Важнейшие этапы в развитии естествознания.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Особенности науки и ее место в культуре. В ходе всей истории познания имело место взаимодействие между науками о природе и науками об обществе и человеке. Наука многолика. Она выступает в разных качествах: как всеобщий продукт общественного развития, как форма общественного сознания, как духовный потенциал материального производства, как обобщенный опыт человечества, как результат деятельности ученых, как развивающаяся система знаний о мире в целом, о законах его развития, истинность которых постоянно проверяется и подтверждается общественно-исторической практикой. С развитием общества наука все более превращается в непосредственную производительную силу, а практическая реализация результатов науки происходит через ее личностное воплощение, т. е. наука призвана во все большей степени ориентироваться уже не на одну лишь технику, но и на самого человека, на развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры, мышления. Современная наука не просто следует за развитием техники, а обгоняет его, становится ведущей силой прогресса. Важнейшие закономерности развития науки: • обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики; • относительная самостоятельность развития науки; • преемственность в развитии идей и принципов, методов, приемов науки, неразрывность всего познания действительности как внутренне единого целого; • свобода критики, открытое обсуждение спорных вопросов науки. Первое, исходное «членение» науки – выделение в ее структуре фундаментальных и прикладных наук. Фундаментальные исследования – это такие исследования, которые открывают новые явления и закономерности. Наука прикладная ставит перед собой задачу решения определенной технической проблемы обычно в непосредственной связи с материальными интересами общества.
Человек все больше осознает не только то, что он «властелин мира», но также и то, сколь зыбко само существование человека. Об этом властно заявляют возникшие в наше время многие глобальные проблемы, и в частности экологический кризис. Отсюда и встают вопросы о направленности технологического развития общества и об ответственности за последствия этого развития. Первичным в понимании природы науки является ее воздействие на самого человека, на систему его интересов, потребностей и возможностей. Потребности человека весьма разнообразны, иерархически организованы и исторически многие из них обновляются. Наука создает идеальный мир, систему идеальных представлений о мире, предваряя этим практические действия. В развитии науки воплощена эволюция мышления человека, его интеллекта. Роль и место науки как социального института в жизни общества проявляется в ее социальных функциях. Главные из них – культурно-мировоззренческая функция, функция непосредственной производительной силы, функция социальная. Первая из них характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир. Вторая функция с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке укрепляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью. В современных условиях научные знания и научные методы находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем программирования социального развития. Особое место науке принадлежит в решении глобальных проблем современности – экологической, проблемы ресурсов, продовольствия, здоровья людей, проблемы войны и мира и т.д.
Глобальные проблемы современности свидетельствуют о том, что от людей науки требуется особенная ответственность за результаты своей деятельности.
Важнейшие этапы в развитии естествознания. Основные периоды следующие: 1. Античный период (VI в. до н.э. – V в.н.э.) Наука этого периода характеризуется как натурфилософия. Это было абстрактно - объяснительное естествознание, деятельные и созидательные компоненты в нем почти отсутствовали. 2. Период средневековья (VI – XIV вв.) В естествознании этого периода не было предложено новых фундаментальных идей. Главной особенностью науки был ее схоластический (сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля) характер. Основное место в идеологии и духовной жизни общества занимала религия. Долг ученых сводился к изучению и комментированию истин, открытых в Священном Писании и в трудах богословских авторитетов. 3. Период возрождения (XV – XVI вв.) Характерными чертами науки этого периода стали гуманизм, восстановление интереса к античности и ее ценностям, отрицание схоластики, вера в большие возможности Человека и его разум. Наука этого периода способствовала наступлению второй глобальной научной революции, начавшейся с работ Галилея. 4. Эпоха классического естествознания (XVII – XIX вв.) В конце XIX в. в физике происходят эпохальные открытия: такие, как открытие рентгеновских лучей (1895), радиоактивности (1896), электрона (1897), квантование энергии (1900). Это было началом третьей научной революции и переходом к современной науке. 5. Период современного естествознания Обычно его началом считают 1905 г., когда Эйнштейн разработал специальную теорию относительности (СТО). Смена одной научной картины другой представляет собой глобальную научную революцию. В истории развития естествознания обычно выделяют три естественнонаучных глобальных революции. Если их связать с именами ученых, сыгравших в этих событиях большую роль, то они называются аристотелевской, ньютоновской и эйнштейновской. Аристотелевская научная революция охватывает античный период. Результатом ее стало рождение науки, появились определенные нормы и образцы построения научного знания. В трудах Аристотеля наиболее ясно была осознана наука этого периода. В этот период была разработана геоцентрическая система мира, были выдвинуты идеи материальной основы мира, атомизм (Демокрит и Эпикур), идея развития и сохранения (Гераклит), был разработан аксиоматический метод и создана геометрия (Евклид).
Во время второй глобальной революции — ньютоновской (XVI – XVIII вв.) был совершен переход от геоцентрической к гелиоцентрической (представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты) системе мира Н.Коперника, от воззрений Аристотеля к механике Галилея – Ньютона. Итогом этой революции является становление классического естествознания, а роль первопроходцев принадлежит Н.Копернику, Г.Галилею, И.Кеплеру, Р.Декарту, И.Ньютону. В этот период широко используется математика, вырабатываются требования к научному эксперименту, устанавливаются кинематические и динамические законы гелиоцентрической системы мира, знания считаются абсолютными, субъект и объект познания разделены и никак не влияют друг на друга. Основой не только естествознания, но и науки в целом стала механика. Переход от классического естествознания к современному был совершен в результате третьей глобальной научной революции в конце XIX – начале XX вв. Наиболее значительными теориями современного естествознания являются теория относительности (специальная и общая) и квантовая механика. Три глобальные революции, предопределили три длительных периода развития науки, каждому из которых соответствует своя научная картина мира (картина мира древних – КМД, механическая картина мира – МКМ и квантово-полевая картина мира — КПКМ). В рамках каждой из них идет эволюционное развитие, делаются открытия, создаются новые теории и методы.
Методы научного познания. Метод - это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности. Метод можно также охарактеризовать как форму теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей поведения изучаемого объекта.
Методы научного познания включают так называемые всеобщие методы, т.е. общечеловеческие приемы мышления, общенаучные методы и методы конкретных наук. Методы могут быть классифицированы и по соотношению эмпи-рического знания (т.е. знания полученного в результате опыта, опытного знания) и знания теоретического, суть которого - познание сущности явлений, их внутренних связей. К общенаучным методам познания относятся: Анализ - мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части. Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое. Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к о общему, от менее общего, к более общему. Абстрагирование (идеализация) - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования. Индукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объектов. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование называется научной индукцией. Дедукция - процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Она тесно связана с обобщением. Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то метом дедукции всегда будет получен истинный вывод. Особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. Математики оперируют математическими абстракциями и строят свои рассуждения на общих положениях. Эти общие положения применяются к решению частных, конкретных задач. Аналогия - вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках. Аналогия с простым позволяет понять более сложное. Моделирование - воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге - модели. Модели могут быть реальными (материальными), например, модели самолетов, макеты зданий, фотографии, протезы, куклы и т.п. и идеальными (абстрактными), создаваемые средствами языка (как естественного человеческого языка, так и специальных языков, например, языком математики. В этом случае мы имеем математическую модель. Обычно это система уравнений, описывающая взаимосвязи в изучаемой системе.
Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей. Логический метод - это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история эта освобождается от всего случайного, несущественного, т.е. это как бы тот же исторический метод, но освобожденный от его исторической формы. Классификация - распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания. Становление каждой науки связано с созданием классификаций изучаемых объектов, явлений. Классификация - это процесс упорядочивания информации. В процессе изучения новых объектов в отношении каждого такого объекта делается вывод: принадлежит ли он к уже установленным классификационным группам. В некоторых случаях при этом обнаруживается необходимость перестройки системы классификации. Существует специальная теория классификации - таксономия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|