» средствами. Некоторые персонажи повести «Хлеб» — Иван Гора, Агриппина — стали действующими лицами последнего романа трилогии, которому Толстой дал название «Хмурое утро». Работа над ним началась только в 1939 г. Заглавие «Хождение по мукам», заимствованное писателем из древней русской литературы, эпиграфы к отдельным частям произведения, такие, как «О, русская земля», настраивают на восприятие произведения былинного размаха и героического характера. В результате книга, задуманная как рассказ о судьбах дорогих писателю героев, приобрела иное звучание: «В роман вступили сначала негромкие, потом ясно различимые, настойчивые, тяжкие и, наконец, все подавляющие шаги истории. В 1927 г., приступая ко второму тому трилогии, Толстой уже впустил во все окна и двери бурю истории, и она забушевала во взбудораженной, трепещущей жизнью книге, завертев, как песчинки, маленькие, милые и отчаянные судьбы героев романа... Толстой окончил третью книгу трилогии как финал большого исторического романа» (К. Федин). С другой стороны, «Хождение по мукам» — глубоко лирическая книга. Как говорил сам писатель, это — «хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падению, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием Первой мировой войны и кончающейся первым днем Второй мировой войны». Через всю громадную эпопею Толстого проходят судьбы четырех героев — сестер Булавиных, Кати и Даши, Ивана Ивановича Телегина и Вадима Петровича Рощина. В их жизни отразились многие изтех поисков, сомнений, колебаний, ошибок, которые пережила русская интеллигенция в сложное и трудное время революции и гражданской войны. Империалистическая война обнажила глубокую пропасть между народом и интеллигенцией: «...существует какая-то Россия, пашет землю, пасет скот, долбит уголь, ткет, кует, строит, существуют люди, которые заставляют ее все это делать, а мы — какие-то третьи, умственная аристократия страны, интеллигенты, — мы ни с какой стороны этой России не касаемся». Герои Толстого по-разному реагируют на это. В салоне Екатерины Дмитриевны, в богемной телегинской коммуне, на огромном петербургском заводе, в религиозно-философском обществе, на улицах, в армии — везде русские люди пытаются осмыслить происходящее, найти в нем свое место. Всем ясно, что страна гибнет. «Родины у нас с вами больше нет, — говорит Телегину Рощин, — есть место, где была наша родина. Великая Россия перестала существовать». Толстой показывает духовную опустошенность части интеллигенции, разврат, эпидемию самоубийств. В стихах модного поэта Бессонова искали возможность «забыться, обессилеть, расточить что-то драгоценное, затосковать по тому, чего никогда не бывает». В образе Бессонова писателю удалось создать тип поэта-декадента, далекого от реальных проблем русской жизни. В его стихах — предчувствие катастрофы. Он прорицает: «...На Россию опускается ночь для совершения страшного возмездия». Символична нелепая гибель Бессонова: его задушил душевнобольной солдат. Бессоновы не нужны России — к такому выводу подводит автор романа. Это одно из немногих мест, где Толстой сохранил настрой своего первого романа «Хождение по мукам», написанного в эмиграции. В свое время его ошеломила поэма «Двенадцать»: «Тогда казалось можно было задохнуться от негодования и ярости. Блок стал большевиком». Литературоведы предприняли немало усилий, чтобы доказать, что Бессонов — это вовсе не Блок. Внес какие-то поправки и сам Толстой. Но и в последнем варианте романа у Бессонова звучат несомненно блоковские мотивы. Подобное сближение не оправдано. Выразителен в книге тип интеллигента-либерала Н. И. Смоковникова. Он развертывает бурную деятельность, поддерживая партии, борющиеся против самодержавия, и после февральской революции становится на сторону Временного правительства. Смоковников бесконечно далек от верного понимания процессов, идущих в стране. Он был убит на солдатском митинге, когда выкрикивал лозунги Временного правительства, призывая продолжать империалистическую войну. Так раскрывается основная черта его облика. Намек на нее содержится уже, как это часто бывает у Толстого, в фамилии персонажа. Смоковница — дерево, за свою бесполезность наказанное по библейскому преданию бесплодием. Екатерина Дмитриевна Булавина — жена Смоковникова — выросла в семье уездного интеллигента, близкого по убеждениям ее мужу. Поэтому на первых порах их деятельность не вызывала у нее сомнений. Она — красивая умная женщина — становится хозяйкой модного петербургского салона. Ее цель — жить простой человеческой жизнью, честно, в любви и преданности. Но жить так в том окружении, где она находилась, было невозможно: кругом ложь, нечистоплотность, пустословие. Катя глубоко страдает от этого. Постепенно она прозревает и начинает понимать, что собой представляет ее муж. У истоков и Вадим Рощин. Он, дворянин и офицер, воспитан в монархическом духе. С детства ему внушалась любовь к царю и отечеству. И хотя он видит, что Россия на краю гибели, и понимает, кто виновник этого, — долг и присяга для него превыше всего. Поэтому революцию он воспринимает как катастрофу. Ему предстоят наитруднейшие испытания. Иван Телегин — инженер. Он работает на заводе. Близость к рабочим позволяет ему видеть происходящие события в ином свете, по-другому оценивать их. Но политические взгляды Телегина были далеки от какой бы то ни было системы: «Он ничего особенного не говорил и не делал, но было ясно, что это честный человек, насквозь ясный, свой». Его главное убеждение — «что и у нас когда-нибудь хорошо будет». Возражая Рощину, который оплакивал навсегда погибшую Россию, Телегин сказал: «Великая Россия пропала!.. Уезд от нас останется, — оттуда пойдет русская земля». Толстой — большой мастер. Как живые встают со страниц «Хождения по мукам» обаятельные фигуры его героев. С неослабевающим интересом воспринимается развитие отношений Даши и Телегина. Он прекрасно передает поэзию зарождающейся, а затем и расцветающей любви. Его герои вообще необыкновенно высоко ставят любовь в иерархии человеческих ценностей: «Пройдут года, утихнут войны, отшумят революции, и нетленным останется только одно — кроткое, нежное, любимое сердце ваше», — говорит Кате Вадим Рощин. Толстой — тонкий психолог. Лирические сцены в трилогии глубоко трогают читателя. Навсегда потрясают страницы, где описано горе Даши, потерявшей ребенка. Не меньшее впечатление производят и массовые сцены. Правдиво рисует Толстой военные картины. В изображении войны он следует традиции своего великого предшественника: «Севастопольские рассказы» Л. Н.Толстого служат ему образцом. Оценивая композицию «Хождения по мукам» в целом, можно считать, что «Сестры» содержат в себе экспозицию и завязку произведения. «Восемнадцатый год» развивает действие, в результате которого герои получили право сказать о себе: «В трех водах топлено, в трех кровях купано, в трех щелоках варено, чище мы чистого» — эти слова взяты 'эпиграфом ко второму роману трилогии. Как уже говорилось, центр тяжести во второй части переместился. На первый план вышли «тяжкие шаги истории», изображение ожесточенной классовой борьбы в годы гражданской войны. Неизбежным следствием явились пафосные риторические монологи и образы чисто идеологической направленности: «Кто ждал, что Великороссия, отрезанная от морей, от хлебных губерний, от угля и нефти, нищая, в тифозном жару, не покорится, — стиснув зубы, снова и снова пошлет сынов своих на страшные битвы... Год назад народ бежал с фронта, страна как будто превратилась в безначальное анархическое болото, но это было неверно: в стране возникали могучие силы сцепления; над утробным бытием поднималась мечта о справедливости. Появились необыкновенные люди, каких раньше не видывали, и о делах их с удивлением и страхом заговорили повсюду». Поначалу подобные чисто иллюстративные вкрапления кажутся в тексте инородными, но затем приходит понимание того, что иллюстративность вообще основной принцип изображения исторических событий и лиц: писатель отказался в этой области от оригинальных художественных исследований. Вот еще один выразительный пример. Сложным процессам, протекавшим в стране в эти годы, Толстой дает теперь совершенно иное, чем в первом варианте романа, истолкование. Во главе «необыкновенных людей» — Ленин. Он появляется дважды: «...Мы победим и голод, и контрреволюционеров, пользующихся этим голодом...» Рука его вылетела из-за жилета, уничтожила кого-то в воздухе и повисла над залом». Известно, какие строгие ограничения обуздывали фантазию художников, обращавшихся к образу Ленина. Компетентные органы строго следили за тем, чтобы авторы ни на йоту не уклонялись от предписаний. Им только и оставалось, что объяснять уже объясненное и изображать уже известное. Вот и Толстой в слове повторил живописное и скульптурное изображение вождя, к тому времени уже широко растиражированное по всей стране. В романе «Восемнадцатый год» завершается в основном хождение по мукам Ивана Телегина. Ему легче, чем другим персонажам, дается принятие большевистских идей. В годы гражданской войны он окончательно определяет свое место и становится командиром Красной Армии. Телегин убедился, что его попытка устроить личное отдельное счастье с Дашей в тихом уголке, когда происходит грандиозная ломка общественных устоев, была обречена на неудачу. Борясь за новую жизнь, за народ, он борется теперь и за свое новое счастье с Дашей. Ощущение правоты, ясное сознание цели преображает Телегина. Он обретает смысл жизни в служении революции, родине. Путь Рощина сложнее. Тяжкое заблуждение, считает Толстой, приводит его в лагерь врагов новой власти. Сражаясь в белой армии, он вначале искренне убежден, что борется за восстановление великой России, что за ним — правда. Рощин был честным и справедливым человеком, и его ожидало прозрение, горькое раскаяние. Скоро он убеждается, что окружающее его белое офицерство руководствуется отнюдь не высокими соображениями спасения отечества, что в большинстве своем это озлобленные люди, которые стреляют в красноармейцев, чтобы вернуть отнятые имения, сделать карьеру и т. п. Рощин — мыслящий человек. Для него неприемлема философия генерала Маркова, который «мог бы воевать с кем угодно и за что угодно. В его мозгу помещалось немного готовых формул о Боге, царе и отечестве. Для него это были абсолютные истины, большего не требовалось». Естественно, что Рощин с каждым днем все сильнее сомневается в правильности выбранного пути. Большое впечатление производит на него случайная встреча с Телегиным на ростовском вокзале. Они раньше виделись в доме Булавиных и хорошо знали друг друга. То обстоятельство, что Иван Иванович оказался с большевиками, особенно поражает Рощина и дает ему пищу для размышлений. Тяжело идет процесс ломки сложившихся представлений, горькие муки приходится переживать Рощину и ему подобным. Заметим, что аналогичные процессы, события, люди совершенно по-другому изображались в «Белой гвардии» и «Днях Турбиных» М. А. Булгакова. Пройдет совсем немного времени, и от этого «либерализма» не останется и следа. Похоже, Толстой это предчувствовал: в качестве своеобразного критерия оценки своих героев он выдвигает понимание ими необходимости примкнуть к «революционному борющемуся народу». В полную силу этот критерий начнет действовать на страницах «Хмурого утра». В центре последней части трилогии — события гражданской войны 1919 г., картины русской жизни в тяжелейшее время: «Октябрьское небо плакало над русской землей, над голодными и цепенеющими городами, где жизнь тлела в ожидании еще более безнадежной зимы, над надымившими заводскими трубами и опустевшими цехами, откуда рабочие разбрелись по всем фронтам, над кладбищами паровозов и разбитых вагонов, над стародревней тишиной соломенных деревень, где осталось мало мужиков, и снова, как в дедовские времена, зажигалась лучина и уже постукивал, поскрипывал кое-где домодельный ткацкий станок». Живописный талант Толстого позволяет ему создавать впечатляющие картины. Тем большим диссонансом звучат рядом с ними — это особенно ощущается в заключительной книге трилогии — пропагандистские откровения некоторых персонажей; «Мужики, рассказывающие сказки, и рабочие с давно уже переставших дымить полуразвалившихся фабрик, преодолевая голод, сыпной тиф и полнейшее хозяйственное разорение, бьют и гонят первоклассную армию Деникина, остановили у самых ворот Петрограда и погнали назад в Эстонию ударную армию Юденича, разгромили и рассеяли в сибирских снегах многочисленную армию Колчака и самого правителя России схватили и расстреляли, бьют и теснят японцев на Дальнем Востоке и, одушевляемые идеями Ленина, — одними только идеями, потому что в России нечего кушать и не во что одеваться, — верят, что они сильнее всех на свете и что на развалинах нищего их государства они устроят в самом ближайшем времени справедливое коммунистическое общество». Даша Булавина заканчивает свое хождение по мукам признанием правоты Телегина. Вместе с мужем она участвует в гражданской войне: ухаживает за ранеными красноармейцами, ведет просветительскую работу. В годы войны ее сестра Катя попадает в кулацкую семью Алексея Красильникова. В нелегком противостоянии с окружающими ей приходится защищать свое человеческое и женское достоинство. Оказалось, что Катя не такой уж беспомощный котенок с хорошенькими глазками, каким ее считали в салонах дореволюционного Петербурга. В конце концов Катя находит свое призвание в учительском труде. После долгих мытарств она встречается с Рощиным, чтобы более с ним уже не расставаться. Последние шаги к истине делает Вадим Рощин. Сознание вины перед народом мучает его. Открыто и честно он признается в своих заблуждениях: «Родина — это был я сам — большой и гордый человек. Оказалось, Родина — это не то. Родина — это другое. Родина — это они». Рощин имеет в виду народ, бойцов. Смело и мужественно он борется теперь уже на стороне красных. Показателен финал эпопеи Толстого. Все четыре главных героя оказываются в зале Большого театра, где слушают доклад Кржижановского об электрификации страны: «Люди в зрительном зале, у кого в карманах военных шинелей и простреленных бекеш было по горсти овса, выданного сегодня вместо хлеба, не дыша, слушали о головокружительных, но вещественно осуществимых перспективах революции, вступающей на путь творчества». «Хождение по мукам» предоставляет возможность проследить процесс противостояния художественного таланта, чье функционирование немыслимо без полной внутренней свободы творца и нормативной эстетики социалистического реализма, сводом правил и предписаний ограничивающей эту свободу. Сегодня «стратегия» Толстого, старавшегося во что бы то ни стало доказать благородство и необходимость идеалов большевизма, выглядит анахронизмом. Но его многочисленные живые, впечатляющие эпизоды жизни любимых героев, созданные талантливым художником, искренне волнуют читателя, доставляют ему эстетическую радость. В противоестественной борьбе таланта и мировоззрения Толстой-художник, случается, берет верх, но сожаление о нераскрытом до конца потенциале этого выдающегося писателя не покидает истинного ценителя изящной словесности. В дневниках Толстого есть такая запись: «Четыре эпохи влекут меня к изображению: эпоха Ивана Грозного, Петра Первого, гражданской войны 1918— 1920 гг. и наша сегодняшняя, небывалая по размаху и значительности». Творческое наследие писателя подтверждает справедливость этой записи. Практически все написанное Толстым так или иначе тяготеет к этим четырем темам. Постоянный интерес к историческому прошлому — важная черта творческой индивидуальности Толстого. В ней отразилась и общая тенденция развития литературы на рубеже 1920— 1930-х годов. В 1930 г., подводя творческие итоги первого десятилетия советской литературы, М. Горький специально указывал на ее успехи в историческом жанре. Его особое восхищение вызвал роман Толстого: «"Петр" — первый в нашей литературе настоящий исторический роман, книга надолго». «Петр Первый» — это роман из трех книг. В первой, законченной в 1930 г., описаны события русской истории конца XVII в. Толстой писал о замысле своего произведения: «... Характеристика унылого и бездарного времени правления Натальи Кирилловны. И Петр — весь в потехах, в наслаждениях и влияниях. Я хочу тронуть все слои, купечество, раскольников, разбойничью Русь и начала пролетариата (Тульский завод Льва Кирилловича) и т. д. Далее — 6-я глава: Азовские походы, 7-я глава: Петр в Голландии, 8-я глава: последний стрелецкий бунт и казнь стрельцов. На этом оканчивается 17-й век, рухнувший грудой ветхих и пыльных обломков». Вторая книга была окончена в 1934 г. В ней описаны начало государственной деятельности Петра, основание Петербурга, первые события Северной войны. О третьей части своей трилогии писатель заметил: «Третья книга — самая главная часть романа о Петре. В ней будет показана законодательная деятельность Петра I, его новаторство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за границу, его окружение, общество того времени. В третьей части будут даны картины не только русской жизни, но и Запада того времени — Франции, Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил перед собой, приступая к роману, будут осуществлены главным образом в этой части». Завершаться эпопея должна была описанием событий Полтавского сражения. Но к работе над третьей частью своего произведения Толстой вернулся только в годы Отечественной войны. А начин
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|