Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Нейропсихологического обследования младших школьников





Протокол

 

Фамилия, имя__________________________________________возраст________________________________

Школа, класс________________________________ Дата обследования_______________________________

Анамнез______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________

Заболевания___________________________________________________________________________________

 

 

задания Оценка (баллы) Характер нарушений (обвести кружком нужное)
0,5 0,25
1. Кинестетический праксис
1. Воспроизведение поз: позы выполняются сначала по зрительному образцу, затем – по тактильному. Инструкция: «Сделай, как я!» - Вытянуть вперед второй и пятый пальцы (коза) - Вытянуть вперед второй и третий пальцы (ножницы) - Вытянуть второй палец - Сделать кольцо из первого и второго пальцев - Сделать кольцо из первого и четвертого пальцев. 2. Перенос поз: Глаза ребенка закрыты. Придать руке ребенка определенную позу, ребенок должен воспроизвести позу той же рукой. Справа налево Слева направо           1. Не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой. Движения диффузны, кроме нужных пальцев выставляет и другие (правая рука или билатерально). 2. Не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой. Движения диффузны, кроме нужных пальцев выставляет и другие (левая рука). 3. Неправильно располагает руку в пространстве, воспроизводит позу зеркально (вместо II и III пальцев показывает IV и V). 4. Воспроизводит позу только правого указательного пальца. Левый палец игнорирует. 5. С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений. Правая рука или билатерально. 6. С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений. Левая рука. 7. Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. Справа — налево. 8 Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. Слева — направо. 9. Билатеральное нарушение переноса поз с одной руки на другую.
Всего за серию ( из 6 баллов)
2. Пространственный праксис
Пробы Хеда: Одноручные пробы: А) кисть руки к подбородку, касаясь подбородка пальцами, Б) кисть руки к подбородку, ладонью наружу. Двуручные пробы: В) кисть руки тыльной стороной накладывается на тыльную сторону кисти другой руки ( фронтально, сагитально) Г) к вертикально стоящей ладони одной руки перпендикулярно приставить ладонь другой руки. Смена рук.         1.Не может воспроизвести пространственное расположение руки, путает левую и правую стороны. Зеркальность выполнения. 2. Не может найти заданную часть лица или тела. 3. Импульсивно, эхопраксично воспроизводит заданные пробы, не стремится к коррекции указанных ошибок.
Всего за серию ( из 4 баллов)

 



 


 

Динамический праксис
Воспроизведение последовательности движений по показу: А) Кулак – ребро – ладонь Б) Ладонь – кулак – ребро (повторить 2 раза), затем: ребро – ладонь – кулак. В) Последовательное касание стола 1-м и 2-м пальцем. Г) Последовательное касание 2-м, 5-м пальцем. Инструкция: «Посмотри, как делаю я и повторяй за мной!» Реципрокная организация движений Инструкция: «Делай, как я!» Показ: положить кисти рук ладонями вниз, поочередно сжимать в кулак то одну, то другую руку, плавно переключаясь с движения на движение. Оценка: 1 балл – проба выполняется с 1-2 показов, переключение с одного движения на другое плавное, по мере выполнения качество улучшается; 0,5 балла – трудности запоминания программы, замедленное выполнение; 0,25 балла – напряженное выполнение, вовлечение в движение всей руки, ухудшение качества по мере выполнения. Графическая проба «Забор» Инструкция: Продолжай рисовать забор по образцу, не отрывая руки.         1. Не может плавно переходить от одного движения к другому. Движения разорваны, изолированы друг от друга. Правая рука и билатерально. 2. Не может плавно переходить от одного движения к другому. Движения разорваны, изолированы друг от друга. Левая рука 3. С трудом переключается с одного движения на другое, персеверирует прежние движения. Правая рука и билатерально. 4. С трудом переключается с одного движения на другое, персеверирует прежние движения. Левая рука 5. Неправильно воспроизводится пространственное направление движений. 6. Не может одновременно изменять положение обеих рук, движение каждой руки производит изолированно, уподобляет движения обеих рук. 7. В той же пробе отстает правая рука. 8. В той же пробе отстает левая рука. 9. Воспроизводит движения только правой кистью руки, игнорируя левую руку. 10. Инертное повторение одного из элементов, уподобление элементов рисунка. 11. Пропуск и вставка дополнительных элементов рисунка. 12. Синкинезии
Всего за серию ( из 6 баллов)
4. Пространственный гнозис
Выбор заданной пространственно расположенной фигуры из ряда подобных ей. Инструкция: Найди среди этих фигурок вот такую показ).   Рисование фигуры Тейлора. Прстранственно-метрические представления Инструкция: «Срисуй фигуру». Оценка: 1 балл – фигура срисована верно; 0,5 балла – 1-2 ошибки в расположении деталей, пропуск или вставка 1-2 деталей; 0,25 балла – сильное искажение пропорций, недорисовывание 2-4 деталей; 0 баллов – значительное число нарушений в передаче пропорций и деталей. Зрительно-пространственный гнозис. Вербализация пространственных отношений фигур и предметов. А) расположение фигур Инструкция: «Скажи, что расположено сверху от креста, что слева от круга?» Б) Расположение предметов Инструкция: «Скажи, где стоит бочка на этих картинках?»           1. Смешивает пространственно ориентированные фигуры     2. Ошибки в расположении деталей, пропуск или вставка, недорисовывание элементов рисунка, сильное искажение пропорций     3. Затрудняется в понимании и употреблении пространственной лексики, плохо понимает и неправильно строит предложно-падежные конструкции. 4. Неправильно располагает фигуру и ее элементы в пространстве, путает право-левые ориентировки. 5. Неправильно использует, пропускает., не называет предлоги
Всего за серию (из 4 баллов)
5. Оральный праксис
Выполнение упражнений: А) Губы в улыбке; Б) Язык «лопаткой»; В) Язык «иголочкой»; Г) «Маятник» Д) Чередование «улыбка» – «трубочка» Инструкция: «Делай, как я!»           1. Не может правильно воспроизвести позу по показу, длительный поиск позы. 2. Не может плавно переключиться с одной артикуляционной позы на другую, застревает 3. Неполный объем движений, отклонения в конфигурации органов, 4. Синкинезии, гиперкинезы, тремор.
Всего за серию (из 5 баллов)

 


 

Зрительный гнозис
Распознавание предметных картинок. Распознавание картинок по детали. Распознавание зашумленных изображений. Распознавание наложенных изображений. Инструкция: Ребенку предъявляют картинки, «Назови предметы, которые здесь нарисованы». Узнавание символических фигур. Инструкция: «Запомни эти фигуры и покажи те фигуры, которые ты видел ранее». Описание сюжетной картинки. Инструкция: «Посмотри на картинку и расскажи, что на ней нарисовано». Буквенный гнозис. Инструкция: Назови буквы, которые здесь нарисованы.         1. Не узнает изображения 2. Не может называть изображения, забывает названия предметов. 3. Не называет и не указывает объекты, расположенные слева, игнорирует левую сторону. 4. Называет предметы в обратной последовательности, справа-налево. 5. Не узнает изображение предмета по детали 6. Не узнает изображение предмета в наложенных и зашумленных изображениях. 7. Не узнает символические фигуры. 8. Не может воспринять всю изображенную ситуацию, упускает фрагменты, элементы. 9. Дает импульсивные оценки, называет объект по отдельной детали, не стремиться к коррекции указанных ошибок. 10. Не может определить пол и возраст персонажей на картинке. 11. Не понимает смысла картины (при отсутствии гностических расстройств). 12.Путает пространственно ориентированные буквы.  
Всего за серию ( из 7 балов)
Зрительная память
Запоминание невербальных стимулов. Инструкция: «Срисуй 5 фигур. Запомни их, а потом нарисуй по памяти».При невозможности воспроизведения образец показывается вторично, но не более 5 раз. Задание выполняется правой рукой. Запоминание вербальных стимулов. Инструкция:«Скопируй 5 букв, а затем воспроизведи их по памяти». При невозможности воспроизведения образец показывается вторично, но не более 5 раз. Задание выполнятся левой рукой. Воспроизведение после интерференции. Инструкция: «Письменно воспроизведи все фигуры, а потом все буквы, которые ты запомнил».         1. Не может воспроизвести заданный объем стимулов. Повторные предъявления не улучшают результатов. 2. Постепенно заучивает стимулы. Повторные предъявления обеспечивают полное воспроизведение. 3. Не может воспроизвести заданную последовательность стимулов, путает их порядок. 4. Неправильно вопроизводит пространственную конфигурацию стимула, взаимоотношения его элементов между собой. 5. Стереотипно воспроизводит одни и те же стимулы, повторяет одни и те же ошибки. 6. После интерференции воспроизводит меньшее число элементов по сравнению с непосредственным воспроизведением.
Всего за серию ( из 3 балов)
Акустический гнозис.
Ритмы: А) Оценка ритмов : !! !! !! !!! !!! !!! Инструкция: «Скажи, по сколько я постучала?» Б) Воспроизведение по образцу: !! !! !! ! !! ! !! ! !! Инструкция: «Послушай внимательно и постучи так, как я» В) Воспроизведение по речевой инструкции: «Стучи по 2 раза, теперь по 3 раза, Стучи 2 раза сильно, 3 раза слабо, повтори. Теперь 3 раза сильно, 2 раза слабо. Фонематический слух (с 5 дет). Повторение слогов: Па – ба, ба – па Са – ша, ша - са Ша – жа – ша, жа – ша – жа Ца – са – ца, са – ца – са Ра – ла – ра, ла – ра – ла Показ картинок, название которых включает оппозиционные звуки. Подбор картинок к заданному звуку.           1. Не может определить количество ударов, сказать одинаковыми или различными являются два предъявляемых друг за другом ритма. 2. Не может воспроизвести ритмы по заданному обращу, не улавливает структуру ритма. 3. Делает лишние удары, затрудняется при переходе от одною ритма к другому, персеверирует прежний ритм. 4. Забывает заданный ритм, теряет структуру ритма в ходе его выполнения 5. Не может выполнить ритмы по инструкции (при возможности их воспроизведения по образцу). 6. Затрудняется в произнесении отдельных слов, ищет нужные артикуляции, путает близкие по произношению звуки (л-н-д, б-м и др.). 7. Не может переключиться с одной артикуляции на другую. Застревает на отдельных звуках, персеверирует звуки. 8. Путает слова, близкие по звучанию 9. Неправильно подбирает слова с заданным звуком  
Всего за серию ( из 6 баллов)

 


 

 

  Слухо-речевая память
Запоминание и повторение двух групп по 3 слова. Инструкция: «Запомни слова и повтори их». Сначала повторяется первая группа слов. Потом – вторая, снова – первая и опять – вторая. Запоминание слов (Десятисловка А.Р. Лурия) Инструкция: «Послушай внимательно все слова. Повтори слова, которые запомнил». Для дошкольников – 5 слов, для школьников – 10 слов. Серия слов повторяется 5 раз, записываются все слова в порядке воспроизведения, побочные слова (ассоциации). Повторение рассказа Повторение автоматизированных рядов. А) Назови времена года по порядку. Б) Назови дни недели по порядку.           1. Не может удержать в памяти серию из 3-х слов, искажает слова 2. Не может припомнить слова одной группы после воспроизведения другой, заменяет и теряет слова 3. Стереотипно повторяет один и те же слова 4. Соскальзывает на побочные ассоциации, вплетает новые слова 5. Не может воспроизвести 5 (10) слов. Повторение предъявления не улучшает результатов. 6. Постепенно заучивает слова. Повторные предъявления обеспечивают полное воспроизведение слов. 7. Не может заломить заданную последовательность стимулов, переставляет слова 8. После интерференции воспроизводит меньшее число слов по сравнению с непосредственным воспроизведением.   9. Не может удержать текст рассказа, теряет фрагменты. 10. Передает содержание, но не понимает смысла рассказа. 11. Не может правильно воспроизвести всю последовательность, нарушает последовательность стимулов.  
Всего за серию ( из 6 баллов )
Внимание
Исследование произвольного внимания. Таблица Шульте. Инструкция: А) Найди все большие цифры от 1 до 10. Б) Найди маленькие цифры от 1 до 10. В) Считай одновременно большие и маленькие цифры.   Исследование непроизвольного внимания. Инструкция: «Закрой глаза и скажи, что лежит на столе, что стоит в кабинете?» Исследование устойчивости внимания. Выполнение корректурной пробы в течение 2 мин. Инструкция: А)Вычеркивай во всех строчках только букву «А». Б) Вычеркивай буквы «Е» и «И». Будь внимателен. Примечание: для дошкольников используется корректурная проба с геометрическими фигурами.         1. Затрудняется в нахождении цифр в правильной последовательности (при знании цифр и умении воспроизвести цифровой ряд устно) 2. Путает последовательность ряда больших или маленьких цифр (при одновременном счете) 3. Число ошибок увеличивается по мере выполнения задания 4. Называет предметы, безусловно находящиеся в комнате, не называет мелкие предметы  
Всего за серию ( из 5 баллов)

 

 


 

Мышление
Исследование наглядно-образного мышления. Конструирование предметов (частотных без опоры на слово). Материал: разрезанные на части картинки, изображающие знакомые предметы. Инструкция: «Сложи из этих частей целое изображение. Смотри внимательно, не торопись». Складывание слов из слогов Инструкция: Сложи из слогов как можно больше слов.   Понимание скрытого смысла сюжетной картинки. Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, о каком событии, по-твоему, она рассказывает». Раскладывание серии сюжетных картинок. Инструкция: «Разложи картинки в той последовательности, в какой происходили события» Исследование логического мышления. Простые аналоги Инструкция: Подбери из нижнего правого столбца слово, которое будет так же относиться к верхнему, как нижнее слово из левого ряда относится к верхнему. Первый вариант служит примером, на котором ребенка обучают выполнению данного задания, если он этого не делал раньше.   Исключение понятий. Инструкция: Назови, какое слово не подходит, объясни, почему, Назови все остальные слова обобщающим словом. Исключение предметов. Задание аналогично предыдущему, оценивается по сходным критериям. Понимание сложных логико-грамматических конструкций.   Понимание инвертированных речевых конструкций. Инструкция: А) «Покажи, где нарисовано: -клеенка покрыта скатертью, -девочкой спасен мальчик, -мама перевозится дочкой.» Б) Понимание условий задач. Инструкция: Послушай внимательно и ответь на вопрос ( далее читается задача). Задача может быть прочитана самим ребенком.         1. Не узнает предмет, не может собрать 2. Неправильно ориентирует детали изображения в пространстве 3. Затрудняется сложить предмет из деталей, хотя узнает предмет. 4. Затрудняется в подборе слогов, путает слоги, близкие по начертанию букв 5. Собирает небольшое число слов из слогов 6. Не понимает скрытый смысл картинки 7. Неправильно выкладывает последовательность картинок, но составляет по ней последовательный, связный рассказ. 8. Неправильно выкладывает последовательность, не может составить по ней рассказ 9. Выкладывает картинки в хаотическом порядке, хотя содержание каждой картинки понимает 10. Неправильно подбирает аналоги (вербальные и невербальные). 11. Неправильно исключает лишнее слово, предмет, неверно обобщает группу предметов 12. Не понимает инвертированные грамматические конструкции
Всего за серию ( из 8 баллов)
Рисунок
Самостоятельный рисунок Инструкция: «Нарисуй, что хочешь». Срисовывание с образца (домик)         1. Не может выполнить простой рисунок, не воспроизводит существенных деталей объекта 2.Не может воспроизвести пространственное расположение элементов, соотношение целого и частей. 3. Располагает рисунок в правой половине листа упускает детали слева, искажает левые фрагменты. 4. С трудом переключается с одного движения на другое, многократно обводит одни и те же элементы. 5. Грубый распад рисунка, отдельные детали рисует отдельно от целого. 6. Не рисует мелких деталей. 7. Низкие изобразительно-графические качества рисунка, отсутствие мелких деталей.
Всего за серию ( из 8 баллов)

 

 


 

Чтение
Чтение букв Инструкция: «Читай все написанные буквы». Чтение слов Инструкция: «Читай все написанные слова». Чтение предложений Инструкция: «Читай предложения». Чтение короткого рассказа           1. Неправильно называет буквы, не может читать 2. Читает в обратом (право-левом) направлении, не дифференцирует правильные и зеркально написанные буквы, слова. 3. Пропускает слова, расположенные слева, читает правую половину слов текста. 4. Фонематические ошибки 5. Смешение букв по графическому сходству 6. Непонимание прочитанного даже при хорошем навыке чтения. 7. При пересказе пропускает целые куски текста, «смысловые скважины», путает последовательность событий, о которых говорится в тексте, 8. Забывает имена действующих лиц, события, особенно в конце рассказа. 9. При пересказе пропускает начало. 10. Медленное послоговое или побуквенное чтение у детей на 2-3 голу обучения чтению
Всего за серию ( из 4 баллов)
Письмо
Письмо правой рукой: дом, окно, халат Письмо правой рукой: «Я хочу домой» Письмо левой рукой под диктовку: - слова: кровать, луч. Списывание левой рукой: - слова: ток, нос. Написать в максимально быстром темпе цифры от 1 до 10 - правой рукой, потом - левой рукой Дополнительно проводится анализ ошибок.         1. Пропускает буквы, смешивает буквы близкие по фонетическим свойствам (б-п, г-к, и др.) 2. Заменяет буквы по артикуляторному типу (д-л-н, б-м и др.) 3. Теряет порядок нужных букв, переставляет буквы в сочетаниях согласных. 4. Элементы букв изображает в неадекватных пространственных соотношениях, искажает форму буквы. 5. Пишет в обратном направлении, зеркально изображает буквы, слова цифры. 6. Делает лишние штрихи, персеверирует написанные буквы, слова, фразы. 7. Делает ошибки на гласных, пропуская гласные звуки.
Всего за серию ( из 6 баллов)
Счет
Сколько будет: 3+4, 7+5, 8-3, 11-4 18:6, 5х3         1. Не может выполнить простые счетные операции. 2. Затрудняется при переходе через десяток, делает пространственные ошибки. 3. Не может переключиться с одних чисел на другие повторяет одни и те же ошибки.
Всего за серию ( из 6 баллов)
Задачи
Решить задачи: - «У Пети 2 яблока, у Маши – 6, Сколько яблок у обоих?». - «У Сони 4 игрушки, у Кати - на 2 больше. Сколько игрушек у обеих девочек?». Оценка: 1 балл – решение задач в соответствии с возрастом и годом обучения, 0,5 балла – единичные ошибки, несколько сниженная скорость решения по сравнению с возрастной нормой, 0,25 балла – значительные затруднения при решении задач, 0 баллов – задача не решена.         1. Не удерживает условия задачи, забывает, заменяет числа. 2. Не может выполнить простые счетные операции. 3. Не понимает и не усваивает способ решения задачи. 4. Не понимает условие задачи. При изменении грамматической конструкции условия задачи быстро решает.
Всего за серию (из 2 баллов)
Всего за весь тест ( из 80 баллов)

 


 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.