Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Происхождение восточных славян. Переход от варварства к цивилизации.

История любого народа изначально связана с тем географическим пространством, на котором началось и протекает его развитие. Географическим пространством, на котором началась и продолжается по сей день история русского народа стала огромная Восточно-европейская равнина. Её главной характерной чертой является природно-климатическое однообразие. Различия четырех климатических зон: арктической, северной, средней и южной, сглажены и не представляют таких контрастов как в Западной Европе. Если исключить из рассмотрения районы Крайнего Севера и Южные Степи, то Средняя полоса России отличается достаточно однородным климатом: долгая морозная зима со снегом, поздняя весна, с частым возвращением холодов, теплое, благоприятное для земледелия лето. Частые и более резкие перепады температуры зимой и летом и более мягкие весной и осенью.

Характер растительности в различных районах Восточно-европейской равнины, позволяет выделить две основные зоны: лес и степь. Север и северо-запад равнины издревле были покрыты лесами, а юг и юго-восток занимали степи. Огромную роль в строении Восточно-европейской равнины играют реки. Главные водные артерии – Волга, Днепр, Дон, Западная Двина – создают условия для развития земледелия и судоходства.

В.О. Ключевский справедливо полагал, что лес, степь и река – основные стихии русской природы, оказавшие определяющее значение на развитие русского национального характера, а также общественной и хозяйственной жизни русского народа.

Лес давал строительный материал, пищу, одежду – был основным источником хозяйственных ресурсов, служил укрытием от врагов. Но лес создавал и существенные препятствия развитию хозяйства. Расчистка посевных площадей требовала выжигания и выкорчевывания лесных пространств. Леса осложняли прокладку путей сообщения и сдерживали развитие торговли.

Степь открывала широкие возможности развития земледелия на черноземных землях и скотоводства на обширных степных пастбищах. Она давала выход к теплому Черному морю. В то же степь была постоянным источником опасности. Оттуда приходили степные кочевники. Их набеги несли разорение хозяйству, смерть или рабство населению. Века противостояния со степью и ее обитателями наложили отпечаток на всю историю русского народа.

Реки служили главными путями. Славянские племена, заселявшие Восточно-европейскую равнину, продвигались в основном по берегам рек и основывали на них свои поселения. Уйти от реки значило отрезать себя от мира, от соседей, затеряться среди чужих лесов или степных просторов.

Как считает большинство историков, славяне обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев – от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н. э.; географ Птолемей, II в. н. э.).

В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н.э) совпавшего с кризисом рабовладельческой формации славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство.

Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н.э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь столетий неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве» упомянул «время Бусово».

Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и они были отброшены на восток.

В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в Южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. «Умом гордые" и телом великие авары-обры исчезли бесследно.

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней 0ки и верховьев Дона на востоке, от Невы Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшее Восточно-европейскую равнину, вступали в контакт с финно-угорскими к балтскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы – этап на пути складывания государственности восточных славян.

В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин "племена" в отношении этих объединении был предложен историками. Вернее, было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40-60 км в поперечнике). Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения - височные кольца и т.п.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения. Современная историческая наука считает первоначальным местом обитания славянских племен верховья Вислы, берега Тиссы и склоны Карпатских гор, то есть современную восточную Венгрию и Южную Польшу. В период «Великого переселения народов», начавшегося со II в. н.э., славяне стали расселяться по Европе. Часть славянских племен отправилось на Юг, на Балканы (будущие сербы, хорваты и др.), часть устремилась на Запад (будущие чехи, моравы, поляки, словаки). А часть славянских племен – на Восток. Эта восточная ветвь славянства стала этнической основой для создания Древнерусского государства.

В VII -VIII вв.. н.э. славянские племена расселились по Восточно-европейской равнине: поляне, древляне и дреговичи заняли правый берег Днепра. Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них между устьями рек Десна и Рось жили северяне (Чернигов). К западу от полян на правобережье Днепра "седеша в лесах" древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи (от слова "дрягва" - болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота - притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки, - потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по р. Сожь и ее притокам - радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене.

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходках.

Заселив Восточно-европейскую равнину, славянские племена оказались в окружении многочисленных соседей. На Севере соседями славян стали финские племена, делившиеся на множество мелких народцев: чудь, весь, меря, мордва, черемисы, зыряне. Их разрозненные поселения раскинулись на огромных просторах русского севера. Эти племена сохраняли первобытный уклад жизни, между ними не было сколько-нибудь устойчивых связей, не говоря уже о государственном объединении. Они встретили славянские племена довольно мирно и позволили им поселиться на своих землях, благо места в этих просторах хватало всем.

На северо-западе соседями славянских племен были балты (литовцы, латыши, пруссы, япиги). Они обитали в бассейне реки Неман и Западной Двины Эти племена также не стали соперниками славянских племен и встретили пришельцев достаточно мирно.

Огромную роль на северных и северо-западных землях тогда играли норманны или варяги – пришельцы из Скандинавии. Они поддерживали в этом регионе торговлю и совершали периодические набеги на морское побережье и берега рек. Однако, в целом, обстановка на Северном и северо-западном направлениях сложилась мирная. Здешние соседи славянских племен не представляли серьезной опасности.

Иначе складывалась обстановка на юге и юго-востоке Восточно-Европейской равнины. Здесь соседями славян стал могущественный Хазарский Каганат и племена кочевников-печенегов. Основой Хазарского Каганата были племена хазар, обитавшие на Северном Кавказе. Власть в Каганате захватили представители еврейской диаспоры. Хазарский Каган стал марионеткой в их руках. Раз в год его демонстрировали: народу для подтверждения законности существующей власти. Хазарский Каганат стремился поддерживать контроль над степями Северного Причерноморья, опираясь на своих союзников печенегов. Славянские племена, жившие на берегах Днепра (поляне, древляне, дреговичи) вынуждены были признать власть Хазарского Каганата и платить дань хазарам.

Еще одним соседом славян была Византийская империя. Она стремилась обезопасить свои владения на Балканах и в Северном Причерноморье. Для этого византийские политики применяли испытанный римский принцип: разделяй и властвуй. Они стремились не допустить создания у своих границ крупного племенного или государственного объединения. Поэтому их устраивало, что славянские племена враждуют с хазарами и печенегами, а также между собою.

Главным занятием славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Однако, техника земледелия, существовавшая в те времена, не способствовала оседлому образу жизни. Земли быстро истощались и уже через несколько лет не могли прокормить земледельцев. Приходилось искать новое место, которое нужно было расчистить, вырубив и выкорчевав лесную чащу. Расчистка земель производилась силами отдельных семей и после этого земля становилась семейной собственностью. Родовая собственность, служившая основой родовой общины, распылялась. Так постепенно родовая община сменилась соседской, основанной не на семейных связях и совместной собственности, а на общности места проживания и общих хозяйственных интересах. Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур - "жито", сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях этого региона говорит заимствование славянами римской хлебной нормы – квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924 г.

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок.

Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали, урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой, удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Постепенно стали завязываться торговые связи с другими народами. Главными экспортными товарами славянских племен были – мед, воск и пушнина. С этими товарами первые русские купцы отправились на рынки Хазарии и Византии и приобретали там ремесленные изделия и оружие. Однако, это не могло удовлетворить потребности славянских племен в ремесленных изделиях. Поэтому они должны были развивать собственное ремесленное производство.

Развитие ремесла и торговли стало основой для создания городов. Поляне основали Киев, северяне – Чернигов, Кривичи - Смоленск и Полоцк, а славянские племена, жившие в районе озера Ильмень, основали Новгород. Первые древнерусские города нуждались в защите и поэтому превращались в крепости, охраняемые наемными дружинами, зачастую варяжского происхождения. По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.

Так к IX в. н.э. у Восточных славян сложилось две основные формы общественной жизни. Сельская община живущих по соседству земледельцев для хозяйственной взаимопомощи и совместной защиты от врагов, и город объединение торговцев и ремесленников с теми же целями.

Когда славянские племена начали заселять Восточноевропейскую равнину, господствующей формой общественной жизни у них была родовая община, то есть объединение кровных родственников. Семейные связи были основой общественных отношений. Родовая община покоилась на авторитете старшего в роде, общности родового имущества и общем культе предков.

В процессе переселения и освоения новых земель родовые связи стали ослабляться и разрываться. Отдельные семьи в поисках лучших участков земли отрывались от родового союза. Семьи из разных родов селились по соседству друг от друга, постепенно образуя соседскую общину. А члены одного рода оказывались разбросанными на огромном пространстве.

Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община – мир, вервь (от слова "веревка", которой измеряли землю при разделах).

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская община. Общинников объединяло теперь не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. (Феод — наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал - владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.). Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства, феодалов имели натуральный характер и стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов. Они еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные ее районы населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности – слободами.

В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких как путь "из варяг в греки" или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам. Великий водный путь "из варяг в греки" был своеобразной "столбовой дорогой", связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по р. Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по р. Волхов в озеро Ильмень и далее по р. Ловать до верховьев I Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира - Новгород и Киев контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В.О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, так как путь "из варяг в греки" был "главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства".

Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злые и добрые духов. Славяне верили в загробную жизнь. При погребении покойника снабжали всем необходимым для будущей жизни: его любимыми вещами, оружием, ставили на первое время горшок с пищей. Тризна (поминки) совершались об ушедшей в иной мир, душе. Особенно почитались души предков-родоначальников. Славяне верили, что и в загробной жизни они не переставали следить за своим родом, защищать и помогать ему.

Олицетворением предков были божества Род и Роженица. Род иначе назывался Щуром. Отсюда и поговорка «чур меня», что означало просьбу к предку о защите. Постепенно бог рода был вытеснен покровителем семьи, дома – домовым.

Почитание явлений природы связывалось у восточных славян с праздниками. Рождение солнца (начало прибавления дня) отмечалось праздником коляды; наступление весны – праздником сжигания чучела зимы (позднее – масленица); летний поворот солнца – праздником Купалы. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун – бог грома, молний, войны; Сварог – бог огня; Велес – покровитель скотоводства; Мокошь, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл – бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии устойчивого славянского межплеменного единства. Для богов строила специальные сооружения – требища и капища, где происходили моления и жертвоприношения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...