IX задание «Размещение фигур».
Материалы: три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата; девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты (Приложение 2, рис. 5). У ребенка спрашивают, указывая на карточки: «Что здесь нарисовано?» Допустимо, если вместо«квадрат», он скажет «прямоугольник» или «четырехугольник». Если ребенок не знает названий фигур, то их следует назвать. За каждое правильное название начисляется один балл. Затем у ребенка спрашивают: «Как ты считаешь, почему треугольник называется треугольником, четырехугольник называют четырехугольником, а круг – кругом?»
Правильные ответы:
У треугольника три угла, у четырехугольника четыре угла, а круг – круглый. За каждое правильное объяснение – один балл. 3) Перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга, треугольника и квадрата. Инструкция (Поочередно показывают на три карточки): «Вот здесь у нас – треугольник, здесь – квадрат, а здесь – круг. Собери и положи, пожалуйста, с (показывают на квадрат) все четырехугольники, сюда (показывают на треугольник) – все треугольники, сюда (показывают на круг) – все круги». За каждую правильно собранную кучку начисляется один балл. X задание «Сравнение картинок».
Материал: Четыре пары сравниваемых картинок. Поочередно выкладывая и после выполнения убирая каждую пару картинок, у ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, почему эта картинка (показать) выглядит иначе чем эта (показать)?» При затруднениях ребенка ему помогают: «Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?»
Оценки:
2 балла – Правильное решение без помощи. 1 балл – Правильное решение с помощью.
0 баллов – Решения нет. Оценивается каждая пара отдельно, следовательно, максимальная сумма баллов за 4 пары картинок – 8.
XI задание «Дифференциация цвета и формы».
Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур (Приложение 2, рис. 6) Инструкция: «Здесь нарисованы прямоугольники (показать). У каждого из них не хватает кусочка (показать). Подыщи для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь (показать). Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику (Показать на первую фигуру)?» Затем последовательно показывают на остальные фигуры, с просьбой подобрать недостающие части к ним.
Оценки: Каждое правильное решение должно оцениваться в один балл.
XII задание «Воспроизведение четверостиший». Ребенку предлагают воспроизвести стихотворение из задания III. «Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй рассказать. «Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и III задание. Для оценивания результата используются те же критерии качества выполнения работы, как в III задании.
XIII задание «Нахождение аналогий».
Инструкция: «Ответь, пожалуйста на несколько вопросов: Днем светло, а ночью?... (темно) Птица поет, а собака?... (лает) Машина едет, а самолет?... (летит) Голубь летает, а рыба?... (плавает) У кошки – шерсть, а у утки?... (перья) Платье сшито из ткани, а ботинки?... (из кожи)
Оценки: За каждый правильный ответ начисляется один балл.
XIV задание «Срисовывание».
Для срисовывания предлагают фигуры, для средней группы – квадрат и треугольник (рис. 16), а для старшей – треугольник и крест и два узора, напоминающие прописной шрифт (рис. 17). Инструкция; «Здесь нарисованы две фигуры и два узора (показать). Попробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда (показать) и здесь продолжить узоры (показать)».
Оценки:
Выставляются отдельно для каждого рисунка. Изменение величины образца и незначительные пространственные искажения не учитываются. 6 баллов – Рисунок похож, адекватен формам и пропорциям образца. 3 балла – Рисунок в общем похож на образец, допущены некоторые искажения форм. 2 балла – Рисунок частично похож на образец: основные формы неузнаваемы, но некоторые детали можно угадать. 0 баллов – Рисунок совсем не похож на образец, каракули.
XV задание «Описание картинки». Ребенку показывают картинку и говорят: «Расскажи, пожалуйста о том, что происходит на картинке (рис. 18)».
Оценки:
А) Разговорная речь. 2 балла – Беглая речь без запинок 1 балл – Достаточно беглая речь, но есть паузы. 0 баллов – Речь запинающаяся, прерывная.
Б) Построение предложений. 8 баллов – Хорошо структурированные сложные предложения, используются соединительные союзы. 6 баллов – Сложные предложения, стереотипно используется один союз. 4 балла – Преимущественно простые предложения. 1 балл – Преимущественно неполные предложения., 0 баллов – Построение предложений нарушено.
В) Артикуляция. 2 балла – Четкое произношение звуков. 1 балл – Нечеткое произношение звуков.
Г) Фантазия, воображение. Оценивается в 1 балл, если ребенок не просто повествует о том, что изображено на картинке, но и о переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или будет и т.п.
Таким образом, максимальная оценка по всему заданию 13 баллов.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ: Подсчитывается сумма полученных баллов по всем заданиям. Общий суммарный показатель при помощи таблицы нормативов (Лидере) переводится в проценты. Полученный результат является показателем умственного развития ребенка, его интеллектуальной готовности к школе.
ТАБЛИЦА НОРМАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Таблица 1
Усредненной нормой для испытуемых, по данным Лидерса, считается показатель умственного развития примерно 60 и более процентов. Тест позволяет диагностировать актуальный уровень умственного развития ребенка в трех областях: обучаемость, уровень развития мышления и уровень развития речи. Существуют некие компоненты умственного развития, необходимые для обучения в школе, которые в совокупности образуют интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Эти компоненты соотносятся с конкретными заданиями теста в таблице 2.
Данная таблица облегчает анализ ответов испытуемого, его наиболее или наименее развитые компоненты умственного развития. Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|