Рекомендации по повышению мотивации и уровня притязания труда педагогов общеобразовательных учреждений
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Тܰолько хорошо подготовленный, имܰеющий высܰокий сܰоциальный сܰтатусܰ, материально защищенный педагог, может быть восܰпитателем молодого поколенияܰ и проводником сܰовременных образовательных технологий. Пܰоэтому досܰтойнаяܰ и сܰтимулирующаяܰ качܰесܰтвенную работу зарплата педагогов, учܰитывающаяܰ сܰовременные усܰловияܰ и требованияܰ к образовательной деяܰтельносܰти - главный фактор и значܰительный резерв повышенияܰ качܰесܰтва образованияܰ. Дܰляܰ этого в усܰловияܰх комплексܰной модернизации образованияܰ вводяܰтсܰяܰ новые сܰисܰтемы оплаты труда. Оܰсܰновные направленияܰ модернизации образованияܰ, неотъемлемо свяܰзанные с новой оплатой труда: нормативное подушевое финансирование образовательных учܰреждений, система оценки и мониторинга качества образованияܰ, развитие сети учреждений, обеспечивающее доступность качественного образованияܰ независимо от места жительства, общественное участие в управлении образованием. Кܰлючевые принципы новой системы оплаты труда, при которой зарплата учителя зависит в первую очередь не от количества проведенных уроков, а от результатов: - разделение фонда оплаты труда и зарплаты работников на базовую и стимулирующую части; - рост объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда. При этом стимулирующие надбавки - это не доплаты за дополнительно выполняемые виды работ, а дополнительные выплаты за: достижение высоких результатов; наличие механизмов учета в оплате труда всех видов деятельности учителей (почасовая аудиторная нагрузка; внеурочная работа по предмету; классное руководство; проверка тетрадей; заведование учебными кабинетами, консультации и дополнительные занятия с учащимися, работа с родителями и другие виды деятельности, определенные должностными обязанностями); наличие механизма увеличения базовой части оплаты труда с учетом числа учащихся; участие представительного органа работников - профсоюза в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда; обновление системы аттестации педагогических и управленческих кадров в соответствии с новой системой оплаты труда.
Для совершенствования системы мотивации в образовательном учреждении необходимо анализировать и использовать опыт других общеобразовательных учреждений. Материальное стимулирование эффективной, высокопрофессиональной деятельности учителя, безусловно, является одним из движущих мотивационных факторов. В каждом учебном заведении работает своя, апробированная годами, система материального стимулирования учителя за результативность его профессиональной деятельности. Чтобы разработать и внедрить эффективную систему мотивации, нужно реализовать три этапа: 1. провести диагностику мотивационной среды образовательного учреждения; 2. разработать систему мотивации, в которой комплексно применять материальные и моральные средства мотивации; 3. регулярно проводить мониторинг и коррекцию мотивационной системы. То есть, образовательному учреждению надо постепенно формировать программу развития системы мотивации труда педагогов.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Трудовая деятельность – это осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей
Готовность человека действовать определенным образом в процессе трудовой деятельности, по отношению к предметам, средствам и результатам труда на своем рабочем месте - отношение работника к труду – это социальная, эмоционально-волевая установка личности, зависящая от мотивации - динамического процесса физиологического и психологического управления поведением человека, определяющего его организованность, активность и устойчивость. Мотивация трудовой деятельности – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Самооценка – это ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида, а так же самосознание – как осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенная работа по изучению теоретических основ мотивации деятельности участников педагогического процесса, обработка и анализ результатов диагностики педагогов МБОУ ДОД ДДТ позволяют сделать вывод: администрации учебного заведения необходимо продолжать работу по совершенствованию системы мотивации, адекватной состоянию педагогического коллектива и целям развития учреждения, изучать динамику формирования мотивации профессиональной деятельности. Психолого-педагогические основы мотивации свидетельствуют о том, что мотивационный компонент сознания личности весьма изменчив и зависит от внутренних и внешних стимулов. Лишь целенаправленное стимулирование изменчивости мотивационного компонента сознания педагога способствует формированию у него мотивации профессиональной деятельности.
Успешная мотивация персонала - залог успеха учреждения и формирования сплоченного коллектива, возможность избегания напряжённости и несправедливости. В этом во многом проявляются профессионализм и искусство хорошего руководителя. А хороший руководитель должен использовать не только собственный опыт, интуицию, но и учитывать наработки учёных и практический опыт талантливых менеджеров прошлого. Понимание и применение на практике системы мотивации своих работников приведет не только к общему повышению эффективности организации, но и к удовлетворенности работой самих сотрудников, улучшению психологического климата, общего настроя преподавателей. И как следствие, опять же, улучшение качества труда. Грамотный руководитель должен четко знать, что не все сотрудники мотивированы одинаково. Поэтому он должен точно распознавать актуальные мотивы каждого из своих сотрудников и стараться по возможности удовлетворить потребности каждого. Но управлять следует не самими педагогами, а отношениями в коллективе. Преподаватели изначально мотивированы на педагогический труд, поэтому необходимо создание в организации благоприятных условий для самомотивации личности в направлении раскрытия индивидуального творческого потенциала на почве как профессионального, так и личностного развития для повышения качества управления мотивацией и максимально эффективного использования кадрового потенциала. Значимость профессионального обучения как мотивирующего фактора трудно переоценить. Однако, для того, чтобы корпоративное обучение играло мотивирующую роль, оно должно быть наградой, а не обязанностью. Руководителю всегда надо помнить, что и в самую совершенную систему мотивации со временем придется вносить изменения. Необходим регулярный мониторинг системы мотивации труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов./ Г.С. Абрамова; Екатеринбург: Деловая книга, 2012.-120 с. 2. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 2014.-46 с.
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Психология развития: Хрестоматия по психологии. - СПб., 2011.-41 с. 4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 2013. - 352 с. 5. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. - 2012. - №4. - Т.13. – 900 с. 6. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие. - Изд-во Моск. Ун-та, 2014.-46 с. 7. Джеймс У. Психология самосознания: Хрестоматия. Самара, 2013.-40 с. 8. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Просвещение, 2012. - 156 с. 9. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки. // Вопросы психологии. - 2011. - №1. - 54 с. 10. Изард, К.Е. Психология эмоций./ К.Е. Изард; - СПб.: Питер 2012.-100 с. 11. Изард, К.Е. Эмоции человека./ К.Е. Изард; - М.: издательство МГУ, 2014.-95 с. 12. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность». Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль, Академия развития, 2014.-70 с. 13. Ковалев, А.Г. Психология личности./ А.Г. Ковалев; - Просвещение, 2012.-120 с. 14. Колесов, Д.П. Современный подросток. Взросление и пол.: Учебное пособие./ Д.П. Колесов. - М.: МПСИ Флинта. 2013.-654 с. 15. Кон И.С. «Психология ранней юности» - М. Просвещеиие, 2011.-50 с. 16. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., Просвещение, 2012.-80 с. 17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие. -5-е изд. / И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во УРАО, 2012.-102 с. 18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2014, 304 с. 19. Личко А.Е. «Подростковая психиатрия», Д. Медицина, 2014.-145 с. 20. Мадорский Л.Р., Зак А.3. «Глазами подростков», Книга для учителя М. Просвещение, 2011.-36 с. 21. Немов, Р.С. Общая психология.: Учебник для ср. проф. образования. / Р.С. Немов; - М.: Владос, 2013.-79 с. 22. Немов, Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов / Р.С. Немов; М.: Владос, 2011.325 с. 23. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности: Методы исследования и диагностики./ А.К. Осницкий; - М.: Нальчик. Изд. центр «Альфа». 24. Первин, Л.А. Психология личности: теория и исследование/ Л.А. Первин, О.П. Джон. - М.: Аспект Пресс, 2011.-70 с. 25. Петровский, А.В. О психологии личности./ А.В. Петровский; - М.: Знание, 2011.-16 с. 26. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 2012. - 179 с. 27. Поварницына Л.А. «Психологический анализ трудностей общения», М. 2012.-112 с. 28. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста./ Ф. Райс; - 8-е издание. - СПб.: Питер, 2012.-301 с. 29. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие для вузов. - Практикум по психодиагностике. / А.А. Реан, 2013 - 713 с. 30. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - Москва, Владос, 2011 г.-70 с. 31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2013 - 713 с.
32. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2014. - 350 с. 33. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я., «Отцы и дети в меняющемся мире» - М. Просвещение, 2012.-55 с. 34. Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности./ Л.Н. Собчик; - СПб.: Речь, 2011.-101 с. 35. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 2012.-96 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методы мотивации труда педагогов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика изучение мотивации профессиональной деятельности Замфир
Инструкция: прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале. Обработка результатов методика изучение мотивации профессиональной деятельности Замфир: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами. ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2 ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3 ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2 Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное). На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ. К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания: ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип: ВОМ > ВПМ > ВМ Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы. При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|