Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Крамской. Портрет Толстого




Третьяков задумал собрать как можно больше портретов замечательных людей, тех, кем гордится наш народ. И в этом собрании очень не хватало портрета писателя Льва Николаевича Толстого. А Толстому казалось, что нехорошо, нескромно сидеть перед художником. И совсем стыдно, когда твое изображение висит в музее и тысячи людей его рассматривают.

Летом 1873 года Крамской жил в деревне недалеко от Ясной Поляны, имения Толстого. Крамской исполнил много портретов для Третьяковской галереи, ему очень хотелось написать и портрет Толстого, книги которого он горячо любил. И художник решил попытать счастья. Однажды утром он пришел в Ясную Поляну. Ему сказали, что Толстой отлучился по хозяйству. Крамской отправился его искать. В сарае бородатый работник колол дрова.

- Не знаешь ли, голубчик, где Лев Николаевич?

- Отчего не знать? Это я и есть.

Смущенный Крамской представился и объяснил, зачем явился. Толстой сказал ласково, что портрета делать не надо, но что картины Крамского он знает и охотно с ним побеседует. Они вошли в дом и разговорились о литературе, о живописи. Художник все больше нравился Толстому. Но всякий раз, когда Крамской возвращался к портрету, Толстой качал головой:

- Нет, нет, этого не нужно...

Вдруг Крамской сказал:

- А знаете, Лев Николаевич, ведь ваш портрет все равно будет в галерее.

- Как так?

- Я не сделаю, другие сейчас не сделают, но после нас, через тридцать, через пятьдесят лет художники Толстого напишут. И все тогда будут жалеть, что никто не написал его с натуры.

Толстой долго думал. Потом сказал, что он бы согласился, если бы портрет был не для галереи, а для его семьи, для его детей.

- Да я сразу два портрета напишу! - нетерпеливо предложил Крамской.- А выставлен будет портрет только с вашего согласия.

Он и в самом деле быстро и увлеченно написал два почти одинаковых портрета. Один остался в Ясной Поляне, а другой уже больше ста лет находится в Третьяковской галерее. Портрет, написанный Крамским, очень понравился Толстому. И с тех пор художники стали частыми гостями Ясной Поляны.

Толстой на портрете Крамского крепок и силен. Такой человек может выполнять трудную крестьянскую работу: пахать, косить, колоть дрова. Но Толстой у Крамского силен не только телом. Это человек могучей мысли. Художник вспоминал потом, как поражал его Толстой своей убежденностью, неодолимой силой каждого слова. Когда Толстой смотрел в глаза собеседнику, тому казалось, что Лев Николаевич знает все, о чем он сейчас думает, что чувствует.

Толстой, написанный Крамским, смотрит прямо на зрителя. Когда стоишь перед портретом, чувствуешь на себе этот пронзительный взгляд. Толстой, как никто, умел понять человека, обнаружить в нем то, чего и сам человек часто в себе не замечал, разгадать самые тонкие движения его души. Крамской сумел передать на портрете эту необыкновенную способность Толстого, великого человека, великого писателя.

Как раз в ту пору, когда был написан портрет, Толстой работал над романом "Анна Каренина". Скоро в романе появился новый герой - художник Михайлов. Читателям сразу приглянулся этот занятный человек, запомнились его рассуждения об искусстве, поведение, удивительная способность творить не переставая.

Вот он увидел на листе бумаги пятно стеарина от свечи. Тотчас в его воображении пятно превратилось в фигуру чем-то рассерженного человека. На улице Михайлов взглянул на подбородок продавца сигар - и, сам того не замечая, запомнил его, будто спрятал куда-то, откуда вынет, когда понадобится. Позже Михайлову снова попался лист бумаги с пятном, похожим на рассерженного человека, и он вдруг понял, что именно у этого человека должен быть подбородок продавца сигар.

Так, непрерывно схватывая впечатления и пряча их в памяти, работал Толстой. Так работал и Крамской. Первые читатели "Анны Карениной" заметили, что художник Михайлов, о котором рассказал писатель, очень похож на живого художника Крамского. Пока Крамской, внимательно изучая Толстого, писал его портрет, Толстой тоже готовился писать портрет художника.

И.Н.Крамской «Н.А. Некрасов в период "Последних песен"»

 

В 1877 году Третьяков заказывает Крамскому исполнить портрет поэта Н.А.Некрасова, к этому времени уже неизлечимо больного. В процессе работы над заказом Крамской задумывает большую картину.

"Нужно сказать еще, что портрет Некрасова будет мною сделан еще один... в малом виде, вся фигура на постели, и некоторые интересные детали в аксессуарах. Это нужно, сам Некрасов очень просил... В этом маленьком голова уже кончена - словом я кажется, работаю".
А еще через несколько дней: "Скажите мне, оставите ли Вы для себя другой портрет Некрасова?.. когда он пишет стихи (а какие стихи его последние, самая последняя песня 3 марта "Баюшки-баю"! Просто, решительно одно из величайших произведений русской поэзии!)".

Сильное впечатление, полученное художником от встреч с Некрасовым, воплотилось в своеобразном портрете - картине "Некрасов в период "Последних песен". Поэт знал, что дни его сочтены. Стихи, которые он сочинял во время болезни, называл "Последние песни". В них он прощался с читателями, с жизнью. Друзья Некрасова да и сам поэт хотели, чтобы после него остался хороший портрет, написанный Крамским. Но больному было очень тяжело сидеть перед художником. Крамской проводил у Некрасова целые дни, но иногда за день удавалось поработать всего полчаса.

Крамской писал: "...я дежурил всю неделю, и даже больше... работал по 10-15 минут в день, и то урывкам и...я ограничился одною головою, даже без рук...". А спустя два месяца: "...Некрасова же завтра кончаю..." На портрете у Некрасова красивое, исхудалое лицо, скорбное и мужественное. Руки скрещены на груди. Все находили, что портрет получился удачным. Но Крамской говорил: "Нужно еще посмотреть".

Воображение подсказывало ему новый портрет поэта. Он решил написать Некрасова таким, каким видел его каждый день. Больной поэт лежит, накрытый простыней, рядом - столик с лекарствами.
Сначала Крамской хотел поставить в изголовье постели шкаф с охотничьим оружием, а у ног Некрасова поместить его любимую собаку, но скоро отказался от этой мысли. Грустная картина про умирающего человека, который любил охотиться, но больше уже никогда не пойдет на охоту, показалась ему не совсем верной.

До последнего дня Некрасов не расставался с главным в своей жизни - с поэзией. Однажды он прочитал Крамскому новое стихотворение. Умирая, поэт верил, что отчизна его будет свободной, гордой и счастливой, что в этой свободной отчизне народ будет знать его стихи.

И Крамской понял, что поэт бессмертен, пока живет его поэзия. Он не стал писать ни oхотничьих ружей, ни собаку. Он изобразил Некрасова в минуты творчества. Лицо и руки его исхудали, он бледен и слаб, но он не думает о смерти - он пишет стихи. Смерть не властна над поэтом. Он победил ее своим творчеством.

Произведение Крамского, конечно, больше чем портрет. Оно скорее похоже на картину. Это как бы портрет-картина. Крамской назвал ее "Некрасов в период "Последних песен".
Перед лицом смерти раскрывается истинное лицо человека. В картине Крамского - это образ умирающего поэта, отдавшегося страстному творческому порыву. Художник стремится к подлинной достоверности изображения. Он интересуется мельчайшими подробностями его жизни, тщательно выписывает интерьер, у изголовья ставит бюст Белинского, на стены вешает портреты Добролюбова и Мицкевича, олицетворяющие собой атмосферу, в которой жил поэт.

И даже ставит дату на портрете, однако это не дата его окончания - портрет завершен после смерти Некрасова в 1878 году. 3 марта 1877 года - это день, когда было создано стихотворение "Баюшки-баю". Портрет угасающего поэта стал живописным памятником человеку, сумевшему противостоять смерти в момент творческого порыва - страдание плоти не убивает, не смеет убить дух человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...