Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IX задание «Размещение фигур».

Материалы: три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата; девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты (Приложение 2, рис. 5).

У ребенка спрашивают, указывая на карточки: «Что здесь нарисовано?» Допустимо, если вместо«квадрат», он скажет «прямоугольник» или «четырехугольник». Если ребенок не знает названий фигур, то их следует назвать. За каждое правильное название начисляется один балл.

Затем у ребенка спрашивают: «Как ты считаешь, почему треугольник называется треугольником, четырехугольник называют четырехугольником, а круг – кругом?»

 

Правильные ответы:

 

У треугольника три угла, у четырехугольника четыре угла, а круг – круглый.

За каждое правильное объяснение – один балл.

3) Перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга, треугольника и квадрата.

Инструкция (Поочередно показывают на три карточки): «Вот здесь у нас – треугольник, здесь – квадрат, а здесь – круг. Собери и положи, пожалуйста, с (показывают на квадрат) все четырехугольники, сюда (показывают на треугольник) – все треугольники, сюда (показывают на круг) – все круги».

За каждую правильно собранную кучку начисляется один балл.

X задание «Сравнение картинок».

 

Материал: Четыре пары сравниваемых картинок.

Поочередно выкладывая и после выполнения убирая каждую пару картинок, у ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, почему эта картинка (показать) выглядит иначе чем эта (показать)?» При затруднениях ребенка ему помогают: «Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?»

 

Оценки:

 

2 балла – Правильное решение без помощи.

1 балл – Правильное решение с помощью.

0 баллов – Решения нет.

Оценивается каждая пара отдельно, следовательно, максимальная сумма баллов за 4 пары картинок – 8.

 

XI задание «Дифференциация цвета и формы».

 

Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур (Приложение 2, рис. 6)

Инструкция: «Здесь нарисованы прямоугольники (показать). У каждого из них не хватает кусочка (показать). Подыщи для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь (показать). Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику (Показать на первую фигуру)?»

Затем последовательно показывают на остальные фигуры, с просьбой подобрать недостающие части к ним.

 

Оценки:

Каждое правильное решение должно оцениваться в один балл.

 

XII задание «Воспроизведение четверостиший».

Ребенку предлагают воспроизвести стихотворение из задания III. «Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй рассказать. «Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и III задание. Для оценивания результата используются те же критерии качества выполнения работы, как в III задании.

 

XIII задание «Нахождение аналогий».

 

Инструкция: «Ответь, пожалуйста на несколько вопросов:

Днем светло, а ночью?... (темно)

Птица поет, а собака?... (лает)

Машина едет, а самолет?... (летит)

Голубь летает, а рыба?... (плавает)

У кошки – шерсть, а у утки?... (перья)

Платье сшито из ткани, а ботинки?... (из кожи)

 

Оценки:

За каждый правильный ответ начисляется один балл.

 

XIV задание «Срисовывание».

 

Для срисовывания предлагают фигуры, для средней группы – квадрат и треугольник (рис. 16), а для старшей – треугольник и крест и два узора, напоминающие прописной шрифт (рис. 17).

Инструкция; «Здесь нарисованы две фигуры и два узора (показать). Попробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда (показать) и здесь продолжить узоры (показать)».

 

Оценки:

 

Выставляются отдельно для каждого рисунка. Изменение величины образца и незначительные пространственные искажения не учитываются.

6 баллов – Рисунок похож, адекватен формам и пропорциям образца.

3 балла – Рисунок в общем похож на образец, допущены некоторые искажения форм.

2 балла – Рисунок частично похож на образец: основные формы неузнаваемы, но некоторые детали можно угадать.

0 баллов – Рисунок совсем не похож на образец, каракули.

 

XV задание «Описание картинки».

Ребенку показывают картинку и говорят: «Расскажи, пожалуйста о том, что происходит на картинке (рис. 18)».

 

Оценки:

 

А) Разговорная речь.

2 балла – Беглая речь без запинок

1 балл – Достаточно беглая речь, но есть паузы.

0 баллов – Речь запинающаяся, прерывная.

 

Б) Построение предложений.

8 баллов – Хорошо структурированные сложные предложения, используются соединительные союзы.

6 баллов – Сложные предложения, стереотипно используется один союз.

4 балла – Преимущественно простые предложения.

1 балл – Преимущественно неполные предложения.,

0 баллов – Построение предложений нарушено.

 

В) Артикуляция.

2 балла – Четкое произношение звуков.

1 балл – Нечеткое произношение звуков.

 

Г) Фантазия, воображение.

Оценивается в 1 балл, если ребенок не просто повествует о том, что изображено на картинке, но и о переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или будет и т.п.

 

Таким образом, максимальная оценка по всему заданию 13 баллов.

 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Подсчитывается сумма полученных баллов по всем заданиям. Общий суммарный показатель при помощи таблицы нормативов (Лидере) переводится в проценты. Полученный результат является показателем умственного развития ребенка, его интеллектуальной готовности к школе.

 

ТАБЛИЦА НОРМАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Таблица 1

Суммарный показатель Проценты
   
   
   
   
   
   
96,5  
   
   
108,5  
   
   

 

Усредненной нормой для испытуемых, по данным Лидерса, считается показатель умственного развития примерно 60 и более процентов. Тест позволяет диагностировать актуальный уровень умственного развития ребенка в трех областях: обучаемость, уровень развития мышления и уровень развития речи. Существуют некие компоненты умственного развития, необходимые для обучения в школе, которые в совокупности образуют интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Эти компоненты соотносятся с конкретными заданиями теста в таблице 2.

 

Данная таблица облегчает анализ ответов испытуемого, его наиболее или наименее развитые компоненты умственного развития.

Таблица 2

Компоненты умственного развития Номера заданий
1. Обучаемость (как способность к обучению) 3, 8, 12
2. Уровень образования понятий 1,4,13
3. Уровень развития речи 1, 15
4. Общая осведомленность (знания об окружающем мире) 1, 4, 9, 13
5. Овладение отношениями множеств 5, 6, 7, 8
   

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...