Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Научный метод познания

ДЕ 1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира

Тема: Научный метод познания

24. Установите соответствие между принципом научного познания и его содержанием:

1) принцип верификации
2) принцип фальсификации
3) принцип соответствия

 

3. новая теория включает в себя старую при некоторых ограничивающих условиях

2. научное знание должно быть в принципе опровержимо

глубокое описание любого объекта требует рассмотрения его с противоположных сторон

1. научное утверждение должно быть проверено опытным путем

Согласно принципу фальсификации (фальсифицируемости) (от лат. – подделываю, фальшь), научным может быть только принципиально опровергаемое знание. Фальсификация – это преднамеренное искажение каких-либо данных. Сам ученый и его оппоненты пытаются опровергнуть гипотезу или утверждение, и если это не удается, то она считается верной.

91. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:

1) мысленное или реальное разложение объекта на составляющие части с целью их детального изучения
2) активное, целенаправленное изучение объектов в контролируемых и управляемых условиях
3) процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему

 

1. анализ

3. дедукция

2. эксперимент

Анализ — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.

Дедукция - метод рассуждения от общих положений к частным, логический вывод частных положений из какой-либо общей мысли

Индукция - метод рассуждения от частного к общему

101. Установите соответствие между научной дисциплиной и предметом ее исследований:
1) космология
2) космогония
фундаментальные и технические проблемы космических полетов

1. Вселенная в целом, ее строение, происхождение и развитие

2. небесные тела и системы, их происхождение и эволюция

Космология (космос + логос) — раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом.

Космогония — учение о происхождении или о сотворении Вселенной.

102. Установите соответствие между научной дисциплиной (научно-исследовательской программой) и ее предметом исследований:
1) синергетика
2) биологический эволюционизм
3) универсальный эволюционизм
3. эволюция как форма существования Вселенной

2.происхождение человека (антропогенез) и формирования общества

1.универсальные закономерности самоорганизации в природе и обществе

происхождение и развитие живых систем

Синергетика (от греч. συν- — приставка со значением совместности и греч. ἔργον — «деятельность») — междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации. С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции».

Эволюцион́изм (также эволюционное учение и эволюционистика) — система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной. Первые эволюционные идеи выдвигались уже в античности, но только труды Чарльза Дарвина сделали эволюционизм фундаментальной концепцией биологии.

123. Установите соответствие между свойством научного знания и его сутью:

1) достоверность

Достоверность - обоснованность, доказательность, бесспорность знания.
2) системность

Системность реализуется в рамках системного подхода, т.е. исследований, в основе которых лежит изучение объектов как сложных систем.
3) точность
Точность - степень истинного соответствия чему-нибудь.

1. проверяемость знания, например, экспериментом или логическим доказательством

независимость знания от личности исследователя и его индивидуальности

3. степень близости знания к исследуемой реальности, достигаемая путем использования научного языка

2. строгая структурная организация знания и способов познания

 

153. Частью механической научной картины мира была концепция механического детерминизма, согласно которой любое будущее событие можно точно предсказать с помощью законов механики, если точно знать начальное состояние всех тел и частиц в мире. В современной научной картине мира она отвергнута, поскольку …

 

классическая механика, обосновывавшая механический детерминизм, оказалась полностью ошибочной теорией

Выбранное утверждение само по себе неверно. В рамках своей области применимости классическая механика прекрасно работает и в наше время. Студенты технических университетов изучают ее, в разных формах, практически все время своего обучения.

оказалось, что точно установить механическое состояние даже одной частицы физически невозможно

 

в мире время от времени происходят сверхъестественные события, не объясняемые и не предсказываемые никакой наукой

От представления о возможности беспричинных, сверхъестественных событий отказались еще древние греки, что позволило им сделать огромный скачок в познании мира. Тем более эта идея лежит за рамками современного научного мировоззрения и не может объяснить, почему в нем не признается механический детерминизм.

оказалось, что точно рассчитать движение всех частиц в мире не под силу никаким компьютерам

Выбранное возражение не принципиально. Если бы дело было только в этом, оставалась бы надежда, что по мере совершенствования компьютеров, которое происходит очень быстро, так же быстро будут расти наши возможности по точному прогнозированию отдаленного будущего.

163. На эмпирическом уровне научного познания происходит …

 

объяснение и обобщение фактов

Объяснение и обобщение фактов связано с теоретическим уровнем познания.

предсказание новых явлений в рамках существующих теорий

Вы ошиблись! Предсказание новых явлений в рамках существующих теорий – это теоретический уровень познания.

выдвижение гипотез

Выдвижение гипотез связано с обобщением полученных научных фактов, в том числе экспериментальных, и происходит на теоретическом уровне познания.

 

сбор фактов и информации

На эмпирическом уровне научного познания происходит сбор фактов, информации, их описание и систематизация. При этом получают фактологические знания. Теоретический уровень связан с обобщением, объяснением, когда выдвигаются гипотезы, формулируются законы, создаются теории.

164. Естественные науки характеризуются …

 

совпадением объекта и субъекта познания

Совпадение объекта и субъекта познания присуще гуманитарному знанию, характерной чертой которого является субъективность, когда на знание накладывают отпечаток общественные интересы, убеждения ученого, ценностные ориентиры.

объективной количественной оценкой изучаемых объектов

затрудненностью экспериментальных методов исследования

Вы ошиблись! Естествознание превратилось в истинную науку с тех пор, как смогло опереться на эксперимент.

преобладанием качественных оценок

Преобладание качественных оценок характерно для гуманитарного знания.

185. К принципам универсального эволюционизма относится положение о том, что …

 

Вселенная возникла конечное время тому назад (около 13,5 млрд. лет) и с тех пор расширяется

Вами выбрано положение современной космологии, которое существенно уже положений универсального эволюционизма. Оно фиксирует лишь нестационарность, изменчивость нашей Вселенной. Но не любые изменения заслуживают названия эволюционных.

все материальные структуры Вселенной существуют только в процессе постоянного развития, эволюции

 

все современные живые организмы на Земле возникли в ходе длительной биологической эволюции

Вами выбрано основное положение биологического эволюционизма, которое лежит в основе всей современной биологии, постепенно захватывающей лидерское положение среди естественных наук. Однако универсальный эволюционизм является междисциплинарной научной исследовательской программой.

преобладающей тенденцией во всех мировых процессах является тенденция к деградации и росту энтропии

188. Согласно концепции механического детерминизма, …

 

у каждого события имеется предшествующая ему естественная причина

Выбранное положение отражает не концепцию детерминизма, а принцип причинности. Принцип причинности утверждает, что беспричинных событий нет; концепция же детерминизма конкретизирует характер связи между причиной и следствием.

все процессы в нашем мире всегда происходят в условиях неопределенности и потому не могут быть предсказаны на сколько-нибудь длительный срок вперед

Вы ошиблись! Выбранное Вами утверждение соответствует представлениям современной научной картины мира. Во времена же расцвета механистического мировоззрения считалось, что неопределенность в описании природы и предсказании хода природных процессов не принципиальна, а лишь отражает меру человеческой неаккуратности в измерениях и неспособности быстро и точно вести расчеты.

все особенности социального поведения людей в конечном счете определяются необходимостью удовлетворения их биологических потребностей в пище, отдыхе и размножении

Вы ошиблись! Выбранное Вами утверждение – это основная идея биологического детерминизма, одного из течений в социологии. Концепция же детерминизма (даже с уточняющим определением «жесткого») является гораздо более общей и не ограничивается проблемой описания и предсказания поведения людей.

будущее Вселенной полностью предопределено ее современным состоянием и законами механики

214. Принцип эквивалентности устанавливает физическую неразличимость …

 

пространства и времени

Пространство и время существенно различаются своими физическими свойствами. Например, пространство трехмерно, а время одномерно; пространство изотропно, время – анизотропно.

 

ускоренного движения и покоя в гравитационном поле

инертной и гравитационной масс

массы и энергии

219. Представление о бесконечности пространства и времени, отсутствии у них пределов, границ, начала и конца свойственно …

 

Аристотелю

Аристотель считал Вселенную имеющей форму шара, за пределами которого нет материи, и, следовательно, нет понятий пространства и времени.

современной научной картине мира

Согласно современной научной картине мира, Вселенная возникла конечное время назад (около 13,5 миллиарда лет). Поскольку в этой картине считается, что пространство, время и материя связаны неразрывно, говорить о бесконечности времени в ней нельзя.

механической научной картине мира

электромагнитной научной картине мира

222. Метод познания, заключающийся в сознательном отвлечении от индивидуальных, несущественных свойств и сторон изучаемого объекта или явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и связей, называется …
формализацией

Формализация – это замена некоторыми символами не только реальных объектов, но и описывающих их теоретических положений, то есть это более далеко идущий шаг, чем просто отвлечение от индивидуальности реальных объектов и процессов. Кроме того, при формализации с символами оперируют по очень жестким, математическим правилам, чего формулировка задания не предполагает.

моделированием

Моделирование не предполагает особого выделения, подчеркивания каких-то сторон объекта изучения. Кроме того, модели бывают и натурные, сохраняющие индивидуальные черты и особенности.

идеализацией

Идеализация – это мысленное изменение изучаемого объекта. Иллюстрацией может служить знаменитая фраза из лекции по теории оптимального раскроя тканей в швейной промышленности: «Будем для простоты считать, что тело клиента имеет сферическую форму».

абстрагированием

В результате абстрагирования – отвлечения от частных, индивидуальных характеристик реальных предметов – возникают абстракции, являющимися основным объектом теоретического знания

223. Согласно принципу причинности в науке, …
события могут быть беспричинными или иметь сверхъестественную причину

Высказывание, что события могут быть беспричинными или иметь сверхъестественную причину, означает отказ от рационального объяснения мира.

причина может наступить как раньше, так и позже своего следствия в зависимости от выбранной системы отсчета

Согласно теории относительности, причинно-следственные связи являются инвариантом, то есть причина наступает всегда раньше своего следствия, но не наоборот.

каждое событие имеет естественную причину, а беспричинных событий не бывает

 

причиной изменения состояния любой системы является внешнее воздействие на нее

Данное высказывание не может отражать суть принципа причинности. Оно является ошибочным уже потому, что причиной изменения состояния системы могут быть не только внешние воздействия, но и внутренние факторы

231. Установите соответствие между методом научного познания и примером его использования:
1) моделирование

Моделирование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
2) абстрагирование

Абстрагирование (от лат. abstractio — "отвлечение") — мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них.
3) дедукция
Дедукция - метод рассуждения от общих положений к частным, логический вывод частных положений из какой-либо общей мысли.

создание макетов техники (самолетов, ракет, кораблей) и приборов в конструкторских бюро

1. синтез органических молекул, свойственных живой природе, из неорганических газов, присутствующих на молодой Земле

2. рассмотрение планет в виде материальных точек при описании их движения в Солнечной системе

3. получение следствий специальной теории относительности об изменении пространственно-временных характеристик объектов

 

233. От истинной науки псевдонаука отличается …

отсутствием в своем содержании противоречащих фактов

строгим критическим подходом к исходным данным

системностью знания

невосприимчивостью к критике и восхвалением своих результатов

Псевдонаука — деятельность или учение, осознанно или неосознанно имитирующие науку, но по сути таковыми не являющиеся.

Другое распространённое определение псевдонауки — «мнимая или ложная наука; совокупность убеждений о мире, ошибочно рассматриваемая как основанная на научном методе или как имеющая статус современных научных истин».

346. Установите соответствие между принципом научного познания и его сутью:
1) принцип верификации

Принцип верификации (от лат. verus - истинный и facio - делаю) - принцип установления осмысленности высказываний, выдвинутый логическим позитивизмом. Высказывания считается осмысленным, если можно установить его истинность или ложность.
2) принцип фальсификации

Принцип фальсификации – предложен К.Поппером в качестве критерия разграничения науки и метафизики. Гипотеза или теория научны, по мнению Поппера, если имеют принципиальную возможность опровержения опытом. Если же в результате модификации теория становится непроверяемой, то это свидетельствует о попытках спасти ее от опровержений недозволенными способами.

Принцип фальсификации называют критерием демаркации наук, т.к. он позволяет отделять эмпирические науки от неэмпирических, подлинные теории от псевдонаучных.
3) принцип соответствия
Принцип соответствия — в методологии науки утверждение, что любая новая научная теория при наличии старой, хорошо проверенной теории находится с ней не в полном противоречии, а даёт те же следствия в некотором предельном приближении (частном случае).
1. истинность утверждения должна быть установлена путем многократного сопоставления с опытом

3. для полного и глубокого описания природного явления необходимо использовать разные противоположные системы понятий, при этом исключено одновременное применение этих систем

статистическая теория и соответствующая динамическая теория дают одинаковые результаты в том случае, когда можно пренебречь ошибками в определении начального состояния системы, а флуктуации незначительны

2.только то знание может претендовать на статус научного, которое в принципе опровержимо

Согласно принципу фальсификации (фальсифицируемости) (от лат. – подделываю, фальшь), научным может быть только принципиально опровергаемое знание. Фальсификация – это преднамеренное искажение каких-либо данных. Сам ученый и его оппоненты пытаются опровергнуть гипотезу или утверждение, и если это не удается, то она считается верной.

420. Сопоставьте форму научного знания и ее пример:
1) гипотеза

Гипотеза - предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.
2) закон

Закон - фактологически доказанное утверждение (в рамках теории, концепции, гипотезы), объясняющее объективные факты; либо некое явление, обладающее общностью и повторяемостью, зафиксированное и описанное.
3) теория

Теория - учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать — следствие теоретических построений. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.
существование большого числа атомных ядер с характерным зарядом ядра

2. сохранение энергии в процессах превращения элементарных частиц

1. существование фундаментальных частиц вещества – кварков

3. кварковая модель строения атомного ядра

252. Установите соответствие между методом научного познания и примером его использования:
1) эксперимент

Эксперимент, также опыт, в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях.
2) абстрагирование

Абстрагирование (от лат. abstractio — "отвлечение") — мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них.
3) дедукция

Дедукция - метод рассуждения от общих положений к частным, логический вывод частных положений из какой-либо общей мысли.
3. вывод о падении тел в поле тяготения Солнца на основе закона всемирного тяготения

1. проведение колебательной реакции Белоусова–Жаботинского в тонком слое привело к образованию спиральных волн на поверхности

2. рассмотрение планет в виде материальных точек при описании их движения в Солнечной системе

первый закон термодинамики является обобщением эмпирического опыта человечества

310. Установите соответствие между принципом научного познания и его сутью:

1) принцип верификации

2) принцип фальсификации

3) принцип соответствия

1. любая научная теория и любое положение обязательно должны выдержать критику и опровержение со стороны как автора, так и оппонентов

3. квантовая и классическая механика дают одинаковые результаты при описании объектов, для которых можно не учитывать корпускулярно-волновой дуализм и соотношения неопределенностей

для полного описания поведения микрообъекта необходимо знать как его корпускулярные, так и волновые характеристики, которые могут быть получены только в разных экспериментах

2. для получения статуса научной сама теория и все ее положения должны пройти многократную проверку экспериментом

Принцип верификации (от лат. verus - истинный и facio - делаю) - принцип установления осмысленности высказываний, выдвинутый логическим позитивизмом. Высказывания считается осмысленным, если можно установить его истинность или ложность.
Принцип фальсификации – предложен К.Поппером в качестве критерия разграничения науки и метафизики. Гипотеза или теория научны, по мнению Поппера, если имеют принципиальную возможность опровержения опытом. Если же в результате модификации теория становится непроверяемой, то это свидетельствует о попытках спасти ее от опровержений недозволенными способами.

Принцип фальсификации называют критерием демаркации наук, т.к. он позволяет отделять эмпирические науки от неэмпирических, подлинные теории от псевдонаучных.
Принцип соответствия — в методологии науки утверждение, что любая новая научная теория при наличии старой, хорошо проверенной теории находится с ней не в полном противоречии, а даёт те же следствия в некотором предельном приближении (частном случае).

 

288. Установите соответствие между свойством научного знания и его сутью:

1) достоверность

Достоверность - обоснованность, доказательность, бесспорность знания.
2) системность

Системность реализуется в рамках системного подхода, т.е. исследований, в основе которых лежит изучение объектов как сложных систем.
3) объективность
Объективность — принадлежность объекту, независимость от субъекта; характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или желания человека (человечества).
знание не зависит от личности познающего субъекта и его индивидуальности

3. знание максимально должно быть приближено к объективной реальности

1. научное знание должно быть обязательно доказано, например многократным экспериментом

2. научное знание всегда структурно организовано: одно положение является следствием другого

 

287. Нельзя описать как механическое перемещение или результат механического перемещения каких-то тел или частиц …

 

распространение звука по рельсу

дифракцию света на углу здания

разрушение здания при землетрясении

разгон протонов в ускорителе элементарных частиц

Механическое перемещение признается зависящим от внутренней силы, и такое понимание в некотором роде выходит за рамки общепризнанной в то время концепции движения.

Механическим движением тела называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени. При этом тела взаимодействуют по законам механики.

335. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:
1) создание целостной картины об объекте исследования путем объединения данных, полученных при изучении отдельных частей
2) способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок
3) отвлечение от ряда несущественных для данного случая свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств
1. синтез

дедукция

3. абстрагирование

2.индукция

Индукция - метод рассуждения от частного к общему

Абстрагирование (от лат. abstractio — "отвлечение") — мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них.
Дедукция - метод рассуждения от общих положений к частным, логический вывод частных положений из какой-либо общей мысли.

Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.

704. Установите соответствие между методом научного познания и примером его использования:
1) индукция

Индукция - метод рассуждения от частного к общему
2) дедукция

Дедукция - метод рассуждения от общих положений к частным, логический вывод частных положений из какой-либо общей мысли.
3) анализ

Анализ — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.

рассмотрение живых клеток под микроскопом с целью описания их строения

2. зная теорию клеточного строения, делают вывод об изменениях в составе клетки конкретного живого организма

3. детальное изучение строения и состава отдельных клеток многоклеточного организма

1. вывод о строении клеток на основе многочисленных данных об исследовании клеток отдельных организмов

 

728. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:
1) суждение, образованное путем движения мысли от частного, единичного к общему
2) практическое или мысленное соединение составных частей изучаемого объекта, его свойств и связей
3) мысленное отвлечение от ряда несущественных свойств, связей, сторон исследуемого предмета или явления

3. абстрагирование

дедукция

2. синтез

1. индукция

 

Индукция - метод рассуждения от частного к общему
Дедукция - метод рассуждения от общих положений к частным, логический вывод частных положений из какой-либо общей мысли.
Абстрагирование (от лат. abstractio — "отвлечение") — мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них.

Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.

617. Установите соответствие между формой научного знания и ее примером:
1) гипотеза

2) научный факт

3) закон

3.функционирование живых организмов за счет потребления энергии Солнца и продуктов питания

2. многочисленные палеонтологические данные о составе флоры и фауны в конкретный геологический период

1.одно из объяснений взрывного многообразия флоры и фауны в истории Земли изменением содержания кислорода в земной атмосфере

положения современной биологии об элементарных структуре, наследственном материале и факторах эволюции

Гипотеза - предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.

Научный факт - это результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов.
Закон — фактологически доказанное утверждение (в рамках теории, концепции, гипотезы), объясняющее объективные факты; либо некое явление, обладающее общностью и повторяемостью, зафиксированное и описанное.
604. Установите соответствие между определением метода научного познания и самим методом:
1) непосредственное восприятие внешних поверхностных сторон изучаемого объекта или явления
2) многократное искусственное воспроизведение явления в строго определенных условиях
3) воспроизведение объекта исследования в виде мысленно представляемой или материально реализованной системы

абстрагирование

3.моделирование

2.эксперимент

1.наблюдение

Абстрагтрование (от лат. abstractio — "отвлечение") — мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них.
Моделирование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

Эксперимент, также опыт, в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях.

Наблюдение - это деятельность, предполагающая восприятие.

786. Установите соответствие между формой научного знания и ее примером:
1) гипотеза

2) научный факт

3) закон

3. функционирование живых организмов за счет потребления энергии Солнца и продуктов питания

1. одно из объяснений взрывного многообразия флоры и фауны в истории Земли изменением содержания кислорода в земной атмосфере

2. многочисленные палеонтологические данные о составе флоры и фауны в конкретный геологический период

положения современной биологии об элементарных структуре, наследственном материале и факторах эволюции

Гипотеза — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств.
Научный факт

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...