Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

отпечатки рук глиняный период

(объемное изображение)

Барельеф

контурный рисунок


объемный рисунок(цвет)

 


композиция

 

пещера Альтамира 1875 г. Испания, Марселино Саутуола

пещера Тассили 1933 г. Африка

пещера Ласко 1940 г. Франция

пещера Каповая 1959 г. Южный Урал, река Белая

 

 


Скульптура – небольшого размера каменные и костяные статуэтки с максимально упрощенными деталями

 

· Палеолитические Венеры («Виллендорфская Венера»)


· Полиэйконические фигурки (многоликие)


· фигурки животных

 

 

Архитектура – «огромные камни»

 

 

 


МЕГАЛИТЫ (8-1 тыс. до н.э.)


МЕНГИРДОЛЬМЕН


КАРНАК КРОМЛЕХ

Стоунхедж, Англия

 



Угадайка «Искусство первобытного общества»

1. Следы когтей диких животных на стенах пещер. ПАЛЕОЛИТ

2. Гигантские каменные сооружения, возведенные ГРИФФАДЫ

древними людьми /общее название/. Альтамира

3. Пещера, в которой впервые были обнаружены рисунки МЕНГИР

первобытного человека; где, в каком году обнаружена. МЕГАЛИТЫ

4. Древнее погребальное сооружение из огромных КАРНАК

каменных блоков. КРОМЛЕХ

5. Археологическая эпоха, во время которой зародилось ДОЛЬМЕН

изобразительное искусство. МЕАНДРЫ

6. Окаменевшие отпечатки пальцев древнего человека на

стенах пещер.

7. Простейшее мегалитическое сооружение из одного

блока камня, вертикально вкопанного в землю.

8. Аллея из каменных блоков, вертикально вкопанных в землю.

9. Сооружение из каменных блоков, расположенных по кольцу.

 


 

Кроссворд «Искусство первобытной эпохи»

 

               
       
             
                           
             
                                   
                       
                     
                     
                               
                   
                           
                     
                             
         
                       
                                         

 

 


По горизонтали:


1.Сооружение из вертикально стоящей глыбы, новый каменный век.

2.Персонаж наскальной живописи эпохи рассвета, древний каменный век

3.«Сикстинская капелла» первобытной живописи.

4.Многоликие скульптурки (научное определение)

5.Связующее вещество для древних красок (одно из них)

6.Древнее сооружение из огромных камней.

7.Новый каменный век (научное название)

8.Эти изображения впервые появились в новом каменном веке.

9.Знаменитая пещера наскальной живописи, найденная дочерью археололга.

 

 

По вертикали:

1.Знаменитое сооружение из камней в Англии близ Солсбери.

2.Главный «цвет» древней живописи.

3.Основная тема живописи среднего каменного века.

4.Средний каменный век (научное название)

5.Сооружение из каменных плит, врытых вертикально в землю и перекрытых сверху другой плитой.

6.Название места, где была найдена самая древняя Венера.

7. Сооружение из каменных плит, врытых вертикально в землю по кругу с диаметром до 100 метров.


 


Тема 2Искусство Древнего Египта.

Искусство + религия

Происхождение Вселенной


Бог солнца Ра Бог-гончар Птах

 

Культ животных – ТОТЕМИЗМ

Культ мёртвых

 

 

Древнее царство (2900-2700 гг. до н.э.)

I. Архитектура – монументальность, культовое назначение

МАСТАБА


многоступенчатая пирамида

(ф. Джоссер)


классический тип пирамид

(комплекс пирамид в Гизе:

ф. Хеопс, ф. Хефрен,

ф.Миккерин, зодчий Хемиун)

 

 

 


II. Скульптура – культовое назначение.(для поклонения)


1. Однообразные позы.

2. Бесстрастные лица

3. Однообразная окраска

 

Небольшие погребальные статуэтки слуг и фараона - УШЕБТИ

СФИНКС – скульптура фараона, лев с человеческой головой.

 

 


III. Живопись – культовое назначение; росписи, раскраш.рельеф.

 

1. Боги и фараоны выше людей.

2. Условность в изображении фигур

3. Однообразная окраска

 

Изображение + текст – ИЕРОГЛИФЫ

IV. Художественные ремесла – различные материалы, тонкая работа

Среднее царство (2100-1700 гг. до н.э.)

I. Архитектура – пирамида + скальная гробница

небольшие пирамиды, полые внутри


скальные гробницы номархов

НОМАРХ - правитель области (НОМА)

Строительство крепостей и водохранилищ, караванных путей, городов (дворцы и деревни)

 

II. Скульптура – огромные размеры (высота – 6-18метров).

характерные черты

предача возраста

 

Статуи фараона Аменемхета и фараона Сенусерта

 


III. Живопись – реализм (размеры фигур, плечи)

новые сюжеты (кочевники),

обогащение палитры

IV. Художественные ремесла – цветное стекло,

украшения

 


 


Новое царство (1555 - 1090 гг. до н.э.)

Правление фараонов 18 династии.

пышность, утонченность, реализм

I. Архитектура – монументальность

1. Храм царицы Хатшепсут

2. Храмы-святилища бога Солнца Амона-Ра

a Карнак

b Луксор

 

Вход ПЕРИСТИЛЬ ГИПОСТИЛЬ святилище

обелиски, двор «дремучий лес колонн»

пилоны с колоннадой

 

II. Скульптура – монументальность и изящество.

1. Статуи царицы Хатшепсут.

2. Статуэтки жрецов (вытянутость форм)


III. Живопись – свобода движений,

тонкость колорита;

пейзаж;

светские темы:

пиры, праздники, охота

IV. Художественные ремесла – отточенность форм, красочность, тонкость отделки

 


Правление фараона Эхнатона (Аменхотепа IV)

Амарнское искусство

Культ бога Атона Столица – Ахетатон (около Амарны)

I. Архитектура – храмы Атона (большие открытые дворы с жертвенниками, пилоны, статуи)

II. Скульптура – ГРОТЕСК. (преувеличение черт)

1. Портреты ф.. Эхнатона скульпт.

2. Портреы ц. Нефертити Тутмес

III. Живопись – темы семьи, быта; новые цветовые сочетания (золотисто-розовые тона)

 

IV. Художественные ремесла – тонкий вкус, тщательность

выполнения

 

Преемники Эхнатона (ф. Тутанхомон, ф. РамсесII)

 

I. Архитектура – вновь монументальность, пышность (чрезмерная)

1. Карнак, Луксор (новые постройки)

2. Скальный храм Рамсеса11

 

II. Скульптура – массивность, гигантизм (статуи Рамсеса11).

 


однообразие древних канонов

 

III. Живопись – огромные многофигурные композиции

 

религиозная тематика

IV. Художественные ремесла – декоративность, обилие деталей

Угадайка «Искусство Древнего Египта»

 


1. Фараон времен Нового царства, совершивший огромные перемены в жизни Древнего Египта.

2. Художественный стиль, преувеличивающий характерные черты человека.

3. Красавица-жена фараона Эхнатона, эталон женской красоты в Древнем Египте.

4. Столица, построенная Эхнатоном около местечка Амарна.

5. Молодой фараон, преемник фараона Эхнатона.

6. Зал дворца или храма, потолок которого опирается на множество колонн.

7. Царица-фараон времен Нового царства.

8. Скульптура, изображавшая фараона в виде человека-льва; имя фараона, в честь которого была воздвигнута впервые такая скульптура.

9. Небольшая наземная гробница, с которой началось в Древнем Египте строительство пирамид.

10. Фараон, в честь которого была построена самая высокая пирамида; высота этой пирамиды.

11. Имя зодчего, построившего самую высокую пирамиду.

12. Фараон, в честь которого была построена первая многоступенчатая пирамида.

13. Небольшие погребальные статуэтки фараона или слуг.

 

 

МАСТАБА

ПИРАМИДА

Джоссер

Хеопс, Хефрен

СФИНКС

Хатшепсут

ГИПОСТИЛЬ

Ахетатон

Эхнатон

Нефертити

Тутанхамон

ГРОТЕСК

Хемиун

УШЕБТИ

 


Искусство Древнего Египта.

 

  1.   1.               3.  
        2.              
          3.        
  4.                          
          5.    
    7.     5. 8.                    
          6.          
            9.            
10.                            
8.                               11.
                9.              
          10.          
      11.   12.                  
         
    12.             13.          
14.                  
  15.                  
     
                                                 

 


По горизонтали:

1. Легендарный фараон-реформатор Нового Царства.

2. Фараон, давший свое «лицо» Большому сфинксу, захоронен в одной из великих пирамид в Гизе.

3. Парные симметричные башни у входа в традиционный египетский храм.

4. Грандиозное заупокойное сооружение эпохи Древнего Царства.

5. Царица – «фараон», Среднее царство.

6. Город Древнего Египта, где расположен один из двух знаменитых храмов Амон-Ра.

7. Фараон, преемник Эхнатона, знаменит ранней смертью и богатой гробницей.

8. Высокое вытянутое вверх сооружение у входа в традиц. египетский храм.

9. Архитектор, автор знаменитой пирамиды Хеопса.

10. Статуя, изображение фигуры лежащего льва с головой другого животного или человека.

11. Прекрасная царица – супруга фараона Эхнатона.

12. Современное название столицы, основанной фараоном-реформатором, дало название периоду в истории и искусстве Египта.

13. Имя фараона, захороненного в первой сохранившейся, ступенчатой пирамиде.

14. Заупокойное сооружение, предшествовало пирамидам.

15. Зал в закрытой части храма, «лес колонн».

 

 

По вертикали:

1.Правитель области – нома в ДР.Египте.

2.Фараон, захоронен в самой высокой пирамиде.

3.Стиль в искусстве – преувеличение характерных черт.

4.Первый зал-двор египетского храма с колоннами, но без потолка.

5.«Буква-Знак» египетской письменности.

6.Свод правил в какой-либо деятельности, например, в изображении древними египтянами людей.

7.Фараон периода заката Египта.

8.Древнее название столицы, основанной фараоном-реформатором.

9.Имя бога солнечного диска, возведенного на главное место в пантеоне в 14в. до н.э.

10. Религия Древнего Египта, обожествление животных.

11. Второй город Древнего Египта, где расположен один из двух знаменитых храмов Амон-Ра.

12. Верховный единовластный правитель в Древнем Египте.


 

 


Тема 3 Искусство Месопотамии.

 

Месопотамия (греч.) – между, посередине; область в Западной Азии, в бассейне рек Тигра и Евфрата.

· Истоки искусства (5 тыс.лет до н.э.) – культовые сосуды из глины; печати из кости, камня.

· Раннеклассовые гос-ва (4-3 тыс. лет до н.э.):

Шумер, Аккад, Ур, Урук, Киш, Ларса и др.

I. Архитектура – простые формы, скромный декор.

1. ЗИККУРАТ – многоступенчатый

храм-башня.

 


2. МОЗАИКА – глиняные гвозди-конусы. пандусы

II. Скульптура – каноны

1. Статуи богов, царей, знати

2. Рельефы («Стелла коршунов»)

3. АДОРАНТЫ – молельные статуэтки в храмы.

III. Художественные ремесла – выразительность, техничность.

1. ГЛИПТИКА – резба по каменным печатям

a. бутероль инструмент для глиптики.

2. Керамика – глиняные сосуды, украшенные рельефом

3. Металлопластика – оружие, украшения.

 

· Искусство Аккада (3 тыс. лет до н.э.):

Саргон Древний - правитель Двуречья.

Творческое начало в искусстве..

1. Стелла ц.Нарам-Суэна (форма горы, пейзаж, многоплан.)

2. Скульптурный портрет Саргона.

3. Глиптика как произведение искусства

· Послеаккадский период (конец 3 тыс. лет до н.э.):

Гудеа из г.Лагаша - правитель Двуречья.

Спад в искусстве: дробные формы, однообразные темы, канон.

· Старовавилонское царство (2 тыс. лет до н.э.):

Ц. Хаммурапи

 

Противоречивость в искусстве (канон творчество).

· Искусство Сиро-Финикии, Хеттов и Хурритов

(3-2 тыс. лет до н.э.):

I. Архитектура – массивность, самобытность, простота форм.

1. «Бит-хилани» – тип дворца или храма

 

 


ПортикОртостат

(колонны +перекрытие) (каменная плита с рельефом)

a. Дворец-храм ц.Капары.

b. г. Хаттуса (цитадель-укрепленный центр города; «львиные ворота».

II. Скульптура – связь с архитектурой, тяжесть,массивность.

1. Статуи богов, царей, священных животных (изваяния с Черной горы)

2. Рельефы на ортостатах, на скалах.

III. Художественные ремесла – керамика (хеттские сосуды), металлопластика (оружие, украшения).

 

 

Угадайка №1 «Искусство Месопотамии»

 


1. Каменная плита с рельефом в сиро-финикийских храмах и дворцах.

2. Искусство резьбы на каменных печатях.

3. Многоступенчатый храм-башня.

4. Древняя страна, расположенная в долине рек Тигра и Евфрата.

5. Инструмент, с помощью которого мастера Месопотамии делали рельеф на каменных печатях.

6. Наклонная лестница, используемая в архитектуре Месопотамии.

7. Названия самых крупных городов -государств Месопотамии.

8. Царь-философ, царь-поэт, вступивший на престол Аккадского царства после Саргона Древнего.

9. Нарисуйте, как выглядела древняя мозаика и каковы были ее основные цвета.

10. Тип храмов в искусстве Сиро-Финикии.

11. Царь, во ремя правления которого искусства Аккадского государства достигло наибольшего расцвета.

12. Вход в храм или дворец, колонны с перекрытием.

13. Молитвенная статуэтка для храма.

 

Месопотамия

Шумер

Аккад ЗИККУРАТ

ПАНДУС

ГЛИПТИКА

АДОРАНТ

БУТЕРОЛЬ

Саргон Древний

Гудеа из Лагаша

БИТ-ХИЛАНИ

ОРТОСТАТ

ПОРТИК

 



 

Искусство Ассирии (9-7 вв. до н.э.)

Город-государство Ашшур

 

Военное гос-во Ассирия

(столица – Ниневия)

В искусстве – военная тематика;

идеал – царь-победитель, могучий воин;

творческое начало + каноны и традиции;

письменность (библиотека ц. Ашшурбанопела)

I. Архитектура – крепостной характер, разнообразие построек

1. Города-крепости (г. Ашшур, г.Дур-Шаррукин)

2. Типы храмов: зиккурат, «бит-хилани», ассирийский.

3. Глазурованный кирпич

 

II. Скульптура – составная часть архитектуры.

1. Статуи-колонны (царь-воин Ашшурнациропал)

2. Статуи крылатых быков с человеческими головами (ШЕДУ)

3. Рельефы – строгий канон, документальность, низкий рельеф – (барельеф)

 


свободная композиция, бытовые сцены, декоративность, высокий рельеф (горельеф)

 

III. Живопись – условность цвета (черн., красный, белый, синий)

 

 


IV. Художественные ремесла – глиптика, ткачество, резьба по кости.

 

Нововавилонское искусство (7-6 вв. до н.э.)

Новое озвышение Вавилонии

ц.Набопаласар (завоеватель Ассирии и Урарту)

ц. Навуходоносор (строительство городов)

 

I. Архитектура – единые арх. ансамбли. (г.Новый Вавилон)

1. Ворота богини Иштар

a. глазурованный кирпич (изразец); цветовая гамма: синий, желтый, белый, красный.

b. изразцовый рельеф (выпуклое изображение) и фриз (плоское изобр. в полосе) – декор зданий.

2. «Вавилонская башня» (зиккурат Эттеменанки) – 7ярусов, 90*90*90 м3

3. «Висячие сады» - парки, расположенные уступами на специальных платформах. (ц.Нитокрида)

 

II. Скульптура – религиозный характер; почти не сохранилась.

III. Художественные ремесла – глиптика (печать – подвеска в виде капли).

 

Искусство Древнего Ирана (Персии)

Империя Ахеменидов (6-4 вв. до н.э.)

ц. Кир повелитель Азии (расцвет державы)

ц. Дарий I и его преемники (распад державы)

 

Религия – зороастризм (Заратуштра, Авеста)

 

Особ-сти искусства: терпимость к иным культ. традициям;

осн. тема – царское величие и религия;

осн.худ. образ – свящ. человеко-бык Гопатшах

 

I. Архитектура – роскошь, грандиозный размах построек;

1. г. Пасаргады – столица империи

a. ападана для приёмов

типы дворцов

b. таджара жилой дворец

c. гробница ц. Кира

 

2. г.Персеполь - религиозный центр империи: искусственная платформа h – 20м, дворцы, лестницы

3. г. Сузы – дворцы, украшенные изразцовыми фризами

4. Скальные гробницы царей.

II. Скульптура – рельефы дворцов и храмов; (осн.изобр.:цари, жрецы, солдаты, данники)

III. Художественные ремесла – торевтика (греч.) – рельефная обработка изделий из драгоценных металлов (золото, серебро)

 

 

Угадайка №2 «Искусство Месопотамии»

 


1. Столица империи Ахеменидов.(Эпоха Древней Персии.)

2. Город в Междуречье, где располагалась легендарная храмовая башня.

3. Украшение архитектуры из кирпичей, покрытых цветными глазурями.

4. Парадный дворец правителей империи в Пасаргадах.

5. Искусство изготовления изделий из драгоценных металлов.

6. Военное государство в Междуречье со столицей в Ниневии.

7. Украшенный изразцами один из проходов за крепостные стены нового Вавилона.

8. Религия Древнего Ирана (Персии).

9. Изразцовое плоское изображение, вытянутое в полосу.

10. Жилой дворец правителей династии Ахеменидов.

11. Правитель Древней Персии: царь-завоеватель.

12. Ассирийская скульптура: крылатый человеко-бык, -лев.

 

ФРИЗ

Ассирия

ШЕДУ

Вавилон Ворота Иштар

ИЗРАЗЕЦ

Пасаргады

АПАДАНА

ТАДЖАРА

Кир

ТОРЕВТИКА

ПОРТИК

ЗОРОАСТРИЗМ

 


 

 

Искусство Месопотамии.

                     
           
           
                   
                               
                                   
                             
                                 
                         
                     
                             
                           
                                 
                 
                                       
                     
                             
                 
                     
             

 


По горизонтали:

1. Правитель Двуречья в после-аккадский период «... из Лагаша».

2. Этой богине посвящены знаменитые ворота Нового Вавилона.

3. Столица империи Ахеменидов.

4. Общее название региона рек Тигра и Евфрата + окрестные земли.

5. Государство в Двуречье XXIVв. До н.э.

6. Одно из первых значительных Государств в Двуречье.

7. Ступенчатая пирамида шумерского периода.

8. Вход в храм или дворец, оформленный колоннами и перекрытием. (Сиро-Финикия)

9. Культурная столица империи Ахеменидов.

10. Крылатый человеко-бык. (Ассирия)

11. Правитель Ново-Вавилонии, градостроитель.

12. Царь- завоеватель империи Ахеменидов

13. Инструмент для резьбы по камню (печати)

14. Правитель Двуречья, Старова-вилонское царство. Законотворец.

15. Наклонный лестничный уступ в шумерской пирамиде.

 

По вертикали:

1. Резьба по камню (цилиндр.печати)

2. Каменная плита с рельефом в храмах «бит-хилани»

3. Шумерская религиозная статуетка.

4. Декор шумерской архитектуры (узор из множества цветных гвоздей-конусов)

5. Знаменитая..... башня Нового Вавилона.

6. Тип персидского дворца (для приемов).

7. Правитель Ассирии (собиратель библиотеки)

8. Религия персов эпохи Кира и Дария

9. Тип персидского дворца (жилого)

10. Декор месопотамской архитектуры (узор из глазурованных кирпичей.

11. Рельефная обработка изделий из драгоценных металлов. (Персия)

12.Правитель Двуречья в аккадский период «............ Древний»


Тема 4 Античное искусство.

 

Античность (лат.)-

 

1. древность, старина

2. историч. и культурный период греко-римской древности

3. вечная школа художника от ученика до зрелого мастера

 

Икусство Эгейского мира

(крито-микенская культура)

 

Истоки –эпоха неолита(7-4 тыс. до н.э.)кирпич-сырец, глиняные фигурки женщин, керамика с примитивным орнаментом.

 

 

Кикладские острова Эгейского моря(3-2 тыс. до н.э.)

 

Киклады

I. Архитектура- жилые помещения из камня, гробницы

II. Скульптура- кикладские идолы (лаконичность, схематизм)

III. Художественные ремесла- керамическая посуда, «Сокровища Приама» (г.Троя, археолог Г.Шлиман)

 

 

Остров Крит (28-12 вв. до н.э.)

 

Царь Минос, письменность, зодчество,

Столица-г. Кносс

I. Архитектура- кносский дворец-лабиринт(архитектор Дедал)

II. Скульптура- статуэтки (богини, танцовщицы)

III. Живопись - фрески (роспись по сырой штукатурке), раскрашенный рельеф.

IV. Художественные ремесла- вазы стиля «камарес» (единство формы и декора), каменные сосуды (стеатит), ювел. украшения

.

 

Ахейская Греция (16-12 вв. до н.э.) – столица г. Микены

 

I. Архитектура- воинственно-суровый характер

1. Акрополь - укрепленный центр города

2. Мегарон - тип жилого дома, прообраз греческого храма


3. Погребальные сооружения-


шахтовые гробницы «толОсы»

II. Скульптура - львиные ворота в Микенах (массивность, схематизм)

III. Живопись – тяжеловесность, плоские контуры.

IV. Художественные ремесла- металлопластика(золото)- маски, кубки, чаши, оружие. Вазопись(схематизм, геометрические узоры)

Угадайка №1 «Античность. Искусство Эгейского мира.»

 


1. Укрепленный центр в городах Древней Греции.

2. Живописная техника росписи по сырой штуатурке.

3. Острова Эгейского моря – колыбель искусства Древней Греции.

4. Легендарный город, воспетый в поэмах античных авторов и обнаруженный в XIX веке немецким археологом Шлиманом.

5. Погребальное сооружение, круглое в плане, покрытое ложным куполом.

6. Остров в Эгейском море – центр крито-микенской культуры.

7. Город, расположенный на этом острове, знаменитый огромным дворцом-лабиринтом.

8. Тип здания, сложившийся в эпоху эгейской культуры и ставший прообразом греческого храма.

9. Древний город, ставший культурным центром во времена завоевания Греции ахейскими племенами.

10. Художественный стиль в вазовой росписи острова Крит; характерные черты: единство формы и декора сосуда.

 

 

Киклады

Крит

Кносс

КАМАРЕС

ФРЕСКА

Микены

АКРОПОЛЬ

МЕГАРОН

ТОЛОС

Троя

 


 

Тема 5 Античное искусство. (продолжение).

Искусство Древней Греции

Гомеровская Греция (11 – 8 вв. до н.э.)

I. Архитектура – связь с ремёслами.

1. Урны для хранения пепла в виде жилища

2. Священная роща, пещера, камень.

3. Жилой дом + мегарон (ахейская Гр.)

 

Греческий храм

II. Скульптура – сведения из античной литературы.

1. Ксоан - деревянный идол (геометрические формы)

2. Фигурки – предметы с орнаментом (глина); статуэтки из бронзы.

 

III. Художественные ремёсла – керамика.

1. Вазы-надгробия геометрический

2. Посуда стиль

3. Скульптурные украшения сосудов («геометрика»)

 

 

Греческая архаика (7 - 6 вв. до н.э.)

Архаика (греч.) – ранний этап в историческом развитии какого-либо явления

Демократизация общественного строя Греции(демос-народ). Идеал человека-свободный, политически активный гражданин.

Художественный идеал- юноша-атлет, ловкий, умный, гармоничный(гармония духа и тела).

I. Архитектура – в процессе становления.

1. Центр города-укрепленный акрополь

(храм-агора-театр)

2. Типы греческих храмов.

3. Ордер (порядок, строй)-особый тип архитектурной композиции; дорический- строгий, лаконичный; ионический- легкий, стройный.

 

II. Скульптура – от идола к образу человека.

1. Курос - (юноша-атлет)-выразительные детали, ар

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...