Социологическая юриспруденция в США.
Т. Гоббс. Томас Гоббс (1588-1679) – английский мыслитель, создал произведения "О гражданине", "О теле", "О человеке» и "Левиафан". В "Левиафане".. Гос-во — это великий Левиафан (библейское чудовище). Т. Гоббс отстаивает абсолютную власть неограниченного монарха. Изначально все люди созданы равнымив физических и умственных способностях и каждый имеет право на все.Однако человек – существо эгоистичное –«человек человеку волк». Отсюда неизбежность войны против всех. Страх смерти и инстинкт самосохранения доминируют над другими старастями. Главный закон – стремиться к миру и следовать ему. Сила решает – что кому принадлежит, что является правом, а что нет. Абсолютная власть государства – гарант мира и реализации естественных законов. Государство –это лицо, суверен, обладающий верховной властью, остальные подданные..В любом государстве власть суверена абсолютна, безгранична, суверен не связан гражданским законом, сам издает, отменяет законы, объявляет войну, заключает мир, разбирает споры, назначает должностных лиц. Наделенное абсолютной властью государство выпоняет не только полицейско-охранительные функции, воспитательно-просветительная деятельность. Единственным мерой добра и зла является закон, но закон должен быть использован не против заблуждающихся, а против самих заблуждений. Благо народа – высший закон.за неограниченную власть государства. монархия Закон не вправе преступать и суверен – он рискует потерять власть.Стремился внедрить в науку о государстве и праве элементы математических методов.Широко применял аналогию государства с человеческим организмом:; верховная власть — душа гос-ва, судьи и чиновники — суставы, советники — память; законы — разум и воля, награды и наказания — нервы; благосостояние гр-н — сила,, гр-нский мир — здоровье, смута — болезнь, гр-нская война — смерть. вводил законы разума и опыта.
Ф. Ницше. Немецкий мыслитель. Один из основателей психологического направления. Важную роль у Ницше играет категория воли. Воля господствует во всем мире нов осбенности проявляется в обществе и политике.Связь воли с властью. Воля и власть свободны над моралью они стоят над нею. Власть это высшая ценность.Вся история человечества это есть борьба за власть.Ницше выделяет 2 типа гос аристократическое и демократическое. деем форма по Ницше упадочная форма в которой господствует чернь.В борьбе за власть и появляеться личности.Он употребляет термин сверх человек.Политическая фил Ницше анти демократична.Это а также что Ницше отрицательно относиться к социализму было воспринято фашизмом.. Фашизм извратил учение Ницше.По Ницше над толпой должен стоять сверх человек.А Нишце сам себя называет философом неприятных правил.
Конфуцианство. .Учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.) сыграло фундаментальную роль в политической и этической истории Китая. Книга «Лунь юй» (Беседы и высказывания). Государство – большая семья. Власть императора – власть отца, а отношения правящих и поданных – семейные отношения, где младшие зависят отстарших.Социальнополитическая иерархия строится на принципе неравенства людей Выступает за аристократическую концепцию управления – простой народ полностью отстраняется от участия в управлении государством.Требование соблюдения в государственном управлении принципов добродетели правящих отличает учение Конфуция от типичной для Китая практики деспотического правления, насилия против подданных.Политическая этика – достижение внутреннего мира между верхами и низами общества.Отрицательно относится к внешним воинам, признавая гегемонистские претензии китайских правителей, считал, что завоевыватьнадо образованностью и моралью. Отрицал необходимость регулирования политических отношений посредством законов и поддерживать порядок посредством наказаний. Он не отвергал полностью значения законодательства, хотя и уделял ему вспомогательную роль. Конфуцианство со 2 в. до н.э. признано официальной идеологией, государственной религией Китая.ЛЕГИЗМ. Основные идеидревнекитайского легизма изложены в трактате 4 в до н.э. «Шан цзюнь шу» (книга правителя области Шан) Гунсунь Яном (Шан Ян). Выступал с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания.. Концепция управления пронизана враждебностью к людям, низкой оценкой их качеств, уверенностью, что посредством насилственных мер народ можно подчинить желательному порядку. Другой лигист – Хань Фэя (3 в. до н.э.) - переинтерпритация понятий даосизма (высшая добродетель, законы неба – высшая справедливость), и конфуцианства. В результате ко 2 в. до н.э. официальная государственная идеология Древнего Китая совмещала положения легизма и конфуцианства.
Конт Огюст (1798—1857) Направлен на окончательное освобождение научного знания, в том числе и политического, от влияния философской метафизики и теологии, В четырехтомной «Системе позитивной политики» (1851—1854) О. Конт изложил теоретические основы нового, позитивного социально-политического порядка. Развитие государства, политической жизни, как и всего общества, существования трех ступеней «состояния человеческих умов» — теологического, метафизического и позитивного (научного).На первой ступени, когда господствует религиозное мировоззрение, возникает политическая система теократии, при которой во главе общества и государства становятся жрецы, служители религиозного культа, а политическая жизнь основывается на насилии и войнах. Так военные деятели, наряду со жрецами, оказываются в центре политики и власти. Наиболеераспространенной в этих условиях формой правления выступает наследственная монархия.На второй ступени, когда господствующим становится метафизическое сознание, духовная власть оказывается в руках философов-метафизиков, а в политической жизни на первый план выдвигаются юристы, литераторы и публицисты. Устраняя господство реакционнойаристократии одновременно порождает другую крайность – революции, «анархические республики» с преобладанием в них индивидуализма, либерализма и демократии, с приходом к власти некомпетентных людей, На третьей ступени, когда утверждается научное, позитивное сознание, полностью исчезает всякий (агрессивный или оборонительный) военный дух и на смену аристократии приходит «социократия» промышленной эпохи.
При социократии духовное руководство обществом принадлежит уже философам-позитивистам, ученым, призванным вырабатывать рекомендации для практики управления и заниматься воспитанием. Само же властное управление осуществляется узкой группой банкиров, промышленников и технических специалистов при содействии ученых. Массы народа как некомпетентные умы от реальной власти отстраняются. В его учении революции, представлены как «патология общественного развития» а социальная солидарность — как необходимая основа нормальной социально-политической жизни. Сторонник сильной авторитарной власи.
Раннее христианство. Христианство возникло в Иудее в Iв. н.э. как секта иудаизма, затем оно стало самостоятельной религией. Кроме иудаизма, влияние на христианство оказал также римский стоицизм. Раннее христианство проповедует равенство. В раннехристианской общине устанавливается своеобразный коммунизм. Вместе с тем, ранние христиане были лояльны к государственной власти: "Будьте покорны царю, правителю, ибо такова воля Божья" (апостол Петр). Ранние христиане не пытались изменить общественное и государственное устройство, они стремились преобразовать души людей. Однако со временем христиане стали признавать частную собственность. Со временем внутри раннехристианских общин формируется духовенство, о первоначальном равенстве стали забывать, это особенно усугубилось, когда римский император Константин I Великий придал христианству государственный статус.
Чичерин Борис Николаевич (1828-1904) – философ, историк, правовед, публицист и общественныйдеятель.Крупнейшая фигура в либеральной философской мысли второй половины. Автор пятитомника «История политических учений» (1869-1902), «О народном представительстве»Государство – союз народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага. Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного порядка, оно же определяет и защищает права и свободы. Государством определяются гражданские права, а не естественные права.Право – внешняя свобода человека, определяемая внешними законами. Поскольку закон определяет права и обязанности и вытекающими отсюда отношениями. Свобода предстает в следующих ступенях развития: внешняя (право), внутренняя (нравственность), общественная свобода. Чичерин принадлежал к либералам, суть которого, по его мнению, представление о человеке как о существе свободном, которое в таком качестве вступает в общество. Наибольшее зло исходит от бюрократии. Ее особенность в том, что она требует дисциплины и исполнительности и менее всего личной инициативы.
Полибий (около 200-120 до н.э.) родился в знатной семье. После римско-македонской войны его в качестве заложника забрали в Рим, Там же на Полибия серьезное влияние оказал стоицизм.Среди трудов Полибия: "(Всемирная) история" (в 40 книгах), до нас дошли лишь 5 книг из "Истории" Полибия. Полибий считал Рим (мировым государством). Полибий, много писал о круговороте форм государства. Сначала, по мнению Полибия, люди жили без государства и права, по принципу "побеждает сильнейший" Но со временем слабые люди собрались в толпу и, посовещавшись, отдали власть мудрым. Монархия (+) à Тирания (-) à Аристократия (+) à Олигархия (-) à Демократия (+) à Охлократия (-) à Монархия (+) Монархия основана на праве. Тирания основана на силе. Аристократия, по Полибию, является лучшей формой правления. Все вышеуказанное – простые формы правления. Вместе с тем, наилучшей является смешанная форма правления (сочетающая элементы всех справедливых форм правления, т.е. со знаком "+"). Поэтому наилучшим государственным строем Полибий считал тот, который сочетал элементы монархии, аристократии и демократии, т.е. римский республиканский строй, обеспечивающий разделение властей между консулами (олицетворяющими царскую власть, т.е. элемент монархии), сенатом (олицетворяющим аристократическую власть, т.е. лемент аристэократии) и народным собранием (олицетворяющим демократическую власть, т.е. элемент демократии). При этом основой государства Полибий полагал прирожденную богобоязнь римлян.
Петражицкий Лев Иосифович (1867 – 1931 гг.) Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл “эмоциональной теорией” и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права.Эмоции Именно они заставляют людей совершать поступки. Моральные эмоции являются односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности, или долга. Нормы морали – это внутренние императивы. Теория Петражицкого безгранично расширяла понятие права. Многочисленные правовые нормы, создаваемые индивидами, неизбежно вступают в противоречия друг с другом, указывал Петражицкий. На ранних этапах истории способом их обеспечения выступало самоуправство, т.е. защита нарушенного права самим индивидом или группой близких ему лиц. С развитием культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются: возникает система фиксированных юридических норм в форме обычаев и законов, появляются учреждения общественной власти (суд, органы исполнения наказаний и т.п.). Соотношение интуитивного и официального права, по теории Петражицкого, в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Россия является “царством интуитивного права по преимуществу”. В ее состав входят народы, стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных правовых систем и религий. Правовая доктрина Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.
Ислам.
Штаммлер Рудольф нем теоретик права сторонник марбургской школы неокантианствабыл близок катедер-социализмуутверждал первичность права по отношению к экономикеи государству.по его мнению общество это это область проявления чел вольстремляшихся к достижению целей.следует что создаваемое по воле людей право первично а экон отношения вторичны.Они есть материя регулироваемая правом.От собственно права надо отличать идею права которую он сближал с правовым сознанием.Взгляды ШТ легли в основы этического социализма Напр уважение прав личности необходимость моральности в политике и праве.
ГроцийГуго (1583–1645 гг.). Голландский юрист.Он написал знаменитый трактат “О праве войны и мира. Цель трактата – решение актуальных проблем международного права. Гроии различает право естественное и право волеустановленное. Источником естественного права является человеческий разум, Волеустановленное право (оно делится на человеческое и божественное) “Общество, –преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия”. Поэтому справедливость как условие общежития “целиком состоит в воздержании от посягательств на чужое достояние”. В трудах Гроция нередки ссылки на бога и св. писание; однако бог в его доктрине откровенно подчинен законам природы: “Естественное же право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом.. Теория договорного происхождения государства. “Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, – писал Гроций, – но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия. Государство Гроций определял как “совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы”. Признаком государства является верховная власть, к атрибутам которой Гроций, относил издание законов, правосудие, назначение должностных лиц, вопросы войны и мира, заключение международных договоров. Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться хотя бы и несправедливым предписаниям власти.. Главной причиной написания “Трех книг о праве войны и мира Естественное право сохраняет свое действие и во время войн. Гроций осуждал агрессивные, захватнические войны, считал, что их зачинщики должны нести ответственность.Одним из принципов международного права Гроций считал незыблемость договоров между государствами.
Л. Дюги. Леон Дюги (1859-1928) – конституционалист,. Сделал попытку упразднить такие конституционные понятия, как «суверенная личность государства», «субъективное право личности», и вводил новые понятия – юридическая ситуация, функция, социальное право, предпринял уточнение и перетолкование предмета конституционного права. Государственный строй состоит на 2 элементах:концепция социальной нормы – основывается на факте взаимной зависимости членов социальной группы децентрализация современное общество двжется к федерализму классов.дает новое толкование понятий «социальный класс», «индивидуальное право», «разделение властей», и др. Отказывается видеть в современных обществах только бесконечные конфликты, столкновение сил. все люди существа социальные, Социальная норма, не является моральной нормой. Подобно правовой норме, она относится к внешним проявлениям человеческой воли и не обязательна для его внутренней жизни. В настоящее время возникает общество, в котором, налагающему на каждого члена общества социальную обязанность, т.е. обязывает исполнить определенную миссию и вместе с тем дает власть совершать акты, потребные для выполнения этой миссии.
Сократ. Сократ (469-399 до н.э.). Считал, что править должны знающие. Идеалом Сократа являлась аристократия мудрых. Настоящее знание, по Сократу, нужно получать не от учителя, а путем углубленного самопознания. Требование Сократа "править должны знающие" относится ко всем политическим формам: резко критиковал Сократ тиранию. Идеалом Сократа была аристократия знающих. В основе характеристики различных форм государства лежал выдвинутый Сократом принцип законности. Сократ различает царство и тиранию, аристократию и олигархию, правильную демократию и неправильную демократию. В качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами, Сократ расценивал аристократические Спарту и Крит, умеренно-олигархические в то время Фивы Отрицательно Сократ относился к "крайней" демократии в родном полисе. Договорная теория Сократа. Сократ первым выдвинул принцип законности и сам его по жизни всегда принципиально придерживался. Законность, по мнению Сократа, состоит в том, чтобы подчиняться законам своего государства. Свобода, по Сократу, - это прекрасное и величественное достояние и для человека, и для государства. Все законы взаимозависимы, т.к. обусловлены божественным первоисточником. Перед законом должны быть равны и правители, и подданные. Мораль и истина тождественны. Многие видят в учении Сократа предпосылки договорной теории взаимоотношений гражданина и полиса, но стороны в таком договоре не равны, государство явно преобладает. В 399 году до н. э. выдвигают против Сократа обвинение в безбожии, нарушении отечественных законов и развращении молодежи. Осужденный на смерть, Сократ остается верен своим принципам и отказывается от подготовленного побега.
Неокантианство Течение буржуазной фил 2 пол 19 века нач20 века пыталось возрадить фил Канта переработать ёё вдухе идеализма. Устранение кантовской трактовки «вещи в себе»утверждение о внеопытном хар познания соотносительность обьекта субекта.объединяло ряд направлений идеализма физиологической (ланге) психологическое (нельсон) Критич реализ(Риль) В основе этики неокант противопоставление бытия и долженствования..Социализм недостижимый идеал.
Спиноза Бенедикт.. естественное право отождествлялось с “мощью” – способностью любой части природы к самосохранению: “Право каждого простирается так далеко, как далеко простирается определенная ему мощь”. Человек такая же часть природы, как и всякая другая;. На познании страстей людей Спиноза стремился построить свое учение о праве и государстве. Государство. Взгляды Спинозы на государство сложились под сильным влиянием Гоббса (Гоббс – сторонник абсолютной монархии, Спиноза – демократ) Политика. Настоящая задача политики, в том, чтобы вывести из человеческой природы то, что согласуется с практикой Человек, по природе эгоистичен и корыстолюбив. Спиноза искренне осуждал погоню за наживой, Однако корыстолюбие наряду с другими аффектами является вечной и неизменной чертой человеческой природы. Общественный договор. Спиноза – сторонник идеи общественного договора, но эта идея понимается им весьма своеобразно. Необходимость государства и законов обусловлена естественной причиной – противоречием между страстями и разумом людей. Человек только тогда свободен и могуществен, когда руководствуется разумом; “Если бы люди от природы так были созданы, что они ничего не желали бы, кроме того, на что им указывает истинный разум, – писал Спиноза, – то общество, конечно, не нуждалось бы ни в каких законах.Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно, и без законов, Право и Закон. Создание законов не может быть доверено монархам, вообще отдельным лицам, прихоти которых в силу слабости человеческой природы неизбежно возьмут верх над разумом.Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей. Форма. прочным государством признавалась республика, особенно демократическая. Спиноза осуждал абсолютную монархию.Государство, как и любая часть природы, подчинено естественной закономерности, Власть государства имеет границы. Концепция Спинозы – первое теоретическое обоснование демократии.
Монтескье. Среди произведений французского просветителя, юриста и политического мыслителя. Шарль Луи де Монтескье (1689-1755) можно упомянуть "О духе законов" (1748), "Защиту "О духе законов" (1750). Главная тема всей политико-правовой теории Ш.Л. Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, - политическая свобода. необходимых условий обеспечения свободы относятся справедливые законы и организация государственности.Объединение людей в обществе необходимо, только в общественном состоянии они утрачивают сознание своей слабости. Монтескье, - побуждает установить законы между людьми" Далее Ш.Л. Монтескье отмечает: "Общество не может существовать без правительства. Позитивные законы обязательно должны соответствовать естественному праву.Кант(формы) правления: республиканский, монархический и деспотический. Природе каждого вида правления соответствует и свой принцип, приводящий в движение механизм человеческих страстей, - особый для данного политического строя. В республике (и особенно в демократии) таким принципом является добродетель, в монархии – честь, в деспотии – страх. Основная цель разделения властей – избежать злоупотребления властью. Взаимное сдерживание властей – необходимое.Разделение и взаимное сдерживание властей являются,, главным условием для обеспечения политической свободы Ведущие и определяющие позиции занимает,, законодательная власть. "Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, Не будет свободы, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Иммануил Кант (1724–1804 гг.) разум человека развивается полностью не в индивиде, а в человеческом роде – в необозримом ряду сменяющих друг друга поколений. в совершенствовании культуры участвуют все поколения людей, хотя большинство из них действует бессознательно, разумное есть нарастающий итог культуры, а не обобщение существующей практики. Стать моральной личностью человек способен лишь в том случае, если возвысится до понимания своей ответственности перед человечеством в целом, Правовая теория Канта тесно связана с этикой. Определяется это тем, что право и мораль имеют у него один и тот же источник и единую цель. Рассматривая отношение права и морали, Кант характеризует правовые законы как своего рода первую ступень нравственности. По определению Канта, право – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. государство – это соединение множества людей, подчиненных Правовым законам. В качестве важнейшего признака государства здесь было названо верховенство закона. Призванное гарантировать устойчивый правопорядок, государство должно строиться на началах общественного договора и народного суверенитета. Философ мечтал о мире без войн, о создании международно-правового порядка, основанного на принципах равенства народов и невмешательства во внутренние дела государств. Призывы Канта признать за людьми “права всемирного гражданства”.
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) коллективистский анархизм, Отрицательное отношение к законам и законодательному регулированию, все юридические законы, в отличие от законов природы и заурядного правила общежития – внешненавязанные. Игнорирование естественных законов ведет к подчинению искусственно создаваемому юридическому праву. Всякое законодательство порабощает человека и развращает законодателей. Гарантия свободы – контроль за государственной властью. Совершить социальную революцию – значит разрушить все учреждения неравенства и насилия, и в первую очередь государство. Социальная революция в отличие от политической совершается не с помощью только революционной власти, а более всего с помощью народной силы.. Макс Штирнер Считал гос иправо порождением человеч сознания «призрак»Поэтому метеж в гос это борьба с призраками.Штирнер отрицает гос и власть.Они и право огранич свободу индивида.Важное место занимает частная собственность как отличе одного челот другого.гос источник фин не равенства эксплутация деление на классы. Пьер Жозеф Прудон идеолог влиял на рабочий класс книга «Что такое собственность.» выступал против всякой государственности.заслугу в развитии общества он приписывал произволу политических партийОн отрицал идею классовой борбы и выступал за премерение классов Свобода по нему не совместима с политической властью.Но он не против частной собственности он свобода личности. Цицерон. Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.), блестящий древнеримский оратор, адвокат, политический деятель, создал труды "О государстве", "О законах", "Об обязательствах" Цицерон вводит в правовой и политический обиход понятие гражданина как субъекта права, понятие государства как правового общения. народ у Цицерона – не толпа, а сообщество, образованное на основе согласия всех в понимании права и общего интереса. Государство – правовой союз, правовое общение. Здесь у Цицерона возникает идея правового государства, государства, основанного на справедливости, а не силе. возникновении государства Цицерон исходил из совмещения теорий Аристотеля (постепенное вырастание из семьи и селения) и Эпикура (договорная теория), т.е. Цицерон утверждал: государство возникает естественным путем, но закрепляется все же договором. Цицерон подчеркивает, что одна из важнейших задач государства – охрана собственности. социальное неравенство Цицерон считал вполне справедливым. Рабство Цицерон оправдывал природой. Вместе с тем, Цицерон считал, что рабами нужно владеть справедливо, у Цицерона положение раба приближается к статусу наемного работника. Цицерон различал естественное право (богоданное право) и позитивный закон (человеческое право " Цицероном же сформулирован самый лаконичный принцип правового государства: "Под действие закона должны подпадать все".Наилучшей из простых форм правления Цицерон считал монархию, Критерии различения форм государственного устройства В зависимости от числа правящих он различал три формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Среди них Цицерон предпочитает монархию, а менее всего благоволит демократии. Лучшим примером в этом деле Правильные формы государства имеют тенденцию вырождения в неправильные: царская власть – в тиранию, власть оптиматов – в олигархию, демократию – в охлократию. При этом исчезает государство как таковое, не говоря уже о праве.
Еллинек Г Георг Еллинек..
Т. Гоббс. Томас Гоббс (1588-1679) – английский мыслитель, создал произведения "О гражданине", "О теле", "О человеке» и "Левиафан". В "Левиафане".. Гос-во — это великий Левиафан (библейское чудовище). Т. Гоббс отстаивает абсолютную власть неограниченного монарха. Изначально все люди созданы равнымив физических и умственных способностях и каждый имеет право на все.Однако человек – существо эгоистичное –«человек человеку волк». Отсюда неизбежность войны против всех. Страх смерти и инстинкт самосохранения доминируют над другими старастями. Главный закон – стремиться к миру и следовать ему. Сила решает – что кому принадлежит, что является правом, а что нет. Абсолютная власть государства – гарант мира и реализации естественных законов. Государство –это лицо, суверен, обладающий верховной властью, остальныеподданные..В любом государстве власть суверена абсолютна, безгранична, суверен не связан гражданским законом, сам издает, отменяет законы, объявляет войну, заключает мир, разбирает споры, назначает должностных лиц. Наделенное абсолютной властью государство выпоняет не только полицейско-охранительные функции, воспитательно-просветительная деятельность. Единственным мерой добра и зла является закон, но закон должен быть использован не против заблуждающихся, а против самих заблуждений. Благо народа – высший закон.за неограниченную власть государства. монархия Гоббс оставляет возможность индивиду противиться воле суверена – право на восстание Закон не вправе преступать и суверен – он рискует потерять власть.Стремился внедрить в науку о государстве и праве элементы математических методов.Широко применял аналогию государства с человеческим организмом:; верховная власть — душа гос-ва, судьи и чиновники — суставы, советники — память; законы — разум и воля, награды и наказания — нервы; благосостояние гр-н — сила,, гр-нский мир — здоровье, смута — болезнь, гр-нская война — смерть. вводил законы разума и опыта. Марксизм. Марксизм возник в 40-х годах К.Маркс и Ф.Энгельс сделали попытку выяснить условия и указать пути освобождения трудящихся от эксплуатации, форм социального Государство и право с точки зрения марксизма – надстройка по отношению к экономической структуре общества, Государство по марксизму носит классовый характер – классовая общественно-экономическая формация.Добившись своего политического господства пролетариат осуществляет деспотическое вмешательство в право собственности, в буржуазные производственные отношения, сосредотачивает орудия производства в руках государства, централизует транспорт, кредит, вводит обязательства труда для всех. . по марксизму государство – организация для систематического насилия одного класса над другим. Центральной идеей марксизма является идея установления диктатуры пролетариата, посредством которой осуществляется насилие над другими классами. Нет принципу разделения властей, принцип – управления народом посредством самого народа (идея соединения в одном органе законодательной и исполнительной власти. При исчезновении классовых различий публичная власть теряет политический характер.
Руссо Жан-Жак (1712–1778 ггпредставлений о естественном (догосударственном) состоянии. По описанию Руссо, сначала люди жили, как звери. У них не было ничего общественного, даже речи, не говоря уже о собственности или морали. Они были равны между собой и свободны. Дальнейшее развитие цивилизации появлением и ростом общественного неравенства. Первым по времени возникает имущественное неравенство. появляется неравенство политическое. последний предел неравенства наступает с перерождением государства в деспотию. В таком государстве нет больше ни правителей, ни законов – там только одни тираны. Руссо критеку частную собственность, порождающую роскошь и нищету,. В результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов, или республика. Подчиняясь сообществу, индивид не подчиняет себя никому в отдельности и, значит, остается “таким же свободным, каким он был раньше”. Свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое, Суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти. Народный суверенитет, два признака – он неотчуждаем и неделим. При народовластии возможна только одна форма правления – республика, тогда как форма организации правительства может быть различной – монархией, аристократией или демократией
Марксизм. Марксизм возник в 40-х годах К.Маркс и Ф.Энгельс сделали попытку выяснить условия и указать пути освобождения трудящихся от эксплуатации, форм социального Государство и право с точки зрения марксизма – надстройка по отношению к экономической структуре общества, Государство по марксизму носит классовый характер – классовая общественно-экономическая формация.Добившись своего политического господства пролетариат осуществляет деспотическое вмешательство в право собственности, в буржуазные производственные отношения, сосредотачивает орудия производства в руках государства, централизует транспорт, кредит, вводит обязательства труда для всех. . по марксизму государство – организация для систематического насилия одного класса над другим. Центральной идеей марксизма является идея установления диктатуры пролетариата, посредством которой осуществляется насилие над другими классами. Нет принципу разделения властей, принцип – управления народом посредством самого народа (идея соединения в одном органе законодательной и исполнительной власти. При исчезновении классовых различий публичная власть теряет политический характер.
Радищев Александр Николаевич (1749–1802 гг.) основой политико-правовых взглядов Радищева были идеи естественного права и общественного договора, Радищев доказывал несостоятельность крепостничества с позиций теории естественного права. Положительный закон должен иметь основание в естественном законе; по природе все люди равны. Крепостное право противоестественно, потому оно является не правом, а насилием,. Радищев раскрывает также экономическую несостоятельность крепостничества, его противоречие интересам развития сельского хозяйства, низкую производительность подневольного труда. Радищев выступал против самодержавия. “Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние”. Радищев выдвинул идею народной революции.. Считал народную революцию правомерной, В будущей России должен установиться республика
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|