Крамской. Портрет Толстого
Стр 1 из 2Следующая ⇒
Третьяков задумал собрать как можно больше портретов замечательных людей, тех, кем гордится наш народ. И в этом собрании очень не хватало портрета писателя Льва Николаевича Толстого. А Толстому казалось, что нехорошо, нескромно сидеть перед художником. И совсем стыдно, когда твое изображение висит в музее и тысячи людей его рассматривают. Летом 1873 года Крамской жил в деревне недалеко от Ясной Поляны, имения Толстого. Крамской исполнил много портретов для Третьяковской галереи, ему очень хотелось написать и портрет Толстого, книги которого он горячо любил. И художник решил попытать счастья. Однажды утром он пришел в Ясную Поляну. Ему сказали, что Толстой отлучился по хозяйству. Крамской отправился его искать. В сарае бородатый работник колол дрова. - Не знаешь ли, голубчик, где Лев Николаевич? - Отчего не знать? Это я и есть. Смущенный Крамской представился и объяснил, зачем явился. Толстой сказал ласково, что портрета делать не надо, но что картины Крамского он знает и охотно с ним побеседует. Они вошли в дом и разговорились о литературе, о живописи. Художник все больше нравился Толстому. Но всякий раз, когда Крамской возвращался к портрету, Толстой качал головой: - Нет, нет, этого не нужно... Вдруг Крамской сказал: - А знаете, Лев Николаевич, ведь ваш портрет все равно будет в галерее. - Как так? - Я не сделаю, другие сейчас не сделают, но после нас, через тридцать, через пятьдесят лет художники Толстого напишут. И все тогда будут жалеть, что никто не написал его с натуры. Толстой долго думал. Потом сказал, что он бы согласился, если бы портрет был не для галереи, а для его семьи, для его детей. - Да я сразу два портрета напишу! - нетерпеливо предложил Крамской.- А выставлен будет портрет только с вашего согласия.
Он и в самом деле быстро и увлеченно написал два почти одинаковых портрета. Один остался в Ясной Поляне, а другой уже больше ста лет находится в Третьяковской галерее. Портрет, написанный Крамским, очень понравился Толстому. И с тех пор художники стали частыми гостями Ясной Поляны. Толстой на портрете Крамского крепок и силен. Такой человек может выполнять трудную крестьянскую работу: пахать, косить, колоть дрова. Но Толстой у Крамского силен не только телом. Это человек могучей мысли. Художник вспоминал потом, как поражал его Толстой своей убежденностью, неодолимой силой каждого слова. Когда Толстой смотрел в глаза собеседнику, тому казалось, что Лев Николаевич знает все, о чем он сейчас думает, что чувствует. Толстой, написанный Крамским, смотрит прямо на зрителя. Когда стоишь перед портретом, чувствуешь на себе этот пронзительный взгляд. Толстой, как никто, умел понять человека, обнаружить в нем то, чего и сам человек часто в себе не замечал, разгадать самые тонкие движения его души. Крамской сумел передать на портрете эту необыкновенную способность Толстого, великого человека, великого писателя. Как раз в ту пору, когда был написан портрет, Толстой работал над романом "Анна Каренина". Скоро в романе появился новый герой - художник Михайлов. Читателям сразу приглянулся этот занятный человек, запомнились его рассуждения об искусстве, поведение, удивительная способность творить не переставая. Вот он увидел на листе бумаги пятно стеарина от свечи. Тотчас в его воображении пятно превратилось в фигуру чем-то рассерженного человека. На улице Михайлов взглянул на подбородок продавца сигар - и, сам того не замечая, запомнил его, будто спрятал куда-то, откуда вынет, когда понадобится. Позже Михайлову снова попался лист бумаги с пятном, похожим на рассерженного человека, и он вдруг понял, что именно у этого человека должен быть подбородок продавца сигар.
Так, непрерывно схватывая впечатления и пряча их в памяти, работал Толстой. Так работал и Крамской. Первые читатели "Анны Карениной" заметили, что художник Михайлов, о котором рассказал писатель, очень похож на живого художника Крамского. Пока Крамской, внимательно изучая Толстого, писал его портрет, Толстой тоже готовился писать портрет художника. И.Н.Крамской «Н.А. Некрасов в период "Последних песен"»
"Нужно сказать еще, что портрет Некрасова будет мною сделан еще один... в малом виде, вся фигура на постели, и некоторые интересные детали в аксессуарах. Это нужно, сам Некрасов очень просил... В этом маленьком голова уже кончена - словом я кажется, работаю". Сильное впечатление, полученное художником от встреч с Некрасовым, воплотилось в своеобразном портрете - картине "Некрасов в период "Последних песен". Поэт знал, что дни его сочтены. Стихи, которые он сочинял во время болезни, называл "Последние песни". В них он прощался с читателями, с жизнью. Друзья Некрасова да и сам поэт хотели, чтобы после него остался хороший портрет, написанный Крамским. Но больному было очень тяжело сидеть перед художником. Крамской проводил у Некрасова целые дни, но иногда за день удавалось поработать всего полчаса. Крамской писал: "...я дежурил всю неделю, и даже больше... работал по 10-15 минут в день, и то урывкам и...я ограничился одною головою, даже без рук...". А спустя два месяца: "...Некрасова же завтра кончаю..." На портрете у Некрасова красивое, исхудалое лицо, скорбное и мужественное. Руки скрещены на груди. Все находили, что портрет получился удачным. Но Крамской говорил: "Нужно еще посмотреть".
Воображение подсказывало ему новый портрет поэта. Он решил написать Некрасова таким, каким видел его каждый день. Больной поэт лежит, накрытый простыней, рядом - столик с лекарствами. До последнего дня Некрасов не расставался с главным в своей жизни - с поэзией. Однажды он прочитал Крамскому новое стихотворение. Умирая, поэт верил, что отчизна его будет свободной, гордой и счастливой, что в этой свободной отчизне народ будет знать его стихи. И Крамской понял, что поэт бессмертен, пока живет его поэзия. Он не стал писать ни oхотничьих ружей, ни собаку. Он изобразил Некрасова в минуты творчества. Лицо и руки его исхудали, он бледен и слаб, но он не думает о смерти - он пишет стихи. Смерть не властна над поэтом. Он победил ее своим творчеством. Произведение Крамского, конечно, больше чем портрет. Оно скорее похоже на картину. Это как бы портрет-картина. Крамской назвал ее "Некрасов в период "Последних песен". И даже ставит дату на портрете, однако это не дата его окончания - портрет завершен после смерти Некрасова в 1878 году. 3 марта 1877 года - это день, когда было создано стихотворение "Баюшки-баю". Портрет угасающего поэта стал живописным памятником человеку, сумевшему противостоять смерти в момент творческого порыва - страдание плоти не убивает, не смеет убить дух человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|