Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология и методы культурологического исследования




Примерные темы курсовых работ кафедры культурологии

(2019 – 2020 учебный год)

 

Направление: 51.03.01 Культурология

 

Курс (год набора - 2019)

Теория культуры

1. Проблема выбора методов в исследовании культуры

2. Культурная картина мира современных россиян

3. Трансформации социокультурных стереотипов в современной России

4. Культурная обусловленность телесного поведения в современном обществе. (М. Мосс, М. Фуко пр.)

5. Повседневность в контексте современного социокультурного процесса (на основе анализа концепций М. Щюца, П. Бергера и Т. Лукмана, И. Гофмана, Г. Гарфинкеля и пр.)

  1. «Культура» и «цивилизация»: соотношение понятий
  2. «Классическая модель» культуры: структурные элементы, становление, развитие, кризис
  3. Просветители о культуре и цивилизации
  4. Проблема «понимания» в культурологии. Герменевтика
  5. Неокантианство о методологических проблемах «наук о природе» и «наук о культуре»
  6. Проблема единства культуры и многообразия культур
  7. Диалог культур и условия его реализации в современном мире
  8. Культурная регламентация воспитательных практик: традиция и современность

14. Типология молодежных субкультур: проблема оснований

15. Позитивные практики формирования идентичности у российской молодежи

16. Образование в структуре жизненных стратегий российской молодежи

  1. Образование в контексте постмодернистского дискурса
  2. Социокультурная среда современного учебного заведения как фактор инкультурации детей и молодежи
  3. Символ и миф в философии культуры Э. Кассирера
  4. Философия человека Э. Кассирера
  5. Неокантианская аксиология культуры и ее рецепция в современной культурологии
  6. Деловая дискуссия, полемика, спор и их психологические особенности
  7. Социальные сети как объект социолингвистических исследований
  8. Язык как средство изучения социальных явлений
  9. Язык современной студенческой молодежи в фокусе социолингвистических исследований
  10. Репрезентации культурного текста в современном гуманитарном знании
  11. Ритуал как текст в современной русской культуре
  12. Культурное наследие как фактор формирования культурной идентичности
  13. Психологические подходы в системе антропологического знания
  14. Проблема культурной идентичности: анализ концепций

31. Этапы становление феномена моды как общеевропейского социокультурного явления

32. Мода как символический элемент культуры

33. Изменения в моде как актуализация культурной памяти о стилевых решениях прошлого

34. Социокультурная антропология в эпоху постмодерна

35. Семиотика публичного и приватного пространства городского жилища

36. Модели детства в разных культурных контекстах

37. Личность в традиционной культуре: структура деятельности и способы регуляции поведения

38. Способы взаимодействия религиозных и этнических факторов в культуре 

39. Соотношение глобальности и локальности в современном социокультурном пространстве

40. Диффузионизм в антропологическом знании: американская «историческая этнология» и немецкая «культурно-историческая школа»

41. Британский функционализм и американский структурный функционализм в социокультурном знании

42. Понятие «этнос» как концепт отечественной науки. Сравнительный анализ взглядов Ю. Бромлея и Л. Гумилёва

43. Историко-социологический анализ античных и средневековых городов М. Вебера

44. Множественная идентичность личности как конструкт методологии постмодерна

45. Гендер как социокультурная характеристика личности

46. «Возрастные» субкультуры и их объединяющая роль в социуме

История культуры

  1. Понятие «мировая культура»
  2. Историко-типологическое содержание понятий "культура" и "цивилизация"
  3. Культурогенез как специфический тип культурной изменчивости и его факторы
  4. Соотношение истории общества и истории культуры
  5. Социальные общности как субъекты историко-культурного процесса: от рода до глобального человечества
  6. Динамика этнокультурных систем
  7. Формационная типология общностей. Доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные типы обществ
  8. Хронология и периодизация истории Древнейшего мира. Современные идеи антропосоциокультурогенеза
  9. Геокультурная карта Древнего мира
  10. Геокультурная карта средневековой Евразии
  11. Геокультурная карта средневекового славянского мира
  12. Геокультурная карта древней Америки
  13. Геокультурная карта «мирового Ренессанса»
  14. Карта культурной ойкумены эллинизма
  15. «Великие географические открытия» и «волны» колонизации
  16. Мировые города на геокультурной карте Нового времени
  17. Этнокультурная карта современной России
  18. Геокультурная карта степных цивилизаций средневековой Евразии
  19. Памятники эпоса народов Западной Европы и России
  20. Неолитическая культурная революция
  21. Архаические культуры в современном мире
  22. Культура и память (великие имена в мировой культуре (по странам)
  23. Культура и память (памятники культуры (по странам и регионам)
  24. Русская культура между Западом и Востоком
  25. Динамика языковой ситуации в России XX-XXI вв.
  26. Языческое и православное в современной русской культуре
  27. Россия в контексте глобализации
  28. Основные проблемы в изучении культуры европейского средневековья
  29. Влияние византийской цивилизации на развитие культуры России
  30. Процессы ремифологизация в современной культуре
  31. Современная российская мифология
  32. Культура и глобализация в ХХI веке
  33. Миф в культуре современной России
  34. Миф в процессах национальной идентификации ХХ-ХХI веков
  35. Глобализация и проблема сохранения этнокультурного своеобразия
  36. Глобализация, миграции и этнодемографические процессы в мире
  37. Традиционные религии в контексте глобализации
  38. Глокализация как синтез «глобализации» и «локализации» в современном социуме
  39. Межэтнические проблемы современных мегаполисов
  40. Возникновение массовой культуры
  41. Образ школы и учителя в советском и постсоветском кино (вариант: литературе): сравнительный аспект
  42. Соотношение массового и элитарного в современном русском музыкальном театре на примере… (театр на выбор студента)
  43. Мифологические образы и архетипы в творчестве рок-группы… (на выбор студента)
  44. Фолк-хистори в современной русской культуре на примере… (авторы или направления на выбор студента)
  45. Географические образы сакрального пространства в литературе фэнтази на примере… (автор или произведение на выбор студента)
  46. Конфессиональная идентичность в современной российской медиакультуре (конфессия на выбор студента)
  47. Миф в современных культурных практиках
  48. Свобода человека в современной массовой культуре
  49. Отчуждение как феномен современной массовой культуры
  50. Массовая культура и мода: взаимосвязь и взаимодействие

51. Потребительский вкус как инициатор модных тенденций (Г.Блумер)

52. Молодёжные субкультурные течения и уличные модные тенденции как источник инноваций для «Haute Couture»

53. Мода как фактор социальной дифференциации. Ситуация модерна и постмодерна

54. Роль участников процесса модной коммуникации («производители»-«потребители»-«распространители») в функционировании феномена моды

55. Мода и новые коммуникационные технологии

56. Роль рекламы в распространении модных стандартов

57. Мода как социальный регулятор поведения масс

58. Изменение социальной функции моды в рамках общества потребления (Ж.Бодрийяр)

59. Модное дефиле как перформанс

60. Модный журнал как «машина по производству моды»

61. Регулярные модные показы как механизм диффузии моды

62. Ярлык модного продукта как позиционирование бренда и неотъемлемая часть системы моды

63. Место и роль модных домов в структуре индустрии моды

64. Эстетика рекламы в современной индустрии моды

65. Ситуация глобализации и индустрия моды

66. Формы концептуализации мужской и женской идентичности в современных тенденциях моды

67. Взаимосвязь моды и религиозной идентичности в современном мире

68. Появление молодёжной моды как отражение изменения социокультурных основ европейского общества

69. Половая идентичность как иллюзия. Постмодерн и мода на андрогинность

70. Этностиль: позиционируемая идентичность или постмодернистская игра?

71. Рождение моды: от империи роскоши к массовому производству и потреблению

72. Модная фотография как феномен fashion-индустрии ХХ в.

73. Бит-коллекция И.Сен-Лорана 1958 г.: первое смешение Haute Сouture и уличной моды

74. Влияние субкультур ХХ в. на моду подиумов

75. Модные журналы нового поколения: взаимосвязь уличного стиля и профессионального дизайна («The Face», «i-D»)

76. Униформа в стиле унисекс – будущее моды?

77. Детская субкультура в современной индустрии моды

78. Мода как основа функционирования современного социума (Ж.Липовецкий)

  1. Метафора как культурный феномен: эволюция одной метафоры на примере рекламных текстов
  2. Креативный потенциал социальных сетей
  3. Коммуникативные стратегии рекламного и ПР-текста
  4. Семиотика рекламного текста
  5. Локализация брендов: проблема диалога культур
  6. Аккультурация и культурный шок в межкультурной коммуникации
  7. Речевое воздействие в рекламе
  8. Роль мифа в медиакультуре
  9. Коммуникации в корпоративной культуре

 

История искусства

  1. Современное искусство как среда социализации личности
  2. Интегративные процессы в современной художественной культуре
  3. Феномен фотографии и его влияние на художественный процесс
  4. Поиск новых форм в искусстве кино и проблема идентификации художника и зрителя
  5. Социокультурный анализ российского кино 2000-2018 гг.
  6. Семиосфера русской культуры: религиозный опыт и художественное творчество
  7. Стиль жизни и стили искусства в ХХ веке
  8. Роль искусства в формировании молодежных субкультур
  9. Художественное наследие как фактор формирования культурной идентичности
  10. Кино эпохи постмодернизма и проблема сохранения культурных традиций
  11. Искусство в формировании картины мира
  12. Роль авторского искусства в системе массовой культуры
  13. Диффузия «элитарного» и «массового» в искусстве современного кино
  14. Международный проект актуального искусства «Московское биеннале современного искусства» как фактор поиска взаимопонимания и новых художественных идей
  15. Архитектура как вид массовой коммуникации: риторика в архитектуре, информация в архитектуре
  16. Место художника как деятеля искусства в процессе культурного преобразования общества
  17. Синтез искусств в современной художественной культуре
  18. Ансамбли петроглифического искусства на карте мира
  19. Античное искусство и его роль в формировании западноевропейской культуры
  20. Влияние Реформации на искусство Северного Возрождения
  21. Гуманизм – идейная основа итальянского Возрождения: отражение в изобразительном искусстве
  22. Древнерусское искусство в контексте современной культуры России
  23. Шедевры древнерусской архитектуры как объекты культурного туризма
  24. Динамика древнерусской литературы: от переводных источников к оригинальным произведениям

Курс (год набора - 2018)

Методология и методы культурологического исследования

  1. Место научного знания в культурной картине мира
  2. Социокультурная детерминированность процесса научного познания
  3. «Нормальная» наука (по Куну) и социокультурный контекст научного познания
  4. Парадигма исследования и формирование научно-методологического ресурса
  5. Методологическая специфика гуманитарного познания
  6. Сциентизм и антисциентизм как бинарные векторы/ограничители научного знания
  7. Науки о природе и науки о культуре: исторические поиски специфики социогуманитарного знания
  8. Неокантианство и методология построения наук о культуре
  9. Сциентистские и «гуманитарные» исследования в культурологическом знании: их оппозиционный и взаимно дополнительный характер
  10. Герменевтическая парадигма в культурологическом познании
  11. Интерактивный характер конструирования объекта исследования в культурологическом познании
  12. Репрезентация как процесс и результат культурологического постижения
  13. Внерациональные модели описания культурологических объектов
  14. Культурно-семантический подход в культурологическом исследовании
  15. Герменевтика как базовая модель культурологического анализа
  16. Технология герменевтического исследования, «герменевтический круг» и его эвристическая ценность
  17. Коммуникативная парадигма в культурологическом познании
  18. Социологические, феноменологические и семиотические подходы как ресурс построения современной методологии культурологического исследования
  19. Интерактивное пространство как поле, технология и способ культурологического анализа
  20. «Диалогика познающего разума» (В.С.Библер) как методология культурологического анализа
  21. Интерактивная модель «понимающей» социологии в ресурсе культурологического познания
  22. Концептуализация: построение модели рационального объекта исследования
  23. Описание культурной системы из позиции «независимого наблюдения»
  24. Концептуализация: построение модели иррационального объекта исследования
  25. Иррациональное как объект рефлексирующего анализа
  26. Герменевтические процедуры истолкования иррационального опыта
  27. Семантические приемы реконструирования иррационального опыта как интерпретации второго порядка
  28. Психоаналитическая интерпретация типизированных рутинных схемы культуры
  29. Теоретические и прикладные культурологические исследования
  30. Соотношение фундаментального, прикладного культурологического знания и культурных практик
  31. Прикладное культурологическое исследование как единство научной концепции и технологии разрешения проблемы
  32. Концептуально-технологическая модель культурологического исследования
  33. Эмпирические исследования в культурологии
  34. Организация полевого исследования
  35. Метод включенного наблюдения и его место в исследовательском ресурсе
  36. Количественные методы в культурологическом исследовании
  37. Количественный метод как выражение сциентистского направления в методологии культурологического исследования
  38. Организация массового анкетного опроса
  39. Интервью (формализованное и фокусированное) в количественных исследованиях
  40. Качественные методы в культурологическом исследовании
  41. Качественные методы как реализация гуманитарного направления в методологии культурологического познания
  42. Интерпретативная модель как основа качественного исследования
  43. Дискур-анализ как основной метод качественного анализа текстов (документов)
  44. Исследование повседневности
  45. Этнометодология как технология качественного исследования
  46. Организация свободного интервью
  47. Исследования фокус-групп
  48. Схема интерпретации как основание и технология гуманитарного (качественного) исследования
  49. Организация и проведение гуманитарного научного исследования
  50. Общность «количественного» и «качественного» подходов
  51. Дискур-анализ, репрезентация и интерпретация полученных данных как основные этапы исследования
  52. Аналитическая интерпретация полученных данных (формулировка концептуальной модели, подготовка отчетов, выводов, рекомендаций)

Курс (год набора - 2017)

Прикладная культурология

  1. Прикладная культурология как составная часть научного знания о культуре
  2. Социокультурные условия формирования прикладного культурологического знания в 90-х гг. XX века
  3. Фундаментальная и прикладная культурология: общие основания и разные векторы развития знания
  4. Прикладная культурология в системе российского социально-гуманитарного знания
  5. Структура и функции прикладного культурологического знания
  6. Социокультурное проектирование в системе прикладного культурологического знания
  7. Социокультурное экспертирование в системе прикладного культурологического знания
  8. Прикладная культурология и культурные практики
  9. Культурный менеджмент как область прикладной культурологии
  10. Организационная культура как объект прикладных культурологических исследований
  11. Структура и функции организационной культуры
  12. Творческие индустрии: зарождение, развитие и современное состояние
  13. Творческие индустрии как продукт развития культуры эпохи постмодерна
  14. Творческие индустрии и культурное потребление
  15. Культурное наследие как объект прикладного культурологического знания
  16. Прикладные подходы к анализу историко-культурных объектов.
  17. Культурная память и культурное наследие
  18. Социальные коммуникации как форма жизнедеятельности современной культуры
  19. Культурные технологии и коммуникативные практики
  20. Коммуникативный подход как универсальная парадигма исследования современной культуры
  21. Культура как стратегия современного образования
  22. Культура и саморазвитие личности
  23. Креативность, «другодоминантность» и мультикультурность как базовые принципы культурной парадигмы социализации
  24. Экологическая культура как объект прикладного культурологического исследования
  25. «Культура здоровья»: прикладные аспекты исследования
  26. Свободное время и досуг как сфера исследования прикладной культурологии
  27. Диалог представителя столичной и провинциальной культуры
  28. Диалог сторонника сохранения аутентичного народного промысла и деятеля из сферы креативных индустрий
  29. Диалог заказчика и производителя рекламы
  30. План развития микрорайона в префектуре округа
  31. Программа сохранения историко-культурных объектов наследия на территории района (округа)
  32. Брендирование территории и историко-культурное наследие
  33. Музейная педагогика: современные подходы
  34. Гастрономический туризм и развитие территории

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...