Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный таможенный комитет как центральный орган федеральной исполнительной власти.

План

1. Понятие и функции таможенного органа.

Государственный таможенный комитет как центральный орган федеральной исполнительной власти.

Региональное таможенное управление.

 

Понятие и функции таможенного органа.

 

Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней политики государства и напрямую связана с выполнением важнейших социально-экономических и внешнеполитических программ и планов. Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий (взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и т. д.) создаются специальные таможенные органы.

Таможенный орган можно определить как орган государственного управления, непосредственно осуществляющий таможенное дело в РФ. Естественно, что все таможенное дело невозможно возложить только лишь на один орган, поэтому в России действует целая система таможенных органов:

1. ГТК России;

2. Региональные таможенные управления;

3. Таможни;

4. Таможенные посты.

По состоянию на 1 марта 1995 года в систему таможенных органов РФ наряду с ГТК входят 15 региональных таможенных управлений (12 территориальных и 3 специализированных), 144 таможни (67 пограничных и 77 внутренних), 503 таможенных поста (192 пограничных, 299 внутренних и 12 акцизных). За последние годы сильно возросла численность таможенных служащих. Если в 1991 году в таможенных органах работали всего 7 тысяч человек, то сейчас их число возросло до 53 тысяч.

Таможенные органы являются правоохранительными (ст. 8 ТК РФ) и военизированными органами (указ Президента РФ «Об отнесении таможенных органов к государственным военизированным организациям»).

Таможенные органы взаимодействуют с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. В ряде случаев законодательство допускает выполнение отдельных действий. Относящихся к компетенции таможенных органов, иными государственными органами, предприятиями, организациями. При этом таможенные органы вправе контролировать такую деятельность (например, деятельность владельца частного склада временного хранения, таможенного перевозчика и т. д.).

Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам Российской Федерации в решении возложенных на них задач.

В настоящее время таможенные органы обеспечивают реализацию 20 основных функций, которые перечислены в ст. 10 ТК. Приведем лишь некоторые из них:

· участие в разработке и реализации таможенной политики, а также участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российскую границу;

· защита экономических интересов и обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности, являющейся основой суверенитета Российской Федерации;

· содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

· применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений; взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную российскую границу;

· осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота;

· осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

· борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через российскую таможенную границу; пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, исчезающих видов животных и растений; содействие в борьбе с международным терроризмом;

· выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело; осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

· другие функции, предусмотренные законодательством.

 

Государственный таможенный комитет как центральный орган федеральной исполнительной власти.

В большинстве зарубежных государств Центральный орган таможенного управления входит в структуру министерства финансов. Подчинение таможенной службы министерству финансов объясняется тем, что первоначально в деятельности таможни преобладала фискальная функция, сводившаяся к сбору пошлин, которые направлялись в государственный бюджет. Сейчас, когда на первый план выступила регулятивная, протекционистская функция таможенной политики, таможня по- прежнему продолжает выступать важным источником поступления доходов в государственный бюджет, осуществляя взимание при пересечении таможенной границы некоторых видов уравнительных налогов (НДС, акцизов и др.). В дореволюционной России Департамент таможенных сборов подчинялся Министерству финансов. В советский период, в условиях государственной монополии внешней торговли, сбор таможенных пошлин представлял собой чисто формальную процедуру. Основной задачей таможни была охрана таможенной границы и обеспечение внешнеторговой монополии. Фискальная роль таможни заметно ослабела, что не могло не способствовать отдалению центрального органа таможенного управления от Министерства финансов.

В настоящее время Государственный таможенный комитет РФ – самостоятельный Центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в России (ст. 7 ТК). Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ.

Управленческая деятельность ГТК сосредоточена прежде всего на его взаимоотношениях с подчиненными таможенными органами. В отдельных случаях ГТК может вступать в непосредственные отношения с физическими лицами и должностными лицами организаций (например, когда должностные лица ГТК проводят дознание по факту контрабанды).

Государственному таможенному комитету принадлежит ведущая роль в осуществлении общих задач таможенных органов. Помимо этих общих задач ГТК решает и ряд специфических задач, связанных с руководством таможенной службой и развитием таможенного дела. Компетенция ГТК закреплена в Таможенном кодексе и многочисленных подзаконных актах (указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ). положение о ГТК утверждено Указом Президента РФ от 25 октября 1994г.

Государственный таможенный комитет:

- самостоятельно определяет структуру возглавляемой им таможенной системы: создает, реорганизует и ликвидирует региональные таможенные управления, таможни, регулирует их правовой статус;

- осуществляет правомочия собственника по управлению имуществом подведомственных ему органов, предприятий и учреждений, финансирует мероприятия по развитию таможенной инфраструктуры, таможенного дела в целом за счет поступающих на эти цели таможенных сборов;

- контролирует соблюдение должностными лицами таможни процессуальных норм при производстве по делам о контрабанде, нарушениях таможенных правил и законодательства о налогах, рассматривает жалобы и протесты на постановления таможенных органов о таких нарушениях.

Должностные лица ГТК организуют сотрудничество с правоохранительными органами, другими федеральными министерствами и ведомствами, взаимодействуют с таможенными службами зарубежных государств. ГТК издает приказы, распоряжения, указания и др.

 

Структура ГТК.

Определение структуры ГТК входит в компетенцию Правительства РФ.

Председатель ГТК. Этому должностному лицу принадлежат отдельные полномочия по реорганизации внутренней структуры данного органа. Председатель, например, может создавать, реорганизовывать и упразднять отделы и управления Государственного таможенного комитета. Председатель руководит деятельностью ГТК. Он назначается на должность и освобождается от занимаемой им должности Президентом РФ и осуществляет общее руководство системой таможенных органов. Председатель ГТК имеет несколько заместителей, назначение на должность и освобождение от должности которых относится к компетенции Правительства РФ. председатель ГТК распределяет обязанности между своими заместителями.

Коллегия ГТК. На ее заседаниях рассматриваются наиболее важные вопросы руководства таможенным делом. Работу Коллегии возглавляет Председатель ГТК, а в ее состав входят заместители Председателя и некоторые другие работники таможенной службы. Заседания коллегии проводятся регулярно и принимаемые на них решения, оформленные приказом Председателя ГТК, обязательны для всех таможенных органов и служащих таможни. В случае разногласий между Председателем ГТК России и Коллегией Председатель ГТК проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях в Правительство РФ.

При ГТК действует консультативный совет по таможенной политике.

Отделы и управления ГТК. на них приходится основной объем оперативной работы – сбор и анализ информации, подготовка проектов управленческих решений, руководство деятельностью структурных подразделений местных таможенных органов. Отделы и управления ГТК обеспечивают процесс принятия решений на уровне центрального органа таможенной службы, а также практическую реализацию этих решений на местах, выступая в качестве каналов связи и взаимодействия между руководством ГТК и местными таможенными органами. Отделы и управления ГТК в рамках своей компетенции вправе самостоятельно решать некоторые вопросы таможенного дела и определять конкретное содержание деятельности территориальных таможенных органов.

В основе организации структурных подразделений ГТК лежит функциональный принцип: деятельность каждого отдела или управления сосредоточена на осуществлении одной или нескольких функций ГТК. Рассмотрим некоторые управления и отделы ГТК.

Таможенно-тарифное управление обеспечивает подготовку предложений по тарифному регулированию, введению этих мер в действие, а также контролирует исполнение разработанных мероприятий. В состав этого управления входят три отдела. Отдел таможенно-тарифного регулирования участвует в разработке правовых актов по таможенному обложению. Отдел номенклатуры занимается проблемами внедрения «Гармонизированной системы описания и кодирования товаров», а также контролирует номенклатурный перечень товаров, подпадающих под действие нетарифных ограничений (квотирования, лицензирования и др.). отдел экономических таможенных режимов разрабатывает проекты нормативных актов, регулирующих порядок использования экономических таможенных режимов (таможенный склад, свободная таможенная зона, переработка товара под таможенным контролем и др.).

Управление федеральных таможенных доходов (УФДТ) руководит деятельностью региональных таможенных управлений и таможен по обеспечению полной и своевременной уплаты таможенных платежей. УФДТ разрабатывает технологию взимания таможенных пошлин и сборов; контролирует процесс декларирования товаров, деятельность фирм и предприятий, расположенных в свободных экономических зонах; следит за поступлением таможенных платежей от экспорта энергоносителей и т.д.

Отдел валютного контроля ГТК  (ОВК) руководит деятельностью подчиненных ему отделов валютного контроля в таможенных органах на местах. В ОВК осуществляется контроль за содержанием валютных пунктов грузовой таможенной декларации, проверка контрактных и платежных документов, собирается информация о случаях нарушения валютного законодательства и т.п.

Управление организации таможенного контроля (УОТК). Оно планирует работу таможенных органов по осуществлению таможенного контроля и организует в этих целях необходимое взаимодействие с пограничными войсками, санитарно-карантинными, ветеринарными и другими государственными органами. В управлении разрабатываются рекомендации относительно сети зон таможенного контроля, перечня документов и сведений, необходимых для таможенного контроля, рассматриваются жалобы на действия таможенных служащих. В составе УОТК три отдела: создания и развития таможенной инфраструктуры; организации таможенного контроля в неторговом обороте; контроля за грузами в торговом обороте.

Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил занимается организацией мероприятий по борьбе с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства. в структуру этого управления входят также несколько отделов: отдел организации борьбы с таможенными нарушениями в торговом обороте; организации борьбы с таможенными нарушениями в неторговом обороте; по борьбе с контрабандой наркотиков; отдел контроля за соблюдением законности в производстве по делам о нарушениях таможенных правил; отдел организации дознания по делам о контрабанде, а также информационно-аналитическая служба.

Правовое управление занимается тем, что дает заключения по проектам законов и подзаконных актов в части, касающейся таможенного дела, по запросам министерств и ведомств, по поступающим заявлениям и жалобам. Одно из важнейших направлений деятельности Правового управления является контроль за соответствием нормативных актов ГТК предписаниям действующего законодательства, а также систематизация и кодификация актов по таможенному делу.

Управление внешних связей организует межгосударственное сотрудничество в таможенной сфере со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Отдел собственной безопасности. его основными задачами являются: предупреждение, выявление и пресечение фактов коррупции, других должностных преступлений и проступков в российских таможенных органах. Сотрудники отдела проводят служебные расследования по фактам должностных преступлений и проступков, совершенных таможенными служащими.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...