Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная политика государства в России




Все более важную роль приобретают модели экономики социальной ориентации, где наряду с традиционно соперничающими механизмами рынка и государства определяющее значение приобретают социально-нравственные регуляторы, т.е. институты как высшие формы управления, основанные на культурно-моральных ценностях каждой страны.

Социальная политика – составная часть национальной стратегии социально-экономического развития страны и полностью исходит из долговременных целей государства.

Современная социально-экономическая политика в России имеет следующие уровни[17]:

- высший уровень, т.е. государственная стратегия социального развития, основу которого составляет единая стратегия, направленная на выравнивание уровня благосостояния и социально-экономической безопасности граждан в целом по стране, а также граждан, проживающих в различных регионах;

- межрегиональная государственная политика, реализуемая на основе крупномасштабных программ и проектов на территории федеральных округов и координации действий региональных администраций;

- региональная политика,основу которой составляет решение социальных проблем субъектов федерации на базе развития региональных факторов производства;

- локальная политика местного самоуправления,в основе которой стоит задача обеспечения должного уровня социальной муниципальной сферы

- корпоративная политика стимулируемая государством деятельность крупнейших корпораций, основу которой составляют опорные сети представительных структур в регионах и доведение до потребителей корпоративных товаров и услуг по стандартам международного уровня, а также меры, направленные на повышение благосостояния и социальных гарантий работников корпораций и жителей территорий, где корпорации осуществляют свою работу.

В настоящее время происходят реформы в основных отраслях социальной сферы – здравоохранении, в образовании, ЖКХ, одним из результатов которых становится платность продуктов (услуг), производимых в данных секторах. В этой связи возникает две группы проблем, общих для всего социального блока. Одна - касается технологии и организации производства социальных услуг, другая - источников финансирования. Мировая практика свидетельствует, что социальная сфера не обладает достаточными возможностями развиваться только на основе саморегулирования; решающая роль здесь принадлежит государственным институтам.[18]

Необходимость решения серьезных социальных задач побудило правительство к выбору прагматического пути – реализации правительственных программ в форме приоритетных национальных проектов в области образования, здравоохранения, жилья и сельского хозяйства. Их идея достаточно логична: повышение качества жизни граждан, поиск механизмов достижения этой цели, новые возможности государства, конкретный социальный результат.

Российская власть смогла адекватно спрогнозировать развитие социокультурной тенденции в политике и экономике, учтя российскую специфику. Избранные сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества, создают стартовые условия для развития человеческого потенциала.

Приоритетные национальные проекты должны органически вписаться в стратегический курс развития человеческого потенциала. С этой точки зрения основные усилия государства должны быть сконцентрированы на решении трех групп первостепенных задач[19]:

- улучшение социально-экономических условий (увеличение подушевого ВВП, продолжительности и качества жизни, качества здравоохранения и т.д.);

- повышение интеллектуального и культурного потенциала личности (рост числа студентов, школьников, продолжительности обучения, доступ к культурным ценностям, увеличение количества ученых и т.д.);

- духовное, нравственное совершенствование личности, формирование адекватной ценностной системы общества и государства.

Эти три направления тесно связаны и взаимно усиливают друг друга. Выделение одного из них и отказ от других означает потерю смысла и эффективности всей стратегии.

В современной России, как уже было сказано выше, наиболее актуальными проблемами являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью и поэтому программа по социальной политике должна включать следующие направления:

1.Создание условий для роста доходов населения и снижения бедности. Ведь в настоящее время низкий уровень доходов населения и высокий уровень бедности являются одним из барьеров для экономического роста. Рост заработной платы должен сопровождаться ростом производительности труда и созданием новых рабочих мест. При этом необходимо обратить особое внимание на повышение уровня жизни работников бюджетной сферы, в первую очередь врачей, учителей, научных работников. Реализуются дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде предоставления материнского (семейного) капитала (250 тыс. руб., которые могут быть направлены на улучшение жилищных условий, получение ребенком образования, формирование накопительной трудовой пенсии для женщин). Помимо этого, правительство кардинальным образом увеличило размер пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет (на первого -1,5 тыс. руб., на второго - 3000 руб.). Реализация всех этих мер на федеральном и региональном уровнях несомненно подтверждает осознание властью того, что бедность является острейшей социальной проблемой, представляющей угрозу национальной безопасности. Большое значение тут играет социальная защита малоимущих граждан. С 1 января 2005 г. в отношении лиц, социальная защита которых отнесена к полномочиям федеральных органов государственной власти, начал действовать новый порядок, основывающийся на замене льгот ежемесячными денежными выплатами и предоставлении наиболее массовых натуральных их разновидностей в виде "социального пакета" (набора социальных услуг). Эти мероприятия позволили вывести из числа лиц с наименьшими доходами значительную часть неработающих пенсионеров и инвалидов.[20]

2.Обеспечение граждан доступным жильем. В настоящее время жилищная проблема в стране решается неудовлетворительно. Очень велик фонд жилья, не отвечающего современным стандартам проживания. Покупка современного жилья доступна лишь 7-10 процентам наиболее обеспеченных граждан. В целях формирования рынка доступного жилья требуется комплексное решение вопросов, связанных с увеличением платежеспособного спроса населения на жилье, на основе развития долгосрочного жилищного кредитования под более низкие проценты и увеличения объемов жилищного строительства. Т.е. необходимо решать следующие задачи: развитие долгосрочного жилищного кредитования граждан, в том числе ипотечного кредитования; создание условий для увеличения объемов жилищного строительства; определение порядка предоставления жилья, расширение мер по оказанию помощи тем категориям граждан, которые нуждаются в особой поддержке, в том числе молодым семьям.

3.Модернизация системы образования. Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда, т.к. более половины выпускников высших учебных заведений не находят работу по специальности, что в свою очередь сокращает приток квалифицированных кадров в экономику. В этой области необходима профессиональная подготовка кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда; повышение доступности качественных образовательных услуг, особенно для малоимущих граждан, в том числе за счет оказания социальной поддержки обучающихся, включая предоставление стипендий; внедрение и развитие образовательных технологий. Так, в сфере образования создаются специальные фонды развития учебных заведений, формируется система образовательных кредитов и т.д.

4.Повышение доступности и качества медицинской помощи. Эту задачу можно решить за счет установления государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи; обеспечения доступности лекарственных средств для широких слоев населения; развития добровольного медицинского страхования и совершенствования порядка оказания платных медицинских услуг. В сфере здравоохранения укрепляются системы первичной медицинской социальной помощи и профилактики, повышается доступность высокотехнологичных медицинских услуг. Это позволит улучшить социально-демографические характеристики в нашей стране.

5.Обеспечение граждан рабочими местами и создание благоприятных условий труда, т.к. в настоящее время прослеживается резкая дифференциация в уровнях оплаты труда руководителей и рядовых работников, а также в уровне среднедушевого денежного дохода между регионами.

Рассмотрев основные проблемы и направления социальной политики в российском государстве можно сделать следующие выводы:

- основные проблемы при анализе качества жизни в РФ касаются таких сфер, как образование, здравоохранение, низкая оплата труда, большой разрыв в доходах богатых и бедных;

- для решения данных проблем правительство еще в 2005 г. сформировало 4 важнейших национальных проекта, реализация которых происходит и в наши дни;

- необходимо активное участие крупных корпорации в осуществлении региональных социальных проектов. Отношения между государством и бизнесом должны строиться на основе социального партнерства;

- общество должно само активно участвовать в повышении уровня и качества жизни и способствовать тем самым социальному развитию.

 


Заключение

 

Современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний день предстаёт наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам. Хотя современная рыночная экономика и имеет свои недостатки, аргументы в пользу рыночной экономики выглядят убедительнее, нежели аргументы против нее.

В случае, когда рынок не способен справиться с какой-либо проблемой или решение этой проблемы заведомо будет неэффективным, ему на помощь приходит государство. Целью государственного регулирования экономики является поддержание экономической и социальной стабильности. Современную рыночную экономику уже невозможно представить без государственного вмешательства, т.к. государственному регулированию отводятся такие важные функции, как поддержание конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и др. Однако государство не должно вмешиваться в те области рынка, где его механизмов регулирования достаточно. В противном случае это может вызвать развал рыночной системы и превращение ее в командно-административную.

В развитии общественных отношений значительную роль играют социальные факторы. Формирование концепции национальной стратегии развития любой национальной экономики предопределяется влиянием социальных потребностей общества, тесно связанных с закономерностями развития экономической системы. На сегодняшний день ключевой целью социальной политики любого государства выступает обеспечение достойного уровня жизни и благосостояния граждан, достижение социальной справедливости. Со времен возникновения первых государственных образований первостепенной задачей социальной политики являлась проблема обеспечения граждан надежной защитой, в том числе и в социальных вопросах.

На сегодняшний день во главе приоритетов государственной политики стоит развитие именно благосостояния общества, повышение уровня и качества жизни каждого человека. При высоком уровне развития социальной инфраструктуры, экономики индивиду легче реализовать себя, внести максимальный вклад в развитие всего общества.

Достижению данной цели будет способствовать решение таких не только государственных, но глобальных проблем, как проблемы стран третьего мира, демографического старения населения, экологической ситуации в мире, проблемы в здравоохранении и т.д.

И не только государство в лице своих органов должно решать эти проблемы, а все общество в целом.

 


Глоссарий

 

Качество жизни общенаучное понятие, определяющее совокупность условий жизни человека в её социальном, политическом, культурном, духовном, материальном и других аспектах
Доходы поток денег или общая сумма денег, поступающая экономическим агентам в виде заработной платы, жалования, ренты, дивидендов, процентов, предпринимательской прибыли в течение определенного периода (за год)
Здравоохранение совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья
Индекс развития человеческого потенциала Сводный показатель качества жизни, отражающий материальное, духовное и физическое состояние людей
Национальные проекты программы по росту "человеческого капитала" в России, объявленная президентом В. Путиным и реализующаяся с 2006.
Образование по законодательству РФ – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)
Потребительская корзина набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека
Прожиточный минимум Стоимостная оценка потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы
Социальная политика государства деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленная на удовлетворение интересов и потребностей граждан.
Уровень жизни обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами или степень удовлетворения потребности в этих благах

 


Список использованной литературы

 

1. Александрова Е.Н. Ключевые проблемы развития социальной сферы России: организационно-экономический аспект // Финансы и кредит. – 2007. – № 28. – С.67-75.

2. Баянова Е. Главный показатель качества жизни // Парламентская газета № # 057(2125) от 24 апреля 2007 г.

3. Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В. и др. Экономическая теория: Учеб.пособие. – М.: РИОР. – 2008. – 208 с.

4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. СПб.: Питер. – 2006. – 544 с.

5. Гонтмахер Е. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. – 2008. – № 2. – С.61-72.

6. Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика. М.: КНОРУС. – 2007. – 688 с.

7. Данилова О.В. Комплексные индикаторы качества жизни – отражение инвестиции в человеческий капитал // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 15. – С.48-55.

8. Кузнецова Е. Проблемы бедности и способы ее преодоления // Человек и труд. – 2008. – № 4. – С.20-21.

9. Мазин А.Л. Экономика труда: уч. пособие. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2008. – 575 с.

10. Недосекин С.В. Индекс человеческого развития и экономический рост // Дайджест – Финансы. – 2007. – № 5. – С.19-20.

11. Пикулин М. Особенности российской модели социальной политики // Человек и труд. – 2008. – № 4. – С.16-17.

12. Суховский А. Социальная политика государства в российской экономике // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 1. – С.39-48.

13. Качество жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.kroupnov.ru

14. Национальный проект "Образование" и "Здоровье" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oblduma.kurgan.ru/nation_projects/

 


Приложение А

Значения ИРЧП для отдельных стран[21]

Рейтинг стран по ИРЧП в 2004 г.

Год

Значение составляющих ИРЧП в 2004 г.

  1990 1995 2000 2004 1 2 3
1. Норвегия 0,912 0,936 0,956 0,965 0,91 0,99 0,99
5. Швеция 0,901 0,933 0,949 0,951 0,92 0,98 0,95
7. Япония 0,914 0,927 0,939 0,949 0,95 0,94 0,95
8. США 0,917 0,930 0,940 0,948 0,88 0,97 1,00
16. Франция 0,904 0,923 0,935 0,942 0,91 0,97 0,95
35. Венгрия 0,811 0,815 0,845 0,869 0,80 0,95 0,86
37. Польша 0,807 0,820 0,848 0,862 0,83 0,95 0,81
40. Эстония 0,813 0,793 0,831 0,858 0,78 0,97 0,83
41. Литва 0,825 0,789 0,830 0,857 0,79 0,97 0,81
45, Латвия 0,803 0,769 0,815 0,845 0,78 0,96 0,79
65. Россия 0,818 0,771 0,785 0,797 0,67 0,95 0,77
67. Беларусь 0,788 0,753 0,775 0,794 0,72 0,95 0,71
77. Украина 0,800 0,748 0,755 0,774 0,69 0,94 0,69
79. Казахстан 0,768 0,723 0,736 0,774 0,64 0,96 0,72

1– Индекс ожидаемой продолжительности жизни;

2– Индекс уровня образования;

3– Индекс ВВП надушу населения.

 


Приложение Б

 

Таблица 1

Экономические индикаторы уровня жизни населения [22]

  2002 2003 2004 2005 2006 2007
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. 3947 5170 6410 8112 10196 12551
Реальные располагаемые денежные доходы, в процентах к предыдущему году 111 115 110 112 113 111
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 4360,3 5498,5 6739,5 8554,9 10633,9 13527,4
Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году 116 111 111 113 113 116
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения):            
 руб. в месяц 1808 2112 2376 3018 3422 3847
 в процентах к предыдущему году 121 117 113 119 113 112
Соотношение с величиной прожиточного минимума, процентов:            
 среднедушевых денежных доходов 218 245 270 269 298 326
 среднемесячной номинальной начисленной заработной платы 222 239 259 263 288 325
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:            
 млн. человек 35,6 29,3 25,2 25,2 21,5 18,9
 в процентах от общей численности населения 24,6 20,3 17,6 17,7 15,2 13,4
 в процентах к предыдущему году 89,0 82,3 86,0 87,7 85,3 87,9
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах 14,0 14,5 15,2 15,2 16,0 16,8

 


Таблица 2

Структура денежных доходов и удельный вес расходов в денежных доходах населения (в процентах) [23]

  2002 2003 2004 2005 2006 2007
Денежные доходы - всего 100 100 100 100 100 100
 в том числе:            
 доходы от предпринимательской деятельности 11,9 12,0 11,7 11,4 11,1 10,0
 оплата труда1) 65,8 63,9 65,0 63,6 65,0 70,4
 социальные выплаты 15,2 14,1 12,8 12,7 12,0 10,9
 доходы от собственности 5,2 7,8 8,3 10,3 10,0 6,7
 другие доходы 1,9 2,2 2,2 2,0 1,9 2,0
Денежные расходы и сбережения - всего 100 100 100 100 100 100
 в том числе:            
 покупка товаров и оплата услуг 73,2 69,1 69,9 69,5 69,0 69,7
 обязательные платежи и разнообразные взносы 8,6 8,3 9,1 10,1 10,5 12,5
 приобретение недвижимости 1,8 2,0 2,3 2,6 3,3 3,3
 прирост финансовых активов 16,4 20,6 18,7 17,8 17,2 14,5
 из него прирост, уменьшение (-) денег на руках у населения 1,8 2,7 1,8 1,5 3,4 3,6

1) Включая скрытую (официально не учтенную) заработную плату.

 


Приложение В

 

Прием в государственные и муниципальные учреждения высшего и среднего профессионального образования в 2007 году, тыс. человек[24]

 


[1] Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. СПб.: Питер. – 2006.

[2]Гонтмахер Е. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. – 2008. – № 2.

[3] Грязнова А.Г., Думная Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика. М.: КНОРУС. – 2007. –с.384.

[4]Критерии оценки качества жизни как основа формирования региональной социальной политики. 

[5] Александрова Е.Н. Ключевые проблемы развития социальной сферы России: организационно-экономический аспект // Финансы и кредит. – 2007. – № 28. – С.68.

[6] Недосекин С.В. Индекс человеческого развития и экономический рост // Дайджест-Финансы. – 2007. – № 5.- С.19.

[7]Данилова О.В. Комплексные индикаторы качества жизни – отражение инвестиции в человеческий капитал // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 15. – С.51.

[8] Данилова О.В. Комплексные индикаторы качества жизни – отражение инвестиции в человеческий капитал // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 15. – С.51.

[9] Данилова О.В. Комплексные индикаторы качества жизни – отражение инвестиции в человеческий капитал // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 15. – С.51.

[10]Тихонов А.А. Обладает ли «запасом прочности» уровень жизни россиян // Социологическое исследование. – 2007. – № 1. – С.82.

[11] Кузнецова Е. Проблемы бедности и способы ее преодоления // Человек и труд. – 2008. – № 4. – С.20.

[12] Александрова Е.Н. Ключевые проблемы развития социальной сферы России: организационно-экономический аспект // Финансы и кредит. – 2007. – № 28. – С.70.

[13]Баянова Е. Главный показатель качества жизни // Парламентская газета №  057(2125) от 24 апреля 2007 г.

[14] Баянова Е. Главный показатель качества жизни // Парламентская газета №  057(2125) от 24 апреля 2007 г

[15] По данным Росстата.

[16] Национальный проект «Образование»

[17]Суховский А. Социальная политика государства в российской экономике // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 1. – С.41-42.

[18][18]Пикулин М. Особенности российской модели социальной политики // Человек и труд. – 2008. – № 4. – С.17.

[19] Пикулин М. Особенности российской модели социальной политики // Человек и труд. – 2008. – № 4. – С.17.

[20]Кузнецова Е. Проблемы бедности и способы ее преодоления // Человек и труд. – 2008. – № 4. – С.20.

[21] Источник: Human Development Report 2006.

[22] По данным Росстата.

[23] По данным Росстата

[24] По данным Росстата.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...