Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешнеэкономическая политика




Тема 8. Внешнеэкономическая политика России в разрезе обеспечения экономической безопасности государства.

Внешнеэкономическая политика

Внешнеэкономической политикой принято называть взаимодействие государства с другими странами. Совместная работа проводится в области регулирования экономических отношений, а также их развития. Действенность внешнеэкономической политики зависит от платежного баланса страны. Он являет собой систематически производимую запись экономических сделок и их результатов между хозяйствующими субъектами внутри страны и другими иностранными компаниями в определенный временной интервал.

На основе платежного баланса выбираются соответствующие методы регулирования экономической политики державы.

Основные цели политики во внешней экономике:

· создание подходящих условий для роста производства в стране;

· мероприятия по ее становлению на мировой арене;

· выгодное участие страны в мировом разделении труда;

· кооперация труда в процессе осуществления деятельности хозяйствующими субъектами.

Внешнеэкономическая политика неделимо связана с политикой государства внутри страны – первая является логическим продолжением второй. Внутри государства формируются регуляторы, которые влияют на внешнеэкономическую деятельность с целью защиты интересов державы.

К таким регуляторам относятся:

· экономические рычаги воздействия. Они базируются на экономических интересах государства на мировой арене и включают в себя такие связи: взаимодействие предложения и спроса на рынке, соотношение мировых и отечественных цен на товары, работы и услуги, соотношение уровней производства на мировой арене;

· организационно-распорядительные рычаги воздействия. Такие регуляторы носят административно – командный характер. Они направлены на целевые действия государства на создание и расширение внешнеэкономических связей с помощью директивных актов. Регуляторы включают: лицензирование импорта и экспорта государства, а также отдельных видов его деятельности, таможенный режим, контроль движения валюты и другое.

К принципам, на которых базируется внешнеэкономическая политика державы, относятся:

· содействие державы в образовании постоянных внешнеэкономических связей, которые заменят разовые внешнеэкономические сделки;

· защита отечественного рынка и активизация его развития;

· создание благоприятствующих условий для экспортно-импортных сделок с товарами;

· внедрение внешнеэкономической политики в глобальную политику страны как неотъемлемой составляющей.

Внешнеэкономическую политику государства можно рассматривать со стороны временного и пространственного аспекта.

В первом случае она определяет действия государства, что направлены на создание внешнеэкономических взаимодействий, как в настоящий момент, так и на долгосрочную перспективу. Вследствие этого внешнеэкономическая политика ориентирована на регулирование сложившейся в настоящее время ситуации в стране и на длительное планирование деятельности. Текущая или оперативная политика внешней экономики отражается в быстром реагировании государства на изменение тенденций в мировом экономическом пространстве. Долгосрочная внешнеэкономическая политика нацелена на глобализацию планов страны и решение задач в перспективе.

Пространственный аспект предполагает действия страны во внешнеэкономической политике по влиянию на мировой рынок. Рычагами воздействия в этом случае становятся:

· политика внешней торговли – влияние на такую торговлю с помощью налогов, субсидий, ограничений, кредитования и так далее;

· политика внешней инвестиционной деятельности – регулирование экспорта и импорта инвестиций;

· валютная политика – регулирование валютных отношений внутри страны и за ее пределами;

· таможенная политика – регулирование объемов и условий экспорта и импорта.

Протекционистская внешнеэкономическая политика устремлена на защиту отечественного рынка от иностранных конкурентов. Она дает толчок к развитию собственного предпринимательства, но ограничивает поступление технологий в страну.

Политика протекционизма сфокусирована на введение налогов на импортируемые товары и снижение их на товары отечественного производства, что имеет свои достоинства и недостатки.

Положительные стороны:

· выравнивание торгового баланса;

· протекция – защита национального производителя от демпинга;

· поддержка молодых отраслей;

· стимулирование национального производства.

Отрицательные стороны:

· снижение эффективности производства;

· рост цен при сокращении ассортимента;

· не используются положительные стороны международного разделения трудовых ресурсов;

· снижается либо отсутствует возможность экспорта;

· снижается возможность страны в самообеспечении.

 

2. Основные инструменты внешнеторговой политики государства
    Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им активно влиять на формирование структуры и направлений развития внешнеэкономических связей и внешнеэкономической политики других стран. Именно с помощью внешнеэкономической политики регулируется внешнеэкономическая деятельность, отличительным признаком которой служит международная купля-продажа товаров и услуг, международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.
    Традиционные инструменты внешнеэкономического регулирования, используемые в странах с рыночной экономикой, становятся главными в России. Рыночной системе хозяйства больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, действующие через механизм цен. Однако эффективность их использования имеет определённые рамки. В периоды значительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких различий между внутренними и мировыми ценами правительства в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования. Последние ограничивают импорт и экспорт, минуя механизм спроса и предложения, путём эмбарго, квотирования, лицензирования, государственной монополии на торговлю, договорённости о добровольном ограничении поставок, а также использования в целях регулирования технических защитных мер, таможенных процедур и документов. Целью системы должно быть не столько ограничение торговли, сколько контроль за её развитием. Поэтому использование административных инструментов сочетается в России с общепринятыми в мире правилами регулирования внешнеэкономических связей. В частности, в России декларировано введение таких инструментов в качестве временных, предусмотрены распространение положений соответствующих документов на всех торговых партнёров и возможность изменить процедуру регулирования только на основе публикуемых законодательных актов.
    Итак, внешнеторговая политика – это регулирование государством экспортных и импортных операций. Внешнеэкономическая политика осуществляется через широкий круг мер, число которых постоянно возрастает. Объясняется это тем, что при расширении внешнеэкономических связей требуются новые инструменты оптимизации участия страны в международной специализации, ограждения национальной экономики от влияния негативных явлении в мировом хозяйстве (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т. д.), содействия укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке. Важнейшим среди законодательных актов России по регулированию внешнеэкономической деятельности является Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (1995г.), определяющий принципы её осуществления и регулирования. Другим основополагающим документом в области внешнеторгового регулирования стал Федеральный закон «Об экспортном контроле» (1999 г.), согласно которому проводится государственная политика в области экспортного контроля, представляющего собой составную часть внутренней и внешней политики страны и осуществляющийся исключительно в целях безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов.
    Основным инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенный тариф.
Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства. Для того чтобы различия в национальных системах регулирования не затрудняли международную торговлю, страны мира постепенно унифицируют свои системы на общих принципах. В этих целях создан Совет таможенного сотрудничества, членом которого с 1992 г. является Россия. Товары в таможенном тарифе РФ классифицируются в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, разработанной Правительством РФ на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, рекомендованной Международной торговой палатой для использования в мировой торговле. Таможенный тариф применяется как при ввозе товаров на территорию РФ, так и (в отличие от большинства стран мира) при вывозе их из России. Соответственно имеются импортный и экспортный таможенные тарифы. Таможенный тариф выполняет функции налога, взимаемого при пересечении товара через границу, регулятора структуры и объёма внешнеторгового оборота, а также важного источника поступления финансовых средств в государственный бюджет. В настоящее время средний уровень ставок таможенных тарифов развитых стран относительно низок и составляет 4-6% стоимости товара, в России аналогичный показатель оценивается в 10-12%.

    Государство посредством изменения таможенных пошлин имеет возможность изменять характер импорта и экспорта в нужных направлениях. Достоинства таможенно-тарифного регулирования проявляются в следующем:
    Во-первых, это достаточно гибкий механизм, позволяющий в минимальных, средних, максимальных размерах воздействовать на экспортно-импортные потоки,

Во-вторых, изменение таможенных тарифов даёт возможность в разных направлениях влиять на состояние импорта и экспорта различных видов товаров.

    В-третьих, таможенно-тарифное регулирование – это рыночный механизм, обеспечивающий достижение поставленных целей через влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров.

Для стимулирования развития внешней торговли с отдельными странами к ним применяется различные тарифные льготы (освобождение от пошлин, снижение ставки и др.). Например, льготы устанавливаются в отношении товаров из развивающихся стран, пользующихся системой тарифных льгот РФ. Для того чтобы воспользоваться правом на получение тарифных льгот, необходимо представить таможенным органам сертификат происхождения товара, подтверждающий, что данный товар полностью произведён в соответствующей стране. Ставки ввозных пошлин определяются Правительством РФ в пределах, установленных Законом «О таможенном тарифе». На один и тот же товар действует несколько различных тарифов: с высокой, средней и низкой ставкой пошлин. Предельные ставки таможенных пошлин (50% базовой стоимости) применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия использует (на условиях взаимности) режим наибольшего благоприятствования, установленный законодательными органами. При этом режиме хозяйствующие субъекты договаривающихся стран пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера. На товары из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают указанного режима, а также на товары, страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое. Кроме таможенных пошлин в мире существуют десятки различных способов нетарифного ограничения внешней торговли. К нетарифным барьерам относятся различные налоги и сборы, регламентирование внешней торговли путём её количественного ограничения (квотирование) или полного запрещения, лицензирование, санитарные требования, национальные стандарты безопасности, экологические нормы, специальные предписания в отношении качества, технических и потребительских свойств ввозимых товаров, административно-бюрократические проволочки и т. п.

Внешнеторговая квота – это количественное или стоимостное ограничение экспорта (импорта), вводимое на определённый срок по отдельным товарам, странам и группам стран. Квотирование позволяет бороться с дефицитом платёжного баланса более эффективно, чем таможенный тариф. В отличие от таможенного тарифа использование квоты позволяет чётко ограничить объём импорта (экспорта). Например, повышение импортных пошлин может увеличить общую сумму платежей и почти не затронуть объёма импорта, введение же импортной квоты гарантирует его сокращение. С другой стороны, импортная квота будет иметь положительный эффект лишь при наличии конкуренции на внутреннем рынке квотируемого товара. В противном случае предприятие, монополизировавшее внутренний рынок, будет поддерживать высокие цены и искусственно создавать дефицит данного товара. Это одна из причин, по которым квотирование в России применяется редко.

Квотирование экспорта используется в тех случаях, когда цены какого-либо товара на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. При неограниченных масштабах экспорта может возникнуть нехватка данного товара на внутреннем рынке. В России квотирование экспорта обусловлено международными обязательствами страны.

Лицензирование, т. е. выдача разрешений на осуществление внешнеторговой деятельности её субъектам, производится соответствующими органами исполнительной власти РФ. Оно имеет своей целью обеспечить соблюдение хозяйствующими субъектами-экспортёрами законодательно-правовых международных и российских норм и правил внешней торговли. Лицензия удостоверяет реальные возможности (экономические, технические, технологические, организационные) хозяйствующих субъектов заниматься внешнеторговой деятельностью по таким видам товаров, как квотируемые товары, товары мирного и военного назначения, ядерные материалы, драгоценные металлы и камни, наркотические и психотропные средства, яды. Лицензия выдаётся на определённое время и оформляется лишь на один вид товара. Экспортный контроль применяется для защиты национальных интересов страны, когда объектом внешнеторговых сделок являются различные виды вооружений, военной техники или товаров двойного назначения. Используется он также в целях соблюдения международных обязательств России по нераспространению оружия массового уничтожения и других наиболее опасных видов оружия и технологий их создания. Номенклатура товаров, подлежащих экспортному контролю, определена в специальных списках, которые утверждаются указами Президента РФ по представлению Правительства РФ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...